Практическая работа «Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему
Практическая работа для учащихся 6 класса содержит описание условий для прорастания семян и алгоритм эксперимента по проращиванию семян в разных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prorastanie_semyan.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс. Практическая работа
«Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»
Все мы знаем, что сухие семена могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений. Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того, какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы. Отсюда первое условие прорастания семян, на которое нужно обратить внимание – это значение воды.
Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.
Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.
Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой. Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.
Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло . Различные растения по-разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 1 – 2° тепла. А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 10 – 12° тепла. Семена овощных растений, таких, как огурцы и тыквы, прорастают при температуре не менее +12° тепла. Всё зависит от родины растения. Исходя из того, при каких температурах прорастают семена, и принято устанавливать сроки посева.
Проверим эти утверждения экспериментально.
Перед началом исследования выдвинем гипотезу: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.
Исследования проведём путем проведения опытов с семенами гороха и фасоли. Каждый вид семян разделим на пять групп: по четыре для опытов и по одной контрольной.
В опытных группах семена лишим одного из условий для прорастания, а в контрольных группах семян сохраним все условия.
В течение всего исследования будем вести дневник наблюдений, фотографировать.
Закладываем опыт. Землю не берём! В каждый стакан кладём 7 – 10 семян фасоли, в другой стакан 7-10 семян гороха. Итого 10 стаканов.
- Первую группу семян смочим водой и поставим в холодильник.
- Вторую группу семян смочим водой и поставим в тёмный шкаф в теплой комнате.
- Третью группу семян поставим в светлой, теплой комнате, но семена оставим сухими.
- Четвертую группу также поставим в светлой, теплой комнате, но их зальём водой на 3 см выше уровня семян.
- Пятую группу назовём контрольной. Для этой группы создадим все условия для прорастания: поставим в теплую, светлую комнату, семена смочим водой.
Группы семян будем ежедневно проверять, фотографировать, наблюдения записывать в дневник. Семена первой, второй, пятой групп будем смачивать водой. Семена четвертой группы будут постоянно находиться полностью под водой.
Таким образом, можно сказать, что одновременно будем проводить четыре опыта с двумя видами семян.
Будем наблюдать за семенами 5 суток, ежедневно записывая изменения, происходящие с ними, или фиксировать отсутствие изменений. По окончании опыта сделаем вывод о влиянии воды, воздуха, тепла, света на прорастание семян.
Источник
Проектно-исследовательская работа по биологии Тема: «Развитие растения из семени»
Разделы: Биология
Класс: 5
Название проекта: «Развитие растения из семени»
Цель проекта: проследить, как из семян вырастают новые растения, выяснить опытным путём,- какие условия необходимы для прорастания семян.
Задачи проекта:
- Подготовить необходимое оборудование для проекта
- Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
- Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
- Оформить свои наблюдения в дневник
- Сделать выводы по данному проекту
Направления деятельности:
- поисковая — работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
- творческая — развитие интереса и расширение кругозора учащихся
- исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями
Объект исследования: семена огурцов, томатов, фасоль, пшеница.
Предмет исследования: условия роста растений
Практический выход проекта: создание коллективного проекта
Сроки реализации проекта: 12 октября 2017 года –14 ноября 2017 года
Актуальность
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое.
На уроках «Биологии» мы знакомились с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся изъявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием, а остальные наблюдали за контрольным процессом проращивания семян и выращивания растения в классе.
Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части мы изучили вопросы проращивания семян и обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы.
Гипотеза
Среди большого разнообразия растений всем семенам необходимы одинаковые условия для прорастания. Поэтому, мы предположили, что семена бобов, огурца, томата, пшеницы, фасоли можно прорастить в домашних условиях. Для чистоты эксперимента использовался различный материал для посадки: опилки, почва, торфяные таблетки и гидрогель.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.
План реализации проекта
- Уточнить условия прорастания семян. Этапы прорастания семян.
- Выяснить эффективные методы проращивания семян в домашних условиях.
- Наблюдать за развитием ростков.
- Следить за соблюдением условий.
- Вести дневник наблюдения.
- Приобрести новые знания.
- Получить конечный результат.
- Сделать вывод.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате работы будет создан проект.
Учащиеся 5 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта, расширят свой кругозор, приобретут опыт в сфере растениеводства.
Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.
