Опытно-экспериментальная деятельность на тему: «Почва».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Это занятие по опытно-экспериментальной деятельности с землей в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_issledovanie.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно- экспериментальной деятельности «Почва» в подготовительной группе
Цель : закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
формировать у детей представления о почве.
Познакомиться с составом почвы, с ее свойствами.
Формировать познавательную активность детей.
Развивать умении анализировать.
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Маленький принц». Опыты с водой, песком, воздухом. Просмотр презентации «Что такое почва?».
Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, стаканы по количеству детей.Плакат «Строение почвы».
Организационный момент:( воспитатель приглашает детей в круг)
Восп .: Ребята ,с чего начинается хорошее настроение?
Дети: С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов
Восп .: Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Восп.: Ребята, к нам пришло письмо.(воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.
«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг –Прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал ,что на вашей планете есть « живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел чтобы вы помогли мне узнать , из чего состоит «живая земля» и помогли мне спасти розу.
Восп .: поможем Маленькому принцу? как мы можем помочь ему? Давайте подумаем.что нужно растению для его существования?
Дети: свет, влага, воздух
Восп.: Скажите , а чем питается растение и где берет питание.
Дети: Растение живое и ему нужен свет, воздух, вода, и, конечно питательная земля.
Восп.: Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке?
Дети : Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей
Восп.: -Что же такое почва? -Как вы думаете дети? (ответы детей).
В. — Сегодня на занятии мы будем говорить о почве.
В. — Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?
Д. — Земля кормит и поит растения.
Д. — Земля нас кормит.
В. — Как она нас кормит?
В. — А как нас земля радует?
Д. — Земля нас радует цветами, зеленой травой
В. — Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
В. -Как называется такая почва?
Д. — Почва называется глинистая.
В. — Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем?
В. — Посмотрим на картинку «Строение почвы».
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ
В. — Какого цвета верхний слой земли?
Д. — Верхний слой земли темного (черного) цвета.
В. — Это плодородный слой земли. Как он называется? (чернозем)
В. — Какого цвета следующий слой земли?
В. — Как вы думаете, что это?
В. — Дальше мы видим изображение подземных вод.
В. — Каким цветом изображена вода?
Д. — Вода изображена голубым цветом.
В. — Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?
Д. — Глина изображена оранжевым цветом.
В. — На таблице еще изображены подземные жители.
В. — Кто живет в земле?
Д. — В земле живут черви, кроты, жуки.
Восп.:Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
(проходим в лабораторию, рассаживаемся на свои рабочие места)
Ребята, у каждого из вас на белых листах комочки земли
Вы хотите узнать, что спрятано в каждом комочке?
В. — Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит комочек.
В. — Какого она цвета?
Д. — Земля черная.
В. — Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
В. — Скажите, что вы увидели?
Д. — В комочке есть трещинки.
В. – Возьмите палочку и Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?(ответы детей).В земле есть воздух.
В. — В Подземном царстве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Как вы думаете, есть ли в земле воздух? Давайте проверим. Возьмите в руки комочек земли , и осторожно опустите его в стакан с водой.
В. — Что вы наблюдаете?
Д. — Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. — Это воздух поднимается из воды.
В. — Где же был воздух?
Д. — Воздух был в комочке земли.
В. — Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
В. — Ребята, сделайте вывод: что мы установили при проведении опыта.
Д. — В земле есть воздух.
В землю зернышко попало (приседают)
В землю зёрнышко попало,
Прорастать на солнце стало (руки за головой)
И росточек подрастал ( медленно встают)
К свету и теплу тянулся ( Раскрывают руки )
И красавцем обернулся. ( кружатся)
Восп.: Сегодня мы что узнали о почве?
Как можно помочь принцу исправить ситуацию, которая произошла с розой? (Высказывания детей)
Мы напишем письмо и подскажем ему, как можно спасти розу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция «Путь хлеба»
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию.
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности. Тема: «Ах, картошка!».
Сюрпризный момент — приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра «Про что я говорю». Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета «Посади картофель».
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе «Воздух-невидимка»
формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо.
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Мы изучаем свет» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато.
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват.
Источник
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Почва» в подготовительной группе
Наталья Коврыжкина
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Почва» в подготовительной группе
Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
Оборудование и материалы: Сосуд с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, пробирки, чистый лист бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
— Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва). Правильно, тема нашего разговора – почва.
— Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
— Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
— Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
— Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.
— Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2. Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3. Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4. Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1.
— Какого цвета почва? (ответы детей)
Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных)
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2
Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3
Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы замети-ли? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.
Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
— Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
— Что же получают растения из почвы? (ответы детей)
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.
Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.
Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: — Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: — Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении — лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.
Источник