Меню

Окружающий мир 3 класса урок что такое почва

Открытый урок в 3-м классе «Что такое почва?»

Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес , развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки , фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупы); “Виды почв (таблица); презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Организационный момент. Данный урок проводится в кабинете биологии.

Учитель биологии знакомится с детьми, знакомит их с кабинетом биологии и правилами техники безопасности в нем.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений: ( Слайд 2)

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;
  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Сказала лопата: (слайд 3)

— Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
— Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
— Земля – чтобы жить.

Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

О какой земле идёт речь? (о почве)

Каково её научное название?

– Да, это почва. Тема урока: Что такое почва?

Главное слово на уроке почва.

Давайте попробуем составить мини проект по почве.

На доске записано слово почва. Задайте как можно больше вопросов для этого слова. Мозговой штурм (гиперссылка). Приложение 1

Проблемные вопросы по теме “Почва”

  • Что такое почва?
  • Как образуется почва?
  • Кто участвует в образовании почвы?
  • Какое основное свойство почвы?
  • Где образуется почва?
  • Где на Земле нет почвы?
  • Что входит в состав почвы?
  • Почему почву называют кормилицей?
  • Что растения получают из почвы?
  • Что произойдет, если исчезнет почва?
  • Почему почвы разрушаются?
  • Чего боится почва?
  • Почва – это живое?
  • Везде ли почвы одинаковые?
  • Зачем человеку нужны знания о почве?
  • Главный вопрос урока (основополагающий) (слайд 4)

    Почему почву называют кормилицей?

    Это будет основополагающий вопрос, а остальные проблемные вопросы.

    А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть предположение.

    Если почва кормилица, значит, она содержит питательные вещества, необходимые для живого

    Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения .

    Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 5)

    Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

    Какого он цвета? Сделайте вывод.

    Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

    А какие вещества необходимы для живого?

    Читайте также:  Как рассчитать дозы удобрений для подкормок

    Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.

    Метод исследования – эксперимент (слайд 6)

    Как доказать, что в почве есть воздух?

    Положи в стакан с водой комок почвы. Что наблюдали ? Вывод: в почве есть воздух.

    Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

    – Для чего нужен воздух в почве?

    – Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы специальной ложечкой из стаканчика и сильно сожжём. Стряхнём почву в ванночку.

    – Что осталось на салфетке?

    Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому.

    Опыт №3 (Слайд 7, 8)

    Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?

    Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода. Продолжим нагревание – появился запах. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Он является главным питательным веществом, необходимым для всего живого.

    Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – гумус. (Можно определить по запаху.)

    В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне песок, а по бокам стаканчика глина.

    Вывод: в состав почвы входит песок и глина

    Размешаем почву с водой стеклянной палочкой. Профильтруем раствор. Что видите на фильтре?

    Поместим несколько капель прозрачного фильтрата на предметное стекло и выпарим.

    Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это минеральные соли.

    Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворенные соли, перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для жизни. (Слайд 11)

    Физкультминутка (потанцуем и споем)

    Руки на пояс – 2 раза
    Поставим в начале – 2 раза.
    Вправо и влево – 2 раза
    Качаем плечами – 2раза.
    Если смогли вы – 2раза
    Коснуться до пятки – 2 раза,
    Значит, вы живы – 2 раза,
    Вы в полном порядке – 2 раза

    Но всякую ли землю можно назвать почвой?

    Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

    Как образуется почва? (слайд 12)

    Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же самые неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной

    Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву.

    В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

    Работа с учебником стр.65

    Какое значение имеет почва для растений и животных?

    Какие животные живут в почве?

    Итак, кто участвует в образовании почвы? (слайд 13)

    С помощью эксперимента мы выяснили, что в состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина. Какая это природа? (неживая)

    В почве обитают растения ,животные , микроорганизмы. Какая это природа? (Живая)

    Делаем вывод: почва играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживой природы к живой.

    – Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (слайд 14)

    (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

    – Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

    – А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

    – Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

    Главная часть почвы перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные.

    Когда растения и животные отмирающих остатки попадают в почву и вновь под действием микроорганизмов превращаются в перегной. Итак вещества путешествуют в природе как бы по кругу: из почвы в растения , из растений в тела животных и снова в почву . Ученые это называют круговоротом веществ в природе. Представьте себе, если круговорот исчезнет, исчезнет все живое.

