Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Что такое почва.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что такое почва, каково её главное свойство. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
Учебные материалы: стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет, книга «Великан на поляне» (А.А. Плешаков, А.А. Румянцев).
Ход урока
1. Актуализация знаний
— О чём мы говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполняли дома?
Идёт защита плакатов «Берегите воду!»
2. Мотивация учебной деятельности
Сказала лопата: «земля, чтобы рыть».
Ботинки сказали: «земля, чтоб ходить».
А люди сказали: «земля, чтобы жить».
О какой земле говорили герои стихотворения?
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним твёрдым веществом. Оно создаёт поверхностный слой земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения.
3. Работа по теме урока
— Почва — верхний плодородный слой земли. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, где-то — всего нескольких сантиметров.
В некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.
Самое главное свойство почвы — плодородие. Попробуйте объяснить смысл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.
Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даёт жизнь плодам и растениям? Проведём несколько опытов и ответим на эти вопросы.
Практическая работа
Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на с. 65.
Результаты опытов записываются в рабочей тетради (с. 27-28, № 1,2).
4. Работа по теме урока (продолжение)
— Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?
Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растение берёт воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли — питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.
Рассмотрите схему на странице 66 в учебнике. Объясните, что растения получают из почвы. Заполните схему у себя в тетрадях (с. 28, № 3).
Дети заполняют схему в рабочей тетради и изготавливают модель «Что растения получают из почвы».
Мы выяснили, из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.
Послушайте стихотворение. Определите, под действием чего разрушаются камни.
Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьёт,
И Вода старается —
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору.
Поселился, лезет в гору.
Трещины покрыла Почва.
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Что разрушало Гору? Помог ли Горе Лишайник?
В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они бы не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть в такую землю, где содержится всё необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.
В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьёв. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днём уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают её полезными для растений солями. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователен
Прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне» (с. 51-52).
— Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа? Можно ли уничтожать червей? Почему?
Для чего рыхлят почву? В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням — находить питательные вещества. Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?
Кроме дождевых червей, в верхнем слое земли живёт много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьёв, которые также помогают ей.
Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте текст на странице 66 учебника.
— Докажите, что в природе всё взаимосвязано.
Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Но почва разрушается, как любые твёрдые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? (Вода — размывает, ветер — сдувает.)
Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.
Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?
Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает (а где необходимо — осушает). Для того чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.
5. Рефлексия учебной деятельности
1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)
2. Одна из составных частей почвы. (Песок)
3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)
4. Основное свойство почвы. (Плодородие)
Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 67.
— Что мы смогли установить в ходе опытов? С помощью модели расскажите о том, что растения получают из почвы. Какие выводы сделали?
Дома дети выполняют задания на с. 67 учебника и № 4 на с. 28 рабочей тетради.
Источник
Урок по окружающему миру » Что такое почва» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Окружающий мир, 3 класс, УМК А. А. Плешакова Тема урока: Урок-исследование «Что такое почва?» Тип урока: Урок изучения нового материала.
ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.
РУУД – регулятивные универсальные учебные действия.
ПУУД – познавательные универсальные учебные действия.
КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия.
Что такое почва?
Сформировать понятие «почва», представление о ее составе, образовании и основном свойстве – плодородии.
Выявить основные свойства почвы. В процессе опытов установить состав почвы.
Развивать навыки умения работать с научным текстом;
Выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
Делать выводы на основе проведенных опытов;
Развивать познавательный интерес, мышление, устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве.
Личностные: иманием причин успеха/неуспеха в учебной
почему почва плодородна, обосновывать; исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растений, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Коммуникативные:
ся и приходить к общему решению, задавать вопросы.
-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
новое от уже известного с помощью учителя; уметь добывать новые знания.
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Предметные: выяснить, что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, охрана почвы.
• Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно делать выводы.
• Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.
химические стаканы, стеклянные палочки, промокательная бумага, предметное стекло, спиртовка, штатив, держатель, предметные стекла, пипетка), ножницы, клей, салфетки.
В.В.Докучаева «Русский чернозём», учебник А.А.Плешакова для 3 класса часть 1, рабочая тетрадь на печатной основе.
Технологическая карта урока окружающий мир
Деятельность учащегося + формы работы
Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Проверка готовности к уроку
Уметь договариваться о правилах поведения и следовать им в течение всего урока.
ЛУУД: способность и готовность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
Повторение изученного и выявление затруднений материала для открытия нового знания
Задание 1. Работа с толковым словарем и формулировка понятия «почва». — Послушайте поговорку и поясните ее значение:
Больше в кладовую природы положишь — Больше соберешь. — Чудесная кладовая есть на самом деле, вы должно быть догадались, как она называется?
У слова «земля» есть несколько значений. Мы будем вести беседу о земле или
Фронтальная Высказывания учащихся (о земле) Земля:
1. Третья от Солнца планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.
2. Суша, земная твердь. 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты.
4. Рыхлое, темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.
5. Страна, государство
1. Верхний слой земной
Актуализация знаний о земле, необходимых для
изучения новой темы
РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.
ПУУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; строить речевые высказывания в устной форме.
… о почве? Каково научное значение этих слов? Нам поможет толковый словарь Ожегова.
— Как вы считаете, о какой земле поведем сегодня речь на уроке?
Послушайте толкование слова в словаре Ожегова — Какое научное название данного слова?
Следовательно, ключевое слово сегодняшнего урока – почва.
коры (страница 188)
Постановка учебной задачи.
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит дать ответ.
Задание 2. Работа с раздаточным материалом в группах. — Вам предстоит вставить ключевые
слова для постановки проблемы. Итак – 1. Что такое …?
2. Из чего состоит …?
