Меню

Определение типа почвы практическая работа

Конспект учебного занятия. Тема «Определение типа почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект учебного занятия

Тема «Определение типа почвы»

изучение механического состава и кислотности почвы для составления списка рекомендованных растений для посадки в закрытой экосистеме.

обучить методикам определения механического и кислотного состава почвы.

научить составлять план деятельности и осуществлять её для достижения необходимых результатов;

обучить составлению рекомендаций по улучшению состава почвы и списка растений для посадки;

формировать навыки анализа и отбора информации.

развивать ответственность, взаимопомощь;

развивать умения устанавливать эффективное взаимодействие при работе в команде для достижения цели;

обучить правилам безопасной работы с оборудованием.

Формы проведения занятий:

практическое занятие в микрогруппах.

Методы обучения (по Е.В.Зарукина, Н.А.Логинова, М.М.Новик):

Активные методы обучения:

частичнопоисковый (активный поиск решения поставленных задач);

неимитационные: групповая консультация.

объяснительно-иллюстративные: рассказ-беседа, беседа, объяснение, инструктаж;

демонстрационный: демонстрация тематических видеороликов;

практические методы работы;

методы поощрения и похвалы.

Учебно-методические материалы/иные материалы:

оборудование: сито, лупа, пинцет, колба коническая, стеклянная палочка, химический стаканчик, воронка;

материалы: фильтровальная бумага, раствор хлорида калия, образцы почвы;

технические средства обучения: персональный компьютер с программным обеспечением: WindowsPowerPoint, выходом в интернет, медиапроектор, стереоколонки, весы;

аудиовизуальный материал: видеоролик «Техника безопасности»;

методический материал: кейс-задание «Определение типа почвы».

уметь определять механический состав почвы и кислотность почвы.

уметь составлять план деятельности, осуществлять деятельность;

извлекать информацию из различных источников, перерабатывать ее;

составить список растений с учетом механического состава и кислотности почвы.

владеть правилами безопасной работы с оборудованием;

вступать в диалог в коллективном обсуждении;

проявлять ответственность, самостоятельность, организаторские способности для достижения цели.

Продолжительность: 40 мин.

Организация: обучающиеся разделены на исследовательские группы минилаборатории). Каждая группа изучает тип почвы, которая собрана в определенных точках дружины «Созвездие» (приложение 1).

Этап погружения в совместную деятельность.

Педагог: В лабораторию от образовательного блока «Закрытые экосистемы» поступил запрос (кейс-задание): определить тип почвы для высадки цветковых растений.

Участники программы образовательного блока «Закрытая экосистема» должны в грунт высадить растения.

Но, они не знают какая почва, что на ней можно высаживать.

Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

Обсуждение. Разработка плана для решения кейс-задания.

План решения кейс-задания.

Определите механический состав почвы по методике «Определение механического состава почвы»

Определите кислотность почвы по методике «Определение кислотности почвы».

В интернет-источниках найдите 3 растения, которые можно выращивать на почвах, которые вы определили.

Заполните отчет, для этого откройте документ «карта», затем найдите на карте точку с номером своего образца почвы, нажмите на эту точку, откроется документ «конечный документ», заполните его, сохраните информацию, разместите на главном компьютере.

В интернет-источниках найдите информацию о типе почвы по механическому составу и кислотности (определенный вами).

Выпишите краткую характеристику.

Рабочая стадия работы над кейсом (организация деятельности по решению проблемы).

Постановка цели данного этапа деятельности обучающимися совместно с педагогом.

Практическая деятельность групп по решению кейс-задания: подготовка и уборка рабочего места, определение механического состава по методике мокрого шнура и кислотности почвы (приложение 2).

Оформление результатов практической деятельности в форме документа (приложение 3).

Подготовка списка рекомендованных растений для посадки в закрытые экосистемы.

Завершающая стадия работы над кейсом.

представление группами результатов детальности (тип почвы, список рекомендованных растений)

Оценивание участников. Подведение итогов

коллективное обсуждение результатов деятельности

педагог подводит итоги занятия

Читайте также:  Таблица уровень кислотности почв

Кейс-задание «Определение типа почвы».

«Определение типа почвы»

Провести исследование механического состава и кислотности почвы

Изучить литературу, в которой описаны методики определения состава и кислотности почвы, типы почв.

Определить механический состав почвы, кислотность почвы.

Составить рекомендации по улучшению состава почва и список растений для посадки.

