Меню

Однажды осенью братья собрали урожай ответы

Работа с текстом как средство нравственного воспитания младших школьников на уроках развития речи

Патракова Анна Ивановна
Студентка, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Смыслова Светлана Леонидовна
Канд. филол. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема нравственного воспитания учащихся младших классов. На основе анализа особенностей нравственного воспитания младшего школьного возраста, описаны средства совершенствования нравственного развития. В статье аргументированно доказано, что текст как средство обучения и специальные приемы работы с ним помогут развить у учащихся нравственные качества.
Ключевые слова: нравственное воспитание, средства формирования, развитие речи, текст

Work with the text as a means of moral education of younger schoolchildren at the lessons of speech development

Patrakova Anna Ivanovna
Student of Tyumen State University Russian Federation, Tyumen
Smyslova Svetlana Leonidovna
Candidate of Science, associate Professor Tyumen State University Russian Federation, Tyumen

Abstract: This article deals with the problem of moral education of Junior pupils. On the basis of analysis of peculiarities of moral education of primary school age are described by means of improving moral development. The article convincingly proved that the text as a learning tool and special techniques for working with him will help to develop students ‘ moral qualities.
Keywords: moral education, means of formation, development of speech, text

Нравственное воспитание – одно из самых важных направлений образования и воспитания молодежи во все времена. Современное общество также осознает, что граждане и государство должны заниматься воспитанием детей, создавать для этого необходимые условия. Стратегия развития воспитания, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 (№ 996-р), определила, что «приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1].

Важность этой задачи определяется кризисной психологической ситуацией, в которой находится молодое поколение, поскольку разрушены прежние стереотипы поведения, ценностные ориентации. Среди причин можно назвать распространяющиеся (в том числе и средствами массовой информации) ценности, которые не соответствуют нравственным установкам общества, ухудшение социально-экономических условий жизни.

Нравственным воспитанием принято считать «процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения», «развитие нравственных отношений, качеств личности и поведения с учётом общественных требований, норм и моральных законов» [5, 86].

Одним из эффективных традиционных средств нравственного воспитания младших школьников является работа с текстом на уроках развития речи. Чтение и разбор различных рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, верности и доброте. Урок развития речи помогает сформировать душу, обогатить узкий личный опыт огромным опытом человечества.

Изучение и опробование приемов работы с текстом с целью нравственного воспитания младших школьников на уроках развития речи осуществлялось на базе средней общеобразовательной школы города Тюмени с учащимися 2-го класса.

С целью определения первоначального уровня нравственной воспитанности был использован диагностический инструментарий с применением следующих методик:

  • дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриэлю в модификаци Е. А. Кургановой «Оцени поступок»;
  • адаптированная для младшего школьного возраста методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Н. В. Кулешовой;
  • адаптированный для младших школьников вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» Н. Е. Щурковой.

Результаты диагностики показали, что уровень сформированности нравственной воспитанности учащихся 2-го класса находится на уровне выше среднего. В классе отсутствуют ученики с низким уровнем нравственных представлений, т. е. нет школьников, которые посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом, отсутствует желание следовать нравственным нормам, испытывают проблемы в процессе общения с одноклассниками или учителями.

Читайте также:  Моя дача теплые грядки

Тем не менее, отдельные ученики считают, что недопустимо нарушение только какой-либо одной нормы: моральной или конвенциональной. Также выявлено, что некоторые дети имеют безнравственную ориентацию, эгоистическую позицию.

Для проведения формирующего этапа подобраны тексты нравственной тематики, разработаны на их основе задания и опробованы на уроках развития речи. Приведем отдельные примеры таких заданий.

Прочитай текст и выполни задания после него.

«Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну. Ночью старший брат подумал: «Мы делили урожай пополам. Но неправильно. Брат только начал обзаводиться хозяйством. Ему нужно больше, чем мне». Встал старший брат и отнес ночью младшему мешок своего зерна.

А в это время младший брат тоже лежит и думает: «Нет, мы не правильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня. Ему нужно больше, чем мне». Под утро младший также отнес мешок зерна старшему.