Источник
Юный биолог: 5 простых экспериментов. От ДНК до бактерий
Извлечение ДНК
Звучит сложно и даже немного пугающе, правда? А ведь извлечение ДНК может быть выполнено с помощью обыкновенной кухонной утвари. Опыт можно провести с помощью слюны или имеющихся в наличии овощей и фруктов, например, клубники или бананов.
Необходимые материалы и аппаратура:
маленький чистый стакан
соль поваренная (1 чайная ложка)
средство для мытья посуды
1. Поместите немного слюны в небольшой стакан или другую маленькую емкость.
2. Добавьте несколько капель средства для мытья посуды.
3 Добавьте полную ложку ананасового сока в стакан, чтобы избавиться от всех клеточных белков.
4. Затем добавьте щепотку поваренной соли.
5. Тщательно перемешайте.
6. Теперь добавьте спирт и дайте ему осесть над смесью. Вы можете делать это с помощью питьевой трубочки, используя ее как пипетку, чтобы не налить слишком много.
7. Через некоторое время вы получите беловатый материал, похожий на слизь. Это ДНК.
Полученный материал вы можете разглядеть в микроскоп, если у вас таковой имеется.
Выращивание бактерий
Микроорганизмы, включая бактерии и дрожжи, являются наиболее распространенными патогенными микроорганизмами, присутствующими повсюду рядом с нами. Приготовление питательных сред для них можно легко провести у себя дома.
Подготовка домашних чашек Петри. Материалы и инструменты
Источник
Удивительные опыты с растениями
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Удивительные опыты с растениями
МОУ ДО «Центр детского творчества»
. Практическое пособие «Удивительные опыты с растениями»
— Надым: МОУ ДО «Центр детского творчества», 2014 г.,30с.
, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД
« Центр детского творчества»
, председатель экспертной комиссии, учитель химии высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»
, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»
В практическом пособии представлены опыты с растениями, которые могут быть использованы на занятиях с учащимися младшего и среднего школьного возраста для познания окружающего мира.
Данное практическое пособие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, обучающимися и их родителями при изучении растительного мира на уроках и во внеурочное время
1. Опыты по выявлению условий произрастания растений. 7
1. 1. Влияние света на рост и развитие растений.
1. 2. Влияние температуры на рост и развитие растений.
1. 3. Влияние влажности на рост и развитие растений.
1. 4. Влияние состава почвы на рост и развитие растений.
2. Опыты по исследованию процессов жизнедеятельности:……..14
2. 3. Размножение.
2. 4. Рост и развитие.
3. 1. Изучение процесса образования плесени.
3. 2. Выращивание плесени.
3. 3. Выращивание дрожжевых грибков.
4. 1. Влияние температуры на рост бактерий.
5. Дополнительная информация для педагогов по постановке
6. Памятка о проведении экспериментов…………………………….24
7. Инструкция по оформлению учащимися дневников
8. Инструкции для оформления отчета по опытам………………. 28
Все реальные знания приобретены
человечеством путем наблюдений,
сравнений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. ( .)
В контексте современных теорий интеллектуального развития особое значение приобретают направления, связанные с качественными изменениями в обучении. Среди наиболее значимых стратегий обучения на современном этапе выделяется исследовательское обучение, которое придает познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения. Ответственность за формирование всесторонне развитой, самостоятельной, творческой, активной, уверенной в себе личности неизменно возрастает.
Творческая познавательность и практическая деятельность обучающихся – это процесс активного познания, познание мыслью, чувством, включение воображения, воли, переживаний. В этом процессе отражается внутренний мир обучающегося, его отношение к тому, что он познает, а, следовательно, идет целостное формирование личности.
Систематические наблюдения за явлениями природы – простейший биологический эксперимент, поставленный самими обучающимися под умелым руководством педагога – эффективный метод познания природы, первый шаг к научному исследованию в будущем. Пробуждение интереса у детей к исследованию проявляется в ранний период обучения, что отмечено в трудах , , и многих других педагогов и ученых. писал, что овладевая методикой проведения наблюдений, постановкой опытов, обучающиеся получают навыки исследователей, превращаясь из пассивных созерцателей в активных маленьких исследователей.
Еще Климентий Аркадьевич Тимирязев отмечал: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил».
Предлагаемое практическое пособие предусматривает практико-ориентированный подход в обучении, предназначено для проведения экспериментов в школе и дома с обучающимися младшего и среднего возраста. В нем содержится описание простейших экспериментов, которые могут проделать обучающиеся как самостоятельно, так и вместе с педагогами или родителями. Выполняя эти простые эксперименты, они смогут сделать первые шаги в науке. Опыты безопасны, не требуют специального оборудования, материалов, могут выполняться как дома, так и в школе. Они охватывают вопросы, с которыми обучающиеся знакомятся при изучении окружающего мира, природоведения и биологии.
