Таблица природных зон мира и их характеристика. Краткое описание
Содержание:
Природные зоны – географический термин, обозначающий земные оболочки, которые располагаются по всей планете. Каждая зона в обязательном порядке привязана к координатам – широтам. Существуют участки высокой и низкой широты. В каждой зоне есть одинаковые параметры – климатические условия, особенности фауны и флоры, характеристики и возможности почвы, животные. Карта указывает, что смена происходит в соответствии с изменением широт.
Также зонирование может меняться в соответствии с высотой объектов. Это касается горных систем выше трех тысяч метров. Высотный климат меняется от лесов к тундрам и пустыням Арктики.
Природные зоны мира и их характеристика – описание природных зон земли
На верный ход жизни живых организмов и всей планеты природные участки оказывают большое влияние:
- Область тайги совместно с экваториальными влажными лесами выступают в роли легких для планеты. Они отвечают за выработку кислорода, поглощение углекислых газов;
- Тундра способствует удержанию почв в замороженной форме на протяжении многих месяцев. Это нормализует углеродную циркуляцию на земле;
- Арктические пустыни – кладезь пресных вод. Они сохраняются здесь в многотонных объемах. Вторая важная роль – формирование климатических условий.
Природные зоны мира и их характеристика – таблица
Каждая природная зона обладает своими уникальными особенностями. В зависимости от климата, географического положения и почв формируется животный, растительный мир, а также деятельность человека и населенность материка или страны. Общая характеристика природных зон представлена в таблице.
Характеристика природных зон земли
Природный комплекс
Животный мир
Тип почв
Растительность
Количество осадков
Температура в июле, среднее значение
Средняя температура в январе
Источник
Таблица “Почвы и природные зоны”
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 371.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 371.
Чистая вода, воздух и энергия солнца – основополагающие условия жизни на земном шаре. Большое разнообразие климатических поясов привело к тому, что материки были разделены на природные зоны: одни из них очень похожи между собой, другие – уникальны и неповторимы. Рассмотрим, какие почвы характерны для природной зоны для того или иного климатического пояса.
Природные зоны мира
Природные зоны – это природные комплексы, которые занимают большие площади и характеризуются общим типом ландшафта. Большое влияние на их формирование оказывает климат, с особенностями соотношения влаги и тепла.
Основной характеристикой любой природной зоны является уникальные растения и животные, населяющие данную территорию, но, прежде всего – неповторимый состав почвы.
Структура почвы, особенности ее происхождения и уровень плодородия лежат в основе почвенной классификации.
Таблица «Почвы и природные зоны»
Природная зона
Типы почв
Содержание гумуса
Свойства почвы
Условия почвообразования
Мало тепла и растительности
мало, не плодородные
Маломощные, глеевый слой
Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение
А) Тайга Европейской части
К>1, растительные остатки – хвоя
Б) Тайга Восточной Сибири
В) Смешанные леса
Больше, чем в подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков
Г) Широколиственные леса
К=1, много растительных остатков, много тепла
Сухой климат, разреженный растительный покров, K Рис. 1. Растительность тундры весьма скудная.
В этой климатической зоне не встретишь лесов, и этому дает объяснение само слово «тундра», которое переводится как «безлесье».
- Почвы таежно-лесной зоны.
Для нее характерны подзолистые, глеево-подзолистые и дерново-подзолистые почвы – как правило, кислые, очень влажные, с небольшим содержанием гумуса. Климат в меру холодный и достаточно влажный, способствующий распространению болот и лесов.
Гумус – это важнейшая составная часть почвы, органическое вещество, содержащее в себе все питательные компоненты, необходимые для развития растений.
Делятся на выщелоченные и оподзоленные черноземы, бурые лесные и серые лесные почвы. Благодаря значительному содержанию гумуса они умеренно плодородны, а относительно теплый и влажный климат создает благоприятные условия для лесных массивов, которые перемежаются со степными территориями.
Благодаря глубокому слою гумуса в этой зоне главенствует самая плодородная почва – чернозем. Мягкий климат и отсутствие морозных зим позволяет выращивать многие культуры, однако для получения высоких урожаев необходимо обеспечить обильное увлажнение. Подавляющую часть территории степной зоны занимают равнины.
Рис. 3. Чернозем – самый плодородный тип почвы.
