Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 27-я по Пятидесятнице
Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Берегитесь любостяжания — говорит сегодня всем людям Христос — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым. Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью (Притч. 15, 17).
И с другой стороны, как говорится, все предлежит богачу — но не дал ему Бог здоровья, и не может он ни к чему прикоснуться. Можно иметь все богатства земли и быть самым несчастным человеком на свете. Чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания, от которой погибает мир, Господь рассказывает притчу о жизни и смерти одного богатого человека. И оставляет нам самим судить, был ли этот человек счастлив.
Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, и его земля была плодородной, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать, — рассуждал он сам с собой, — и некуда мне собрать плодов моих».
Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. Оттого, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная. Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом: по внутреннему его состоянию определен был Господом ему смертный приговор.
Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. И может быть, многие спросят: а в чем, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и он должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропадало. И мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю, — говорит он, — сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое». Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог.
Его поведение — открытый вызов всему, чему учит слово Божие. Он идет путем, прямо противоположным тому, что мы знаем из учения Христова. Его решение поэтому вполне безумное. Безумие было с его стороны, говорят святые отцы, плоды земные называть своими плодами, своим добром. Все, что мы имеем, дано нам в долг. Но все это принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем. Ему и в голову не пришло при таком избытке поделиться с теми, кто ничего не имеет. Вместо того, чтобы принести благодарение Богу за радостную возможность давать другим, чтобы и другие вместе с ним радовались и благодарили Бога, он прилагает все усилия, для того чтобы все сохранить для одного себя. Он ведет себя как вор, у Бога укравший. И краденое хочет сокрыть в надежном месте. Безумием была с его стороны уверенность, что добра хватит на многие годы, в то время как в один час все может быть сожжено дотла. Может быть, от удара молнии внезапной, нечаянной грозы. А может быть, от тли, которая неприметно все изъест.
Я знал одну бабушку, которая во время войны хранила в амбаре за десятью замками «на черный день» зерно, когда внуки ее недоедали. А потом, наконец, открыла и увидела, что вместо зерна осталась одна труха, и в ней копошатся черви. Помню также рассказ одного благочестивого человека. Он со слезами изумления и благодарности рассказывал о том, как буквально за несколько дней до революции сгорела у его отца большая мельница. Вначале все были в ужасе, а потом увидели, что это спасло его и всю его семью от гибели, когда всех, имеющих богатство, в этом селении расстреляли или сослали на гибель в концлагерь. Уместно вспомнить в связи с этим наставление святых отцов о том, что когда при нечаянной утрате земных богатств мы благодарим Бога, Он вменяет нам это благодарение в добровольную раздачу богатства нашего как милостыни.
Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где все определяется земным успехом, и вся мудрость жизни заключается в том, как достигнуть этого успеха. Нам понятно, что эта притча о большевиках, о «новых русских», о сегодняшней Америке, об американизации и маммонизации всего сегодняшнего мира. Безумный богач — это современный преуспевающий в какой угодно области человек. Он знает, какую новейшую технику употребить, как обработать, как удобрить почву, если речь идет конкретно об этом деле, какие семена выбрать для более благоприятного урожая. И так во всех областях жизни, в любой сфере. Это самое главное для человека. Человек этому научился, он достигает успеха. И кажется, все общество может этому научиться.
Кажется, нет предела богатству этого человека и этого общества. Оно стоит как беспощадный идол, ослепляя ум и воображение новыми грандиозными проектами перестройки мира. Америка сейчас, кажется, достигает успеха в самой высочайшей степени. Время от времени Господь ставит человека, народы перед крушением всего, пока все не сокрушит, пока не остановит нас совсем и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.
Самое большое безумие безумного богача было сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Как будто человек живет, чтобы есть! Если бы он сказал: «Тело мое, покойся, ешь, пей, веселись, у тебя хватит добра на многие годы», в этом был бы еще какой-то смысл. Но что душе от какого угодно количества зерна или золота? Разве может душа питаться подобной пищей? Если бы у этого человека была душа свиньи, она могла бы удовлетвориться тем, чтобы есть и пить. Потому что душа человека может питаться только правдой и добром, делами милосердия, которые она совершает, чистотой, молитвой, словом Божиим, любовью, Богом.