При проведении исследований обучающиеся учатся творчески мыслить, планировать свою деятельность, грамотно проводить наблюдения, компетентно излагать результаты, делать выводы. При этом формируются определенные навыки организации рабочего места, ведения дневников наблюдения, а так же понимание необходимости соблюдения правил техники безопасности. В последующем эти знания и навыки должны стать фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений. Очень ценным является то, что во многих случаях в ходе проведения экспериментов воспроизводятся явления, которые обучающиеся могут наблюдать в природе. Эти наблюдения помогают обучающимся систематически знакомиться с миром растений и проявлять внимательное отношение к нему, постепенно формируя экологическую культуру.
Поэтому целью практического пособия «Удивительные опыты с растениями» является развитие творческого исследовательского мышления, формирование экологической культуры обучающихся.
Актуальность данного пособия заключается в том, что младший и средний возраст – оптимальный этап в развитии творческого исследовательского мышления обучающихся, так как позволяет формировать у обучающихся специальные знания и навыки в области технологии исследования на ранних стадиях обучения.
Структура практического пособия такова: в нем представлены описания опытов, в ходе которых выясняются условия произрастания растений, исследуются процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение, рост и развитие), а также даются методические рекомендации по проведению экспериментов с грибами и бактериями.
Автор надеется, что данное практическое пособие поможет педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, родителям в проведении экспериментальной работы с обучающимися.
1. Опыты по выявлению условий произрастания растений.
1.1. Влияние света на рост и развитие растений.
Значение света для прорастания семян и развития проростков.
Цель: выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.
Оборудование: семена пшеницы, овса; пластиковые коробочки или ванночки – растильни; почва.
Методика проведения: две ванночки заполнить землей, увлажнить и высеять в них равное количество семян пшеницы или овса. Одну ванночку выставить на свет, другую поместить в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрыть картонной коробкой. На этикетках помечают время
посева и условия роста: «на свету», «в темноте». Сравниваем проростки. Делаем выводы.
Выращивание лука в воде на свету и в темноте.
Цель: выявить потребность растений в освещенности.
Оборудование: пластиковые стаканчики с водой, две луковицы.
Методика проведения: один стакан с луковицей помещаем в тёмный шкаф, а другой оставляем на свету. Через 5-7 дней наблюдаем результат опыта, сравниваем луковицы. Делаем выводы
Влияние света на окраску листьев.
Цель: выявить потребность растений в свете; следить за интенсивностью окраски листьев и за появлением корней.
Оборудование: два пластиковых стаканчика с водой, два черенка комнатных растений.
Методика проведения: взять два одинаковых черенка комнатных растений, поместить их в воду. Один поставить в шкаф, другой оставить на свету. Через 7-10 дней сравнить черенки (обратить внимание на интенсивность окраски листьев и наличие корней); сделать вывод.
Оборудование: два растения колеуса.
Методика проведения: поместить одно растение колеуса в темный угол класса, а другое — на освещенное солнцем окно. Через 1,5 – 2 недели сравнить интенсивность окраски листьев; сделать вывод о влиянии света на окраску листьев.
Почему? Для того чтобы в растении произошла реакция фотосинтеза им нужен солнечный свет. Хлорофилл — зеленый пигмент, необходимый для фотосинтеза. Когда нет солнца запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из-за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает.
Влияние световой направленности на рост и развитие растений.
Цель: изучить фототропизм растений.
Оборудование: домашнее растение (колеус, бальзамин).
Методика проведения: поставить растение у окна на три дня. Развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три.
Выводы: листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через три дня они снова поворачиваются к свету.
Почему? Растения содержат вещество под названием ауксин, которое способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету, этот процесс называется фототропизмом. Фото – значит свет, а тропизм – движение.
1.2. Влияние температуры на рост и развитие растений
Аквазащита растений от низких температур.
Цель: показать, как вода защищает растения от низких температур.
Оборудование: два термометра, алюминиевая фольга, бумажные салфетки, два блюдца, холодильник.
Методика проведения: свернуть фольгу в форме пенала для термометра. Вложить каждый термометр в такой пенал, чтобы его конец оставался снаружи. Завернуть каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочить водой. Следить за тем, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положить термометры на блюдца и поставить их в морозилку. Через две минуты сравнить показания термометров. Следить за показаниями термометров каждые две минуты в течение десяти минут.