- Почвы зоны сухих степей.
Преобладающие почвы – каштановые. Гумуса в них достаточно, однако засушливый климат с редкими и скудными осадками вызывает сильное испарение влаги с поверхности земли. Для поддержания стабильной урожайности в такой зоне необходим регулярный и очень обильный полив.
- Почвы полупустынной зоны.
Зона представлена коричневыми аридными почвами, с повышенным засолением и эрозией. Незначительное содержание гумуса обуславливает низкое плодородие, и этому также способствует крайне засушливый климат с недостаточным количеством осадков.
- Почвы сухих субтропиков
Характерные для этой зоны почвы – сероземы, которые определяются низкой концентрацией гумуса. Климат очень жаркий, засушливый.
- Почвы влажных субтропиков
Характерный вид почвы – красноземы, в которых особенно остро чувствуется дефицит азота и фосфора. Содержание гумуса – незначительное.
Для этой климатической зоны характерна стабильная температура в течение всего года, повышенная влажность и обилие осадков.
Главной характерной чертой пойменных почв является их частое затопление близлежащими реками. Концентрация гумуса в них может быть весьма высокой, но при этом неравномерной.
Что мы узнали?
Появление различных природных зон стало возможным благодаря климату. Как следствие, различается не только растительный и животный мир этих территорий, но и состав почвы. Изменения ее связаны с различными температурами и неравномерным количеством выпадения осадков.
Источник
Географический калейдоскоп. География. 7 класс
Таблицы по географии
1. Архипелаги
Архипелаг | Площадь, тыс. км 2 | Местоположение |
---|---|---|
Большие Зондские острова | Примерно 1 500 | Индийский океан |
Канадский Арктический | 1 335 | Северный Ледовитый океан |
Японские острова | 370 | Тихий океан |
Британские острова | 325 | Атлантический океан |
Филиппинские острова | 300 | Тихий океан |
Новая Зеландия | 269 | Тихий океан |
Большие Антильские острова | 209 | Атлантический океан |
Малые Зондские острова | 128 | Индийский океан |
Молуккские острова | 84 | Тихий океан |
Новая Земля | 83 | Северный Ледовитый океан |
Огненная Земля | 72 | Атлантический и Тихий океаны |
Шпицберген | 62 | Северный Ледовитый океан |
Соломоновы острова | 40,4 | Тихий океан |
Новосибирские острова | 38,4 | Северный Ледовитый океан |
Алеутские острова | 37,8 | Тихий океан |
Северная Земля | 37,6 | Северный Ледовитый океан |
Александра | 36,8 | Тихий океан |
Новая Каледония | 19 | Тихий океан |
Фиджи острова | 18,3 | Тихий океан |
Гавайские острова | 16,7 | Тихий океан |
Земля Франца-Иосифа | 16,1 | Северный Ледовитый океан |
Кадьяк | 16,1 | Тихий океан |
Курильские острова | 15,6 | Тихий океан |
Новые Гебриды | 14,8 | Тихий океан |
Малые Антильские острова | 14 | Атлантический океан |
Багамские острова | 13,9 | Атлантический океан |
Фолклендские (Мальвинские) острова | 12,2 | Атлантический океан |
Королевы Шарлотты острова | 10,3 | Тихий океан |
Галапагос | 7,8 | Тихий океан |
Канарские острова | 7,3 | Атлантический океан |
Маскаренские острова | 4,5 | Индийский океан |
Зеленого Мыса острова | 4,0 | Атлантический океан |
Оглавление
Настройки
Навигация
Детский технопарк «Кванториум»
История и обществознание
Умники и умницы
Урок 1. Введение
Урок 2. Общие закономерности развития географическ.
Уроки 3 — 4. Литосфера. Рельеф Земли. Рельеф дна М.
Уроки 5 — 7. Гидросфера. Океаны Земли. Воды суши
Уроки 8 — 9. Атмосфера и климаты Земли
Урок 10. Человек на Земле
Уроки 11 -14. Неповторимая Африка
Уроки 15 — 16. Таинственная Австралия
Урок 17. Далекая Океания
Уроки 18 — 20. Удивительная Южная Америка
Уроки 21 — 22. Загадочная Антарктида
Уроки 23 — 26. Разнообразная Северная Америка
Уроки 27 — 33. Многоликая Евразия
Урок 34. Особенности природы Северных и Южных мате.