Когда Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и когда Он говорит: «Пийте от нея вси», тогда душа вместе с телом может есть и пить, и веселиться о Господе на многие годы и на веки вечные. А надежды только на земное счастье безумны. Приходит день, когда Бог называет самого носителя этих надежд именно таким именем: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?»
Он думал среди бессонной ночи, что собрал добра на многие годы, но он должен будет расстаться с этим добром в сию же ночь. Он думал, что будет наслаждаться им сам, но он должен оставить его, и притом неизвестно кому. Кому, в самом деле, достанется это добро? На что употребят нетрудовое богатство его дети, ради которых он столько старался? Будут ли они более мудрыми или еще более безумными? Сколь многие, если бы они могли заранее видеть, кому достанется их дом после смерти, или то, как губительно будет для их собственных детей это богатство, предпочли бы спалить его своими собственными руками, чем собирать его в течение всей своей жизни, готовя вечный огонь для своих детей через это богатство!
Что ты сделал с душой? Что ты сделал со своей жизнью? «Дай Мне отчет в твоем управлении», — скажет каждому из нас Господь (Лк. 16, 2). Смысл притчи в том, что человек встретил Бога и увидел, что ничего не имеет, и пустота эта обнаружилась вечным адом. В то время как Господь хочет дать человеку все, и всего Себя отдает.
«Так бывает со всяким, — говорит Господь нам, — кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец всякого уповающего на земное богатство человека. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.
Источник
Один богач собрал весьма богатый урожай
О богатом урожае (Лк 12:16-20)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Мы слышали притчу о неправедном богаче. У одного человека,—повествует нам сегодняшнее евангельское чтение, — случилась большая радость, большой урожай, прибыток. И он для себя решил, что сломает старые житницы, построит новые, соберет в них весь свой урожай и скажет своей душе: «Много, душа, у тебя добра, на многие годы. Покойся, ешь, пей, веселись». А Господь говорит ему: «Безумный! В эту ночь душу твою от тебя заберу, кому же достанется все, что ты заготовил?» Так вот бывает, — говорит нам Евангелие, — с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Вот эта странная притча, которая говорит о самых обычных человеческих вещах, о том, что, собственно говоря, мы всегда делаем. Если что-то, ради чего мы живем, стараемся, трудимся, вдруг у нас получается, приносит определенные плоды, то мы с радостью расширяем наши хранилища, умножаем богатство земное. Это так естественно для человека! Так он устроен. Так развивается экономика, так развивается промышленность, так развивается все материальное в этом мире, так развивается прогресс. Старое уступает место новому, старые хранилища разрушаются, воздвигаются все время новые хранилища, ради того, чтобы человеку было удобно, хорошо, комфортно на земле. И мы понимаем, что если этого не будет, то мир не сможет существовать. Это двигатель, закон этого мира, который Господь называет безумным. Не в Бога мир богатеет.
И в этот же день, когда мы слышим эту притчу, мы празднуем праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, который, в отличие от законов мира, по которым мы живем, — таких реальных, нам доподлинно известных, совершенно очевидных, — совершенно неочевидный праздник. Неочевидный с точки зрения фактологической, потому что о Пресвятой Богородице в Священном Писании почти ничего не говорится. И история этого праздника не зафиксирована в наших священных книгах. О нем говорят только апокрифические источники, которые изначально Церковь не воспринимает как достоверные. То же самое мы можем сказать и о Ее Рождестве и Успении. И тем не менее оказывается, что это гораздо более реально и разумно, нежели тот закон, о котором нам сегодня говорит Священное Писание в притче о богаче.
Мы сегодня воспеваем Пресвятую Деву Марию, Ее Вхождение во Храм, называя Ее такими словами: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится во храм Господень, благодать совводящи».
