Меню

Описание почвы для детей

«Чудесная кладовая» — энциклопедия
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Рассказ для детей о почве и её обитатаелях

Скачать:

Вложение Размер
chudesnaya_kladovaya.doc 594.5 КБ

Предварительный просмотр:

» Есть на свете чудесная кладовая . Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать . Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда -нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево , да такое большое , что не обхватишь.

Это не сказка . Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть , догадался, как она называется:»

Почва — это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие — основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования.
Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля — наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.

В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

Дерновая земля — это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой — глина.

Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля — это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной — это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина — тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

Есть мир, скрытый от нас, недоступный наблюдению, —мир животных почвы. Там вечный мрак т.е темнота, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или личинки майских жуков, которые попадаются в земле.

Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе — вы не заметите почти никакого сопротивления. Проделайте то же в воде — вы почувствуете значительное сопротивление среды. А если опустить руку в яму и засыпать землей, не то что пошевелить ею, но и обратно вытащить ее будет трудно. Понятно, что

животные могут сравнительно быстро двигаться в почве лишь в естественных пустотах, трещинах или ранее прорытых ходах. Если ничего этого на пути нет, то продвинуться животное может, только прорывая ход и отгребая землю назад, либо заглатывая землю и пропуская ее через кишечник. Скорость движения при этом, конечно, будет незначительной.

Всякому животному, чтобы жить, необходимо дышать. Для дыхания в почве иные условия, чем в воде или в воздухе. В состав почвы входят твердые частицы, вода и воздух. Твердые частицы в виде небольших комочков занимают более половины объема почвы; остальной объем приходится на долю промежутков — пор, которые могут быть заполнены воздухом (в сухой почве) или водой (в почве, насыщенной влагой)..

Благодаря такому строению почвы в ней живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания кожных покровов. Кислород потребляют в почве и животные, и корни растений при дыхании. Все они выделяют углекислый газ. После сильных дождей или весной, после таяния снега, почва насыщается водой. Воздуха в почве становится недостаточно, и под угрозой гибели многие животные ее покидают. Этим и объясняется появление земляных червей на поверхности после сильных дождей, что вы, наверное, нередко наблюдали.

Среди почвенных животных встречаются и хищники и такие, которые питаются частями живых растений, главным образом корнями. Есть в почве и потребители разлагающихся растительных и животных остатков;.

Свою пищу почвенные животные находят либо в самой почве, либо на ее поверхности. Жизнедеятельность многих из них очень полезна. Особенно полезны дождевые черви. Они затаскивают в свои норы огромное количество растительных остатков, что способствует образованию перегноя и возвращает в почву вещества, извлеченные из нее корнями растений.

В лесных почвах беспозвоночные, особенно дождевые черви, перерабатывают более половины всех опавших листьев.

В почве «работают» не только дождевые черви, но мелкие клещи, различные насекомые, особенно их личинки, и, наконец, мокрицы, многоножки и даже улитки.

Влияет на почву и чисто механическая работа многих живущих в ней животных. Они прокладывают ходы, перемешивают и разрыхляют почву, роют норы. Все это увеличивает количество пустот в почве и облегчает проникновение в ее глубину воздуха и воды. В такой «работе» участвуют кроты, сурки, суслики, тушканчики, полевые и лесные мыши, хомяки, полевки. По этим ходам, особенно в более плотных почвах, корни растений проникают в глубину.

Крот. Передние лапы его хорошо приспособлены для копания.

Многие почвенные животные питаются корнями, клубнями, луковицами растений. Те из них, которые нападают на культурные растения или на лесные насаждения, считаются вредителями, например майский жук. Его личинка живет в почве около четырех лет и там же окукливается. В первый год жизни она питается преимущественно корнями травянистых растений. Но, подрастая, личинка начинает питаться корнями деревьев, особенно молодых сосенок, и приносит лесу или лесонасаждениям большой вред. Личинки, гусеницы некоторых бабочек, личинки многих мух,корневые тли, также питаются корнями различных растений, сильно вредя им.

Многие насекомые, повреждающие надземные части у растений — стебли, листья, цветки, плоды, откладывают в почву яйца; здесь же вышедшие из яиц личинки скрываются в засуху, зимуют, окукливаются.

В почве обитает немало хищников. «Мирные» кроты поедают огромное количество дождевых червей, улиток и личинок насекомых, нападают они даже на лягушек, ящериц и мышей. Едят эти животные почти непрерывно. Например, крот за сутки съедает по весу почти столько живности, сколько весит сам.

