Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва»
Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.
- В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
- Развивать у учащихся умение работать в парах.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Штатив.
- Сухое горючее.
- Спички.
- Банка с водой ( для учителя и учеников).
- Лупа (для учителя и учеников).
- Фильтр.
- Салфетки.
- Пакетик с почвой (для учителя и учеников).
- Стекло.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Текст-загадка (читает учитель).
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.
– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)
– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс — это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.
– Вы готовы приступить к работе?
– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).
3. Новый материал.
– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)
Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)
Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.
Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)
Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)
Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)
Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)
– Ребята, что мы обнаружили в почве?
– Какой состав имеет почва?
– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)
Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.
6. Обобщение изученного.
Слайд 9. Круговорот веществ
– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? . (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? . (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.
Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:
– К какой природе отнесете почву? (. )
– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.
Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)
Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (. ) (Слайд 11)
Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.
(Слайд 12. Карта почв Пермского края)
– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.
7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)
– Ребята, что нового узнали на уроке?
– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)
Источник
Связь между живой и неживой природой – способы, почва во взаимосвязи объектов
Все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это природа. Окружающий мир может быть живым (растения, люди, животные) и неживым (небесные тела, вода, воздух, почва, камни). Эти два мира пронизаны невидимыми, но очень прочными связями, без которых на нашей планете не было бы жизни.
Объекты живого мира
К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти. Чтобы отнести какой-то объект к миру живой природы, он должен обладать способностями:
- рождаться;
- дышать и двигаться;
- расти и развиваться;
- производить потомство;
- питаться;
- умирать.
На Земле только люди, растения и животные способны пройти полностью весь цикл от рождения и до смерти. Мир живой природы отличается удивительным разнообразием, его изучением занимается обширная наука биология.
Древнейшей формой жизни являются всевозможные микроорганизмы: вирусы, грибы, бактерии. В результате археологических исследований ученые пришли к выводу, что микробы населяю нашу планету более трех миллиардов лет!
Рис. 1. Бактерии – древнейшая форма жизни
Объекты неживого мира
Если все живые существа являются смертными, то объекты неживой природы могут не меняться в течение многих сотен лет.
Определить, относится объект к миру неживой природы, очень просто. Он должен обладать следующими признаками:
- устойчивость;
- нет нужды в питании и производстве себе подобных;
- невозможность самостоятельно передвигаться;
- очень малые изменения внешне и изнутри.
Изучением неживого мира занимаются многие науки: физика, химия, геология, астрономия и другие.
Рис. 2. Астрономия изучает небесные тела
В зависимости от своего состояния все объекты неживой природы делят на 3 основные группы:
- твердые– это ледники и все типы почв, а также минералы и другие природные ископаемые;
- жидкие– дождь, туман – все объекты, которые отличаются текучестью и не имеют определенную форму;
- газообразные– пары, звезды.
Связь между живой и неживой природой
Ни одна составляющая часть живой или неживой природы не может существовать по отдельности. Только при самом тесном их взаимодействии на Земле происходят процессы, которые обеспечивают и поддерживают жизнь. Существует множество способов связи между живой и неживой природой, и каждый из них имеет большое значение.
К примеру, растения не могут обходиться без воздуха, влаги и солнечного света. Из воздуха все растения поглощают углекислый газ, который необходим им для процессов питания. В ответ же они выделяют в атмосферу чистый кислород, который нужен всем живым существам. Ветер переносит семена растений и тем самым помогает им размножаться.
Почва во взаимосвязи живой и неживой природы играет особую роль. Погибая, растения и животные разлагаются, и обогащают почву минеральными веществами. Так формируется питательный почвенный слой, благодаря которому растения получают все необходимые элементы для роста. В свою очередь, растения являются источником пищи для многих животных.
Рис. 3. Процессы в почве
Рассмотрим основные примеры взаимодействия живой и неживой природы:
- Для поддержания жизни практически всем живым существам на планете нужны воздух и влага.
- Солнце дарит энергию и свет, с помощью которых на Земле происходит очень много важных процессов.
- Животные и растения удобряют почву, рыбы участвуют в поддержании химического состава воды.
- Почва снабжает живых существ растительной пищей.
Что мы узнали?
При изучении программы окружающего мира за 2 класс мы узнали, что все объекты живой и неживой природы очень тесно связаны между собой. Благодаря их постоянному взаимодействию на нашей планете созданы все условия для полноценной жизни.
Источник
Открытый Урок по окружающему миру на тему «Почва как единство живой и неживой природы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Перспективная начальная школа. 3 класс.
Урок окружающего мира.
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класса
Почва как единство живой и неживой природы.
Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний
Дидактическая задача
Организовать деятельность учащихся, направленную на ознакомление с процессом почвообразования.
