Меню

Окружающий мир почва самоанализ урока

Самоанализ урока окружающего мира.

Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе по теме : » Почва.Её состав и свойства».

Скачать:

Вложение Размер
moy_samoanaliz.docx 42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Потрошилина С.Н., учитель начальных классов

МКОУ « Плотниковская ООШ»

Самоанализ урока по окружающему миру,

по теме: «Почва. Её состав и свойства».

Уважаемые члены жюри!

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 3 классе по теме «Почва. Её состав и свойства». 3 класс- самый большой класс в школе. Дети моего класса по уровню развития разные. 20% имеют высокий уровень развития,40%-средний, остальные — низкий. Ребята в этом классе очень разные : эмоциональные, любознательные, жизнерадостные. Поэтому при планировании урока, учитывала индивидуальные возможности каждого ученика.

Обучение веду по рабочей программе, составленной на основе авторской программы «Окружающий мир», авторы: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, М.: Академкнига/Учебник, 2013 год

создать условия для формирования у учащихся представлений о почве ,её составе и свойствах.

-сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

-развивать умения работы с научным текстом и схемам

-выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

-делать выводы на основе проведенных опытов,

-развивать познавательный интерес.

Воспитательная — воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю, к земле.

Урок первичного представления новых знаний. Данный урок соответствует программе «Перспективная начальная школа».

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, кластер «Состав почвы», стакан с водой, образцы почвы, стеклянные трубочки, салфетки, стёклышки, держатель, спиртовка.

Структура урока полностью соответствует его типу. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Реализуя цели и задачи данного урока, я пыталась сформировать такие универсальные учебные действия, как:

-самоанализ и самоконтроль результата;

-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

— работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

— в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

— формирование умения общаться в паре, группе.

— доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать , приводя аргументы

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались информационные компьютерные средства(презентация) для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся, мотивации познавательного интереса учащихся к уроку; развития их воображения, мышления, памяти.

На уроке применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная ,индивидуальная работа, практическая работа , которые в ходе урока сменяли друг друга .

Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке.

На данном уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.

Методы: словесный, наглядный, исследовательский

Первый этап -мотивация к деятельности, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения данной темы. Слова мудреца : « Всё в твоих руках»-стали путеводителем на нашем уроке-исследовании. Каждый ребёнок верил, что сможет сам, что всё в его руках.

Второй этап -актуализация знаний, способствовала планированию воспроизведениея учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового .Была создана проблемная ситуация.

Третий этап -учебно -познавательная деятельность

вызвала у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке я использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием : работали с русским словарём ( презентации),с учебником.

– Определили, какие задачи мы будем решать на данном уроке.

4этап -интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Была поставлена задача — Что нам предстоит сделать?

(провести практическую работу по исследованию состава и свойств почвы)

и определена цель исследования (Какова цель нашего исследования?

(определить, что входит в состав почвы, какими свойствами обладает почва?)

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на данном этапе, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся. Знания не давались в готовом виде. Ребята сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят.

В целях воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле,к природе, к почве итогом данного этапа было творческое задание :Как понимаете фразу: «Спасая почву ,мы спасаем себя и жизнь нашей планеты».Ответы были полными и интересными, основанными на жизненном опыте.Дети свободно выражали свою мысль, думая ,что она правильная.

Цель — самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

Дети оценили свою практическую деятельность с помощью оценочного листа( розового цвета)

Ответили на вопросы:

-Достигли цели?( да, нет)

-Для чего нужен материал, изученный сегодня на уроке?

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цель — применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса .Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников , соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена поз, видов деятельности, проведена гимнастика для снятия физического напряжения и усталости на уроках.

На этапе рефл е ксии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу, выбирая необходимую для себя фигурку.

На основе подведения итогов, рефл е ксии, можно сделать вывод, о том, что поставленные цели и задачи урока были выполнены.

Перспективы на будущее : я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках.

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.

Источник

Разработка урока по окружающему миру по теме: «Почвы». Самоанализ урока

Тема: Природа нашего края. Почвы.

Цель: изучить состав и свойства почвы.

Задачи:

  • сформировать знания на уровне:
    • понятий (почва, состав почвы, свойства почвы, виды почв),
    • представлений (опыты в классе с натуральным объектом – почвой),
    • причинно-следственных связей (от состава почвы зависят её свойства);
  • сформировать умения (работы с учебником, видеть причины явлений, ставить элементарные опыты);
  • сформировать навыки наблюдений, работы с планом;
  • развивать:
    • природное понятие «Природа нашего края»,
    • личность ребёнка: ассоциативно-образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность;
  • осуществлять:
    • экологическое воспитание (виды охраны почв),
    • эстетическое воспитание (всё растительное богатство существует благодаря почве),
    • трудовое воспитание (о профессиях: агроном, тракторист);
  • вызывать у детей ощущение причастности к природе.