В почве живет много хищных насекомых. Это жужелицы и их личинки, играющие немалую роль в истреблении насекомых-вредителей, многие муравьи, особенно более крупные виды, истребляющие большое количество вредных гусениц, и, наконец, знаменитые муравьиные львы, названные так потому, что их личинки охотятся за муравьями. У личинки муравьиного льва сильные острые челюсти, Личинка роет в сухой песчаной почве, обычно на опушке соснового леса, воронкообразную ямку и зарывается на ее дне в песок, выставив наружу только широко раскрытые челюсти. Попадающие на край воронки мелкие насекомые, чаще всего муравьи, скатываются вниз. Тогда личинка муравьиного льва схватывает жертву и высасывает ее. Взрослые муравьиные львы внешне напоминают стрекоз.

У обитателей почвы выработались приспособления к соответствующим условиям жизни: особенности формы и строения тела, способности переносить неблагоприятные условия, поведения. У дождевых червей, большинства многоножек, у личинок многих жуков и мух сильно удлиненное гибкое тело, позволяющее легко продвигаться в извилистых узких ходах и трещинах почвы. Щетинки у дождевых и других кольчатых червей, волоски и коготки у членистоногих (пауки и др.) позволяют им значительно ускорять свои движения в почве и прочно удерживаться в норах, цепляясь за стенки ходов. Прокладывая новые ходы, некоторые почвенные животные, например черви, попеременно вытягивают и сокращают тело. Он сильно вздувается и расталкивает почвенные частицы. Другие животные, например кроты, расчищают себе путь, копая землю передними лапами, превратившимися в специальные органы копания.

Окраска животных, постоянно живущих в почве, обычно бледная — сероватая, желтоватая, беловатая. Глаза у них, как правило, развиты слабо или полностью отсутствуют. Зато очень тонко развились органы обоняния и осязания.

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?»

Рауза Тахташева
Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?»

Цель: познакомить детей, с компонентами, которые входят в состав почвы; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать познавательный интерес.

Материал: переднички, халатики, кукла Незнайка, стекло, свечки, вода, глобус, разные виды почв, различные ёмкости, пипетка, семена овса.

Предварительная работа: беседа с детьми о почве, рассматривание иллюстраций с изображений различных почв, проведение опытов.

Ход занятия:

1. Дети помогают воспитателю расставить всё для занятия: воду, почву, почву, глобус и т. д. Входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте! А что вы делаете?

Дети: Мы хотим узнать, из чего состоит почва, поэтому решили провести опыты.

Незнайка: Знаю, знаю, почва – это земля, она такая круглая (показывает на глобус).

Дети: Нет, Незнайка, вот посмотри и послушай вместе с нами.

Воспитатель: Ребята, напомню вам и Незнайке о различии слов «земля» и «почва». Земля – это название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит верхний слой земной коры. Давайте вспомним, какие компоненты входят в почву?

Дети: Вода, воздух.

Воспитатель: Правильно. В почве есть вода и воздух. А чтобы почва была хорошей, в неё добавляют перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных. Если долго нагревать почву, то вскоре появится неприятный запах. Какой вывод мы можем сделать?

Дети: В почве, кроме воды и воздуха есть перегной.

Воспитатель: Из чего ещё состоит почва? Оказывается, в почве есть песок и глина. Давайте проделаем опыт.

Прокалим почву до серого цвета. Такой цвет образуется после сгорания перегноя. Оставшуюся почву пометим в стакан с водой и перемешаем. На дно стакана сел песок, а сверху слой глины. Какой вывод мы сделаем?

Незнайка: Как интересно! В почве есть песок и глина.

Воспитатель: И не только…ещё в почве присутствуют соли.

Незнайка: Знаю — знаю, которую добавляют, когда готовят еду.

Воспитатель: Чтобы доказать, что в почве имеются соли, проделаем опыт. Насыпем в стакан с водой почву и дадим ей постоять. Возьмём несколько капель воды из этого стакана, поместим на стекло и нагреем. При нагревании, вода испаряется, а на стекле остаётся белый налёт. Это и есть соли, которые были в почве. Какой вывод можем сделать?

Дети: В почве есть соли, которые растворяются в воде.

Воспитатель: Итак, ребята, какой общий вывод мы можем сделать?

Дети: Почва состоит из воды, воздуха, перегноя, песка глины и соли.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать почву?

Воспитатель: Правильно. А завтра мы посадим с вами овёс в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую. И понаблюдаем, как станут расти растения.

Незнайка: Спасибо вам, я так много узнал о почве. Я со своими друзьями тоже посажу овёс, и будем наблюдать. До свидания, ребята!

Конспект занятия по экологи для детей старшей группы. «Почва — живая земля» Почва — живая земля Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов..

Экспериментирование в подготовительной группе «Подготовка семян к посеву» Цель: вызвать у детей познавательный интерес к посадке лука, посев семян петунии. Развивать умение наблюдать за выращиванием растений и.

Источник

Читайте также:  Татьяна бокова праздник урожая
Adblock
detector