Самоанализ урока окружающего мира.
Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе по теме : » Почва.Её состав и свойства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_samoanaliz.docx | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Потрошилина С.Н., учитель начальных классов
МКОУ « Плотниковская ООШ»
Самоанализ урока по окружающему миру,
по теме: «Почва. Её состав и свойства».
Уважаемые члены жюри!
Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 3 классе по теме «Почва. Её состав и свойства». 3 класс- самый большой класс в школе. Дети моего класса по уровню развития разные. 20% имеют высокий уровень развития,40%-средний, остальные — низкий. Ребята в этом классе очень разные : эмоциональные, любознательные, жизнерадостные. Поэтому при планировании урока, учитывала индивидуальные возможности каждого ученика.
Обучение веду по рабочей программе, составленной на основе авторской программы «Окружающий мир», авторы: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, М.: Академкнига/Учебник, 2013 год
создать условия для формирования у учащихся представлений о почве ,её составе и свойствах.
-сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
-развивать умения работы с научным текстом и схемам
-выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
-делать выводы на основе проведенных опытов,
-развивать познавательный интерес.
Воспитательная — воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю, к земле.
Урок первичного представления новых знаний. Данный урок соответствует программе «Перспективная начальная школа».
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, кластер «Состав почвы», стакан с водой, образцы почвы, стеклянные трубочки, салфетки, стёклышки, держатель, спиртовка.
Структура урока полностью соответствует его типу. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Реализуя цели и задачи данного урока, я пыталась сформировать такие универсальные учебные действия, как:
-самоанализ и самоконтроль результата;
-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
— работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
— в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
— формирование умения общаться в паре, группе.
— доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать , приводя аргументы
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались информационные компьютерные средства(презентация) для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся, мотивации познавательного интереса учащихся к уроку; развития их воображения, мышления, памяти.
На уроке применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная ,индивидуальная работа, практическая работа , которые в ходе урока сменяли друг друга .
Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке.
На данном уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Методы: словесный, наглядный, исследовательский
Первый этап -мотивация к деятельности, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения данной темы. Слова мудреца : « Всё в твоих руках»-стали путеводителем на нашем уроке-исследовании. Каждый ребёнок верил, что сможет сам, что всё в его руках.
Второй этап -актуализация знаний, способствовала планированию воспроизведениея учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового .Была создана проблемная ситуация.
Третий этап -учебно -познавательная деятельность
вызвала у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке я использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием : работали с русским словарём ( презентации),с учебником.
– Определили, какие задачи мы будем решать на данном уроке.
4этап -интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Была поставлена задача — Что нам предстоит сделать?
(провести практическую работу по исследованию состава и свойств почвы)
и определена цель исследования (Какова цель нашего исследования?
(определить, что входит в состав почвы, какими свойствами обладает почва?)
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на данном этапе, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся. Знания не давались в готовом виде. Ребята сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят.
В целях воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле,к природе, к почве итогом данного этапа было творческое задание :Как понимаете фразу: «Спасая почву ,мы спасаем себя и жизнь нашей планеты».Ответы были полными и интересными, основанными на жизненном опыте.Дети свободно выражали свою мысль, думая ,что она правильная.
Цель — самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний
Дети оценили свою практическую деятельность с помощью оценочного листа( розового цвета)
Ответили на вопросы:
-Достигли цели?( да, нет)
-Для чего нужен материал, изученный сегодня на уроке?
Контроль деятельности ученика . Домашнее задание
Цель — применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей
На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса .Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников , соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена поз, видов деятельности, проведена гимнастика для снятия физического напряжения и усталости на уроках.
На этапе рефл е ксии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу, выбирая необходимую для себя фигурку.
На основе подведения итогов, рефл е ксии, можно сделать вывод, о том, что поставленные цели и задачи урока были выполнены.
Перспективы на будущее : я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках.
Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.
Источник
Разработка урока по окружающему миру по теме: «Почвы». Самоанализ урока
Тема: Природа нашего края. Почвы.
Цель: изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
- сформировать знания на уровне:
- понятий (почва, состав почвы, свойства почвы, виды почв),
- представлений (опыты в классе с натуральным объектом – почвой),
- причинно-следственных связей (от состава почвы зависят её свойства);
- сформировать умения (работы с учебником, видеть причины явлений, ставить элементарные опыты);
- сформировать навыки наблюдений, работы с планом;
- развивать:
- природное понятие «Природа нашего края»,
- личность ребёнка: ассоциативно-образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность;
- осуществлять:
- экологическое воспитание (виды охраны почв),
- эстетическое воспитание (всё растительное богатство существует благодаря почве),
- трудовое воспитание (о профессиях: агроном, тракторист);
- вызывать у детей ощущение причастности к природе.