Оборудование:

  • Для учителя: табличка «лаборатория», белый халат, лабораторное оборудование, музыкальное сопровождение, научная программа, кроссворд, план, коллекция почв, карточки (состав почв, свойства почвы, виды почв), выставка книг.
  • Для учащихся: колпачки, значок «Юный исследователь», тетради, учебники, лабораторное оборудование, почва, коллекция почв.

I. Организационный момент

Учитель: Встаньте, поздоровайтесь, у всех хорошее настроение, улыбнитесь пожалуйста друг другу, начинаем урок окружающего мира. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.

II. Анализ погоды (страничка календаря).

III. Создание мотивации (стимулирование через игровой метод, чтобы заинтересовать детей в необходимости урока).

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько разных баночек, стаканов. Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?

Дети: Наш класс похож на лабораторию.

(На двери появляется табличка «Лаборатория».)

Учитель: Верно, а мы с вами учёные-исследователи. Если вы мне позволите, я буду научным руководителем.

(Учитель надевает белый халат, детям — колпачки.)

– Так как мы с вами учёные-исследователи, то должны работать правильно, быстро, организованно, чтобы ещё и заработать значок «Юный исследователь». Все записи будем вести каждый в своём лабораторном журнале. Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте прослушаем рассказ Ильина «Чудесная кладовая» и в результате прослушивания определим тему исследования.

Читает заранее подготовленная, ученица. Чтение сопровождается спокойной музыкой, дети сидят в произвольном положении, как им удобно.

IV. Сообщение темы и целей урока (исследования)

Учитель: Кто уже догадался, какова тема нашего исследования? Назовите.

Дети: . почва.

Учитель: Верно, сегодня на уроке мы выясним, из чего состоит почва, определим её свойства, а также вы узнаете, какие почвы бывают.

V. Активизация уже имеющихся знаний (повторение материала прошлого урока)

Учитель: С каким понятием мы познакомились на предыдущем уроке?

Дети: … почва

Учитель: А что такое почва? Кому трудно ответить, откройте свои лабораторные журналы, рассмотрите зарисованное вами почвенное обнажение.

Дети: Почва – верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.

VI. Изучение нового материала

Учитель: Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. А какую?

Дети: Благодаря почве существует всё живое на земле.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему писатель Ильин назвал почву «кладовой»?

Дети: … верхний плодородный слой земли, на котором растут травянистые растения и в котором можно найти животных и их останки.

Учитель: Что вообще у нас называется кладовой?

Дети: Место, где хранятся запасы.

Учитель: Чтобы выяснить, что находится в этой кладовой, проведём исследования. Работу будем вести, согласно научной программе.

Научная программа:

  1. Состав почвы
  2. Свойства почвы
  3. Типы почв
  4. Охрана почв).

– Итак, внимание! Начинаем наше исследование. Опыты будем комментировать по такому плану:

1. Что хотим узнать из этого опыта?
2. Как узнаем (какие приборы)?
3. Что делаем во время опыта?
4. Что наблюдаем?
5. Почему это произошло?
6. Где в природе можно встретить это явление?

– У кого будут возникать вопросы, задавайте сразу по ходу урока.

  • Опыт 1. Сжигание сухих листьев.
  • Опыт 2. Обнаружение перегноя из обыкновенной почвы (запах, дым).
  • Опыт 3. Описание смотри на странице 50 учебника.
  • Опыт 4. Обнаружение воды.
  • Опыт 5. Обнаружение песка и глины (в учебнике станица 50, №4)
  • Опыт 6. Обнаружение воздуха.

(После каждого опыта – вывод, описание опытов смотри в учебнике на стр. 49-50 или в Приложении 1)

– Да, и вода, и воздух ценны для жизни растений, но для питания растений необходимы и другие вещества. А вот какие, мы с вами сейчас выясним. Для этого возьмём 3 – 4 столовых ложки почвы, размешаем её в небольшом количестве воды, профильтруем 3 – 4 капли на стекло, стекло водим над спиртовкой (вода испарилась, остался белый налёт). Что это? (Опыт проводит учитель.)

Учитель: Это соль, которыми питаются растения, всасывая их из почвенной воды, в которой они были растворены. Итак, состав почвы (в тетради, на доске в виде карточки):

  • перегной
  • песок и глина
  • остатки растений, останки животных
  • вода
  • воздух
  • органические вещества (горят)
  • минеральные вещества (не горят)

– Состав почвы зависит от природных условий. Чем больше тепла и влаги, тем она ценнее.

VII. Физпауза (под музыку)

VIII. Объяснение нового материала (продолжение)

Учитель: Мы с вами выяснили, почему почва – это кладовая. А почему же это чудесная кладовая?

Дети: В ней имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой, …, то есть каждый компонент имеет своё значение, а самое главное, что в почве есть перегной.

Учитель: От количества перегноя зависят свойства почвы. Чем его больше, тем почва плодороднее. Плодородие – основное свойство почвы.

Свойства почвы

главное свойство – плодородие;
пропускает воду – в почву,
удерживает её – из почвы (испарение, высыхание);
пропускает воздух, цвет, рыхлость.

– Также от количества перегноя зависят типы почв и их свойства. О некоторых типах почв вы сейчас прочитаете сами (в учебнике стр. 51, 2 абзац)

(Обращение к плану – научной программе.)