И о Ней сегодня повествует и апостольское чтение, когда апостол в своем Послании к евреям напоминает, как был устроен ветхозаветный храм, как была устроена Скиния Божия. И мы понимаем, что Божья Матерь– Она и есть тот самый Божий Храм, Пречистый Храм Спасов. Она являет Собой храм Христа, Она вводится в храм Господень, Она вводится в Святая Святых, но Она Сама больше, чем Святая Святых. Она Сама оказывается больше, чем ветхозаветное святилище, чем ветхозаветный Храм со всеми егосвятынями. Потому что Она принимает в Себя семя Жизни. Она принимает в Себя Спасителя мира. Она принимает в Себя весь Новый Завет, и тем самым становится Храмом Жизни.
И этот праздник тоже нам очень много раскрывает вообще о самом человеке,потому что и о нас апостол сказал такие слова: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас». Разве вы этого не знаете?
В одном из своих стихотворений Осип Мандельштам называет храмы такими интересными словами:
Амбары воздуха и света,
Зернохранилища вселенского добра,
И риги Нового Завета.
Как пишет поэт о храме Божием? Зернохранилища, амбары —те самые амбары, о которых нам сегодня говорит Евангелие, только совсем в другом смысле. Расширяет свои зернохранилища этот безумный богач, потому что он туда пытается вместить все блага видимого сего мира. Он пытается как можно больше расширить эти хранилища, чтобы все, что в этом мире есть полезного, нужного, благого, материального, устроить для себя, чтобы на этом почивать, на этом обрести покой и думать: «Как же теперь хорошо мне с этим!». А если посмотреть на это другими глазами, глазами Евангелия, другим законом мира, . НИЧЕГО НЕ ПРОПУЩЕНО?? «ПОСМОТРЕТЬ… ЗАКОНОМ» . то оказывается, что храм Божий — это тоже зернохранилище. И каждый из нас может статьпо-настоящемутаким храмом Божиим. Все время в Бога богатеть, стать хранителем зерна, слова Божия, о котором нам так часто говорит Евангелие в своих притчах как о семени, которое сеется, которое приносит плод сторицей, которое, если не умрет, то никакого плода не принесет. Ведь это же о каждом из нас и о том, что мы тоже призваны, подобно Матери Божией, стать такими удивительными амбарами воздуха и света, такими зернохранилищами настоящего вселенского добра, слова Божьего, которое так может в человеке прорасти, так может человека изменить,обогатить, вознести, что он по-настоящему может уподобиться Богу в этом своем состоянии, в этой своей открытости для слова Божьего.
Мысегодня слышали слова Христа, которые Он сказал о Своей Матери: «Блаженнее те, кто слышат слово Божие и умеют хранить Его». Ведь это же о Ней сказано, о Пресвятой Деве Марии, Которая как никто из других людей умела так слышать Божье слово, так хранить его, что это слово Божье стало для Нее всем, и Она стала им, Она так с ним соединилась.
Это ведь и для нас звучит. Вот эти семена слова Божьего, которые можно так сохранить,так приумножить, так превознести, что и они для нас станут главным содержанием нашей жизни, а мы станем теми, кем призваны стать – тем же самым пречистым храмом Спасовым, храмом Божьим, в котором живет Дух Святой, умножает в нас эти дары и приводит к Царствию Небесному.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы слышали притчу о богатом человеке, которому в жизни очень повезло – он собрал такой большой урожай, что старые житницы не смогли его вместить. И тогда человек подумал: «Разорю-ка я старый амбар, построю новый, соберу туда все свое добро, и скажу: душа моя, много у тебя добра, на многие лета, ешь, пей, покойся, веселись!» А Господь ему сказал: «Безумный, в эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же все это достанется?»
Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не для Бога – об этом притча.
В общем-то, богач выразил упования и желания всех нас. Разве не этого люди хотят? Не так ли стремятся жить? Не земное ли благо ставят во главу угла? Разве не хочется всем нам сказать: душа моя, как же все хорошо наконец-то, как благостно, как много у тебя всего, ешь, пей, веселись, не думай ни о чем!
