Меню

Охрана редких или находящихся под угрозой исчезновения почв

Охрана редких или находящихся под угрозой исчезновения почв

Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв

1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.

2. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяется законодательством.

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)
(в ред. Федерального «закона» от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)

Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

(в ред. Федерального «закона» от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

(введена Федеральным «законом» от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
государственного «мониторинга» состояния и загрязнения окружающей среды;
государственного «мониторинга» атмосферного воздуха;
государственного «мониторинга» радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
государственного «мониторинга» земель;
государственного «мониторинга» объектов животного мира;
государственного лесопатологического «мониторинга»;
государственного «мониторинга» состояния недр;
государственного «мониторинга» водных объектов;
государственного «мониторинга» водных биологических ресурсов;
государственного «мониторинга» внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
государственного «мониторинга» исключительной экономической зоны Российской Федерации;
государственного «мониторинга» континентального шельфа Российской Федерации;
государственного экологического «мониторинга» уникальной экологической системы озера Байкал;
государственного «мониторинга» охотничьих ресурсов и среды их обитания.
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Читайте также:  Что такое мульчирование почвы для малины

Источник

Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв

1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.

2. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяется законодательством.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Законы Российской Федерации

«О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

«Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»

«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

«Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

«О внесении изменений и дополнения в некоторые Указы Президента Российской Федерации по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом»

«О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

«О внесении изменения в пункт 1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»

«О внесении изменений в Правила привлечения Федеральным казначейством остатков средств на единый счет федерального бюджета и возврата привлеченных средств»

«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре)»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации

«О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 августа 2019 г. N 335 «Об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по переданным полномочиям Российской Федерации»

Читайте также:  Катарантус ампельный атлант выращивание

«Об осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» (вместе с «Порядком осуществления полномочий администратора доходов федерального бюджета центральным аппаратом Ростехнадзора»)

«По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона «О гидрометеорологической службе», пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Валмакс»

Источник

О законодательном регулировании охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв

Зав. кафедрой гражданского права и процесса

Волгоградского филиала ОУ ВПО «Московский университет

потребительской кооперации», канд. юрид. наук

О законодательном регулировании охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв

Почвы — поверхностный слой земли, представляющий собой природное образование, состоящее из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающее особым составом, строением и свойствами в зависимости от природно-климатических условий почвообразования, обеспечивающее среду обитания и жизнедеятельности человека, животных и растений, и выполняющее экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. определяет почвы как компонент природной среды (ст. 1), акцентируя тем самым внимание на экологических функциях почв. Действительно, почвы регулируют качество поверхностных и подземных вод, состав атмосферного воздуха, являются средой обитания подавляющего большинства живых организмов на поверхности земли (более 90% генетического, видового разнообразия растительного и животного мира обитает в почве), обеспечивают создание благоприятной среды обитания для человека, являются основным источником производства сельскохозяйственной продукции. Это обуславливает отнесение п.1 ст. 4 указанного закона почв к числу объектов охраны окружающей среды, причем имеющим самостоятельное (наряду с землей и недрами) значение. Ценность почв как самостоятельного компонента природной среды обусловила выделение в числе объектов особой охраны (п.3 ст. 4 указанного закона) редких или находящихся под угрозой исчезновения почв.

Задача охраны почв решается законодателем двумя путями. Во-первых, на природопользователей и органы государственной власти (местного самоуправления) возлагаются общие обязанности на охране и рациональному использованию почв. Такие требования можно продемонстрировать на примере п.3 ст. 40, ст. 42-43, п.2 ст. 51 и ряда других статей Федерального закона «Об охране окружающей среды». При этом характерно, что в ряде статей данного закона наблюдается разграничение «охраны земель» и «охраны почв», что объясняется экологическими особенностями данного компонента природной среды. Сформулированные в законе требования и обязанности во многом корреспондируют нормам главы II «Охрана земель» ЗК РФ (ст. 12-14).

Читайте также:  Мероприятия по очистке почв от загрязнений

Во-вторых, охрана почв осуществляется посредством установления на отдельных земельных участках или территориях особого режима охраны уникальных почв посредством ведения Красной книги почв Российской Федерации и Красной книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв (п. 1 ст. 62 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 01.01.01 г.).

Почвы, представляющие особую ценность по своим характеристикам для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, подлежат внесению в такие книги, с установлением режима особой охраны и выведению из активного хозяйственного использования. При этом на наш взгляд, такая мера должна применяются в тех случаях, когда размер территории или иные обстоятельства не влекут придании ей статуса особо охраняемой природной территории.

Согласно п.2 ст. 62 Федерального закона «Об охране окружающей среды», порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяется законодательством.

В результате включения данной статьи в закон создается правовой механизм регулирования деятельности в области особой охраны почв, создания всех необходимых условий их сохранения и восстановления. Однако для реализации поставленной задачи необходима разработка ряда законов РФ и субъектов РФ, а также подзаконных актов обоих уровней, которыми должен предусматриваться порядок и критерии отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу почв РФ или субъекта РФ. На сегодняшний день эта задача еще далека от решения.

Представляется, что упомянутое в п.2 данной статьи «законодательство» следует понимать в широком смысле слова. Поэтому Порядок отнесения почв к эталонным, редким и находящимся под угрозой исчезновения почвам, а также порядок выделения и установления режимов использования земельных участков с эталонными, редкими и находящимися под угрозой исчезновения почвами, будет определен Правительством Российской Федерации.

Указанное нормативное решение задачи общей и особой охраны почв на федеральном и региональном уровне в рамках экологического законодательства позволит практически реализовать один из основных принципов Конституции Российской Федерации о том, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Поэтому скорейшее принятие таких нормативных актов будет являться и шагом по выполнению международных обязательств России. Так, в решениях Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г. Рио-де-Жанейро) отмечено, что охрана и рациональное использование почв должно являться центральным звеном государственной политики, поскольку состояние почв определяет характер жизнедеятельности человечества и оказывает решающее воздействие на окружающую среду.

Закон и право. – 2005. — № 6. – С. 28.

Источник

Adblock
detector