Меню

Опыт с почвой 3 класс цель

Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Что такое почва»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок — исследование. Знакомство с понятием и составом почвы. Обучающиеся проводят опыты в парах, учитель демонстрирует более сложные эксперименты. В ходе исследований заполняется таблица в рабочей тетради.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.zip 974.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 «Б» КЛАСС

ТЕМА УРОКА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА».

Цель: познакомить с понятием «почва», создать условия для организации исследовательской работы при изучении состава почвы.

  1. Личностные УУД:
    — формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

— осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:
    — формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
    — давать характеристики изучаемым природным объектам,

— работать с текстовым и иллюстративным материалом,

— заполнять таблицу по ходу урока,
— осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:
    — совершенствовать умение работать в парах.
    — понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
    — выражать свою точку зрения.
  2. Регулятивные УУД:
    — формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
    — формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
    — формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
  1. Расширить знания об окружающем мире,.
  2. Формировать умение исследовать с помощью опытов состав почвы.
  3. Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : Учебный математический диалог, наблюдение, моделирование, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа, практическая работа в парах, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов (сухая почва в лотках, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, воронка, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупа); карточки с терминами, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (А.А. Плешаков), материал для опытов 1 набор на парту (сухая почва в лотке, бумажная салфетка, пластиковая ложка, стакан с чистой водой, стеклянная трубочка, лупы).

План-конспект урока математики составлен по государственной программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс по УМК «Школа России».

Самоопределение к деятельности

– Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.

– А, что вы представляете, когда слышите слово «земля»?

  • Это и название планеты, на которой мы живём.
  • Это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
  • Это и земля в понимании страна, государство (т.е. территория).

– Слово земля многозначное. Чтобы понять, о какой земле мы будем говорить, вспомните сказку “Репка” . Куда посадил дед репку? (В землю).

– Как по-научному называется земля, на которой растут растения? (Почва).

ДА, ВЕРНО. Главное слово на уроке – ПОЧВА (Прикрепить на доску карточку со словом «почва»)

– Сформулируйте тему урока.

–А теперь сформулируем вопросы, на которые будем отвечать на уроке (Вопросы записаны на доске. Учащиеся вставляют пропущенные в вопросах слова):

Слова для справок: Почва, состоит, свойство, обитает.

Итак, тема урока «Что такое почва».

Работа по теме урока

– Где мы можем найти ответ на первый вопрос? В учебнике.

– Найдите определение слова «почва» в учебнике. Прочитаем хором. На первый вопрос ответили.

– Теперь ответим на второй вопрос. Прочитаем его.

– Для этого выполним задание на стр.64. (возле синего кружка). РАБОТА В ПАРАХ

  • Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
  • Обсудите друг с другом, какое значение имеет почва для растений? Кто ответит всем?
  • Обсудите друг с другом, какие животные живут в почве? Назовем, в почве обитают … (по цепочке).
  • И снова порассуждайте в парах, какое значение имеет почва для животных? Давайте озвучим ваши мысли?

– Сделаем вывод: почва – это верхний слой Земли, в котором живут животные, растут растения и даже обитают бактерии.

– Третий вопрос — узнать о главном свойстве почвы. Для этого расшифруем запись. (Плодородие). От каких 2 слов образовано это слово? (Плоды родить, т.е. почва дает плоды разным растениям)

– Почему в некоторых местах почва плодородна, а в некоторых нет? (Ответы учащихся)

– Предположим, что в ней есть то, что необходимо растениям.

– Сегодня мы, учёные – исследователи, будем искать ответ на четвертый вопрос, из чего состоит почва. Чтобы проводить опыты, надо помнить и соблюдать правила техники безопасности. Мы о них уже говорили, напомним их, вот подсказка.

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

– Начинаем метод исследования – НАБЛЮДЕНИЯ

– Вы работаете в парах, как обычно спокойно и вежливо.

– Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Ответьте на мои вопросы:

– Какого цвета у вас почва? (Коричневый, чёрный)
– Что вы видите в почве? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из верхнего или нижнего слоя взяли образец почвы? Докажите свой ответ.

– Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев ее? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

– Следующий метод исследования – ЭКСПЕРИМЕНТ

Опыт 1. По ходу исследования будем заполнять таблицу в рабочей тетради с.37. Откройте тетради.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».

– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.

– Что осталось на салфетке? (Вода)

– Для чего нужна вода в почве? ( Вода необходима для жизни растений)

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?

– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – остатки растений и животных. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Как вы думаете, что означает слово «перегной»? (Перегнившие остатки живой природы)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит перегной).

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть перегной». Пока вы записываете, я профильтрую раствор.

– Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло.

– Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.

– Что осталось на стекле? (На стекле остались небольшие белые пятна).

– Как вы думаете, что это? Это минеральные соли.

