Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)
Екатерина Холоденина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)
Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности;
Задачи:
— формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.
— упражнять в умении анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;
— формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
— активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;
— формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь
— развивать координацию движений, умение согласовывать движения с текстом.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; экспериментирование с водой, воздухом, песком. Просмотр презентации «Какая бывает почва».
Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей, схемы или мультимедийная разработка
Организационный момент:
(Воспитатель приглашает детей в круг.)
— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
— Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Много нового узнать.
Мотивационно — ориентировочный этап:
— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.
«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».
Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)
Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.
Почему у Маленького принца цветок вянет. Что мы знаем о песке? (Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей). Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.
Практический этап:
Для того чтобы выяснить, из каких веществ состоит почва нам сегодня предстоит превратиться в ученых исследователей и провести опыты
Ребята, перед тем как пройти лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
НЕЛЬЗЯ без разрешения ничего трогать, пробовать на вкус, толкаться.
МОЖНО — наблюдать, советоваться друг с другом, обсуждать свои исследования, договариваться друг с другом, что делать, помогать друг другу.
Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно.
(На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, стаканчики, схемы, карандаши.)
Воспитатель показывает презентацию или карточки, на которых изображены схемы опытов.
1 опыт:
С помощью, каких предметов мы можем провести данный опыт? (показывается схема к этому опыту).
КАРТОЧКА № 1 нам подсказывает, что нам необходимо рассмотреть внешний вид почвы через лупу, потрогать и дать описание.
Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.
(Для этого предлагается таблица, с помощью которой можно описать внешний вид почвы.)
2 опыт:
КАРТОЧКА № 2 нам подсказывает, провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух?
Как мы можем это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Почему? (Дети рассматривают схему и делают данный опыт.) Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.
3 опыт:
далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? (стакан с водой, почва, ложка)
Насыпаем почву в воду, размешиваем, дадим отстояться.
ВЫВОД: в почве есть песок, глина, перегной
4 опыт:
Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью каких предметов мы можем провести данный опыт? Для этого нам нужны стаканчики с водой, воронка и ватный диск. Как можно провести опыт с помощью этих предметов? В этом вам поможет таблица. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.)
Вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.
Физкультминутка.
Раз – и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
Два – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Рефлексивно-оценочный этап:
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.
Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)
Значит, землю можно назвать «живой»?
Как можно помочь принцу справить ситуацию, которая произошла с Розой?
(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)
Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем и отправим письмо с нашими таблицами, в которой описан состав нашей «живой земли».
ИТОГ
Почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней. Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Почва даёт приют многим растениям и животным. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Досуг «Родная земля и в горести мила» (старший дошкольный возраст) Сценарий праздника «Родная земля и в горести мила» для старшего дошкольного возраста. Цель: Знакомство детей с народными традициями и историей.
Конспект двигательной деятельности по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит» (старший дошкольный возраст) Конспект двигательной деятельности по мотивам сказки К. И. Чуковского Айболит (старший дошкольный возраст) Цель: Вызвать у детей эмоциональный.
Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в царство Фольклора» (старший дошкольный возраст) Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Путешествие в царство Фольклора» (старший дошкольный возраст) Цель: формирование.
Конспект занятия «Космическое путешествие» старший дошкольный возраст Цель: Закрепление знаний детей по теме «Космос». Развивать общение с ребенком посредством иностранного языка; расширить иностранный лексикон,.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Какой он, сахар?» старший дошкольный возраст МАДОУ ЦРР д/с378 Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Какой он, сахар?» старший дошкольный возраст Составила:.
Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Подарок мамочке моей» (старший дошкольный возраст) НОД в старшей группе «Подарок маме» Лариса Ворожцова НОД в старшей группе «Подарок маме» Конспект непосредственно- образовательной деятельности.
Проект по исследовательско-экспериментальной деятельности «Вода вокруг нас» (старший дошкольный возраст) Актуальность проекта. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Кроме того,.
Сценарий праздника на День Земли «Земля — наш дом!» (старший дошкольный возраст) Сценарий праздника на День Земли «Земля – наш дом!» Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе. Задачи: 1. Закрепить умение.
Источник
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов с почвой.
Состав почвы
Опыт № 1
Цель: определение цвета и состава почвы.
Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.
Ход опыта:.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она
цвета? Что можно увидеть в почве?
Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.
Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.
Опыт № 2
Цель:определение состава почвы
Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
Ход опыта:
Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
Вывод:в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
В почве есть воздух
Опыт № 3
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
Опыт № 4
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.
Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
В почве есть влага
Опыт № 5
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.
Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.
Вывод:В почве есть влага.
Опыт № 6
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.
Ход опыта:
Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится влага.
В почве есть перегной
Опыт № 7
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).
Ход опыта :
Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.
В почве есть минеральные соли
Опыт № 8
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.
Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.
Ход опыта :
Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.
Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.
Вытаптывание почвы
Опыт № 9
Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.
Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Загрязнение почвы
Опыт № 10
Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.
Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)
Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.
Водопроницаемость почвы
Опыт № 11
Цель:Показать, как на почве образуются лужи.
Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.
Ход опыта :
Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?
Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.
А люди сказали : Земля – чтобы жить.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.
Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.
Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.
Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.
Картотека щедровок для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку щедровок,для детей старшего дошкольного возраста. Добрый вечер,.
Картотека стихотворений к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Скоро вся страна будет отмечать праздник «День Защитника Отечества». А это значит, что воспитателю нужно будет продумать беседы с детьми,.
Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста (часть первая) 1. В белой шубке, как в обновке, Носик у него — морковка, К снегу, к холоду привык. Из комков наш. (снеговик). 2. С удивлением смотришь ты.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот — начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.
Источник