Выводы: термометр, находящийся в пенале обернутой мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру.
Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением, при этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло либо выделяется, либо поглощается. Как видно из показаний термометров, выделяемое тепло нагревает окружающее пространство. Таким образом, растение можно защитить от низкой температуры, поливая их водой. Однако этот метод не пригоден, когда заморозки продолжаются достаточно долго или когда температура опускается ниже точки замерзания воды.
Влияние температуры на сроки прорастания семян.
Цель: показать, как влияет температура на прорастание семян.
Оборудование: семена теплолюбивых культур (фасоль, томат, подсолнечник) и не требовательных к теплу (горох, пшеница, рожь, овес); 6-8 прозрачных пластиковых коробочек с крышками, стеклянных банок или чашек Петри – растилен; марля или фильтровальная бумага, газетная бумага для изготовления крышек к стеклянным банкам, нитки или резиновые кольца, термометр.
Методика проведения: по 10-20 семян какого-либо теплолюбивого вида растений, например томатов, помещают в 3-4 растильни на влажную марлю или фильтровальную бумагу. В другие 3-4 растильни помещают по 10-20 семян
не требовательных к теплу растений, например гороха. Количество воды в растильнях для одного растения должно быть одинаковым. Вода не должна полностью покрывать семена. Растильни закрывают крышками ( для банок крышки делают из двух слоев газетной бумаги). Проращивание семян проводят при различных температурах: 25-30°С, 18-20°С (в термостате или в комнатной тепличке, у батареи или печки),10-12°С (между рамами, вне помещения), 2-6°С (в холодильнике, погребе). Через 3-4 дня сравниваем полученные результаты. Делаем вывод.
Влияние низкой температуры на развитие растений.
Цель: выявить потребность комнатных растений в тепле.
Оборудование: листок комнатного растения.
Методика проведения: вынести листок комнатного растения на мороз. Сравнить этот листок с листьями данного растения. Сделать вывод.
Влияние изменения температуры на рост и развитие растений.
Цель: выявить потребность растений в тепле.
Оборудование: два пластиковых стакана с водой, две веточки ивы.
Методика проведения: две ветки ивы поставить в банки с водой: одну – на освещаемое солнцем окно, другую – между рамами окна. Каждые 2-3 дня сравнивать растения, затем сделать вывод.
Влияние температуры на скорость развития растений.
Цель: выявить потребность растений в тепле.
Оборудование: два любых одинаковых комнатных растения.
Методика проведения: выращивание одинаковых растений в классе на теплом южном окне и на холодном северном. Через 2-3 недели сравнить растения. Сделать вывод.
1.3. Влияние влажности на рост и развитие растений.
Изучение транспирации в растениях.
Цель: показать, как растение теряет влагу через испарение.
Оборудование: растение в горшочке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Методика проведения: наденьте пакет на растение и надежно прикрепите его к стеблю клейкой лентой. Поставьте растение на 2-3 часа на солнце. Посмотрите, каким стал пакет изнутри.
Выводы: на внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
Почему? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/ 10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. На устьица оказывают влияние температура и влажность воздуха. Потеря влаги растениями через устьице называется транспирацией.
Влияние тургорного давления на развитие растений.
Цель: продемонстрировать, как вянут стебли растений из-за изменения давления воды в клетке.
Оборудование: завядший корень сельдерея, стакан, синий пищевой краситель.
Методика проведения: попросить взрослого отрезать середину стебля. Наполнить стакан водой наполовину и добавить туда красителя столько, чтобы вода потемнела. Поставить в эту воду стебель сельдерея и оставить на ночь.
Выводы: листья сельдерея приобретают голубовато – зеленоватый цвет, а стебель выпрямляется, и становится тугим и плотным.
Почему? Свежий разрез говорит нам о том, что клетки сельдерея не закрылись и не высохли. Вода попадает в ксилемы – трубки, по которым она и проходит. Эти трубки идут по всей длине стебля. Вскоре вода выходит из ксилем и попадает в другие клетки. Если стебель осторожно согнуть, обычно он затем распрямляется и возвращается в прежнее положение. Это происходит потому, что каждая клетка растения наполнена водой. Давление воды, наполняющей клетки, делает их прочными и из-за них растение нелегко согнуть. Растение вянет из-за недостатка воды. Как у наполовину сдутого шара, его клетки съеживаются из-за чего листья и стебли поникают. Давление воды в клетках растения называется тургорным давлением.