Вот и в истории человечества так же: старые житницы разрушаются, строятся все новые и новые для того, чтобы утвердиться на этой земле навечно.
В этой притче важно, как сам богач оценивает то, что у него есть. Он называет это словами «добро» и «благо». Да, в русском языке такой эвфемизм существует, когда мы вещественное – богатство, деньги, прибыток – называем словом «добро», возвышенным, прекрасным словом. Но стоит только подменить понятия – и сразу все меняется в нашей жизни. Важным вещам даем незначительные названия, а неважным – высокие, абсолютно им не соответствующее. К примеру, красотой часто называем красивость, умом – хитрый, изощренный интеллект, любовью – то, что ею совсем не является, cвободой – то, что к свободе никакого отношения не имеет. Вот назвали однажды так, под этим красивым названием спрятались от Бога, Истины, правды, собственной совести – и живем себе спокойненько.
Богач называет «добром» то, что мы иногда называем «барахлом». Вот оно – настоящее название. И ценность его – соответствующая. А благо – это то, что Господь о Себе говорит: Я благ и кроток сердцем. Он есть истинное благо, наш Господь. «Вкусите и видите, яко благ Господь» – поем мы на каждой литургии.
И Евангелие о том же говорит: где богатство ваше, там и сердце ваше. Легко себя контролировать, прислушиваясь к собственному сердцу: где оно, с кем, куда устремлено.
Человек таким образом сотворен Богом, что состоит из двух природ. Да, действительно, Господь взял персть от земли и вдохнул в него Дух жизни. Так говорится о сотворении человека: и стал человек душою живой. И дальше говорится: и сотворил Бог человека по образу Своему и подобию. Казалось бы, если в человеке есть такое богатство, такое сокровище, такое благо, как образ Божий, он должен непременно стремиться вверх, к Отцу своему небесному, но нет, он все равно стремиться вниз, ищет земного, во главу угла ставит конечное человеческое бытие, которое изменяет природу человека, извращает ее, искажает.
А Господь говорит, что мы должны в Бога богатеть. В слове «богатство» корень – Бог. Само слово нам показывает, где находится истинное сокровище. Поэтому, когда мы говорим «благо», «любовь», «красота», «свобода» – мы называем имена Божии. Этими словами можно обратиться к Богу по имени. Он – бесконечно благ, неизреченно красив, истинно свободен. Познайте Истину, – говорит нам Евангелие, – и Истина сделает вас свободными.(Ин.8;32)
В Евангелии заключено наше богатство. В словах Христа о Царствии Небесном, к которому призван каждый из нас – наше сокровище. Богатеть в Бога очень легко – просто надо все назвать своими именами. Тогда сразу станет понятно, к чему призван человек.
Мы все время задаемся вопросами: в чем наше призвание, в чем смысл нашей жизни… Да вот именно в этом – в богатении в Бога. Это самое главное в жизни. Важно, чтобы человек не просто понял, а полюбил эту истину – ну хотя бы так, как тот богач свое богатство. Чтобы она стояла у него на первом месте. Чтобы было, в Евангелии: искал прежде всего Царствия Небесного и правды его. А все остальное приложится, ничего не пропадет, главное – Царствие Небесное и его правда.
Вот оно – богатство, вот в чем богатеют в Бога те, кто действительно это понимает и действительно этого желает. Правды Божией и Царствия Его. А все остальное – слышите? – приложится. Наша человеческая боязливость, наше неверие в Бога все время заставляют сомневаться в этих словах – а как же мы без того, как же мы без другого? И получается так, что отодвигается понимание Истины, и тогда истинными словами мы называем совершенно незначащие явлениям, а высочайшими словами – нечто абсолютно ничтожное. Жизнь так сильно извращается, что мы начинаем по-другому смотреть друг на друга, строить наши отношения, по-другому жить и умирать – жизнь обессмыслена, потому что с самого начала все названо неправильно.
Но как только названия возвращаются к своим смыслам, человек ведет себя более осознанно, он вдруг начинает понимать, кто он такой, к чему призван и в чем его истинное богатство.
Давайте эту притчу еще раз прочитаем дома, серьезно подумаем над ней и прислушаемся к нашему сердцу. Где оно? Чего ищет? Чего ждет?
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангелии рассказывается о человеке, у которого был очень большой урожай. Увидев плоды своих рук, он обрадовался и сказал: «Как хорошо! Вот теперь я разрушу свои старые житницы и построю новые, большие, чтобы весь урожай туда собрать! И скажу душе своей – душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, говорится в Евангелии, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Евангелие описывает нам ситуацию, которую мы все для себя желаем: чтобы все было хорошо, чтобы всего было достаточно. И вот вдруг наконец-то получилось: так много добра привалило, что и девать-то уже некуда! Наконец-то жизнь удалась, и можно сказать себе: «Теперь у тебя все есть, можно жить хорошо и спокойно!».
Казалось бы, что в этом плохого? Ведь так люди и живут. Человек не может жить иначе. Если человек не будет так развиваться, то не будет развиваться экономика, не будет развиваться наука… Никакого прогресса не будет, мир вообще остановится, в нем не будет ничего нового: не будет айфонов и айпадов, новых компьютеров, не будет никаких технологий, нанотехнологий, ничего этого не будет. И действительно – не будет, так и есть.
И вся система нашего жизнеобеспечения построена на том, о чем гласит сегодня Евангелие, на том, что сегодня Господь говорит богачу, – безумный, безумный и безумный!, – потому что, если человечество таково, как этот богач, то тогда в нем нет никакого смысла. Если вот это главное, если ради этого мы живем, если ради этого мир существует, тогда вообще в человеке ничего нет человеческого, ни одного человеческого смысла. Безумие, полное безумие…
А человек же не таким сотворен Богом, не ради этого сотворен. Господь зовет нас на небо, Господь призывает нас к Себе, для нас открыты двери Царства Небесного. Это Царство Небесное благословляется каждую литургию, а сердце наше даже здесь, в храме Божием, даже когда к Богу мы устремляем наши сердца, просит этого – земного, земного, земного, побольше земного. Дай нам тут устроиться на долгие годы, дай нам здесь жить в покое и радости, дай нам здесь вот так пожить, чтобы мы могли все время говорить: «Нам больше ничего не нужно, кроме этого богатства».
А Господь открывает нам совсем другие врата, Он совсем другие житницы для нас готовит. Он действительно хочет, чтобы мы богатели, раскрывает наши души и дает нам это богатство. И человек, который стремится к настоящему богатству в Боге, тоже поступает подобно этому богачу: он все время разрушает свои старые житницы. Все время обновляется, все старое, мелкое, узкое и гнилое обязательно должно разрушиться. Человек должен себя разобрать, расширить для истинного богатства в Боге, чтобы наши внутренние амбары восприняли хлеб Божественный, когда принимаем Тело и Кровь Его, чтобы это в нас жило, чтобы это нас питало, чтобы это стало нашим истинным достоянием и богатством.
Евангелие дает нам образ богатства в Боге неоскудевающего, когда Господь в пустыне, в самом безжизненном, казалось бы, и бесполезном месте, питает и кормит толпы людей пятью хлебами. И эти пять маленьких хлебов в страшной безжизненной пустыне оказываются хлебом насущным для тысяч людей и не оскудевают, а умножаются. Это другой образ богатства, богатства в Боге, – умение себя расточать, раскрывать, свою скорлупу, в какой-то момент расколоть, как орех, и стать доступным для Бога и для человека.
Наша душа все время ищет полноты, она нам не дает покоя, мы все время стараемся ее чем-то наполнить. Нам без полноты плохо, мы чувствуем свою скудость.