– Для чего они? (Мин.соли необходимы для жизни растений)

– Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде).

– Итак, наши исследования закончены. Подведем итоги. Наведем порядок на рабочем месте. С помощью таблицы из РТ продолжите мое высказывание: в состав почвы входят … (глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли).

Мы ответили на 4 вопрос. Вернемся к 3 вопросу. Главное свойство почвы – плодородие. Что из перечисленного увеличивает плодородие? Перегной. Откройте учебник с.66. найдите 4 абзац. Прочитайте.

Сообщение о Докучаеве

– Науку о почвах — почвоведение — создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что в разных природных зонах разные виды почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)

Самостоятельная работа РТ с. №4

Сделаем вывод: почва появляется под воздействием растений и живых организмов.Почва и растения – едины и взаимосвязаны. Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

– Какую тему изучали?

– Какие проблемы рассматривали?

– Что нового узнали?

– Что понравилось на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

Д.з с.64 – 68, читать, ответ на вопросы, РТ с. 38 №5

Источник

Урок-опыт по теме «Почва. Её состав и свойство». 3 класс

Конспект открытого урока – опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва.Состав почвы и её свойство».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94, Пролетарского района, г.Ростова-на-Дону, Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально.

С введением ФГОС начального общего образования изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, а также средством повышения качества достижения планируемых результатов. В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности, это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися;

активизировать познавательную деятельность обучающихся ;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

По новым ФГОСТ каждый кабинет начальных классов должен быть оснащен различными средствами интерактивного оборудования. Поэтому цель нашего проекта показать как можно применить интерактивную доску, систему голосования в своей работе, презентацию.

Освоить методику работы с интерактивной доской, системой голосования.

Систематизировать информацию по теме данного проекта, использовать ее для проектирования урока и применять в дальнейшей педагогической деятельности;

Овладеть методикой и практикой использования ИКТ на различных этапах урока.

Предмет : окружающий мир

Название темы : Почва. Состав почвы и её свойство.

Цель : познакомить с почвой, видами почв и составом почвы.

Изучить состав почвы и отличительные признаки видов почв.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип : изучение нового материала.

Форма : урок – опыт.

Методы : проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Усвоение состава почвы, видов почв , умение различать почвы , называя отличительные признаки.

Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке : литературное чтение, технология, краеведение.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и раздаточный материал: на партах — лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.

Цели: дать представление о том, что почва — продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы. ( слайд 1).

-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?

-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.

— Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте отгадаем загадку.

— Правильно земля, (слайд 4).

-А как ее еще можно назвать?

— Вспомим, что такое почва?.

(Верхний тонкий слой земли). (слайд 5)

-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.

-Посмотрите это все почва (слайд 6,7)

3. Формирование новых знаний.

-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.

(в лесу, саду. огороде) (слайд 8,9)

-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва (рассмативают землю).

-Что же вы увидели рассматривая почву.

( есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных). ( слайд 10).

-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?

(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).

-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы — перегной . А основное свойство почвы- это плодородие.

-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?

— Плодородие , если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?

(насекомые, остатки растений, листья).

-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.

-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?

-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?

Незнаете, а давайте посмотрим. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных? (слайд 14).

-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?

-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?

-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.

-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).

-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?

(живут червяки, жуки, грызуны (слайд 16).

-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?

-Правильно, а какую?

-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву.

-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?

-А как вы думаете, что это за пузырьки?

( воздух) ( слайд 17).

-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород , значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.

-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).

-Буратино потянулся (дети тянут руки вверх),

раз прогнулся (прогибаются назад),

два нанулся (нагибаются вперед),

хлопнул, топнул улыбнулся.

-А сейчас возьмите почву насыпьте на промокательную бумагу и хорошенько придавите. Что вы видите?

(бумага мокрая) (слайд 18).

-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.

-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?

-Что с ней произошло?

-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.

-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).

А кто помнит, что такое минеральные соли?

(полезные вещества для растений).

-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.

-А сейчас я буду нагревать саму почву. Положу ее на стеклышко. Посмотрите, что происходит? Что вы чуствуете?

(появляется запах) ( слайд 22).

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

( в земле есть перегной).

-Правильно, в земле есть перегной. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.

— Ветер дует нам в лицо (дети руками показывают ветер),

Закачалось деревцо (руки вверх и покачивают ими в сторону),

Ветерок все тише – тише, деревцо все выше – выше (руки опускают вниз и присаживаются).

-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.

-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте прочтем из чего состоит наша почва.

-Так кто же мне скажет, каков состав почвы? ( слайд 23).

( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)

-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?

( чтобы росли растения)

-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.

-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.( песок)

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)

Источник

Читайте также:  Подкормки маршталл для лошадей
Adblock
detector