Влияние влаги на развитие семян.
Цель: выявить зависимость роста и развития растений от наличия влаги.
Оборудование: два стакана с почвой (сухой и влажной); семена фасоли, сладкого перца или других овощных культур.
Методика проведения: посеять семена в увлажненную и сухую почву. Сравнить полученный результат. Сделать вывод.
Оборудование: мелкие семена, полиэтиленовый или пластиковый мешочек, тесьма.
Методика проведения: намочить губку, поместить семена в отверстия в губке. Губку держать в мешочке. Мешочек повесить на окно и наблюдать за прорастанием семян. На основе полученных результатов сделать выводы.
Оборудование: мелкие семена травы или кресс-салата, губка.
Методика проведения: намочить губку, покатать ее по семенам травы, положить на блюдце, поливать умеренно. На основе полученных результатов сделать выводы.
1.4. Влияние состава почвы на рост и развитие растений.
Влияние рыхления почвы на рост и развитие растений.
Цель: выяснить необходимость рыхления почвы.
Оборудование: два любых комнатных растения.
Методика проведения: взять два растения, одно, растущее в рыхлой почве, другое – в твердой, полить их. В течение 2-3 недель вести наблюдения, на основе чего сделать выводы о необходимости рыхления.
Состав почвы – необходимое условие роста и развития растений.
Цель: выяснить, что для жизни растений необходим определенный состав почвы.
Оборудование: два цветочных горшка, почва, песок, два черенка комнатных растений.
Методика проведения: посадить одно растение в емкость с землей, другое — в емкость с песком. В течение 2 -3 недель вести наблюдения, на основе чего сделать выводы о зависимости роста растений от состава почвы.
2. Опыты по исследованию процессов жизнедеятельности.
Изучение процесса саморегуляции в растениях.
Цель: показать, как растение может само обеспечивать себя питанием.
Оборудование: большая (литра на 4) широкогорлая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке.
Методика проведения: полейте растение, поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой, поставьте ее в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца.
Выводы: на внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды, цветок продолжает расти.
Почему? Капельки воды – это испарившаяся из почвы и самого растения влага. Растения используют содержащиеся в своих клетках сахар и кислород для выработки углекислого газа, воды и энергии. Это называется реакцией дыхания. Растение использует углекислый газ, воду, хлорофилл и энергию света, чтобы вырабатывать из них сахар, кислород и энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Обратите внимание на то, что продукты реакции дыхания поддерживают реакцию фотосинтеза и наоборот. Так растения сами производят себе питание. Однако после того как питательные вещества в почве закончатся, растение погибнет.
Влияние питательных веществ семени на рост и развитие проростков.
Цель: показать, что рост и развитие проростков происходит за счет запасных веществ семени.
Оборудование: семена гороха или фасоли, пшеницы, ржи, овса; химические стаканы или стеклянные банки; фильтровальная бумага, газетная бумага для крышек.
Методика проведения: стакан или стеклянную банку изнутри выстилают фильтровальной бумагой. На дно наливают немного воды так, чтобы фильтровальная бумага была влажной. Между стенками стакана (банки) и фильтровальной бумагой на одном уровне располагают семена, например пшеницы. Стакан (банку) закрывают крышкой из двух слоев газетной бумаги. Проращивание семян осуществляют при температуре 20-22°С. Опыт можно проделать в нескольких вариантах: используя крупные и мелкие семена пшеницы; предварительно пророщенные семена гороха или фасоли (целое семя, с одной семядолей и с половинкой семядоли). По результатам наблюдений сделать вывод.
Влияние обильного полива на поверхностный слой почвы.
Цель: показать, как дождь действует на верхний слой почвы, вымывая из нее питательные вещества.
Оборудование: почва, красная темпера в порошке, чайная ложка, воронка, стеклянная банка, фильтровальная бумага, стакан, вода.
Методика проведения: смешать четверть чайной ложки темперы (краски) с четвертью стакана земли. Вставить в баночку воронку с фильтром (специальная химическая или промокательная бумага). Высыпать почву с краской на фильтр. Вылить на почву около четверти стакана воды. Объяснить полученный результат.
Изучение процесса дыхания в листьях растений.
Цель: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Оборудование: цветок в горшочке, вазелин.