Но когда эта полнота в Боге, когда эта полнота в Его любви, в Его радости — это совсем иная полнота, чем у евангельского богача. Да, он тоже говорит слова, которых жаждет наше сердце: «Наконец-то на сердце покой, наконец-то на сердце полнота, наконец-то можно ни о чем не думать!» Это хочет сказать наше сердце, но в Боге, когда можно в Боге ни о чем не думать, когда можно в Боге ни о чем не беспокоиться, когда можно в Боге даже не молиться, потому что если ты в Боге, ты можешь ни о чем Бога не просить, потому что Он и так все знает, Он и так все тебе подает.
И вот этой полноты, вот этого богатства человек может достигнуть только одним путем – когда он способен внутри себя разрушить старые житницы, когда он способен себя расколоть, когда он способен треснуть перед Богом по-настоящему и стать доступным для Его любви. И вот к этому Господь призывает нас сегодня собравшихся.
Апостол Павел сегодня нам говорит: «Проснись, спящий, восстани, спящий, воскресни из мертвых и освятит тебя Христос!» Мы пришли сюда спящие, мы пришли сюда, чтобы клониться долу, чтобы думать и просить о земном: «Господи, дай нам земного, дай нам земного, дай нам земного!» А на литургии мы молимся совсем другими словами: «Господи дай нам вместо земных небесная, вместо временных – вечное, вместо тленных нетленная». Давайте приходить сюда за этим, и вот этого у Бога просить, и открывать для Бога свои сердца, и желать в Него богатеть. Аминь.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о богатом человеке, который собрал в поле хороший урожай. И он рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда собрать мне плодов моих. Вот что сделаю: сломаю житницы мои, построю большие, и соберу туда весь мой хлеб и всё моё добро. И скажу душе моей, – душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с теми, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет.
Вот такое Евангелие, в котором описано совершенно обычная ситуация, когда жизнь наша складывается хорошо и благополучно, о которой большинство людей мечтает, именно таким образом и хочет устроить свою жизнь. Как было бы хорошо, если бы у нас тоже было как у этого богача… чтобы и у нас, наконец-то, прибавилось богатства… чтобы и мы могли сказать своей душе те же самые слова, которые являются слоганом современного мира: «Душа моя, покойся, ешь, пей, веселись». Что, собственно говоря, ещё человеку надо? Именно это-то и надо, наверно. Именно к этому люди стремятся: чтобы вокруг всё было хорошо, чтобы дом был «полной чашей», чтобы ещё к этой «чаше» прибавлялось, чтобы можно было спокойно оглядеться вокруг себя и сказать: «Как же хорошо всё вокруг складывается. Слава Тебе, Господи!».
Человек сотворён Господом из двух стихий, из двух природ, из Неба и земли. Небесного в нас, казалось бы, столько же, сколько земного. Более того, то Небесное, которое Господь в нас вложил, это дух Его жизни, жизни вечной. А земное – это просто прах земной, ничего не стоящий, ничего из себя особенного не представляющий. Но оказывается, что дойти до Неба бесконечно тяжело, а к земле прирасти очень просто. И всё время тянет человека прирастать к земле. Кажется очень важным и необходимым именно тут, на земле, устроить себя надолго и навсегда, чтобы именно этот мир – видимый, осязаемый, понятный — стал удобным, прекрасным миром. Как же хорошо, когда у тебя всё есть, когда тебя окружает благополучие, когда у тебя есть крепкое здоровье, когда у тебя всё по законам этого мира складывается правильно. А Господь неожиданно говорит богатому человеку: «Безумный, душу твою в любой момент могут взять у тебя».
Ничего этот богатый человек плохого не сделал, у него просто урожай был богатым. Казалось бы, как по-другому он должен был поступить? А как мы должны поступать по-другому? Слова Господа о том, что это безумие, что это не те законы, по которым должен жить человек, пугают нас, потому что жить по-другому мы не привыкли.
Идти путём Спасения для каждого из нас желанно, ведь мы знаем, что благ Господь, что Он уготовал любящим Его такое, что не видело око, не слышало ухо и на ум человека не восходило, об этом говорит нам апостол Павел. И когда мы читаем Евангелие, нам встречаются такие страницы, такие слова, которые сердце наше просвещают и греют, показывая нам, что истинное наше сокровище не здесь, не на земле, а вот там, где Господь, там, куда Он зовёт, и убеждает взыскать прежде Царства Небесного и Правды Его, а всё остальное приложится.
Но стремиться к небесному нам бесконечно тяжело. Наша природа всё равно заставляет нас жить подобно евангельскому богачу, и словом «добро» называть не духовные богатства, а материальные блага. «Много у меня добра» – говорит он о тленном богатстве. А Евангелие сегодня ещё раз пытается заставить нас взглянуть на Небо, оценить свою жизнь, чтобы каждый понял, в чем наше богатство, что для нас добром по-настоящему является, где и ради чего мы живём.
Мы приходим в храм, как в Небо, которое устроено на земле, где Господь раздаёт свои дары и богатства. И прежде всего Он отдаёт Самого Себя в Таинстве Причащения Тела Его и Крови. К этому ли богатству мы стремимся? К этому ли благу мы себя готовим каждую Литургию, когда приходим в храм? Этого ли по-настоящему жаждет наша душа? Или мы приходим сюда, чтобы просто отдать свой долг Богу, а потом вернуться в тот мир, который нас ждёт, который мы любим, и в котором мы хотим покоиться, есть, пить и веселиться, и забыть о том, что сегодня Господь призывал нас: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте от Нея вси: сия есть Кровь Моя …».
Это для нас очень важный вопрос, и поэтому, когда мы приходим на Божественную Литургию, когда мы в храме предстоим, Господь даёт нам истинное благо, он даёт нам Самого Себя. И как часто это благо нами не воспринимается, как часто мы его не хотим, не принимаем, отворачиваемся от него. И, конечно же, так поступать могут лишь безумцы, настоящие безумцы, потому что Господь нам Себя подаёт, а мы ищем чего-то другого. Пусть наше священное Евангелие, которое мы слышим в храме, просветит, и вразумит, и научит нас искать прежде всего Царство Небесное и Правду его. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Послал Господь одному человеку богатый урожай. Обрадовался человек и подумал: «Что же мне делать? Некуда мне это богатство вместить. Разорю-ка я свою прежнюю житницу и построю новую, которая вместит все это богатство. И скажу себе: «Душа моя, много у тебя блага, пей, ешь, веселись». А Господь сказал ему: «Безумный, ночью от тебя душу твою заберут. Кому все это останется?». Вот такая коротенькая притча, которую Господь рассказал своим ученикам
В этой притче раскрывается некий духовный закон: чтобы заполнить себя чем-то новым, надо прежнее разорить.
Если на эту притчу посмотреть с духовной стороны, то можно увидеть совершенно замечательные вещи. Если богатый человек – благочестивый, желающий умножить свои духовные дарования, то в ответ на его желание Господь посылает ему Свои духовные богатства. Но не вместить духовное богатство в старую житницу, сначала надо разорить все прежнее, грешное, старое. И человек разоряет старые житницы, становится иным, внутренне преображается, и постепенно богатство духовное становится главным в его жизни. Этим богатством человек оправдается, когда Господь его призовет. Вот так должно быть с людьми, живущими по Богу.
И так же бывает с нами, когда мы живем не по Богу, потому что для нас действуют те же непреложные духовные законы, только приносят они совершенно другие результаты. Господь к нам приходит со своими дарами, их можно вкладывать в житницы, а можно уделить для погибели, можно духовно обогатиться, а можно совершенно себя разорить. Вот об этом сегодняшняя притча.
А какие у Бога дары? Вот вы сегодня слышали: любовь, мир, долготерпение, благость, скромность, воздержание, – вот все, что Господь нам приносит. Но оказывается, что мы не можем принять эти духовные дары, пока своих прежних житниц не разорим, пока не сделаем себя духовно умнее, пока не станем таким вместилищем, житницей новой не станем для Бога. Мы должны преобразиться, мы должны чего-то из прежнего своего разорить, разломать, разбросать для того, чтобы освободить в себе место богатствам Господним, чтобы милость, которую Господь нам посылает, нашла место в нас.
Когда мы живем для мира, у нас все получается, когда приходит земное, мирское богатство, мы поступаем правильно, как этот безумный богач поступил.
Я говорю сейчас о всех явлениях нашей жизни. Когда ее заполняет наше мирское счастье или благополучие, или успех в науке или в искусстве, как легко мы расстаемся с прежним, как легко мы разоряем прежние наши устроения, для того чтобы вместить новое устроение мирское, которое к нам приходит – устроение счастья. Да, для осуществления своей мечты мы способны разорить прежнее, и принять новое.
А какая у нас всех мечта? Та самая, которую высказал богач в простоте сердечной: как было бы хорошо, чтобы настал когда-нибудь такой момент, когда можно было бы сказать, что ну наконец-то у нас все хорошо, что можно ни о чем не беспокоиться, а есть, пить, веселиться во многая лета. Ради этой мечты мы готовы пойти на разорения, готовы что-то сломать в своей жизни.
А вот когда Господь к нам со Своим богатством приходит, когда Господь нам плоды Духа Своего вручает, нам становится себя очень жалко. Вот здесь мы как раз разорить себя очень боимся. Каждый раз, когда Он приходит, мы действительно чувствуем, что с нас, как говорил Феофан Затворник, кожу дерут. Никак мы не хотим себя внутренне разорять для того, чтобы к нам милость Божья пришла, богатство духовное явилось.
Почему-то в греховном смысле мы поступаем правильно, а в духовном смысле мы так поступить не можем. И вот об этом-то и идет речь. В Бога богатеет тот человек, который умеет богатеть правильно, который умеет разорять свои старые житницы, чтобы вмещать в себя духовные дары.
Много добра, – говорит о себе этот человек, у тебя, душа. То, что он называет добром, на самом деле, мы обычно называем барахлом. Что же есть истинное добро, ради чего разоряются наши житницы? Об этом сегодня говорит апостол Павел в своих чтениях. «Братья, яко чада света ходите. Плод духовный есть во всякой благостыне, и правде, и истине» (Еф. 5:8-9). И дальше: «Испытывайте времена, потому что дни от лукавого» (Еф. 5:16). И эти лукавые дни нам все время пытаются навязать мысль о том, что добро и благо – это не то, что лежит в руках у Христа, это не то, что лежит в сокровищницах Церкви Христовой, это не то, что Евангелие нам проповедует, а то, что нам мир сейчас дает. Вот это главное: его свобода, его права, его возможности, его устроение, когда человек может во всякий день свою мечту осуществлять – пить, веселиться, радоваться жизни.
Вот какой принцип – радоваться жизни во что бы то ни стало. И ради этого давайте все разорим: Церковь разорим, мораль разорим, духовные законы разорим, самые лучшие традиции наши, потому что они мешают вместить то благо, которое мир сей предлагает. И вот безумные разоряют все, что мешает веселиться во всякий день, мешает жить в свое удовольствие. Так мир разоряется и разрушается до того дня, когда Господь придет и этому миру скажет: «Безумный! Безумный мир! Суд пришел. Что ты ему покажешь?»
И мы должны очень хорошо понять, что если мы сейчас себя внутри по-настоящему духовно не разорим, то этот мир разорит нас. Этот мир нас подомнет под себя, сломает так, что от нас самих ничего не останется. Господь в Своем Евангелии говорит о том, что когда придет Антихрист, будут такие явления разорения, чтобы соблазнить даже и избранных. Речь идет о разорении мира ради идеи всеобщего блага, ради идеи всеобщих свобод, радости жизни, возможности пить, гулять, веселиться и радоваться. Даже избранных попытаются соблазнить этой идеей разорения. И поэтому мы должны сейчас очень хорошо подумать, в чем естественное наше благо и к чему мы должны стремиться, как разорять себя таким образом, чтобы наши житницы старые разрушались, а новые для Бога созидались.
Источник