оборудование: сито, лупа, пинцет, колба коническая, стеклянная палочка, химический стаканчик, воронка;

материалы: фильтровальная бумага, раствор хлорида калия, образцы почвы;

технические средства обучения: персональный компьютер с программным обеспечением: WindowsPowerPoint, выходом в интернет, медиапроектор, стереоколонки, весы;

электронные ресурсы: интернет-источники по определению механического и химического состава почвы;

аудиовизуальный материал: карта дружины «Созвездие».

методический материал: методики по определению механического состава и кислотности почвы.

естественнонаучные: химия, биология, экология

Полученные навыки в рамках кейса

уметь определять механический состав почвы и кислотность почвы.

уметь составлять план деятельности, осуществлять деятельность;

извлекать информацию из различных источников, перерабатывать ее.

владеть правилами безопасности;

проявлять активность, самостоятельность, организаторские способности для достижения цели;

вступать в диалог, вступать в коллективном обсуждении.

Для решения кейс-задания обучающимся необходимо определить механический состав и кислотность почвы, составить список растений, рекомендованный для посадки в «закрытую экосистему».

Участникам программы краевой профильной смены «Экомир» в рамках образовательной деятельности на занятиях необходимо создать «закрытую экосистему», используя материалы дружины Созвездие, которая в последствии будет успешно функционировать в созданных условиях.

В дружине «Созвездие» приживаются не все цветковые растения, одной из причин может являться несоответствие состава и кислотности почвы для некоторых сортов растений.

Высадка растений с учетом типа и кислотность почвы.

Ответьте на вопросы

Напишите, что вызвало затруднения

Напишите, что было интересным, необычным. Что хотелось бы узнать более подробно.

Приложение 2

Определение механического состава почвы.

Твердая фаза почвы состоит из частиц различных размеров, которые называются механическими элементами или гранулами. Относительное содержание в почве или грунте механических элементов называется механическим или гранулометрическим составом, а количественное определение их гранулометрическим или механическим анализом.

В соответствии с ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения», гранулометрический состав – это содержание в почве механических элементов, объединенных по фракции.

Проведение гранулометрического анализа очень важно при определении физико-механических свойств почв/грунтов, таких как порозность, влагоемкость, водопроницаемость, плотность, пластичность, липкость, набухание и др., то есть тех свойств, которые напрямую влияют на плодородие почв или знание которых необходимо при проведении строительных работ.

Методы гранулометрического анализа

Гранулометрический состав можно определить приближенно в полевых условиях по внешним признакам и на ощупь «сухим» или «мокрым» методом. Этими методами могут воспользоваться садоводы-огородники при определении доз внесения удобрений, количества песка, торфа, опилок для улучшения структуры почвы и создания более благоприятных условий для роста сельскохозяйственных культур.

Для определения механического состава почвы часто используют мокрый метод определения механического состава (метод раскатывания шнура) : для этого почву смачивают и разминают пальцами до консистенции теста (такое состояние, когда вода из почвы не отжимается, но почва поблескивает от воды и мажется). Хорошо размятую почву раскатывают на ладони в шнур толщиной около 3 мм и сворачивают в колечко диаметром около 3 см. Вид этого шнура и будет показателем механического состава почвы (песок, супесь, легкий суглинок, средний суглинок, тяжелый суглинок и глина) (рисунок 1).

Приготовление почвенной вытяжки

Химическое исследование почвы обычно проводится путем подготовки к анализу заблаговременно отобранного образца почвы и определения состава солевой почвенной вытяжки.

Читайте также:  Лидеры стран по производству минеральных удобрений

Оборудование: воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл.

Реактивы и материалы: раствор хлорида калия, чистая вода, образец почвы. Ход работы 1. Высушите отобранный образец почвы на воздухе.

Примечание. Образец почвы необходимо предварительно подготовить; отобрать инородные включения, камни и т.п. Почва для анализа должна быть рассыпчатой.

2. Взвесьте пустой чистый стакан на 100 мл. В стакан поместите высушенную почву на 1\3 высоты и снова взвесьте его, определив массу почвы (т) в граммах.

3. Добавьте к почве раствор хлорида калия в количестве 2,5xi. в мл (5 мл раствора на 2 г почвы), приготовив тем самым солевую вытяжку. Объем раствора хлорида калия отмерьте с помощью цилиндра.

4. Перемешивайте содержимое стакана в течение 3-5 мин. с помощью стеклянной палочки.

5. Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в нижний стакан на 50 мл.

6. Опустите в стакан индикаторную бумагу, сравните значение со школой.

Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы Кислотность почвы — важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений, а также аккумуляцию и подвижность загрязнителей в почве (в первую очередь металлов). При высокой кислотности угнетается рост и развитие многих сельскохозяйственных культур, подавляется жизнедеятельность микроорганизмов. При высокой кислотности почвы необходимо проводить ее известкование. Кислотность почвы определяют, измеряя величину pH солевой вытяжки. В зависимости от величины pH почва может быть кислой, нейтральной или щелочной: pH=4 и менее – сильнокислая; pH=5 – кислая; pH=6 – слабокислая; pH=7 – нейтральная; pH=8 и более – щелочная.

