На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
Меню
Определение плодородия почвы по ее цвету
Результаты оценки плодородия почвы по цвету.
№ пробы
Место отбора пробы
Цвет
Категория плодородия по цвету
1
Северный лес
Светло-серая
Малогумосная, малоплодородная
2
Шиловский лес (дуб)
Темно-серая
Среднегумусная, среднеплодородная
3
Шиловский лес (сосна)
Серая
Малогумосная, среднеплодородная
4
СОК «Олимпик»
Темно-серая
Среднегумусная, среднеплодородная
5
Нагорная дубрава
Темно-серая
Среднегумусная, среднеплодородная
Почва, которая подвержена большой антропогенной нагрузке, является малоплодородной.
С возрастанием антропогенной нагрузки, плодородие почвы теряется.
Определение органического вещества в почве.
Взяли пробы почв и определили количество органического вещества в почве (приложение 3). Полученные данные занесли в таблицу 6.
Количество органического вещества в почве
Верхнего слоя
Нижнего слоя
Северный лес
0,5 см
4 см
0,125
Шиловский лес (дуб)
1,2 см
3 см
0,476
Шиловский лес (сосна)
0,8 см
3,5
0,229
СОК «Олимпик»
1,2 см
3 см
0,476
Нагорная дубрава
1,5 см
2,9 см
0,517
Больше всего органического вещества содержит почва Нагорной дубравы, далее Олимпик и Шиловский лес (дуб), т.е. дубравы, в которых ежегодно происходит пополнение гумусных веществ за счет отмирания листьев и травянистых растений.
Почва Северного леса (хвойный лес) является малоплодородной, следовательно и содержит небольшое количество органических веществ. Это сообщество испытывает самую большую антропогенную нагрузку.
Заключение.
В результате проделанной работы нами были исследованы пять образцов почвы, взятых с участков, испытывающих разную антропогенную нагрузку, методом «конверта».
Также, подобрано несколько методик для определения плодородия почвы: изучение плодородия по цвету, определение количества органического вещества в почвах.
Исследование механического состава образцов показало, что супесчаная почва преобладает на участках, испытывающих большую антропогенную нагрузку.
Плодородие почвы мы определяли визуальными методами, по цвету, при разном освещении.
Подтвердили свою гипотезу о том, что антропогенная нагрузка приводит к снижению плодородия почвы.
Долгими веками, тысячелетиями природа создавала неоценимое сокровище – почву. Бездумная хозяйственная деятельность человека, а так же природные явления разрушают плодородный слой. Нам очень важно научиться сохранить данное природой богатство.
В дальнейшем мы планируем определить плодородие почвы по продуктивности растений, а так же изучить солевой состав почвы.
В результате проводимых исследований можно будет дать рекомендации о методах сохранения и повышения плодородия почв.
2. Федорова А.И., Никольская А.И. Практикум по экологии и охране окружающей среды. Учебное пособие. Воронеж. ВГУ, 1997
Источник
Определение плодородия почвы по ее цвету
2. Практическая работа
2.1. Пробоотбор и подготовка образцов к физико-химическому анализу.
Для проведения физико–химического анализа вначале провела пробоотбор, используя метод конверта. Почва изымалась с глубины 10 см, по 800–900 мг каждого образца.
Фото. Забор почвы.
Пробы брала на разных территориях. В приложении № 1 отмечены места забора почвы.
Фото. Сушка почвы.
Затем почва высушивается и измельчается, из нее удаляются посторонние примеси и частицы при помощи набора сит с отверстиями разного диаметра от 5 до 1 мм и сокращении массы до 500 г. Для сокращения пробы использовала метод квартования: Измельченный материал тщательно перемешать и рассыпать ровным тонким слоем в виде квадрата, разделили его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывали, а два оставшихся снова смешивали, после многократных повторений оставшуюся пробу высушили до воздушного состояния для получения водных вытяжек.
Чтобы узнать, какая на участке почва, брала пригоршню земли, равномерно увлажняла ее, чтобы по консистенции она напоминала густую пасту, и скатывала «колбаску» толщиной около 3 мм. Затем свернула ее в кольцо и оценила, что из этого вышло:
Фото. Определение механического состава почвы.