Урок 35. Без географии Вы – ни где! Подводим итог
Источник
Проверочная работа по окружающему миру » Природные зоны России» с ответами ( 4 варианта)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проверочная работа по теме «Природные зоны»
1. Определи природную зону по описанию.
Лето очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70 градусов,
ночи прохладные. Осадков выпадает очень мало. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя. Многие животные и растения приспособились к этим условиям. Корни растений могут проникать на глубину почти 20 м и оттуда добывают воду.
2. Соедини линией растение и природную зону.
Типчак Зона арктических пустынь
Карликовая березка Пустыня
3. Перечисли основные занятия людей в СТЕПНОЙ зоне.
4. Составь цепь питания, характерную для ТУНДРЫ:
5. Вставь пропущенные слова и словосочетания.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над ________________.
Его лучи скользят по ___________________ _____________, давая ей мало ____________.
Зимой в Арктике ____________________ ночь. Несколько месяцев круглые сутки _____________. Летом в Арктике ___________________ день. Несколько месяцев круглые сутки _____________. В небе возникает переливающий занавес удивительной красоты _________________ ___________________.
6. Отметь P животных ЛЕСНОЙ ЗОНЫ: ТАЙГИ.
Полярная сова □ , соболь □ , сайгаки □ , благородный олень □ , гагарка □ ,
бурый медведь □ , рысь □ , суслик □ , дрофа □ , белка летяга □ .
Проверочная работа по теме «Природные зоны»
1. Определи природную зону по описанию.
Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за
недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Весной природная зона особенно красива. Летом дуют горячие сухие ветры. Почвы здесь плодородные, поэтому
повсюду раскинулись сады и поля.
Соедини линией растение и природную зону.
Полярная ива Зона арктических пустынь
Верблюжья колючка Степь
Перечисли основные занятия людей в ТУНДРЕ. _______________________________________________________________
4. Составь цепь питания, характерную для АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ:
5.Вставь пропущенные слова и словосочетания.
Леса занимают больше __________________ территории России. Они
составляют две природные зоны: зона _____________ и зона смешанных и
широколиственных лесов. Животный и растительный мир здесь гораздо богаче. В северной части лесной зоны хорошо растут хвойные деревья:
_______________, __________________, __________________, ______________.
В южной части лесной зоны хорошо растут широколиственные деревья:
_______________, _________________, __________________, ______________.
6. Отметь P животных ПУСТЫНИ.
Бурундук □ , верблюд □ , рябчик □ , ушастый ёж □ , кайра □ ,
сайгаки □ , тушканчик □ , кедровка □ , хомяк □ , песчаный удавчик □ .
Проверочная работа по теме «Природные зоны»
1.Определи природную зону по описанию.
Южнее зоны арктических пустынь протянулась безлесная равнина. Зима
здесь долгая и суровая. В середине зимы длится полярная ночь. Лето короткое и прохладное. Круглый год дуют холодные ветра. Почва бедна перегноем, но растительный и животный мир разнообразнее, чем в арктических пустынях.
2.Соедини линией растение и природную зону.
Ель Зона арктических пустынь
Полярный мак Пустыня
3. Перечисли основные занятия людей в АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЯХ.
Составь цепь питания, характерную для ЛЕСНОЙ ЗОНЫ:
Вставь пропущенные слова и словосочетания.
В России пустыни занимают __________________ территорию. Пустыни
бывают песчаные и ___________________. Валы из песка называются ______________. Лето в пустыни очень _______________. Осадков выпадает очень __________________ . Одно из самых известных колючих растений пустыни _________________ ________________. Её охотно поедают _______________. Животные пустыни долгое время могут обходиться без _______________. Днём многие из них прячутся в ____________, а по ночам выходят на поиски пищи.
Благородный олень □ , суслик □ , песец □ , степной орел □ , морж □ , серая куропатка □ , дрофа □ , тушканчик □ , хомяк □ , лемминг □ .
Проверочная работа по теме «Природные зоны»
Определи природную зону по описанию.
В этой ледяной зоне вечная мерзлота. Зима очень длинная. Температура воздуха нередко понижается до 60 градусов ниже нуля. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Температура летом лишь на несколько градусов выше нуля. К таким суровым условиям приспособились немногие живые организмы.
