Почва Краснодарского края
презентация к уроку (4 класс) на тему
конспект урока «Почва Краснодарского края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_krasnodarskogo_kraya.pptx | 1.96 МБ |
konspekt_uroka.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почва Краснодарского края Составила: Чуприна И. П. Учитель кубановедения МБОУ СОШ № 80
— чернозёмы Черноземы – почвы равнинных степей
— горно-лесные (бурые и серые) Г орно-лесные (бурые и серые) – почвы лесостепного и лесного поясов предгорий и гор
Болотные (плавневые) – почвы речных дельт — Болотные (плавневые)
Желтоземы – почвы влажных субтропиков Черноморского побережья — желтозёмы
Предварительный просмотр:
Учитель: Чуприна И. П.
Тип : Изучение нового материала.
Цели : познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранительной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.
Задачи : познакомить учащихся с наиболее распространенными типами почв;
охарактеризовать почву родного края
— различать основные типы почв;
— знать типы почв своего региона;
— рассказывать о значении почвы для жизни на Земле
— определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
— работать в паре: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой;
— строить модель и на её основе рассказывать о разнообразии почв;
— определять сходство и различие природных объектов;
— извлекать информацию из дополнительной литературы
— понимать ответственность за сохранение объектов природы;
— определять личностный смысл учения
Русский язык (составления текста по рисунку)
- Ресурсы урока: учебник; электронное приложение к учебнику; образцы почв; карта Краснодарского края.
I. Организационный момент
II. Мотивация познавательной деятельности
Проверка домашнего задания
- Дети выступают с сообщениями об использовании полезных ископаемых и продуктах их переработки с демонстрацией слайдов
Учитель предлагает прочитать тему урока
- Дети читают тему урока и высказывают своё предположение по её формулировке.
III. Актуализация знаний
Работа с картой
Найти и показать месторождения на Кубани угля, нефти, газа, торфа, гипса, цемента.
IV. Работа в парах
— Почему землю называют кормилицей
— Вспомните. Как называется верхний слой земли (почва)
— На ваших столах образцы почвы
— Что вы видите? (остатки листвы, веток, травы, сухих насекомых)
— Какого цвета почва? (тёмного)
— Что входит в состав почвы? (воздух, вода, песок, гумус (перегной), глина минеральные соли)
— От чего зависит плодородие почвы? (от количества перегноя)
— Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах?
V. Организация познавательной деятельности
1. работа с образцами почв, рассматривание карты в учебнике (стр. 25)
2. Продолжаем работу с. 24-26
Работа с текстом «Почвы»
Дети работают в парах, находят ответы на вопросы
— что необходимо делать для защиты почвы?
— что делать если почва истощена?
— Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (посадка саженцев, сбор семян, полив саженцев)
3. Выполнение задания в рабочей тетради с. 11
4. Работа с интерактивной доской просмотр презентации.
VII. Подведение итогов урока
— какова была цель урока? (ответить на вопрос почему земля — кормилица)
— что называют почвой? (верхний плодородный слой земли)
Источник
Урок Кубановедения по теме: «Почвы Краснодарского края. Защита почв»
Цель:
– дать первоначальные знания о видах почв Краснодарского края;
– выявить основные виды почвы в процессе опытов;
– установить состав чернозёмной почвы, преобладающей на Азово-Кубанской равнине;
– развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
– воспитывать любовь к своему краю.
Оборудование:
1.Карта Краснодарского края.
3.Прозрачный стакан с водой, палочка, держатель, спиртовка, штатив, лабораторное стекло, салфетки.
Ход урока. I. Вводная часть.
Шумят, шумят желтеющие нивы.
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля!
– У слова “земля” несколько значений. Каких?
– Что такое почва?
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня объектом наших наблюдений и объектом нашего изучения будет почва нашей местности. Мы узнаем её свойства.
III. Работа по теме (рассказывает учитель).
Я расскажу вам сказку. ВРоссийском царстве, в Кубанском государстве жило-было Солнышко. Вот собрало оно свои лучики и говорит им : “Лучики мои дорогие, сынки мои золотые, дала мне Земля-матушка задание такое, слетать в разные части земли нашей кубанской, да узнать какие почвы в крае нашем. Ты, первый лучик, лети на запад, Ты, второй лучик, на восток, третий, на юг, а четвёртый, в северную часть. Сказано-сделано. Из города Краснодара поехал первый лучик (выходит ученик к доске прикрепляет на карту табличку №1)
на запад в районы Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский. Сколько проехал он километров, если ехал 3 часа со скоростью 60 км/ч?”.