почва хорошо скатывается, пластична, кольцо легко сворачивается и держит форму — глинистая, тяжелая; Это упрощенный вариант: те же суглинки, к примеру, тоже подразделяют на легкие, средние и тяжелые. Но с прикладной точки зрения нам будет достаточно уверенно ориентироваться в этих трех типах. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, и если правильно подойти к обработке, на почве любого механического состава можно получать хорошие урожаи. Почему важно в этом разобраться? Механический состав почвы определяет ее плотность, водо- и воздухопроницаемость, влагоемкость. Различные типы почв по-разному обеспечены необходимыми растениям элементами питания и требуют различного подхода.
Так, тяжелые почвы богаче питанием, чем легкие. Но они быстро уплотняются, после дождя их поверхность схватывается коркой. На них часто застаивается вода, а из-за переувлажнения страдают корни растений. В таких почвах плохо работают полезные микроорганизмы, медленно разлагается органика, а потому может возникать дефицит питания. Весной участки с подобной почвой прогреваются дольше, и талые воды с них уходят позже, поэтому к посадкам приходится приступать с некоторым запозданием. СОВЕТ. Как исправить ситуацию?
Основной метод — внесение разрыхляющих материалов (обычно это опилки или песок). Песок можно вносить как весной, так и осенью, а вот опилки — желательно осенью, и перед использованием их полезно смочить раствором азотного удобрения. Объемы и пропорции подбираются в каждом конкретном случае, в зависимости от требований культур, которые планируется посадить, и особенностей почвы. Хорошо влияет также посев сидератов; для посева на тяжелых почвах желательно выбирать культуры с сильной корневой системой, глубоко проникающей в землю (например, злаки). Легкие почвы плохо удерживают воду, а вместе с водой теряют и питательные вещества. Зато они обеспечивают хороший воздухообмен и быстро прогреваются по весне.
СОВЕТ. Как исправить ситуацию?
«Утяжелить» почву, повысить ее влагоемкость можно внесением глины или прудового ила (сапропеля). Последний, правда, требует предварительной обработки: после добычи его обязательно проветривают и промораживают, чтобы избавиться от вредных для растений химических соединений. Полезно на легких почвах внесение больших доз органики (перепревший навоз или компост). А вот торф следует применять с осторожностью: у него хорошая влагоемкость, но он может увеличивать кислотность почвы, а по содержанию питательных веществ особой ценности не представляет.
2.3.Определение кислотности почвы.
В своей школьной лаборатории провела анализ кислотности почв с помощью лакмусовой бумаги.
оборудование: универсальная индикаторная бумага, емкость с водой, совок, плотная ткань
Фото. Определение кислотности почвы.
Взяла образцы почвы в разных местах своего участка
Каждый завернула в плотную ткань, перевязала шпагатом и опустила в стеклянный сосуд с водой (лучше дистиллированной или дождевой). Почвы должно быть столько же, сколько воды.
Через 5 минут (вода при этом не должна помутнеть!) на 2 секунды опустила туда же полоску индикаторной бумаги.
Сравнила полученный цвет со стандартной шкалой, определила рН и соответственно кислотность почвы:
Источник
Тема: Определение плодородия почвы различными методами
Название
Тема: Определение плодородия почвы различными методами
Дата
17.10.2016
Размер
Тип
Справочники, творчество
Исследовательская работа.
Тема: Определение плодородия почвы различными методами.
Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством перегноя и воды, необходимыми для растений. Для того, чтобы определить плодородие участка, прилегающего к школе, мы исследовали следующие показатели: количество перегноя; количество воды; механический состав; воздухопроницаемость; кислотность почвы.
1.Методика исследования содержания в почве перегноя и воды.
С глубины 15-20 см взяли образец почвы весом 100 г, рассыпав тонким слоем на листе фанеры, оставили на 5-6 часов на солнце. После пересыхания взвесили, потом в фарфоровой чашке прокалили до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесили. Так определили количество перегноя и воды.
^ 2. Методика исследования механического состава почвы.
Название почвы
Определить на ощупь
^ Скатывание влажной почвы
Проба на резании влажной почвы
Проба на плотность сухой почвы
Песчаная
Заметно ощущаются песчинки
Не скатывается в шарик
При резании ножом почва рассыпается
Почва рыхлая
Супесчаная
Ощущаются песчинки, немного мажется
Плохо скатывается в шарик
При резании ножом поверхность среза шероховатая
Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков
Суглинистая
Мажется, песчинки едва прощупываются
Скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании в кольцо ломается
Поверхность среза слегка шероховатая
Почва состоит из довольно плотных комочков
Глинистая
Мажется, но песчинок не заметно
Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибании не ломается
Поверхность среза блестящая
Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются
^ 3. Исследование почвы на воздухопроницаемость.
Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать ее в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых повреждений.
^ 4. Исследование почвы на водопроницаемость.
Это свойство почвы, как пористого тела впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом воды в мм водного столба, проходящей через единицу площади и поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости можно определить по шкале Н. А. Качинского.
^ Водопроницаемость мм вод. ст. в первый час впитывания
Оценка
Свыше 1000
Провальная
1000-500
Излишне высокая
500-100
Наилучшая
100-70
Хорошая
70-30
Удовлетворительная
Менее 30
Неудовлетворительная
^ 5. Исследование кислотности почвы.
Кислотность почвы участка, прилегающего к школе, определялась следующим образом. В пробирке к 3-4 г почвы приливали 4-5 см3 хлористого калия, после чего взбалтывали смесь в течении 3-4 мин, затем отстаивали. После того как раствор посветлел, брали пипеткой 1 см3 этого раствора, помещали его в фарфоровое блюдце и приливали 1-2 капли индикатора – лакмуса. Если раствор окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то – щелочной. Пользуясь цветной шкалой, установили кислотность в выбранных образцах.
^ 6. Определение плодородия почвы по ее цвету и продуктивности растений.
Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску. По цвету можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородия:
Цвет
Плодородие
Черная
гумусная, плодородная
Темно-серая
среднегумусная, среднеплодородная
Серая
малогумусная, малоплодородная
^ 7. Плодородие почвы можно также определить по продуктивности растений (метод биотестов)
Оборудование и материалы: пластмассовые стаканчики; стеклянные трубочки диаметром 0,8 см; образцы почвы, взятые в разных местах, чистый промытый и прокаленный песок; семена овса.
^ Методика исследования:
Образцы почвы с разным содержанием гумуса рассматривали при разном освещении, определяли их категорию.
Образцы почвы поместили в пластмассовые стаканчики в трехкратной повторности. Контроль – чистый промытый и прокаленный речной песок. Объем почвенных образцов в каждом сосуде не менее 100-150 г. Полив производили через стеклянную трубочку, которая вставляется перпендикулярно дну стаканчика.
Прорастили семена при температуре 26-27C до размера основной массы проростков 5-6 мм.
Отобранные одинаковые проростки высадили в стаканчики по 12-13 штук. Через несколько дней, после приживания проростков, оставили их 10 штук в стаканчике. Почва поливали одинаково.
Когда проростки выросли до 8-12 см, их осторожно вытащили из почвы, промыли водой и высушили фильтрованной бумагой.
Измерили длину трубчатого листа и корневой системы отдельно, данные внесли в таблицу.
Взвесили на весах всю массу проростков, выросших на одном виде почве.
Плодородие почвы по высоте и весу проростков (по отношению к контролю, который принимается за 100%). Для этого составили шкалу оценок. Почва по плодородию разделили на пять условных категорий:
очень бедная, малоплодородная почва-песок (100%)
почва бедная, малогумусная, малоплодородная(125%)
среднегумусная, среднеплодородная (150%)
гумусная, плодородная, (175%)
очень плодородная, высокогумусный чернозем (200%)
Вывод: используя приведенные выше методики исследования почвы, мы выяснили, что содержание в почве перегноя и воды небольшое.
В результате исследования механического состава почвы оказалось, что почва на клумбах пришкольного участка супесчаная ( ощущаются песчинки, немного мажется; плохо скатывается в шарик; при резании ножом поверхность среза шероховатая; почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков).
Исследование почвы на воздухопроницаемость и водопроницаемость показала, что супесчаная почва достаточно воздухопроницаема и водопроницаема.
В результате исследования кислотности почвы определили, что почва на пришкольном участке кислая (рН-5,5). После того, как прилили лакмус, раствор окрасился в розовый цвет. Почва требует известкования.
Определение плодородия почвы по ее цвету еще раз доказало, что почва на территории школы малогумусная и малоплодородная, т. к. цвет у нее серый. Используя метод биотестов (по продуктивности растений) мы еще раз убедились, что почва бедная, малогумусная, малоплодородная(125%)
Итак, в результате исследования показателей плодородия почвы на участке, прилегающего к школе, выяснили, что почва малоплодородная и кислая. Она нуждается во внесении органических и минеральных удобрений, перегноя и требует известкования.