2.5. Определение параметров загрязнения почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов вредными веществами, содержащимися в отходах
2.5. Определение параметров загрязнения почвы, грунтовых вод
и поверхностных водоемов вредными веществами,
содержащимися в отходах
2.5.1. Для проведения расчетов приняты следующие допущения:
— инфильтрация жидкой фазы на площади затопления через почву и грунт свободная, т.е. фильтрация происходит без подпора со стороны грунтовых вод;
— не учитывается вода, остающаяся в почвенно-растительном слое и в естественных впадинах и понижениях по трассе потока;
— не учитывается дифференциация загрязнения по мощности и площади почв, грунтового потока, акватории водоемов.
2.5.1.1. При определении степени загрязнения почвы принимается, что вся масса вредных веществ из профильтровавшейся с поверхности жидкости остается в почвенном слое и распределяется равномерно по глубине слоя и площади затопления.
При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся стоков, не задерживаясь в почвенном слое, попадает в грунтовые воды.
2.5.1.2. При определении степени загрязнения грунтовых вод принимается, что вся масса вредных веществ из профильтровавшейся с поверхности жидкости попадает в грунтовые воды и распределяется равномерно по мощности грунтового потока и площади затопления.
При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся стоков останется в почве.
2.5.1.3. При определении параметров загрязнения поверхностных водоемов принимается, что вся масса вредных веществ, содержащихся в вытекшей из хранилища жидкости, распределяется равномерно:
— для замкнутых поверхностных водоемов — по всему объему водоема;
— для проточных поверхностных водоемов — по сечению водоема.
При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся в грунтовые воды стоков останется в почве и водоносных грунтах.
2.5.2. Расчет параметров загрязнения почвы [21 — 27].
Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в почве (см. Приложение 3).
При отсутствии конкретных исходных данных для ориентировочных оценок рекомендуется пользоваться следующими значениями параметров:
Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде (см. Приложение 4).
2.5.4. Расчет степени загрязнения поверхностных водоемов.
Следует различать два случая:
1. Непроточная водная преграда (замкнутый водоем).
2. Проточная водная преграда.
2.5.6. Учет сорбции, ионного обмена, окислительно-восстановительных, других физико-химических и биохимических процессов, которые происходят с вредными веществами при фильтрации стоков через почвенный слой и грунты, может привести к снижению параметров загрязнения.
Источник
1. Область применения
Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами (далее — загрязнение земель), включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли, независимо от их местоположения и форм собственности.
Настоящий документ подлежит применению органами Минприроды России, Роскомзема и Госкомсанэпиднадзора России.
2. Общие положения
2.1. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами разработан в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и утвержден Минприроды России и Роскомземом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами* на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными, промышленными отходами и радиоактивными веществами» и от 17 августа 1992 г. № 594 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель».
2.2. Дополнения и изменения в настоящий документ вносятся Минприроды России и Роскомземом по предложениям Минсельхоза России, Госкомсанэпиднадзора России и других заинтересованных министерств и ведомств.
2.3. Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляются в соответствии с нормативными и методическими документами, утвержденными или разрешенными для применения Минприроды России и Роскомземом согласно приложению 1 .
2.4. Территориальные органы Минприроды России и Роскомзема в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге имеют право принимать решения об уменьшении размеров выплат в возмещение ущерба от загрязнения земель, нанесенного юридическими и физическими лицами, с учетом их обязательств о выполнении в установленные сроки мероприятий по восстановлению загрязненных земель и устранению их дальнейшего загрязнения.
2.5. Сумма ущерба от загрязнения земель взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридический лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, и граждан (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555). Форма акта о загрязнении земель представлена в приложении 2 .
2.6. Иски по возмещению ущерба за загрязнение земель химическими веществами составляются и предъявляются виновным юридическим и физическим лицам органами системы Минприроды России и Роскомзема (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555). При наличии нескольких виновных в загрязнении земель иски предъявляются в соответствии с долевым участием в причинении ущерба каждого виновного.
2.7. Выплаты по искам за загрязнение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафов и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законами РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельным Кодексом РСФСР и другими законодательными актами Российской Федерации.
2.8. Средства по указанным искам направляются в государственные внебюджетные экологические фонды (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555, а также с Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденным Минприроды России 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 и Минфином России от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12). При отказе виновных юридических и физических лиц от возмещения ущерба по искам необходимые средства взыскиваются в судебном порядке.
2.9. Средства, взыскиваемые с виновных юридических и физических лиц в возмещение ущерба, нанесенного ими в результате загрязнения земель химическими веществами, рекомендуется использовать для осуществления мероприятий по консервации загрязненных земель, выполнению специальных режимов их использования, восстановлению загрязненных земель, устранению дальнейшего их загрязнения, для возмещения убытков и вреда, причиненного в результате ухудшения качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также на проведение обследований по выявлению загрязненных земель и лабораторных анализов по определению степени их загрязнения.
2.10. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основании материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов, утвержденных или разрешенных для применения Минприроды России и Роскомземом.
Ущерб от загрязнения определяется:
при произведенном загрязнении земель (выбросами и сбросами загрязняющих веществ) — на основе данных обследований земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов;
при нарушении технологий и регламентов применения пестицидов и других агрохимикатов, несоблюдении природоохранных требований при их хранении, транспортировке и проведении погрузочно-разгрузочных работ, загрязнения земель при авариях, залповых сбросах и выбросах — на основе данных обследований земель и лабораторных анализов;
при захламлении земель несанкционированными свалками отходов — на основе данных об объеме (массе) отходов и степени их опасности.
Лабораторные анализы проводятся в химических лабораториях специализированных инспекций аналитического контроля территориальных природоохранных органов системы Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, землеустроительной службы системы Роскомзема, гидрометеослужбы системы Росгидромета, агрохимслужбы системы Минсельхоза России и в других аккредитованных химических лабораториях. В случаях загрязнения земель при авариях, залповых сбросах и выбросах и захламлении земель несанкционированными свалками отходов полевые обследования и лабораторные анализы проводятся за счет виновных в загрязнении земель.
2.11. При расчете размеров ущерба от загрязнения земель стоимостные показатели определяются в соответствии с приложениями 3 , 4 и табл. 10 и уточняются на основе данных государственной статистики о поквартальной индексации цен.
2.12. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости на территории Российской Федерации (табл. 6 ) вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязняющими веществами на земли.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости могут быть увеличены решениями органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствующих территориальных органов Минприроды России и Роскомзема следующим образом:
в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции — не более, чем в 2 раза;
в городах и населенных пунктах — не более, чем в 1,5 раза.
3. Расчет платы за ущерб от загрязнения земель химическими веществами
3.1. Размеры ущерба от загрязнения земель определяются исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. В случае невозможности оценить указанные затраты, размеры ущерба от загрязнения земель рассчитываются по следующей формуле:
П = ( Нс ´ S(i) ´ Кв ´ Ка (i) ´ Кз (i) ´ Кг ), (1)
где П — размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до n) химическими веществами (тыс. руб.);
Нс — норматив стоимости сельскохозяйственных земель (тыс. руб./га, определяемый согласно приложению 3 **. Стоимость земель городов и населенных пунктов определяется органами Роскомзема и утверждается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Кв — коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель, определяемый согласно приложению 4 ;
Si — площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида (га);
Ка(i) — коэффициент пересчета в зависимости от степени загрязнения земель химическим веществом i-го вида, определяемый согласно табл. 5 ;
Кз(i) — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района, определяемый согласно табл. 6 ;
Кг — коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель, определяемый согласно табл. 7 .
3.2. Степень загрязнения земель характеризуется пятью уровнями: допустимым (1 уровень), слабым (2), средним (3), сильным (4) и очень сильным (5). Под допустимым уровнем загрязнения понимается содержание в почве химических веществ, не превышающее их предельно допустимых концентраций (ПДК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) (табл. 1 , 2 , 3 ). При допустимом уровне загрязнения коэффициент Ка в формуле 1 приравнивается к О, тогда П — О, следовательно плата не взимается. Содержание в почве химических веществ, соответствующее различным уровням загрязнения, приведено в табл. 4 .
3.3. В случае отсутствия в табл. 4 химических веществ, загрязнивших земли, ущерб от загрязнения рассчитывается также по формуле ( 1 ), однако при этом коэффициент Ка(i) находится на основании данных таблиц 8 , 9 и формулы ( 2 ).
где С(i) факт — фактическое содержание i-го токсиканта в почве;
С(i) фон — значение регионально-фонового содержания в почве i-го токсиканта.
Под регионально-фоновым содержанием химических веществ понимается их содержание в почвах территорий, не испытывающих техногенной нагрузки.
При отсутствии в табл. 9 данных по фоновому содержанию в почвах неорганических химических веществ фон берется как средне-региональный для незагрязненной территории и утверждается Минприроды России; для органических соединений их фоновое содержание в почвах приравнивается к 0,1 ПДК.
3.4. Размеры ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов определяются по формуле:
П = ( Нп (i) ´ М (i) ´ Кз (i) ´ 25 ´ Кв ), (3)
где П — то же, что и в формуле 1 ;
Нп (i) — норматив платы за захламление земель 1 тонной (куб. м.) отходов i-го вида (руб.), определяемый согласно табл. 10 . Класс опасности токсичных отходов в табл. 10 определяется согласно «Временному классификатору токсичных промышленных отходов и Методическим указаниям по определению класса опасности токсичных промышленных отходов» ***;
М(i) — масса (объем) отхода i-го вида (т. куб. м);
Кз(i) — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района согласно табл. 6 ;
25 — повышающий коэффициент за загрязнение земель отходами не санкционированных свалок;
Кв — то же, что и в формуле 1 .
Председатель Комитета Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству Н.В. Комов
10 ноября 1993 г.
Министр охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации В.И. Данилов-Данильян
18 ноября 1993 г.
Первый заместитель Министра сельского
хозяйства Российской Федерации В.Н. Щербак
6 сентября 1993 г.
Председатель Государственного комитета
Российской Федерации Е.Н. Беляев
14 сентября 1993 г.
Президент Российской академии
сельскохозяйственных наук Г.А. Романенко
8 сентября 1993 г.
*) Настоящий документ одобрен Министерством юстиции Российской Федерации и не нуждается в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 13 декабря 1993 г. № 06-09/610.
**) Нормативы стоимости сельскохозяйственных земель (Нс) приравниваются «Нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд», утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. № 77. Указанные нормативы, определенные по состоянию на 1 ноября 1992 года, уточняются Роскомземом с использованием данных государственной статистики о поквартальной индексации цен и изменяются с момента утверждения Советом Министров — Правительством Российской Федерации новых нормативов стоимости земель.
***) Утверждены Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике. № 4286-87, Москва, 1987 г. Срок действия продлен до 01.01.95 г. письмом Госсанэпиднадзора России № 01-20/147-11 от 24.09.93 г.
Предельно допустимые концентрации химических веществ в почвах
Источник