– Когда будете читать подчеркните названия типов почв.

Дети работают самостоятельно.

– Пожалуйста, о каких типах почв вы прочитали?

Дети: О черноземных, о подзолистых.

Учитель: Найдите их у себя в коллекции. Рассмотрите черноземные, в них много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. Подзолистые – по цвету напоминают золу. Ребята, существует ещё много типов почв. Например, как вы думаете, как называются почвы, в которых много песка?

Дети: Песчаные.

Учитель: Как называются почвы, в которых много глины?

Дети: Глинистые.

Учитель: Найдите их у себя в коллекции. Об этих типах почвы ребята приготовили нам сообщения.

1. Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

2. Песчаные почвы хорошо пропускают воду, хорошо прогреваются солнцем, но они быстро высыхают, засушливы, в них тоже мало перегноя.

Учитель: Спасибо, ребята, за сообщения. Как вы думаете, какие виды почв наиболее часто встречаются в нашем крае? Почему?

Дети: Подзолистые, глинистые, потому что…

Виды почв

песчаные;
глинистые;
смешанные;
подзолистые
и др.
луговые;
болотные;
торфяные
и др.

Обращение к плану – научной программе – пункт № 4.

Учитель: Как видите, почвы бывают разные – и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные. Но почву можно улучшить. У вас у каждого есть огород. Расскажите, что вы делаете, чтобы ваша почва была более плодородной.

Дети: Перекапываем, чтоб была рыхлой; поливаем, чтобы была влага; удобряем навозом, золой, перегноем, солями.

Демонстрация солей, золы.

Учитель: Соли вносят в малом количестве. Правильно ребята, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай.
Представьте, что когда-то на земле вообще не было почв, везде было пусто, но с образованием этой чудесной кладовой наша Земля стала прекрасней. Поэтому за почвой нужен правильный уход. Она, как и другие природные элементы, нуждается в охране и бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, при чём очень медленно: за сто лет – один сантиметр. Зато разрушить почву можно быстро – в течение одного года. Как вы думаете, что разрушает почву?

Дети: Вода; ветер – на открытых пространствах.

  • вырубка леса
  • неправильная вспашка почвы
  • отсутствие водоёма
  • выжигание трав

Учитель: Глядя на эти причины, как желательно предотвратить разрушение почв?

Учитель: А какую помощь можете оказать вы?

Дети: Собирать семена, помогать в посеве, прополке молодых саженцев…

Учитель: Принимали ли вы участие в охране почв? Расскажите.

Учитель: В своих огородах мы сами ухаживаем за почвой, обрабатываем её. А кто же занимается, например, в совхозе этим? Расскажите.

Дети: Трактористы вспахивают почву плугом, рыхлят боронами, удобряют, удаляют с полей разные сорные травы. Агрономы подскажут трактористам, пора ли поливать, какими удобрениями подкармливать.

Обращение к плану.

IХ. Закрепление

Класс делится на 3 группы:

  • 1 группа получает задание: Закончи предложение: «Если в раз исчезнут на Земле все почвы, то …».
  • 2 группа разгадывает кроссворд.
  • 3 группа выполняют тест.

  1. Основное свойство почвы.
  2. Самый ценный компонент в почве, от которого зависят типы и свойства почв.
  3. Почвы с большим количеством перегноя.
  4. Одно из веществ, входящих в состав почвы.
  5. Почвы с большим количеством песка.

Учитель: Молодцы!

X. Итог урока

Вывод делают дети по плану.

Учитель: Вот и подошло к концу наше исследование. Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с интересом, не допуская ошибок. Вы действительно настоящие исследователи, поэтому каждому из вас вручается знак «Юный исследователь». Но а чтобы стать научным руководителем, вы должны самостоятельно читать дополнительный материал. Я предлагаю вам следующее:
1. Энциклопедии «Почемучка», «Что такое, кто такой?»
2. Занимательное природоведение.
Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой интересной науки, как ботаника. Ну а чтоб следующий урок прошёл интересно, вы получаете домашнее задание (по группам) – на ваш выбор.

Задание 1 группе:

  1. По наблюдениям;
  2. Пересказ текста учебника стр. 50 – 51;
  3. Творческое – «Помоги растению» (в горшочке рассмотреть внимательно почву и определить её состояние).

Задание 2 группе:

  1. По наблюдениям;
  2. Составить план статьи учебника стр. 49 – 51;
  3. Творческое – сочинить сказку «Приключение жучка из недр почвы на поверхность».

Литература:

  1. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – Москва, Омега, 2002.
  2. Корчагина О.Ю. Природоведение. Справочник для начальной школы. – Москва, 2000.
  3. Погорелова Н.А. Окружающий мир. Развитие познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природы. – Екатеринбург, 1999.
  4. Рабочая тетрадь – экологический практикум. – Под ред. Виноградовой Н.М. – Москва, Вентана – Граф, 2002.

Источник

Читайте также:  Чрезвычайно опасная категория загрязнения почвы это
Adblock
detector