Ученик в роли первого лучика (можно сделать шапочку) “ Долго проводил я опыты и вынес решение, что почвы здесь болотные и каштановые, потому что много лиманов вокруг, по цвету ржаво-бурые. Выращивают на них в основном рис, да виноградники ”.
Учитель. Другой лучик отправился на восток (выходит второй ученик к карте и прикрепляет табличку №2)
в Лабинский и Успенский районы на вертолёте. Пролетел он 200 километров со скоростью 100 км/ч. Сколько времени он потратил?
Ученик в роли второго лучика: “Я выношу решение, что почвы здесь подзолистые и чернозёмные. Выращивают подсолнечник, овощные культуры”.
Учитель. Третий лучик отправился на Черноморское побережье на поезде (выходит третий ученик к карте и прикрепляет табличку №3).
За 2 часа пути он проехал 160 км. С какой скоростью двигался поезд?
Ученик в роли третьего лучика: “Исследовав почву, я выношу решение, что почва на юге Кубани горно-лесная. Она хороша для виноградников и фруктовых садов”.
Учитель. Четвёртый лучик отправился пешком на территорию нашей школы.(Выходит четвёртый ученик к карте и прикрепляет табличку №4).
Ученик в роли четвёртого лучика приносит землю на вышитом рушнике. “Эта земля с Азово-Кубанской равнины, где мы с вами проживаем. Земля эта чёрного цвета. Я решил, что вы должны сами определить свойства родной чернозёмной почвы ”.
IV. Практическая работа “Состав почвы ”.
Опыт №1. Бросим кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что мы видим?
Вывод: из почвы выходят пузырьки воздуха, значит, корням растений легко дышать в такой почве.
Опыт №2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре оно станет влажным. О чём это говорит?
Вывод: почва достаточно содержит влаги, чтобы растение проделало путь от семечка до взрослого своего завершения – плодоношения. Поэтому сбор урожая по краю выше российского.
Опыт №3. Накалим почву. Что вы чувствуете?
Вывод: неприятный запах при нагревании почвы доказывает, что она богата перегноем. Перегной придаёт почве тёмный цвет, получивший название чернозём.
Учитель. Чернозёмная почва богата перегноем. А это показатель плодородия. Почему во время войны немцы вывозили кубанский чернозём вагонами?
Сделаем вывод о составе почвы. Какое же главное свойство почвы? (плодородие).
Знаете ли вы, что один сантиметр перегноя образуется за 250-300 лет.
V. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа “Дополнить текст по смыслу” (у каждого ученика текст, с пропущенными словами)
Встретились на поле мышка с ростком пшеницы.
– Росток, росток, я тебя съем. Не ешь меня, мышка, я тебе что-то интересное расскажу. Попал я в почву ранней весной маленьким зёрнышком. Думал, задохнусь, а в почве, оказывается, есть ________, вздохнул глубоко и стал расти, расти.
– Вот ты, мышка, почему выросла?
– Я кушала и пила.
– Вот и я брал из почвы _________, а в ней растворённые соли, и рос, рос. Ты, мышка, не ешь меня сейчас, вот вырасту, появится у меня колосок, а в нём зёрнышек много, ведь наша кубанская почва богата, плодородна, в ней много ________.Соберёшь лукошко зёрнышек и отнесёшь на мельницу, смелешь муку и испечёшь вкусный кубанский каравай.
(При проверке можно использовать ролевое чтение).
VI. Физкультминутка активная, зрительная
VII. Охрана почв.
Тема даётся в форме телепередачи “Для любознательных”. (Можно использовать каркас от старого телевизора). Ученик делает следующее сообщение. Науку о почвах, почвоведение, создал замечательный русский учёный В.В. Докучаев. Он изучал почвы и считал, что почва дороже самого золота и её нужно беречь.
1.Нельзя сажать на одном месте одни и те же растения, почва истощается.
2. Нельзя вырубать леса, из-за этого мелеют реки, остаются без влаги целые районы, пыльные бури разрушают почву, образуются овраги.
3. Нельзя вносить много удобрений и ядохимикатов, почва загрязняется.
VIII. Домашнее задание.
Разработать два знака на тему “Охрана почв”.