Утром братья заглянули в свои амбары и удивились…» [3]

(Корейская сказка «Дружные братья»)

  1. Чему удивились братья?
    • мешков прибавилось;
    • мешков убавилось;
    • мешков не убавилось.
  2. Почему братья решили, что урожай поделен неправильно?
    • разделили не поровну;
    • нужно другому отдать больше;
    • нужно себе взять больше.
  3. Что можно понять, прочитав сказку?
  • Дружить – это заботиться друг о друге;
  • Сильный должен помогать слабому;
  • Младший брат должен слушаться старшего.
  1. Каким словом, близким по значению, можно заменить слово украдкой в тексте?
    • украсть;
    • незаметно;
    • исподтишка.
  2. Верно ли утверждение? Если нужно, исправь.

Братья были дружными, хитрыми, скромными, жадными, справедливыми.

Обсуждение пословиц и поговорок (как вы понимаете приведенные ниже пословицы и поговорки?). Работа с незнакомыми словами (занесите незнакомые слова в словарик).

  1. Добро сеять – добро и пожинать.
  2. Добро поощряй, а зло порицай.
  3. Добродетель вознаграждается.
  4. Добро вспомянется, а лихо не забудется.
  5. Добрая совесть любит обличение.
  6. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  7. У него совесть – дырявое решето.
  8. Добрая совесть не боится клеветы.
  9. Ученье – путь к уменью.
  10. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.
  11. Какова пряха, такова и на ней рубаха.
  12. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  13. Видит око далёко, а ум ещё дальше.
  14. Не вызнав броду, не суйся в воду.
  15. Щедр на слова, так скуп на дело.
  16. Глаза страшат, а руки делают.
  17. Пашню пашут – руками не машут.
  18. Откладывай безделье. Не откладывай дела.
  19. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
  20. Дисциплина — против беспорядка плотина.

Задания предлагались учащимся в течение одного учебного месяца, в начале или в конце урока, таким образом, чтобы не нарушать его логику.

Для проверки эффективности формирующего этапа было проведено вторичное анкетирование учащихся. Методика итоговой диагностики совпадала с методикой констатирующего обследования уровня нравственной воспитанности у школьников 2-го класса.

При сравнении итогового этапа с констатирующим оказалось, что уровень нравственной воспитанности учащихся увеличился, в то же время, удельный вес учащихся, имеющих безнравственную направленность, снизился.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа со специально подобранным текстом способствует формированию нравственной воспитанности. При этом необходимо учитывать несколько важных факторов, влияющих на эффективность такой работы. Во-первых, она должна быть планомерной и систематической. Во-вторых, тексты, как и темы для обсуждения, следует заранее обсуждать с детьми, чтобы выбирать темы с учетом потребностей учеников. В-третьих, тексты на морально-этические темы должны давать возможность поставить детей в условия самостоятельного выбора отношения к окружающим (как сверстникам, так и старшим), к самому себе и к совим обязанностям.

Источник

Урок по курсу самопознания для учащихся начальных классов «Дружелюбие»

Цель: дать ученикам представление о дружелюбии

Читайте также:  Какие растения любят кофе как удобрение

Задачи:

  • формирование умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе
  • конструктивно решать разные вопросы в соответствии с нравственными нормами;
  • выстраивать доброжелательные отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром;
  • оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
  • жить в ладу с самим с собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
  • проявлять созидательную активность
  • проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
  • развивать на практике коммуникативные навыки

I. Введение

Детям предлагается картина К. Чюрлениса «Дружба» зачитывается ее описание не называя автора и ее названия.
«В ладонях человека – шар света. На Земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опуститься к тебе в ладони, ты в самой кромешной мгле найдешь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несет в своих ладонях Солнце. Представьте на минуту, что и вы держите этот удивительный шар в своих ладонях».

Попросите детей внимательно посмотреть на картину и ответить на вопросы:

  • Куда и откуда несет человек сияющий солнечный шар?
  • Почему Солнце не сжигает и не ослепляет человека, а дает ему силу и спокойствие?
  • От кого получил он в подарок Солнце?