Оборудование:
- Для учителя: табличка «лаборатория», белый халат, лабораторное оборудование, музыкальное сопровождение, научная программа, кроссворд, план, коллекция почв, карточки (состав почв, свойства почвы, виды почв), выставка книг.
- Для учащихся: колпачки, значок «Юный исследователь», тетради, учебники, лабораторное оборудование, почва, коллекция почв.
I. Организационный момент
Учитель: Встаньте, поздоровайтесь, у всех хорошее настроение, улыбнитесь пожалуйста друг другу, начинаем урок окружающего мира. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.
II. Анализ погоды (страничка календаря).
III. Создание мотивации (стимулирование через игровой метод, чтобы заинтересовать детей в необходимости урока).
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько разных баночек, стаканов. Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?
Дети: Наш класс похож на лабораторию.
(На двери появляется табличка «Лаборатория».)
Учитель: Верно, а мы с вами учёные-исследователи. Если вы мне позволите, я буду научным руководителем.
(Учитель надевает белый халат, детям — колпачки.)
– Так как мы с вами учёные-исследователи, то должны работать правильно, быстро, организованно, чтобы ещё и заработать значок «Юный исследователь». Все записи будем вести каждый в своём лабораторном журнале. Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте прослушаем рассказ Ильина «Чудесная кладовая» и в результате прослушивания определим тему исследования.
Читает заранее подготовленная, ученица. Чтение сопровождается спокойной музыкой, дети сидят в произвольном положении, как им удобно.
IV. Сообщение темы и целей урока (исследования)
Учитель: Кто уже догадался, какова тема нашего исследования? Назовите.
Дети: . почва.
Учитель: Верно, сегодня на уроке мы выясним, из чего состоит почва, определим её свойства, а также вы узнаете, какие почвы бывают.
V. Активизация уже имеющихся знаний (повторение материала прошлого урока)
Учитель: С каким понятием мы познакомились на предыдущем уроке?
Дети: … почва
Учитель: А что такое почва? Кому трудно ответить, откройте свои лабораторные журналы, рассмотрите зарисованное вами почвенное обнажение.
Дети: Почва – верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.
VI. Изучение нового материала
Учитель: Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. А какую?
Дети: Благодаря почве существует всё живое на земле.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему писатель Ильин назвал почву «кладовой»?
Дети: … верхний плодородный слой земли, на котором растут травянистые растения и в котором можно найти животных и их останки.
Учитель: Что вообще у нас называется кладовой?
Дети: Место, где хранятся запасы.
Учитель: Чтобы выяснить, что находится в этой кладовой, проведём исследования. Работу будем вести, согласно научной программе.
Научная программа:
|
– Итак, внимание! Начинаем наше исследование. Опыты будем комментировать по такому плану:
1. Что хотим узнать из этого опыта?
2. Как узнаем (какие приборы)?
3. Что делаем во время опыта?
4. Что наблюдаем?
5. Почему это произошло?
6. Где в природе можно встретить это явление?
– У кого будут возникать вопросы, задавайте сразу по ходу урока.
- Опыт 1. Сжигание сухих листьев.
- Опыт 2. Обнаружение перегноя из обыкновенной почвы (запах, дым).
- Опыт 3. Описание смотри на странице 50 учебника.
- Опыт 4. Обнаружение воды.
- Опыт 5. Обнаружение песка и глины (в учебнике станица 50, №4)
- Опыт 6. Обнаружение воздуха.
(После каждого опыта – вывод, описание опытов смотри в учебнике на стр. 49-50 или в Приложении 1)
– Да, и вода, и воздух ценны для жизни растений, но для питания растений необходимы и другие вещества. А вот какие, мы с вами сейчас выясним. Для этого возьмём 3 – 4 столовых ложки почвы, размешаем её в небольшом количестве воды, профильтруем 3 – 4 капли на стекло, стекло водим над спиртовкой (вода испарилась, остался белый налёт). Что это? (Опыт проводит учитель.)
Учитель: Это соль, которыми питаются растения, всасывая их из почвенной воды, в которой они были растворены. Итак, состав почвы (в тетради, на доске в виде карточки):
|
– Состав почвы зависит от природных условий. Чем больше тепла и влаги, тем она ценнее.
VII. Физпауза (под музыку)
VIII. Объяснение нового материала (продолжение)
Учитель: Мы с вами выяснили, почему почва – это кладовая. А почему же это чудесная кладовая?
Дети: В ней имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой, …, то есть каждый компонент имеет своё значение, а самое главное, что в почве есть перегной.
Учитель: От количества перегноя зависят свойства почвы. Чем его больше, тем почва плодороднее. Плодородие – основное свойство почвы.
Свойства почвы
главное свойство – плодородие;
пропускает воду – в почву,
удерживает её – из почвы (испарение, высыхание);
пропускает воздух, цвет, рыхлость.