    Читайте также:  Система удобрения полевого севооборота

    Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

    По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

    Различают следующие виды почв (слайды 16,17)

    А какие почвы у нас в Карелии? (слайд 18)

    Территория Карелии расположена в зоне тайги. Почвообразование происходит в условиях прохладного и влажного климата, при этом

    Наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю.

    Наиболее широко распространены подзолистые почвы и подзолы.

    Почвы характеризуются низким плодородием, недостаточно обеспечены элементами питания растений.

    Требуется проводить осушение, известкование, вносить органические и минеральные удобрения.

    Науку о почве почвоведение создал замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей Родины и исследовал почвы.

    Он считал почву кормилицей человека и считал, что она дороже нефти, угля и золота.

    В.В.Докучаев учил, как обрабатывать почву, как охранять ее от разрушения, написал книгу “Русский чернозем”

    – Почему люди называют землю “ кормилицей”?

    Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных. (слайд 20)

    Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

    Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

    Дома: с.65 – 70, заполнить рабочие тетради “Почва (состав почвы, что растения получают из почвы)

    Проверим свои знания

    1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва)
    2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
    3. Основное свойство почвы. (Плодородие)
    4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)
    5. Какие в основном почвы в Карелии (подзолистые)
    6. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной)

    Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. В почве содержится вода, воздух, соли – минеральные вещества. А также перегной – это органическое вещество, полученное из организмов, значит, почва питает все живое, она – кормилица.

    Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

    Источник

    Конспект урока по окружающему миру «Что такое почва»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

    Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Что такое почва»
    УМК «Школа России»

    Скачать:

    Вложение Размер
    pochva.docx 101.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Что такое почва»

    Тип урока : открытия нового знания

    Цели урока: создать условия для:

    — ознакомления учащихся с понятием «почва», ее составом;

    — развития познавательного интереса, экологического мышления, памяти, речи, наблюдательности, эмоционального восприятия мира ;

    — воспитания бережного отношения к природе.

    Личностные: формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, идей, взглядов, убеждений и мотивации к обучению и познанию.

    -учатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, использовать необходимые средства, высказывать свои мысли, оценивать свои результаты.

    -учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.

    — анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

    воспринимать смысл познавательного текста.

    -учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).

    -научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

    Средства обучения: мультимидийная презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 часть 3 класс (УМК «Школа России»).

    Этапы урока, цели

    Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность

    Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

    Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

    Новый день оно начнёт.

    — Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.

    — Ребята, а с чего мы начинаем каждый раз урок окружающего мира?

    Приветствуют друг друга и учителя

    — С подведения итогов наблюдения в природе

    2. Подведение итогов наблюдений в природе

    Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире

    -Скажите, а какой сейчас месяц?

    -Давайте посмотрим небольшое видео об октябре.

    — А как в народе называли октябрь?

    — Ноябрь называли «листопадом»

    — Может кто-то догадался, почему его так называли?

    — Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. Если они, осыпаясь, лягут изнанкой на землю, это к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной вверх — к холодной зиме.

    -Давайте определим погоду вчерашнего дня. И расставим условные обозначения. Какая она была?

    Вопросы (на слайде).

    • Какое было небо?
    • Погода была дождливая или солнечная?
    • Выпадали ли осадки?
    • Холодно было вчера или тепло?
    • Сколько было градусов?
    • Было ветрено?

    — Давайте сделаем вывод. Как обозначим погоду? (Выходит ученик к доске и по порядку выставляет карточки)

    — часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут

    Определяют погоду вчерашнего дня, отвечая на вопросы.

    Вчера была погода …

    — строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.

    задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).

    3. Актуализация знаний

    Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий

    -Проверка домашнего задания (пересказ параграфа).

    — Ребята, отгадайте загадку:

    Бьют меня ногами, режут грудь ножами.

    Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять .

    — А, что вы представляете, когда говорите слово земля?

    — Сколько значений имеет слово земля?

    — Назовите эти значения.

    Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

    -Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока.

    Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь — вместо одного в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

    -О какой кладовой шла речь?

    часть суши, страна, государство.

    У слова «земля» несколько значений.

    Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.

    Источник

    Adblock
    detector