По механическому составу

Рекомендованный список растений (поместите 2-3 фотографии с названием растения)

Источник

Конспект практической работы «Исследование почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1.1. Определение механического состава почвы

Оборудование: пробы почвы, вода в склянках.

Ход работы : В ходе исследования нами было отобрано 250 грамм почвы из разных участков:1 и 2. Затем мы слегка увлажнили комочек почвы, размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем сгибали в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав.

Рис. 1. Мокрый способ определения механического состава почв в поле

Вид образца в плане после раскатывания

Шнур не образуется — песок

Зачатки шнура — супесь

Шнур дробится при раскатывании — легкий суглинок

Шнур сплошной кольцо при свертывании распадается — средний суглинок

Шнур сплошной кольцо с трещинами — тяжелый суглинок

Шнур сплошной кольцо дельное — глина

1 .2.Определение структуры почвы.

Под структурностью почвы подразумевают ее способность естественно распадаться на структурные отдельности и агрегаты, состоящие из склеенных перегноем и иловатыми частицами механических элементов почвы. Форма структурных отдельностей зависит от свойств самой почвы.

В поле у разреза определяют структуру почв следующим образом. На передней стенке из исследуемого горизонта ножом вырезается небольшой образец грунта и подбрасывается несколько раз на ладони (или лопате) до тез пор, пока он не распадается на структурные отдельности. Рассматривая эти структурные элементы, определяют степень их однородности, размер, характер поверхности.

Если структура неоднородна, то для её характеристики пользуются двойными названиями (комковато-зернистая и т.д.), последним словом указывая преобладающий вид структуры.

Читайте также:  Машины для дополнительной обработки почвы

Рис. 2 Типичные структурные элементы почв (по С.А.Захарову).

1.3.Определение плотности и сложения почвы.

Определяется с помощью ножа, лопатки или лопаты.

Под сложением почвы внешнее выражение степени и характера её плотности и прозрачности (величина и форма воздушных пор и полостей).

Различают следующие степени плотности почв в сухом состоянии:

*Очень плотное или слитое сложение — почва не поддаётся действию лопаты (входит в почву не более 1 см.)

* Плотное сложение — лопата или нож с трудом входят в почву на глубину 4-5 см, и почва с трудом разламывается руками;

* Рыхлое сложение — лопата или нож легко входят в почву, почва хорошо оструктурена, но структурные агрегаты сравнительно мало сцементированы между собой

* Рассыпчатое сложение — почва обладает сыпучестью, отдельные частицы не сцементированы между собой.

1.4. Определение окраски почвы

Для определения окраски почвенного горизонта необходимо:

1.Установить преобладающий цвет.

2.Определить насыщенность этого цвета (темно-светлоокрашенная).

3.Отметить оттенки основного цвета (например, буровато — палевый и т.д.).

При описании почвы необходимо указывать и степень однородности окраски. Например, буровато — сизый, неоднородный, на сизом фоне бурые и ржавые пятна и примазки. Такое описание помогает полнее охарактеризовать почву и оценить её в генетическом отношении.

При определении окраски почвы в полевых условиях необходимо учитывать влажность почвы и степень освещенности почвенного разреза. Влажная почва имеет более тёмную окраску, чем воздушно-сухая, поэтому очень важно указывать при описании почвы степень её увлажнения. Это облегчает дальнейшую камеральную обработку полевых материалов.

Многое также зависит и от освещения почвы солнцем. Освещение должно быть равномерным по всему профилю почвы, так как в тени почва выглядит темнее и можно легко ошибиться при определении её цвета. Лучше определять окраску почвы при высоком стоянии солнца, чем рано утром или вечером.

По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию: одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску.

1.5. Изучение насыщенности почвы воздухом

Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Благодаря учениям Б. Небела, мы также сможем определить аэрацию почв (рис 2).

Рис. 2.

Для проведения опыта нам потребовались два разных образца почв. Мы отобрали цилиндрические образцы песчаной и глинистой почв. Затем поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы мы зафиксировали время выделения воздуха, величину пузырьков и интенсивность выделения воздуха.

1.6. Исследование кислотности почвы

Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.

Ход работы: в пробирку поместили почву (столбик почвы должен быть 2-3 см ). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закрыли пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Взяли универсальный индикатор, нанесли на него палочкой почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то щелочной.

Источник

Adblock
detector