Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза что это
Большие возможности в формировании географических понятий открываются при использовании художественной литературы на уроках географии. Чтобы оживить деловой язык школьного учебника, я обращаюсь к художественной литературе и живописи.
Объяснение годового движения Земли я начинаю с чтения дневника И.Д. Папанина «Жизнь на льдине»:
Сутки за сутками тянутся почти сплошные сумерки; солнце ходит уже низко над горизонтом… Скоро, совсем скоро — полярная ночь. Прощай дорогое солнышко, теперь мы тебя долго не увидим.
Выдержка из дневника Папанина не только привлечет внимание учащихся, но поможет им еще раз обратить внимание на следующие вопросы: Почему около Северного полюса полярная ночь длится полгода, а около Южного полюса в это время полярный день? Почему в различные времена года солнце бывает над горизонтом на разной высоте?
При объяснении круговорота воды в природе читаю стихотворение С.В. Михалкова «Море и Туча»:
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
— Эй, ты, Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не смогла?
Отвечала Морю Туча:
— Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай:
Расплатилась, чем могу.
Поэтический образ наталкивает учащихся на вывод о закономерности круговорота воды и подводит их к пониманию причинно-следственной связи в природе.
Объясняя устройство компаса и ориентирование на местности, вспоминаю стихотворение С.Я. Маршака:
В пути, в неведомом краю
Нам компас лучший друг.
Одной заглавной буквой «Ю»
На нем отмечен Юг.
А стрелка легкая — магнит —
На Север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.
Отрывок географичен, в нем образно и кратко обобщено все то, что говорил учитель о компасе и его использовании.
При рассказе о вулканической деятельности использую стихи Е.К. Мархинина «Цель Плутона»:
Грохочет вулкан. Кратер в огне.
Потоком лава течет.
Пепел в глаза и в рот.
Свет взрывов, как свет зарниц,
Черный, как деготь, пот
Капает с лиц.
Шлак под ногами горяч.
Шлаковый конус крут.
Бомба летит, как мяч.
Бомбы дымят вокруг.
В этих небольших отрывках даны понятия: кратер, пепел, шлак, шлаковый конус, бомбы.
Тему «Погода и ее предсказание» можно проиллюстрировать как отрывками из художественной литературы, так и народными приметами:
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окликнут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит гром ревучий
Иль бьющий в окна град…
И чем обильнее роса, тем жарче завтрашний день.
Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким. Это признак будущей … [Спрашиваю у детей. Ответ: ясной погоды.]
Иногда в солнечный день вдруг перестает брать рыба. Рыбы и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого. [Длительного ненастья.]
К ненастью соль сыреет.
Ласточки шныряют низко — к дождю.
Комары толкутся — к вёдру.Подобные приметы учат детей устанавливать причинно-следственные связи, вырабатывают умение наблюдать.
При изучении горных рек я обычно читаю стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:— Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.Я сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал.
А при характеристике равнинной реки привожу замечательные строки Н.В. Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде…». Использую и другие примеры.
Где реки похожи на барсов
И прыгают с белых вершин.
Дон идет вразвалку, мерным тихим разливом.
Река раскинулась, течет, грустит лениво
И моет берега.
Меня поразил… приближающийся непрерывный гул, причины которого я не мог отгадать. Это был шум воды. Мы входили в глубокое ущелье и приближались к горной реке.
Приведенные отрывки дают мне основание поставить учащимся вопрос: «Почему равнинные реки текут лениво, а горные быстро?»
Использование художественной литературы — активное средство для развития мышления учащихся. Из отрывков произведений можно создать различные логические упражнения и использовать их при изучении разных тем. Так, знакомя учащихся с определением силы ветра по шкале Бофорта (в классе должна быть таблица), можно предложить им оценить силу ветра (баллы) в таких примерах.
Сегодня старый ясень, сам не свой —
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, — никто сказать не может.
Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила…
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Колеблет ветер, влажный, душный,
Верхи дерев, и с воем он
Стучит в оконницы…
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
И было, как видно,
Ему не впервые
Ломать, как тростинки,
Дубы вековые.
И крыши срывая,
Врываться в жилища.
Его называем ветрило! Ветрище!
Шум… садов говорил нам о разной силе ветра. Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта… Так например, частый стук созревших каштанов о тротуар свидетельствовал, что ветер крепчает и доходит до четырех баллов.
Надо всем стояла тень легкой тучки и все ждало тихого весеннего дождика. Ветер замер, ни один лист, ни одна травинка не шевелилась…
Верхние листья верб начали лепетать, и малопомалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.
Над хуторком, над темнозеленой равниной Дона, над голыми лесами бил он [ветер] мощными струями, гнул вершины верб и тополей, взрыхлял Дон, гнал по улицам табуны рыжих листьев.
К вечеру ветер достиг наивысшего напряжения. Я вышел с анемометром, чтобы смерить его силу, но порывом его сломало колесо прибора, а самого меня едва не опрокинуло на землю. Мельком я видел, как по воздуху летели доска и кусок деревянной коры, сорванные с какойто крыши… Один стог с сеном был плохо увязан, и в несколько минут от него не осталось и следа.
Замерзший бор шумит среди лазури,
Метет ветвями синеву небес.
И кажется, — не буря будит лес,
А буйный лес, качаясь, будит бурю.