Методика проведения: намажьте толстый слой вазелина на поверхность четырех листочков. Намажьте толстый слой вазелина на нижнюю поверхность других четырех листочков. Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями.
Выводы: листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда, как другие не пострадали.
Почему? Отверстия на нижней поверхности листьев – устьица – служат для попадания газов внутрь листа и выхода их наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу, и препятствует выходу из листа излишков кислорода.
Изучение процесса движения воды в стеблях и листьях растений.
Цель: показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.
Оборудование: стеклянная бутылочка, лист плюща на стебельке, пластилин, карандаш, соломинка, зеркало.
Методика проведения: налейте в бутылочку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см. Возьмите кусочек пластилина и обмажьте его вокруг стебля ближе к листу. Вставьте в горлышко бутылки стебель, погрузив его кончик в воду и замазав горлышко пластилином как пробкой. Карандашом проделайте в пластилине отверстие для соломинки, вставьте в отверстие соломинку так, чтобы ее конец не доставал до воды. Закрепите соломинку в отверстии пластилином. Возьмите бутылочку в руку и встаньте перед зеркалом, чтобы видеть в нем ее отражение. Через соломинку высасывайте воздух из бутылочки. Если вы хорошо замазали горлышко пластилином, то это будет нелегко.
Выводы: из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Почему? В листе есть отверстия, называемые устьицами, от них к стеблю идут микроскопические трубочки – ксилемы. Когда вы высасывали воздух из бутылочки через соломинку, то он проникал в лист через эти отверстия – устьица и по ксилемам поступал в бутылочку. Так лист и стебель играют роль соломинки. В растениях устьица и ксилемы служат для движения воды.
Изучение процесса воздухообмена в растениях.
Цель: выяснить, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Оборудование: цветок в горшочке, вазелин.
Методика проведения: намазать вазелином верхнюю сторону четырех листочков комнатного растения и нижнюю поверхность других четырех листочков того же растения. В течение нескольких дней ведите наблюдения. Отверстия на нижней поверхности листьев – устьица – служат для попадания газов внутрь листа и выхода их наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности воздуху.
Способы размножения растений.
Цель: показать разнообразие способов размножения растений.
Оборудование: три горшка с почвой, две картофелины.
Методика проведения: подержать 2 картофелины в теплом месте, пока глазки не прорастут на 2 см. Приготовить целую картофелину, половинку и часть с одним глазком. Поместить их в разные горшочки с почвой. Наблюдения вести в течение нескольких недель. По их результатам сделать вывод.
Оборудование: емкость с почвой, отросток традесканции, вода.
Методика проведения: веточку традесканции положить на поверхность цветочного горшка и присыпать почвой; регулярно увлажнять. Опыт лучше проводить весной. В течение 2 – 3 недель вести наблюдения. По результатам сделать вывод.
Оборудование: горшок с песком, верхушки морковки.
Методика проведения: во влажный песок посадить верхушки морковки срезом вниз. Поставить на свет, поливать. Провести наблюдение в течение 3 недель. По результатам сделать вывод.
Влияние силы тяжести на рост растений.
Цель: выяснить, как сила тяжести влияет на рост растений.
Оборудование: домашнее растение, несколько книг.
Методика проведения: поставьте горшок с растением на книги под углом. В течение недели наблюдайте за положением стеблей и листьев.
Выводы: стебли и листья поднимаются к верху.
Почему? В растении содержится так называемое ростовое вещество — ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть, где накопился ауксин, растет энергичнее и стебель тянется вверх.
Влияние изоляции среды на развитие растений.
Цель: пронаблюдать за ростом и развитием кактуса в закрытом сосуде, выявить влияние условий окружающей среды на процессы развития и роста.
Оборудование: круглая колба, чашка Петри. Кактус, парафин, грунт.
Методика проведения: в центр чашки Петри на увлажненный грунт поместить кактус, накрыть круглой колбой, и отметить его размеры герметично закупорив парафином. Наблюдать за ростом кактуса в закрытом сосуде, сделать вывод.
2.4. Рост и развитие.
Влияние питательных веществ на рост растения.
Цель: проследить за пробуждением деревьев после зимы, выявить необходимость питательных веществ для жизни растений (в воде веточка погибает через какое-то время).
Оборудование: сосуд с водой, ветка ивы.
Методика проведения: поместить ветку ивы (весной) в сосуд с водой. Пронаблюдать за развитием веточки ивы. Сделать вывод.
Изучение процесса прорастания семян.