Задачи урока:
Личностные
Способствовать формированию способности учащихся к саморазвитию, принятию образа «хорошего ученика» (Л -1), уважительного отношения к чужому мнению (Л-2)
Метапредметные
-познавательные
Формирование умения извлекать информацию из разных источников, анализировать информацию(П-1), осуществлять смысловое чтение (П-2), выполнять логические операции (подведение под понятие, классификация)
— регулятивные
Формирование умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль (Р-1), умение вносить коррективы при оценке утверждений (Р-3)
— коммуникативные
Формирование умения высказывать и доказывать свою точку зрения.(К-1)
Предметные
Познакомить учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы — солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов).
Оборудование
Раздаточный материал, учебники, тетради на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, лупы.
Этапы урока (учебные ситуации)
Характеристики деятельности учителя
Характеристики деятельности учащегося
Формирование УУД
1. Постановка темы, цели урока. Мотивация.
Организует деятельность учащихся по определению темы (работа с оглавлением учебника), цели урока и мотивации(беседа)
Определяют тему и цели урока, отвечают на вопросы учителя
2 Изучение нового материала.
Организует деятельность учащихся по введению понятия «почва»
а) Работа над понятием «почва» через наблюдение
Рассматривают почву, отвечают на вопросы учителя, обобщают понятие «почва» при просмотре слайда.
К -1//Л-2
б) Интрига «Как образуется почва»
Сообщение мнения Маши и Миши.
Обсуждение в паре мнений.
в) Проверка утверждения Маши Ивановой «Почва образуется при разрушении горных пород»
Организует деятельность учащихся в паре по выявлению того, как солнце , воздух, вода влияют на образование почвы.
Организует работу по учебнику
(пункт-1)
Рассказывают друг другу о влиянии солнца, воздуха и воды при разрушении пород.
Осознанно читают, чтоб проверить своё предположение «Почему же на крыше дома вырос куст» Читают вывод (слайд)
Л-2//К -1
Физкультпауза
организует
выполняют
г)Заполнение таблицы «Почва – часть природы»
Работа с иллюстрацией учебника
Организует работу по заполнению таблицы, рассматриванию «жильцов» и «гостей» почвы
Изучают таблицу, дополняют, сверяют. Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы. Делают вывод: в почве воедино связана живая и неживая природа
П -1, П -3,
Л -2//К -1
д) Заполнение таблицы «Роль животных в образовании почвы»
Доказательство единства живой и неживой природы в почве.
Организует работу по заполнению таблицы
Проводит беседу «Почва как единство живой и неживой природы»
Изучают 1 и 3 столбцы, заполняют таблицу до конца при работе в паре, сверяют с таблицей Маши, доказывают.
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.
П -1, П -3
Л -2//К -1
е) Цепи питания в почве
Организует работу по составлению цепей питания
Анализируют таблицу, рисунок, составляют цепи питания.
3.Домашнее задание
Запись на доске:
Т упр.11, 12, 13
Запись в дневнике
Умение пользоваться сокращениями
4.Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов через работу над утверждениями Миши:
Нет горных пород – нет почвы. Нет воды и воздуха – не будет и почвы. Нет живых организмов не будет и почвы. Крот не мог погрызть морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны.
Рефлексия через дополнение предложений: (или выскажи своё мнение, вернувшись к целям)
Мне работать на уроке было…
Мне не понравилось, потому что…
Я узнал (а)
Читают, обсуждают, дополняют, исправляют.
Л -2//К -1
Тема урока «Почва как единство живой и неживой природы»
Тип урока – урок первичного предъявления новых знаний.
Личностные. Способствовать формированию способности учащихся к саморазвитию, принятию образа «хорошего ученика», воспитание уважительного отношения к иному мнению.
-Познавательные. Формирование умения извлекать информацию из разных источников, анализировать информацию, осуществлять смысловое чтение, выполнять логические операции ( подведение под понятие, классификация)
-Регулятивные. Формирование умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение вносить коррективы при оценке утверждений
-коммуникативные. Формирование умения высказывать и доказывать свою точку зрения
3. Предметные. Познакомить учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)
Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, лупы, презентация по теме урока.
Оргмомент. Тема. Целеполагание. Мотивация.
— Мы сегодня начинаем новый раздел учебника «Почва». Когда Миша прочитал одноименную тему заседание клуба «Мы и окружающий мир», возмутился: «Ну и тема! Что тут размышлять, с первого класса знаем, без почвы невозможна жизнь растений.» «Загадок везде хватает, — возразила Маша, — может мы не всё знаем про почву».
— К чьему мнению присоединяешься ты? Проверь себя по оглавлению учебника.
— Прочитайте тему первого занятия.
— Сформулируйте общую цель урока, опираясь на тему (на доске: узнаем, уточним, проверим).
— Поставьте свои личные цели, проговорите их друг другу, в конце урока вернемся к ним.