В следующей подборке предлагается определить типы облаков.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Облака,
Облака —
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые, дырявые,
Легкие, воздушные —
Ветерку послушные.
Выше этих облаков пересекла небо светлая рябь. От нее расходились прозрачные перья. Володя Румянцев говорил, что это тоже облака, но такие высокие, что они уже состоят не из водяных паров, а из кристаллов льда. Перья неподвижно висели в холодной и неподвижной вышине.
В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми непросветными тучами.
Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Этот оборванный разлохмаченный вид тучи придавал ей какоето… озорное выражение.
По небу изголубатемному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака…
О каких видах осадков говорится в следующих отрывках и загадках?
Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза.
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы.
Грянул гром нежданно, наобум —
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронесся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры.
Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках,
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Зарязаряница,
Красная девица.
По миру ходила,
Следы обронила.
Месяц видел,
Солнце скрыло.
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
Я как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух, лежу я на полях.
Как алмаз, блещу при солнечных лучах.
Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет…
Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.
Вот еще примеры поэтического описания явлений природы.
Туман лежит на кручах,
Недвижен и глубок.
Где оседает туча,
Рождается поток…
Как змеи голубые,
Ползут извивы рек
И в синем океане
Оканчивают бег.
Как белые драконы,
Крылами шевеля,
Летят оттуда тучи
Дождем кропить поля.
1. Поэтический образ какого явления дан в этом стихотворении?
[Круговорот воды в природе.]
2. Откуда берется вода в реках?
3. Почему не переполняются океаны и моря от речной воды?
4. Что является движущей силой круговорота воды?
5. В каких оболочках Земли происходит этот вечный процесс?
[В атмосфере, литосфере и гидросфере.]
6. Какая характерная черта географической оболочки описана в стихотворении?
[Постоянство веществ на примере круговорота воды в природе.]
…Задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
1. Поэтический образ какого явления дан А.С. Пушкиным в этих строках?
2. Где на территории нашей Родины можно наблюдать эти явления?
[На территории близ полярного круга и за ним.]
При изучении темы «Охрана природы» я использую такие отрывки.
О, Человек!
Природамать ни рек
И ни морей от глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых озер…
Цени ее доверие, Природы!
И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
Послушайте! Речушка вдоль околицы текла
Негромкая… но мы ее любили, дети.
Она ведь первою для нас была,
И значит, лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам, и ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез.
Как будто люди целью задались
Убить ее — и своего добились.
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал —
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь — Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края,
А с нею три сотни речушек и рек,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтобы его не «целлюлозило»,
Чтоб достояньем народа стал
Славное море — священный Байкал?
Источник
Определить виды атмосферных осадков
Определить виды атмосферных осадков. — Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза. К.Г.Паустовский. — Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы. Л.Н.Толстой. — Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках, И проволока проводов Таится в белоснежных трубках. С.Я. Маршак. — Его все долго ждали, звали, А как пришёл – в дом убежали.
Слайд 33 из презентации «Облака и атмосферные осадки»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Облака и атмосферные осадки.ppt» можно в zip-архиве размером 4224 КБ.
Мировой океан
«Мировой океан и части мирового океана» — Африка 30,3 млн.кв.км. Бенгальский залив. По свойствам воды, особенностям течений, видам организмов. На заметку эрудиту. Залив – часть океана, моря, вдающаяся в сушу. Мексиканский залив. Южная Америка 17,8 млн.кв.км. Евразия 54 млн.кв.км. Северный Ледовитый океан. Антарктида 14 млн.кв.км. Бискайский залив.
«Части Мирового океана» — Короткие- Длинные. Классификация полуостровов. Внутриматериковые. Острова. Части суши в Мировом океане. Классификация проливов. Аккумулятивные. Узкие- Широкие. Межматериковые. Материковые. Основные методы обучения: объяснительно- иллюстративный, с элементами частично-поискового. Мировой океан. Полуоткрытые.
«Мировой океан и его части» — Африка. Проливы: Дрейка, Магелланов, Берингов. (Найди на карте). Средиземное море. Острова полуострова архипелаги. Полуострова. о. Шри-Ланка. п-ов Камчатка, Аравийский. Части мирового океана. Европа. Суша в океане. Мировой океан: — океаны — моря — заливы — проливы. Мировой океан — непрерывная водная оболочка Земли.
«Дно океана» — Глубоководный океанический желоб. Вулканические острова. Материковый склон. Лагуна. Части дна Мирового океана. Срединно- океанический хребет. Измерение глубин с помощью эхолота. Шельф. Котловины – равнины океана Подводные горы Срединно-океанические хребты. Срединный хребет. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
«Приливы и отливы» — Приливное трение. Приливы, отливы, их использование. Использование ПЭС. Луна потеряла вращение. Превращение энергии. Стоимость энергии. Причины приливов и отливов. Экологические вопросы. Приливообразующая сила Луны. Проблемы. Промышленные предприятия. ПЭС не оказывают вредного воздействия на человека.
«Рельеф дна океанов» — Обнаружен экспедицией на советском исследовательском судне «Витязь» в 50-е гг. Самое глубокое место в Атлантическом океане – впадина Пуэрто-Рико (8742 м). Карта дна Атлантического океана. Карта дна Северного Ледовитого океана. Самое глубокое место в Индийском океане – Яванский желоб (7729 м). Карта дна Индийского океана.
Всего в теме «Мировой океан» 11 презентаций
Источник