Меню

Охрана почвы 4 класс кубановедение

Почва Краснодарского края
презентация к уроку (4 класс) на тему

конспект урока «Почва Краснодарского края»

Скачать:

Вложение Размер
pochva_krasnodarskogo_kraya.pptx 1.96 МБ
konspekt_uroka.docx 25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Почва Краснодарского края Составила: Чуприна И. П. Учитель кубановедения МБОУ СОШ № 80

— чернозёмы Черноземы – почвы равнинных степей

— горно-лесные (бурые и серые) Г орно-лесные (бурые и серые) – почвы лесостепного и лесного поясов предгорий и гор

Болотные (плавневые) – почвы речных дельт — Болотные (плавневые)

Желтоземы – почвы влажных субтропиков Черноморского побережья — желтозёмы

Предварительный просмотр:

Учитель: Чуприна И. П.

Тип : Изучение нового материала.

Цели : познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранительной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.

Задачи : познакомить учащихся с наиболее распространенными типами почв;

охарактеризовать почву родного края

— различать основные типы почв;

— знать типы почв своего региона;

— рассказывать о значении почвы для жизни на Земле

— определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

— работать в паре: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой;

— строить модель и на её основе рассказывать о разнообразии почв;

— определять сходство и различие природных объектов;

— извлекать информацию из дополнительной литературы

— понимать ответственность за сохранение объектов природы;

— определять личностный смысл учения

Русский язык (составления текста по рисунку)

  • Ресурсы урока: учебник; электронное приложение к учебнику; образцы почв; карта Краснодарского края.

I. Организационный момент

II. Мотивация познавательной деятельности

Проверка домашнего задания

  • Дети выступают с сообщениями об использовании полезных ископаемых и продуктах их переработки с демонстрацией слайдов

Учитель предлагает прочитать тему урока

  • Дети читают тему урока и высказывают своё предположение по её формулировке.

III. Актуализация знаний

Работа с картой

Найти и показать месторождения на Кубани угля, нефти, газа, торфа, гипса, цемента.

IV. Работа в парах

— Почему землю называют кормилицей

— Вспомните. Как называется верхний слой земли (почва)

— На ваших столах образцы почвы

— Что вы видите? (остатки листвы, веток, травы, сухих насекомых)

— Какого цвета почва? (тёмного)

— Что входит в состав почвы? (воздух, вода, песок, гумус (перегной), глина минеральные соли)

— От чего зависит плодородие почвы? (от количества перегноя)

— Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах?

V. Организация познавательной деятельности

1. работа с образцами почв, рассматривание карты в учебнике (стр. 25)

2. Продолжаем работу с. 24-26

Работа с текстом «Почвы»

Дети работают в парах, находят ответы на вопросы

— что необходимо делать для защиты почвы?

— что делать если почва истощена?

— Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (посадка саженцев, сбор семян, полив саженцев)

3. Выполнение задания в рабочей тетради с. 11

4. Работа с интерактивной доской просмотр презентации.

VII. Подведение итогов урока

— какова была цель урока? (ответить на вопрос почему земля — кормилица)

— что называют почвой? (верхний плодородный слой земли)

Источник

Урок Кубановедения по теме: «Почвы Краснодарского края. Защита почв»

Цель:

– дать первоначальные знания о видах почв Краснодарского края;

– выявить основные виды почвы в процессе опытов;

– установить состав чернозёмной почвы, преобладающей на Азово-Кубанской равнине;

– развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

– воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование:

1.Карта Краснодарского края.

3.Прозрачный стакан с водой, палочка, держатель, спиртовка, штатив, лабораторное стекло, салфетки.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Шумят, шумят желтеющие нивы.
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля!

– У слова “земля” несколько значений. Каких?

– Что такое почва?

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня объектом наших наблюдений и объектом нашего изучения будет почва нашей местности. Мы узнаем её свойства.

III. Работа по теме (рассказывает учитель).

Я расскажу вам сказку. ВРоссийском царстве, в Кубанском государстве жило-было Солнышко. Вот собрало оно свои лучики и говорит им : “Лучики мои дорогие, сынки мои золотые, дала мне Земля-матушка задание такое, слетать в разные части земли нашей кубанской, да узнать какие почвы в крае нашем. Ты, первый лучик, лети на запад, Ты, второй лучик, на восток, третий, на юг, а четвёртый, в северную часть. Сказано-сделано. Из города Краснодара поехал первый лучик (выходит ученик к доске прикрепляет на карту табличку №1)

на запад в районы Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский. Сколько проехал он километров, если ехал 3 часа со скоростью 60 км/ч?”.

Ученик в роли первого лучика (можно сделать шапочку) “ Долго проводил я опыты и вынес решение, что почвы здесь болотные и каштановые, потому что много лиманов вокруг, по цвету ржаво-бурые. Выращивают на них в основном рис, да виноградники ”.

Учитель. Другой лучик отправился на восток (выходит второй ученик к карте и прикрепляет табличку №2)

в Лабинский и Успенский районы на вертолёте. Пролетел он 200 километров со скоростью 100 км/ч. Сколько времени он потратил?

Ученик в роли второго лучика: “Я выношу решение, что почвы здесь подзолистые и чернозёмные. Выращивают подсолнечник, овощные культуры”.

Учитель. Третий лучик отправился на Черноморское побережье на поезде (выходит третий ученик к карте и прикрепляет табличку №3).

За 2 часа пути он проехал 160 км. С какой скоростью двигался поезд?

Ученик в роли третьего лучика: “Исследовав почву, я выношу решение, что почва на юге Кубани горно-лесная. Она хороша для виноградников и фруктовых садов”.

Учитель. Четвёртый лучик отправился пешком на территорию нашей школы.(Выходит четвёртый ученик к карте и прикрепляет табличку №4).

Ученик в роли четвёртого лучика приносит землю на вышитом рушнике. “Эта земля с Азово-Кубанской равнины, где мы с вами проживаем. Земля эта чёрного цвета. Я решил, что вы должны сами определить свойства родной чернозёмной почвы ”.

IV. Практическая работа “Состав почвы ”.

Опыт №1. Бросим кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что мы видим?

Вывод: из почвы выходят пузырьки воздуха, значит, корням растений легко дышать в такой почве.

Опыт №2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре оно станет влажным. О чём это говорит?

Вывод: почва достаточно содержит влаги, чтобы растение проделало путь от семечка до взрослого своего завершения – плодоношения. Поэтому сбор урожая по краю выше российского.

Опыт №3. Накалим почву. Что вы чувствуете?

Вывод: неприятный запах при нагревании почвы доказывает, что она богата перегноем. Перегной придаёт почве тёмный цвет, получивший название чернозём.

Учитель. Чернозёмная почва богата перегноем. А это показатель плодородия. Почему во время войны немцы вывозили кубанский чернозём вагонами?

Сделаем вывод о составе почвы. Какое же главное свойство почвы? (плодородие).

Знаете ли вы, что один сантиметр перегноя образуется за 250-300 лет.

V. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа “Дополнить текст по смыслу” (у каждого ученика текст, с пропущенными словами)

Встретились на поле мышка с ростком пшеницы.

– Росток, росток, я тебя съем. Не ешь меня, мышка, я тебе что-то интересное расскажу. Попал я в почву ранней весной маленьким зёрнышком. Думал, задохнусь, а в почве, оказывается, есть ________, вздохнул глубоко и стал расти, расти.

– Вот ты, мышка, почему выросла?

– Я кушала и пила.

– Вот и я брал из почвы _________, а в ней растворённые соли, и рос, рос. Ты, мышка, не ешь меня сейчас, вот вырасту, появится у меня колосок, а в нём зёрнышек много, ведь наша кубанская почва богата, плодородна, в ней много ________.Соберёшь лукошко зёрнышек и отнесёшь на мельницу, смелешь муку и испечёшь вкусный кубанский каравай.

(При проверке можно использовать ролевое чтение).

VI. Физкультминутка активная, зрительная

VII. Охрана почв.

Тема даётся в форме телепередачи “Для любознательных”. (Можно использовать каркас от старого телевизора). Ученик делает следующее сообщение. Науку о почвах, почвоведение, создал замечательный русский учёный В.В. Докучаев. Он изучал почвы и считал, что почва дороже самого золота и её нужно беречь.

1.Нельзя сажать на одном месте одни и те же растения, почва истощается.

2. Нельзя вырубать леса, из-за этого мелеют реки, остаются без влаги целые районы, пыльные бури разрушают почву, образуются овраги.

3. Нельзя вносить много удобрений и ядохимикатов, почва загрязняется.

VIII. Домашнее задание.

Разработать два знака на тему “Охрана почв”.

Подготовиться к выступлению в телепередаче “Родной край для любознательных”.

IX. Ярмарка знаний по теме:

“Почвы Краснодарского края”.

Класс делится на две команды. В данном случае на два куреня. В каждом свой атаман. Он читает задание, принимает окончательное решение после обсуждения вопроса. Задания находятся в конвертах.

Первый курень. Верхний _________ слой земли называется почвой.

Второй курень. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?

Первый курень. Какое утверждение верно?

а) большое количество удобрений вредно для почвы;

б) большое количество удобрений полезно для почвы;

в) большое количество удобрений необходимо для почвы;

Источник

Кубановедение.4 класс: « Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель».

4 класс, ноябрь.Кубановедение Тема урока: « Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель».

Цель урока: обобщить знания детей, развивать умение работать по группам, логическое мышление, связную речь, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: коллекция почв, карта Краснодарского края, энциклопедическая литература,тест «Почвы Краснодарского края». Содержание урока:

В нашем крае почвы довольно разнообразны, славятся своим плодородием и считаются лучшими среди почв других регионов Российской Федерации. Что выращивают у нас в крае? Сегодня мы будем изучать различные виды почв Краснодарского края.

Работа организовывается в группах. Задания:

Каждая группа получает вид почвы (черноземные, луговые, темно-серые лесные, подзолистые, бурые лесные, горно-лесные, перегнойно-карбонатные, каштановые, болотные) и составляет рассказ по плану:

Название вида почвы

Где распространен этот вид почвы, показать на карте Краснодарского края

Перечислить растения, которые растут на этих почвах

Решение экологических задач:

Почва образуется очень медленно: за 1000 лет – 20 см. За сколько лет образуется 1 см почвы?

Черви при плотности заселения 30 000 на 1 га могут перерабатывать за сезон 1 500 кг листьев. Какова плотность заселения червей на 5 га и сколько килограммов листьев они переработают за сезон на этой площади?

Урожайность пшеницы в Великобритании 77 центнеров с гектара, это в 11 раз больше, чем в Казахстане. В России – в 2 раза больше, чем в Казахстане. Какие неизвестные величины можно узнать?

Земли Коста-Рики очень плодородны. На самых плодородных участках можно собирать рис трижды в год по 18 т с га. Сколько в год собирают риса в Коста-Рике? В Краснодарском крае урожай риса составляет на 11 т с га меньше. Сколько тонн риса собирают в год в нашем крае?

В нашем крае сенокосы – это 45 500 га, пастбища – 324 600 га, пашни – 3 741 000 га. Что можно узнать по данным величинам? Покажите на карте земли, отведенные под сенокос, пастбища, пашни.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения 4 789 000 га, а промышленного назначения – на 4 563 000 га меньше, чем земель сельскохозяйственного назначения. Земель населённых пунктов — на 364 000 га больше, чем в промышленности. Какие величины можно найти по данным задачи?

Земельный фонд Краснодарского края составляет 7 548 500 га земли, земли сельскохозяйственных предприятий занимают 4 788 400 га. Сколько гектаров составляют земли городских предприятий?

Нарисуйте плакат «Охрана почв».

Вопросы для закрепления:

ТЕСТ «Почвы Краснодарского края».

Задание: обозначьте знаком «+» правильный ответ.

1. Выбери правильное определение почвы

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;

в) верхний плодородный слой земли.

2. Характерными почвами нашего края являются …

а) солонцы, каштановые;

б) красноземы, сероземы;

в) серые лесные почвы; черноземы.

3. Какая главная часть почвы?

4. Плодородие почвы зависит от количества

5. В состав почвы входят

а) углекислый газ, известняк, вода, воздух;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

6. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

7. Для защиты почвы на полях необходимо …

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог нашей работы.

— Какую цель урока мы с вами ставили? Перед нами стояли важные задачи.

— Как вы считаете, мы выполняли их? — Что было трудно? Интересно?

Оцените результаты вашей работы:

— Я всё понял и могу объяснить другому.

— Понял, но нужно ещё повторить.

— У меня ещё есть вопросы.

Отметьте на карте достижений последний пункт и выведите знаковую отметку.смайлики/

— Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно?

Домашнее задание: изучить почву своей местности,подготовить мини-доклад по теме.

Источник

Читайте также:  Как производят органические удобрения
Adblock
detector