Затем дети должны придумать название картины. Когда все варианты названии запишутся на доске, скажите детям, что эта картина называется «Дружба». Обсудите с детьми, на что еще может быть похожа дружба ( зеркало, цветок, звезду, солнечный луч).

II. Беседа о дружелюбии

Быть дружелюбным значит проявлять интерес к окружающим, радоваться присутствию людей и охотно делиться с ними всем, что у тебя есть. Это, значит, уделять людям внимание, делиться с ними своими мыслями. Дружелюбные люди радушно принимают гостей, даже если это незнакомые люди, и стараются сделать так, чтобы те чувствовали себя как дома. Проявлять дружелюбие, значит заботиться о человеке, даже если он тебя об этом не просит. Дружелюбие – лучшее лекарство от одиночества.

III. Рассказ сказки «Дружные братья»

В одном царстве давным-давно, жили два брата. Хотя их дома находились по разные стороны горы, они жили дружно, в полном согласии, помогая , друг другу.
Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну.
В ту же ночь старший брат подумал: «Мы делили урожай пополам, но это не правильно. Брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше чем мне»
Встал старший брат и ночью отнес мешок зерна младшему брату.
А в это время лежит младший брат и думает: «Нет, мы не правильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня. Ему нужно больше чем мне». И под утро также украдкой отнёс мешок зерна старшему брату.
Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это случилось? Помню вчера мешок зерна отнёс брату а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и всё удивлялись: «Ну и чудеса…».
Как только наступила ночь, оба брата водрузив на спину мешок зерна, вышли из дому навстречу друг другу.
Полная яркая луна освещала гору, и здесь у сосны встретились оба брата. Начал спрашивать старший брат:
– А это ты? Куда так поздно?
Младший ответил:
– А это ты? А ты куда?
Они помолчали и вдруг поняли, в чём дело. Расхохотались, а после этого полюбили друг друга еще больше.

Беседа о прочитанном:

1. О чем эта сказка?
2. О каких человеческих качествах говориться в сказке?
3. Чему учит эта сказка?
4. Были ли в вашей жизни или ваших друзей, близких подобные случаи

IV. Игра « Пчелы и змеи»

Читайте также:  Удобрения для рассады эпин

Детям очень нравиться эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной.

Материалы: губка и карандаш.

Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж… А змеи должны помогать своему королю шипением: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш… чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассеется по своим местам. Внимательно следите за тем , насколько ваш король удален от всей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

V. Анализ упражнения:

– Твоя группа хорошо помогала королю?
– Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
– Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
– Как змеи взаимодействовали друг с другом?
– Как ты чувствовал себя в роли короля?
– Что для тебя было самым трудным в этой роли?
– Ты остался доволен своими подданными?
– Как вы считайте, губку, и карандаш искать было одинаково легко?

VI. Рисунок «Дерево дружбы»

Прочитай пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде этого дерева. Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.

Сам пропадай, а товарища выручай

Если друг в беду попал,
Если он тебя позвал,
Все бросай, беги к нему –
Плохо другу твоему!
– ой, а если попаду
Вместе с другом я в беду?
Если пострадаю сам?
Мысли эти – стыд и срам!

VII. Проверочный тест «Шаги к успеху»

Отвечаем «да» или «нет».

Являеся ли человек дружелюбным, который.

  • внимательно ухаживает за своей собакой
  • помогает чинить игрушки друзей
  • не помогает друзьям решить задачу
  • всегда делиться со всеми
  • не хочет играть с другими детьми, когда ему предлагают поиграть
  • легко знакомиться и заводит друзей

VIII. Задание на дом

Подумайте и напишите план, как провести в классе день дружелюбия. Подготовьте для этого дня подарки, игры, стихи, песни и пословицы для друзей.

IX. Заключение:

Песня «Настоящий верный друг»

Дружба крепкая не сломается
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся –
«не разлить водой!» – шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий верный друг.

Источник

Adblock
detector