Соедини линией растение и природную зону.
Карликовая березка Степь
Колосняк Зона арктических пустынь
Полярный мак Пустыня
Перечисли основные значения ЛЕСА в жизни людей.
Составь цепь питания, характерную для ПУСТЫНИ:
Вставь пропущенные слова и словосочетания.
В степной зоне тёплое, продолжительное ______________. Часто дуют горячие
сухие ветры, которые называются _______________. Иногда они переходят в пыльные ____________. Дожди здесь ____________. Почвы в зоне степей очень плодородные. Здесь растут разнообразные травянистые растения: ________________, _________________, _________________. Особенно степь
красива _____________. Животный мир разнообразен. В степной зоне много грызунов: ________________, _________________.
Белый медведь □ , северный олень □ , тюлень □ , песец □ , соболь □ , белая куропатка □ , полярная сова □ , хомяк □ , рябчик □ , лемминг □ .
ОТВЕТЫ к проверочной работе по теме «Природные зоны»
1. Определи природную зону по описанию.
Лето очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70 градусов,
ночи прохладные. Осадков выпадает очень мало. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя. Многие животные и растения приспособились к этим условиям. Корни растений могут проникать на глубину почти 20 м и оттуда добывают воду.
2. Соедини линией растение и природную зону.
Типчак Зона арктических пустынь
Полярный мак Пустыня
3. Перечисли основные занятия людей в СТЕПНОЙ зоне.
Люди занимаются полевыми работами ( полеводством)
Люди занимаются садоводством.
Разводят в питомниках дроф.
Занимаются выпасом скота.
4. Составь цепь питания, характерную для ТУНДРЫ:
Типчак суслики степная гадюка
Колосняк степной жаворонок степной орел
5. Вставь пропущенные слова и словосочетания.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом .
Его лучи скользят по поверхности земли , давая ей мало тепла .
Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев круглые сутки
темнота . Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. В небе возникает переливающий занавес удивительной красоты
6. Отметь P животных ЛЕСНОЙ ЗОНЫ: ТАЙГИ.
Полярная сова, соболь, сайгаки, благородный олень, гагарка,
бурый медведь, рысь, суслик, дрофа, белка летяга.
1. Определи природную зону по описанию.
Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за
недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Весной природная зона особенно красива. Летом дуют горячие сухие ветры. Почвы здесь плодородные, поэтому
повсюду раскинулись сады и поля.
2.Соедини линией растение и природную зону.
Полярная ива Зона арктических пустынь
Верблюжья колючка Степь
3.Перечисли основные занятия людей в ТУНДРЕ.
Люди занимаются оленеводством.
В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых: нефть, газ.
Люди занимаются рыболовством.
4. Составь цепь питания, характерную для АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ:
сайка кайра белый медведь
водоросли сайка гагарка
5.Вставь пропущенные слова и словосочетания.
Леса занимают больше половины территории России. Они
составляют две природные зоны: зона тайги и зона смешанных и
широколиственных лесов. Животный и растительный мир здесь гораздо богаче. В северной части лесной зоны хорошо растут хвойные деревья:
пихта, кедр ( кедровая сосна ), лиственница, ель.
В южной части лесной зоны хорошо растут широколиственные деревья:
6. Отметь P животных ПУСТЫНИ.
Бурундук, верблюд, рябчик, ушастый ёж, кайра,
сайгаки, тушканчик, кедровка, хомяк, песчаный удавчик.
1.Определи природную зону по описанию.
Южнее зоны арктических пустынь протянулась безлесная равнина. Зима
здесь долгая и суровая. В середине зимы длится полярная ночь. Лето короткое и прохладное. Круглый год дуют холодные ветра. Почва бедна перегноем, но растительный и животный мир разнообразнее, чем в арктических пустынях.
2.Соедини линией растение и природную зону.
Ель Зона арктических пустынь
Полярный мак Пустыня
3.Перечисли основные занятия людей в АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЯХ.
Люди занимаются рыболовством, охотой.
Полярники изучают природу Севера, наблюдают за погодой.
4.Составь цепь питания, характерную для ЛЕСНОЙ ЗОНЫ:
Орехи бурундук рысь
Кедровые орешки кедровка соболь
5.Вставь пропущенные слова и словосочетания.