Подготовиться к выступлению в телепередаче “Родной край для любознательных”.
IX. Ярмарка знаний по теме:
“Почвы Краснодарского края”.
Класс делится на две команды. В данном случае на два куреня. В каждом свой атаман. Он читает задание, принимает окончательное решение после обсуждения вопроса. Задания находятся в конвертах.
Первый курень. Верхний _________ слой земли называется почвой.
Второй курень. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?
Первый курень. Какое утверждение верно?
а) большое количество удобрений вредно для почвы;
б) большое количество удобрений полезно для почвы;
в) большое количество удобрений необходимо для почвы;
Источник
Кубановедение.4 класс: « Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель».
4 класс, ноябрь.Кубановедение Тема урока: « Почвы Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель».
Цель урока: обобщить знания детей, развивать умение работать по группам, логическое мышление, связную речь, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: коллекция почв, карта Краснодарского края, энциклопедическая литература,тест «Почвы Краснодарского края». Содержание урока:
В нашем крае почвы довольно разнообразны, славятся своим плодородием и считаются лучшими среди почв других регионов Российской Федерации. Что выращивают у нас в крае? Сегодня мы будем изучать различные виды почв Краснодарского края.
Работа организовывается в группах. Задания:
Каждая группа получает вид почвы (черноземные, луговые, темно-серые лесные, подзолистые, бурые лесные, горно-лесные, перегнойно-карбонатные, каштановые, болотные) и составляет рассказ по плану:
Название вида почвы
Где распространен этот вид почвы, показать на карте Краснодарского края
Перечислить растения, которые растут на этих почвах
Решение экологических задач:
Почва образуется очень медленно: за 1000 лет – 20 см. За сколько лет образуется 1 см почвы?
Черви при плотности заселения 30 000 на 1 га могут перерабатывать за сезон 1 500 кг листьев. Какова плотность заселения червей на 5 га и сколько килограммов листьев они переработают за сезон на этой площади?
Урожайность пшеницы в Великобритании 77 центнеров с гектара, это в 11 раз больше, чем в Казахстане. В России – в 2 раза больше, чем в Казахстане. Какие неизвестные величины можно узнать?
Земли Коста-Рики очень плодородны. На самых плодородных участках можно собирать рис трижды в год по 18 т с га. Сколько в год собирают риса в Коста-Рике? В Краснодарском крае урожай риса составляет на 11 т с га меньше. Сколько тонн риса собирают в год в нашем крае?
В нашем крае сенокосы – это 45 500 га, пастбища – 324 600 га, пашни – 3 741 000 га. Что можно узнать по данным величинам? Покажите на карте земли, отведенные под сенокос, пастбища, пашни.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения 4 789 000 га, а промышленного назначения – на 4 563 000 га меньше, чем земель сельскохозяйственного назначения. Земель населённых пунктов — на 364 000 га больше, чем в промышленности. Какие величины можно найти по данным задачи?
Земельный фонд Краснодарского края составляет 7 548 500 га земли, земли сельскохозяйственных предприятий занимают 4 788 400 га. Сколько гектаров составляют земли городских предприятий?
Нарисуйте плакат «Охрана почв».
Вопросы для закрепления:
ТЕСТ «Почвы Краснодарского края».
Задание: обозначьте знаком «+» правильный ответ.
1. Выбери правильное определение почвы
а) верхний слой земли, где есть песок и глина;
б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;
в) верхний плодородный слой земли.
2. Характерными почвами нашего края являются …
а) солонцы, каштановые;
б) красноземы, сероземы;
в) серые лесные почвы; черноземы.
3. Какая главная часть почвы?
4. Плодородие почвы зависит от количества
5. В состав почвы входят
а) углекислый газ, известняк, вода, воздух;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
6. Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
7. Для защиты почвы на полях необходимо …
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведем итог нашей работы.
— Какую цель урока мы с вами ставили? Перед нами стояли важные задачи.
— Как вы считаете, мы выполняли их? — Что было трудно? Интересно?
Оцените результаты вашей работы:
— Я всё понял и могу объяснить другому.
— Понял, но нужно ещё повторить.
— У меня ещё есть вопросы.
Отметьте на карте достижений последний пункт и выведите знаковую отметку.смайлики/
— Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно?
Домашнее задание: изучить почву своей местности,подготовить мини-доклад по теме.
Источник