Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
- Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
- Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
- Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
- Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
- Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Источник
3 класс. Окружающий мир. Тема. Что такое почва
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
3 класс. Окружающий мир.
Тема. Что такое почва
Образовательные: способствовать формированию у учащихся понятия «почва»; развитию умений выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений; создать условия для ознакомления с составом почвы, ее свойствами.
Развивающие: способствовать развитию исследовательского подхода к изучению природных объектов.
Воспитательные: содействовать воспитанию заботливого отношения к природе
I. Организация начала урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Викторина «Удивительное вещество»
— ответы « д а» или « н ет». «Да» – хлопок, «Нет» – не делать хлопка.
1. Может ли вода двигаться вверх? ( д а. Круговорот воды в природе.)
2. Можно ли принести воды в решете? ( д а. Когда она замёрзнет.)
3. Вода в морях и океанах пресная? ( н ет. Солёная.)
4. Может ли вода стать товаром?
5. Главная причина нехватки пресной воды на Земле – это ее загрязнение? ( д а.)
– Что нужно делать, чтобы запасы воды не уменьшались? (Строить очистные сооружения. Не загрязнять открытые водоёмы. Беречь воду.)
Вывод : бережно относиться к воде.
III. Введение в тему.
ч тение статьи. Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. (М. Ильин.)
– Какое чудо происходит в кладовой?
2. Определение темы урока.
п остановка задач урока.
IV. Изучение нового материала.
1. Что такое почва?
Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Главный секрет (свойство) этой кладовой – плодородие, так как в почве есть необходимые для растений вещества. Толщина почвенного покрова различна: от 2–3 сантиметров до 1,5–3 метров. Что можно наблюдать в почве? ( о статки сухих листьев, палочки, веточки, насекомых.)
– Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов, чтобы выяснить состав почвы.
Практическая работа «Состав почвы»:
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать?
Вывод : в почве есть воздух.
Опыт 2. Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
Вывод : в почве есть вода.
Опыт 3. Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (Плавают остатки насекомых, листья, мусор, хвоинки.) Рассмотрите внимательно муть, осевшую на дне стакана. Вывод : в почве есть песок, глина.
Опыт 4. Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Что происходит? (Образовался белый налет – минеральные соли.) Вывод : соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Кроме того, в почве есть живые существа: бактерии (микробы), различные животные, корни растений.
В ывод по результатам практической работы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.)
3. Что полезно и вредно для почвы.
– Вред или пользу принесём мы, если сожжём осенью опавшие листья в парке?
– Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки. Можно это делать? (Этого делать нельзя. Вредный дым.)
– Что нужно сделать с сухой травой, листьями, ветками, чтобы принести пользу покрову? (Нужно закопать их в землю, чтобы вернуть те соли, которые растения поглотили из почвы.)
– Как же они там образуются? Как вы думаете? Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы , то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1-я группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные остатки. 2-я группа – «повара», которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли. Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов.
– Пользуясь записями в тетрадях, перечислите, из чего состоит почва. (Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.)
– Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было. е ё образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1 сантиметр в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.
– Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет: бумага, стекло, дождевой червь, крот. Полезное отодвинем налево, а вредное – направо. Давайте предоставим им самим слово.
– Я – бумага . Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.
– Я – стекло . Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.
– Я – крот . Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.
– Я – дождевой червь . Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.
4. Отчего почва разрушается?
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни, тысячи лет (1 см за 250–300 лет). А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро.
Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией (разрушением) почвы. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
Почва боится ядохимикатов. Если их взять больше нормы, они будут накапливаться в почве и загрязнять её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Предположите, что произойдёт, если на Земле исчезнет почва.
– Это ещё раз доказывает необходимость охраны почвы и её восстановления.
V. Закрепление изученного материала.
– А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. (Перечисляет: песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.)
Учащиеся не хлопают в ладоши, когда учитель называет: стекло, бумагу, целлофановые пакеты.
– Что полезно и что вредно для почвы?
– Василий Васильевич Докучаев (1846–1903), замечательный русский учёный, создал науку о почвах – почвоведение . Объясните, почему Докучаев называл почву «живое-мёртвое» тело .
– Наша работа по исследованию почвы подходит к концу. Мы должны подвести итоги.
– На какие вопросы мы смогли сегодня ответить? Сделал ли кто-нибудь для себя открытие? Какое?
– Что такое почва? Назовите её главное свойство. Из чего она состоит?
Домашнее задание: написать небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка»; учебник, с. 64–67 (читать), ответить на вопросы 1–3; придумать и нарисовать плакат «Береги почву»
Источник
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Почва как верхний плодородный слой земли;
- Основные свойства почвы и ее состава;
- Значение плодородия почвы для растений;
- Роль животных в улучшении плодородия почвы.
Глоссарий по теме:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.
Источник