Групповая Высказывания учащихся.
Определение ключевого слова
РУУД: умение определять цель своей деятельности. КУУД: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.
ПУУД: уметь выделять сущность, особенность объекта.
ЛУУД: самоопределение к деятельности
3. Как образуется …?
5. Кто обитает в …? — Обозначьте основную проблему урока?
Решение учебной задачи и обсуждение ее решения.
Задание 3. Работа с учебником. — Зачитайте определение, данное автором в учебнике и сравните … — На сегодняшнем уроке – весь класс является научными сотрудниками – исследователями и будем изучать состав почвы, ее свойства и виды. Для этого в нашей лаборатории проведем ряд опытов. И как грамотные ученые мы должны помнить и соблюдать правила ТБ.
Повторение правил работы в учебной лаборатории
Чтение определения в учебнике на стр. 64 Повторение ТБ во время проведения опытов и лабораторных
1. Внимательно слушать инструкции. 2. Четко выполнять указания. 3. Быть наблюдательным. 4. Аккуратно работать с оборудованием и образцами.
5. Делать выводы по наблюдениям.
Сравнение определения понятия «почва» по учебнику и толковому словарю.
РУУД: уметь точно выражать свои мысли.
КУУД: уметь слушать и понимать других. ПУУД: уметь находить информацию их текста. ЛУУД: уметь правильно формулировать правила ТБ.
Проговаривание новых знаний, запись выводов в виде опорной таблицы.
Задание 4. Практическая работа (проведение опытов). — Приступим к работе – нашему научному исследованию. А любое исследование предполагает разнообразные методы изучения.
1. Метод наблюдения. — Вооружившись лупой, рассмотрите почву и сделайте соответствующий вывод: Почва – это … (верхний или нижний, светлый или темный, плотный или рыхлый слой земли. Предположим, что в почве содержится то, что необходимо для жизни живым существам. Чтобы выяснить, так ли это, изучим свойства почвы. Обратимся к
Под лупой рассматривают почву и делают вывод, который заносят в таблицу: Вывод: почва – темный рыхлый слой земли.
В состав почвы входят: песок, глина, остатки растений и насекомых.
Выполняют опыт (из почвы выходят пузырьки воздуха) и делают
Вывод: в состав почвы входит воздух
(заносят в таблицу) — Корни растений «дышат» воздухом, который содержится в почве.
— На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Вывод: в почве есть вода.
— Для жизни живых организмов.
— Стекло стало влажным,
Выяснить состав почвы.
РУУД: уметь выражать свои мысли.
КУУД: уметь работать в парах; формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, контролировать действия партнера, уметь слушать собеседника. ПУУД: уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать, обобщать и классифицировать по признакам; осуществлять поиск необходимой информации.
ЛУУД: поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
учебнику и прочитаем предположение на стр.64. 2. Метод
— Докажем, что в почве есть воздух. Опыт 1. — Возьмите стакан с водой и опустите в него комочек почвы. Что вы видите? — Какой вывод можно сделать? Для чего нужен воздух в почве?
(1-ый вариант) — Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на нее немного почвы. Придавите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.
— Что вы увидели на бумаге?
— Для чего нужна вода в почве?
следовательно, в почве есть вода. — Видим дым, чувствуем неприятный запах.
Вывод: в почве есть перегной.
Вывод: в почве есть песок и глина. — На поверхности плавают остатки листьев, мусор, части растений. На дне стакана – осадок. — Песок, поверх которого осела глина. Вывод: в почве есть песок, глина
(2-ой вариант) — Я немного нагрею почву. Над почвой устанавливаю стекло.
— Что вы видите на стекле?
— Продолжаю нагревать почву. Что вы замечаете и чувствуете?
— Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно он придает темный цвет почве.
Опыт 4 (1- ый вариант) — Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета) насыпаем в стакан с водой, размешиваем.
— — Что через некоторое время осядет.
Опыт 4 (2-ой вариант)
в тетради. Проверьте друг у друга.
Включение нового знания в систему знаний и
Использование нового знания вместе с
Задание 6. Презентация творческих работ учащихся. — Что растения получают из почвы? — Почему почву называют чудесной кладовой?
— Как животные повышают плодородие почвы? — Как образуется почва? — Послушайте сообщения
Высказывания и ответы учащихся.
Фронтальная, индивидуальная. Сообщение учащихся: «Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные
Выяснить значение плодородия почвы для жизни растений. Рассмотреть коллекцию почв. Понимать необходимость охраны почвы
Знакомство с учёным
В.В.Докучаевым и его открытиями. Проверить полученные знания.
РУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД: уметь слушать и понимать других.
ЛУУД: поддерживать познавательный интерес к изученному материалу.
животные: насекомые, животные, так повышается плодородие почвы» Прервется круговорот веществ в природе. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди
Задание 7. Работа с коллекцией почв. -Рассмотрите почвы. Сравните. -Какой вывод можно сделать? Что произойдет, если исчезнет почва? — Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могу прожить, а без почвы – нет. Задание 8.
Контроль — Проверим свои знания 1. Верхний
Рассматривают различные виды почв:
Вывод: почвы разнообразны. Предположения и высказывания учащихся
Один ученик рассказывает о В.В.Докучаеве (см. приложение к уроку и учебник с.70) Индивидуальная
2. Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли
рыхлый плодородный слой земли, покрытый растительностью. 2. Какие вещества входят в состав почвы?
3. Основное свойство почвы 4. Что растения получают из почвы?
Осознание учащимися проделанной учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Что нового узнали на уроке о почве? — Что больше всего запомнилось и понравилось?
ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. ЛУУД: ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности.
1. Прочитать статью
«Что такое почва?» 2. Ответить на вопросы раздела
Источник