Цель: показать детям, как прорастают семена и появляются первые корни.
Оборудование: семена, бумажная салфетка, вода, стакан.
Методика проведения: обернуть стакан изнутри влажной бумажной салфеткой. Между бумагой и стаканом поместить семена, на дно стакана налить воду (2см). Вести наблюдения за появлением проростков.
3. Опыты с грибами.
3.1. Изучение процесса образования плесени.
Цель: расширить знания детей о разнообразии живого мира.
Оборудование: кусочек хлеба, два блюдца, вода.
Методика проведения: положить на блюдце намоченный хлеб, подождать около часа. Накрыть хлеб вторым блюдцем. Время от времени добавлять по каплям воду. Результат лучше наблюдать в микроскоп. На хлебе появится белый пушок, который через некоторое время приобретёт черный цвет.
Цель: вырастить грибок под названием хлебная плесень.
Оборудование: ломтик хлеба, пластиковый пакет, пипетка.
Методика проведения: положить хлеб в пластиковый пакет, капните в пакет 10 капель воды, закройте пакет. Положите пакет в темное место на 3-5 дней, рассмотрите хлеб через пластик. Рассмотрев хлеб, выбросите его с пакетом.
Выводы: на хлебе растет что-то черное похожее на волосы.
Почему? Плесень – вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производит малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше пыли и могут переноситься воздухом на большие расстояния. На куске хлеба уже были споры, когда мы положили его в пакет. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет хорошие и плохие качества. Некоторые виды плесени портят вкус и запах пищи, но благодаря ей же некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных видах сыров много плесени, но в то же время они очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растет на хлебе и апельсинах, используется для лекарства, которое называется пенициллин.
Цель: посмотреть, какой эффект производит раствор сахара на развитие дрожжевых грибков.
Оборудование: пакетик сухих дрожжей, сахар, мерная чашка (250 мл) или столовая ложка, стеклянная бутылка (0,5 л.), воздушный шарик (25см.).
Методика проведения: смешайте дрожжи и 1 грамм сахара в чашке теплой воды. Убедитесь, что вода теплая, а не горячая. Налейте раствор в бутылку. Влейте в бутылку еще одну чашку теплой воды. Выпустите из шарика воздух и наденьте его на горлышко бутылки. Поставьте бутылку в темное сухое место на 3-4 дня. Ежедневно наблюдайте за бутылкой.
Выводы: в жидкости постоянно образуются пузырьки. Шарик частично надут.
Почему? Дрожжи – это грибки. В них нет хлорофилла, как в других растениях и они не могут сами обеспечивать себя питанием. Как и животным для поддерживания энергии дрожжам нужна другая пища, как сахар. Под влиянием дрожжей сахар превращается в спирт и углекислый газ с выделением энергии. Пузырьки, которые мы видели, являются углекислым газом. Тот же самый газ заставляет тесто в духовке подниматься. В готовом хлебе видны дырки, появляющиеся из-за выделения газа. Частично благодаря испарениям спирта от свежеиспеченного хлеба идет очень приятный запах.
4. Опыты с бактериями.
4.1. Влияние температуры на рост бактерий.
Цель: продемонстрировать эффект, который оказывает температура на рост бактерий.
Оборудование: молоко, мерная чашка (250 мл.), две по 0,5 л, холодильник.
Методика проведения: налить в каждую банку по чашке молока
Закрыть банки. Поставить одну банку в холодильник, а другую в теплое место. В течение недели ежедневно проверяйте обе банки.
Выводы: теплое молоко кисло пахнет и содержит плотные белые комки. Холодное молоко выглядит по-прежнему и пахнет вполне съедобно.
Почему? Тепло способствует развитию бактерий, которые портят пищу. Холод замедляет рост бактерий, но рано или поздно находящееся в холодильнике молоко испортится. Когда холодно, бактерии все равно растут, хотя и медленно.
5. Дополнительная информация для педагогов по постановке биологического эксперимента.
1. До февраля лучше не проводить опытные работы, в которых используются черенки комнатных растений. В период полярной ночи растения находятся в состоянии относительного покоя, и либо укоренение черенков проходит очень медленно, либо черенок погибает.
2. Для опытов с луком луковицы нужно выбирать по следующим признакам: на ощупь она должна быть твердой, наружные чешуи и шейка сухими (шуршащими).
3. В опытных работах следует использовать семена овощных культур, предварительно проверенные на всхожесть. Поскольку всхожесть семян ухудшается с каждым годом их хранения, не все посеянные семена взойдут, в результате чего опыт может не получиться.