В России пустыни занимают небольшую территорию. Пустыни
бывают песчаные и глинистые . Валы из песка называются
барханы. Лето в пустыни очень жаркое . Осадков выпадает очень
мало . Одно из самых известных колючих растений пустыни ___
верблюжья колючка . Её охотно поедают верблюды. Животные пустыни долгое время могут обходиться без воды . Днём многие из них прячутся в норы ( зарываются в песок), а по ночам выходят на поиски пищи.
6.Отметь P животных СТЕПИ.
Благородный олень, суслик, песец, степной орел, морж,
серая куропатка, дрофа, тушканчик, хомяк , лемминг.
1.Определи природную зону по описанию.
В этой ледяной зоне вечная мерзлота. Зима очень длинная. Температура воздуха нередко понижается до 60 градусов ниже нуля. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Температура летом лишь на несколько градусов выше нуля. К таким суровым условиям приспособились немногие живые организмы.
2.Соедини линией растение и природную зону.
Карликовая березка Степь
Колосняк Зона арктических пустынь
Полярный мак Пустыня
3.Перечисли основные значения ЛЕСА в жизни людей.
Лес- « легкие нашей планеты» или защитник воздуха, водоемов, почв.
Лес- источник древесины.
Лес- дом для растений, животных, грибов.
Лес- место для отдыха человека.
Лес- источник грибов, ягод, лекарственных растений.
4.Составь цепь питания, характерную для ПУСТЫНИ:
Колосняк Кобылка Лисица- корсак
Колосняк Песчанка Песчаный удавчик
Допускается: Верблюжья колючка Верблюд
5.Вставь пропущенные слова и словосочетания.
В степной зоне тёплое, продолжительное лето . Часто дуют горячие
сухие ветры, которые называются суховеи . Иногда они переходят в пыльные бури . Дожди здесь редки. Почвы в зоне степей очень плодородные. Здесь растут разнообразные травянистые растения: ковыль, типчак, тюльпаны. ( ирисы) Особенно степь красива весной . Животный мир разнообразен. В степной зоне много грызунов: суслики, хомяки.
6.Отметь P животных ТУНДРЫ.
Белый медведь, северный олень, тюлень, песец, соболь,
белая куропатка , полярная сова , хомяк, рябчик, лемминг.
Последовательность заданий для каждого варианта имеет определенную закономерность: Пустыня – Степь – Тундра – Арктика – Лес, включая задание, относящееся ко всем природным зонам. Предложенные задания разного характера: определи природную зону по описанию, соедини растение и природную зону, составь цепь питания, вставь пропущенные слова и словосочетания. Отметь животных предложенной зоны.
1 задание. Определение природной зоны по её описанию.
Верный ответ- 1 балл
Неверный – 0 баллов
2 задание. Соедини линией растение и природную зону.
5 верных ответов-1 балл
3, 4 верных ответов – 0,5 балла
1, 2 верных ответов – 0 баллов
3 задание. Перечисли основные занятия людей в природной зоне или значение леса для человека.
2 и более основных занятий предложенный зоны- 1 балл
1 верный ответ- 0,5 баллов
Неверный ответ — 0 баллов
4 задание. Составь цепь питания, характерную для предложенной природной зоны.
Верный ответ- 1 балл
Неверный – 0 баллов
( допускается цепь питания из двух звеньев – 0, 5 баллов)
5 задание. Вставь пропущенные слова и словосочетания. ( текст из учебника)
6 — 10 слов по смыслу- 1 балл
5 слов – 0,5 балла
менее 5 слов- 0 баллов
6 задание. Отметь P животных предложенной природной зоны.
5 верных ответов-1 балл
3, 4 верных ответов – 0,5 балла
1, 2 верных ответов – 0 баллов
5 и 6 баллов – «5»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа по окружающему миру 4 класс. УМК » Школа России» с ответами и оцениваем работ обучающихся. Последовательность заданий для каждого варианта имеет определенную закономерность: Пустыня – Степь – Тундра – Арктика – Лес. Предложенные задания разного характера: определи природную зону по описанию, соедини растение и природную зону, составь цепь питания, вставь пропущенные слова и словосочетания. Отметь животных предложенной зоны.
Номер материала: ДБ-900812
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник