Что такое почва
1. Медведка. 2. Личинка жука. 3. Сверчок. 4. Крот. 5. Многоножка. 6. Жаба. 7. Лесная мышь. 8. Дождевой червь.
Почва —это верхний плодородный слой земли. Плодородие — главное свойство почвы.
Почему же почва плодородна? Выскажи гипотезу и обоснуй её. Для проверки гипотезы потребуется исследование почвы.
Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы. [an error occurred while processing this directive]
Практическая работа
- Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сформулируй вывод.
Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода.
Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина.
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Итак, в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Мы видели, что солей в почве мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется. Как? Благодаря перегною.
Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.
Проверь себя
- Что такое почва?
- Какой состав имеет почва?
- Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
Почва — это верхний плодородный слой земли. |
Задания для домашней работы
- Запиши в словарик главное свойство почвы.
- Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Порыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
- На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
- В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Странички для любознательных
Василий Васильевич Докучаев
Науку о почвах — почвоведение — создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846—1903). Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.
В. В. Докучаев учил, как правильно обрабатывать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения. Например, он предупреждал, что нельзя возделывать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения. Нужна смена растений, иначе почва истощается. Нельзя хищнически вырубать леса — из-за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы. Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что от этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.
Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.
На следующем уроке
Узнаем, на какие группы учёные делят царство растений. Будем учиться классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя.
Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?
Источник
Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 37
👉 Ответы к странице 37. Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Практическая работа «Исследуем состав почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.
Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель).
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду. Из нее начинают выходить пузырьки.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Нагреваем свежую почву на огне. Держим над ней холодное стекло. Стекло начинает запотевать.
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Замечаем дым и чувствуем неприятный запах.
Вывод: горит перегной, который окрашивает почву в темный цвет.
Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем.
Вывод: глина и песок присутствуют в почве. Песок оседает вниз, а глина располагается выше.
Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва. Капли помещаем на стекле. Держим его над огнем. Наблюдаем налет белого цвета.
Вывод: в почве есть минеральные соли.
Оценка выполненной работы: цель достигнута, состав почвы был исследован.
Источник
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
- Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
- Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
- Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
- Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
- Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Источник
Практическая работа «Исследование состава почвы». Цель работы: определить, что входит
Практическая работа «Исследование состава почвы». Цель работы: определить, что входит в состав почвы. Рассмотрите оборудование,приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются. Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чём это говорит? Вывод: Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чём это говорит? Вывод: . Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт? Вывод: Опыт 4. Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что — через некоторое время. О чём говорит этот опыт? Вывод: Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнём. Что произошло с водой? Что осталось на стекле? Это минеральные соли. О чём говорит этот опыт? Вывод: Общий вывод: Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению. Оцените свою работу, поставив знак «+» в соответствующие квадратики. Мы верно назвали оборудование для опытов. Наши выводы совпали с выводами в Приложении. Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали выводы. Мы допустили ошибки при определении состава почвы.
Опыт 1. Вывод: Почва оседает на дно, но не вся. В почве есть воздух.
Опыт 2. Вывод: Стекло запотело. Это говорит о том, что в почве есть вода.
Опыт 3. Вывод: В почве содержится перегной
Опыт 4. Вывод: Сначала на дно осел песок, затем глина. Значит, в состав
почвы входят песок и глина.
Опыт 5. Вывод: Вода испарилась, на стекле остался осадок. Это говорит о том,
что в почве содержаться минеральные соли.
Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина,
минеральные соли.
+ Мы верно назвали оборудование для опытов.
+ Наши выводы совпали с выводами в Приложении.
+ Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали выводы.
+ Мы допустили ошибки при определении состава почвы.
Источник
3 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 50, 51
Ответы к страницам 50 и 51
Чудо под ногами
Практическая работа «Исследование состава почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются.
Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: вода пузыриться; значит в почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: стекло запотело; значит в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?
Вывод: в почве есть перегной.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что — через некоторое время. О чём говорит этот опыт?
Вывод: сначала на дно осел песок, затем глина; значит в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?
Вывод: вода испарилась, на стекле остался осадок; значит в почве есть минеральные соли.
Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Источник