6. Памятка о проведении экспериментов.
Ученые наблюдают явление, стараются понять и объяснить его, и для этого они проводят исследования и эксперименты. Цель этого пособия – вести вас вверх ступень за ступенью в проведении подобных опытов. Вы научитесь определять наилучший способ решения встающих перед вами задач и находить ответы на возникающие вопросы.
1. Цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2. Оборудование: список всего необходимого для проведения опыта.
3. Методика проведения: поэтапные инструкции по проведению экспериментов.
4. Выводы: точное описание ожидаемого результата. Вас вдохновит результат, оправдавший ожидания, а если допустите ошибку, то ее причины обычно видны без труда, и вы сможете избежать их в следующий раз.
5. Почему? Незнакомому с научными терминами читателю доступным языком объясняются результаты опыта.
Когда вы будете проводить эксперимент, то сначала внимательно прочитайте инструкцию. Не пропускайте ни одного шага, не заменяйте требуемые материалы на другие, и вы будете вознаграждены.
1. СНАЧАЛА – ПРОЧИТАТЬ. Прежде чем начинать эксперимент, внимательно прочтите, как его проделывать.
2. СОБЕРИТЕ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Чтобы проводимые опыты вас не разочаровали и чтобы они доставляли только удовольствие, позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой было все необходимое для их проведения. Когда приходится останавливаться и разыскивать то одно, то другое, это может нарушить ход эксперимента.
3. ЭКСПЕРИМЕНТ. Действуйте постепенно и очень осторожно, никогда не забегайте вперед и ничего не добавляйте от себя. Самое главное – ваша безопасность, поэтому внимательно следуйте инструкциям. Тогда вы можете быть уверены, что не произойдет ничего неожиданного.
4. НАБЛЮДАЙТЕ. Если полученные результаты не будут соответствовать описанным в пособии, внимательно прочтите инструкции и начните опыт сначала.
7. Инструкция по оформлению обучающимися дневников наблюдений/опытов/.
Для оформления дневников опытов используют обычно тетради в клетку или альбомы. Текст пишется на одной стороне тетради или альбома.
Обложка оформляется фотографией или цветной иллюстрацией по теме опыта.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. В верхней части страницы указывается место проведения опыта / город, ЦДТ, объединения, посередине листа «Дневник опытов /наблюдений/». Ниже, справа — научный руководитель /Ф. И.О., должность/, время начала опыта. Если дневник наблюдений одного обучающегося, его данные /Ф. И., класс/ пишутся сразу после слов «Дневник наблюдений». Если опыт ставили несколько учащихся, то список звена пишется на обратной стороне титульного листа.
2 лист. ТЕМА ОПЫТА, ЦЕЛЬ. Посередине пишется тема опыта и поставленная цель.
3 лист. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ. Дается описание вида, сорта, над которым ведется наблюдение. Возможно, описание займет несколько листов дневника.
4 лист. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА. Чаще всего из литературных данных, методических пособий полностью описывается методика постановки и проведения данного опыта или наблюдения.
5 лист. План ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА. Исходя из методики проведения опыта, составляется план всех необходимых работ и наблюдений. Сроки ставятся приблизительные, можно по декадам.
6 лист. ХОД РАБОТЫ. Описывается календарный процесс проведения работ. Здесь же отмечаются все фенологические наблюдения в процессе проведения опыта. Подробно описывается и графически изображается схема опыта с вариантами и повторностями, с точными размерами.
7 лист. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА. Здесь обобщается весь ход проведения опыта в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. Указываются конечные результаты по урожаю, измерениям, взвешиваниям и т. д.
8 лист. ВЫВОДЫ. Исходя из темы опыта, поставленной цели и результатов, делаются определенные выводы по опыту или наблюдениям.
9 лист. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Список представляется по алфавиту: автор, название источника, место и год издания.
8. Инструкции для оформления отчета по опытам.
5. Ход работы (календарь наблюдений)
6. Фотографии на всех стадиях работы.
1. Практическая работа с растениями. – М., «Опыты и наблюдения», 2007
2. Биологический эксперимент в школе. – М.,« Просвещение», 2009
3. 200 экспериментов. – М., « АСТ — ПРЕСС», 2002
4. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-декоративными растениями. – М., «Просвещение», 2004
5. Школа юннатов. – М., «Детская литература», 2008
6. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. – М., « Просвещение», 2008
Источник