— Тему почва будем изучать, опираясь на жизненный опыт, знания будут нужны и для изучения следующей темы «Растения и животные»., а также в практической деятельности по уходу за растениями. Чем активнее будем работать на уроке, тем успешнее справимся с домашними упражнениями.
— Изучив материал нашего учебника, я по другому назвала тему «Почва как единство живой и неживой природы», в конце урока вернемся к моей точке зрения, может быть я окажусь не права.
2. Изучение нового материала.
а) Понятие почва через наблюдение.
— На огороде вы будите работать в перчатках, а теперь разрыхлите палочкой выданную вам почву. Рассмотрите под лупой внешний вид. Расскажите соседу, если что-нибудь заметите интересное.
— Это однородная масса или в ней вам что-то показалось знакомым. (Остатки растений, крылышки насекомых и др.)
— Назовите синоним к слову почва (грунт, земля)
— Дадим понятие, что такое почва (высказывания детей)
— Слайд. Почва это верхний плодородный слой земли.
— Назовите корень в слове плодородный, от каких слов образовалось это сложное слово.
б) Интрига «Как образуется почва»
– О том, как образуется почва, мнение Миши и Маши противоречивы.
Слайд. Почва образуется при разрушении горных пород.
Давным-давно бог своим всемогуществом сотворил землю и всё, что растет на ней. Обсуди с соседом по парте, кому принадлежит первое утверждение, а кому второе. (Первое утверждение Маши, так как мы изучаем горные породы.)
— К утверждению Миши мы вернемся в четвертом классе, при изучении нового предмета «Основы религиозных культур».
— Проверим Машино утверждение. Обсудите в паре, как Солнце влияет на разрушение горных пород (обсуждают, одну пару проверяем).
— Сидящие на первом варианте докажите, что вода тоже помогает разрушать горные породы, а сосед вам докажет, что и ветер влияет на разрушение горных пород (обсуждают).
— Объедините свои рассказы в один ответ (слушаем одну пару).
— Песок и глина это горные породы, пока еще не почва. На чистом песке и глине, на любом камне растения не растут. Вот на заседании клуба Миша и спросил (слайд): почему же тогда на крыше дома, покрытой черепицей (а это глина) вырос кустик. Сделайте своё предположение. Поделитесь мнением с соседом.
— Проверим свои предположения, прочитав первый пункт текста страница 31-32 (читают, отвечают).
— Что удивило вас в этой части текста? (Образование почвы длительный процесс). Маша сделал следующие выводы по первому пункту (слайд) основы образования почвы – это горные породы нашей планеты. Солнце, вода, воздух (ветер), живые организмы способствуют их разрушению.
в) Почва часть природы.
— Маша по теме урока составила часть таблицы.
— Сверьте с соседом по парте, если мнения не совпали докажите свою точку зрения (слайд всей таблицы).
— Что Маша положила в основу классификации? (Признаки живой и неживой природы).
— В почве воедино связана живая и неживая природа. Посмотрите страницу 33, найдите иллюстрацию. Рассмотрите с помощью лупы представителей живой природы.
— Кого узнали? Подумайте, для кого почва является домом, а кого можно назвать гостем.
г) Роль животных в образовании почвы.
Выясним, какую роль играют животные в образовании почвы. Будем работать в паре, заполним таблицу, (слайд) надо внимательно изучить первый и третий столбцы таблицы (выполняют)
— Проверим, как Маша заполнила таблицу. Как вы думайте, как она рассуждала, как узнала, то крот прокладывает ходы (доказывают)
— Расскажите про дождевого червя и других животных, используя таблицу.
— Посмотрите на доску, ваши рассказы доказывают моё мнение «Почва как единство живой и неживой природы».
— Между растениями почвы существуют пищевая зависимость, поэтому можно составит цепи питания. Чтобы крот не голодал (он съедает за день столько, сколько сам весит), кто должен быть в земле.
— Чтобы черви, личинки не голодали, что должно быть в почве?
— Какие цепи питания можно составит по таблице? (составляют, проверяем)
Миша по теме занятия сделал следующие выводы, прочитайте их. Нет горных пород – нет почвы. Нет воды и воздуха – не будет почвы. Нет живых организмов – не будет почвы. Крот не мог погрызть морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны.
— У кого есть иные мнения, дополнения. (Миша не назвал еще один компонент природы солнце, оно участвует в разрушении горных пород, значит и помогает образованию почвы.
— Ребята, а кто же все-таки погрыз морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны?
4. Домашнее задание. Упр. 11, 12, 13 в тетради. Загляните в хрестоматию на странице 89 (по желанию) кому захочется узнать про крота побольше, прочитайте, на следующем уроке поделитесь своими открытиями с остальными.
5. Рефлексия. Слайд.
— Мне сегодня на уроке было приятно работать с вами, а как вы оцените себя, дополните предложения или выскажите своё мнение, вернувшись к своим целям.
Источник