Урок — опыт по окружающему миру по теме «Почва. Ее состав и свойства.» 3 класс.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ урока по окр миру.3 класс.docx
Урока – опыта по окружающему миру в 3 классе
По теме: «Почва и ее состав».
Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону,
Цели: дать представление о том . что почва- продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.
Обороудование: интерактивная доска, на партах: лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.
-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы.
-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?
-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.
— Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте вспомим, что такое почва?
(Верхний тонкий слой земли).
-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.
3. Формирование новых знаний.
-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.
(в лесу, саду. огороде)
-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва.(рассмативают землю).
-Что же вы увидели рассматривая почву.
( есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных).
-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?
(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).
-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы — перегной . А основное свойство почвы- это плодородие.
-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?
— Плодородие , если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.
-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?
-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?
(насекомые, остатки растений, листья).
-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.
-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?
-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?
(то,чего в ней больше)
-Правильно. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных?
-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?
-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?
-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.
-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).
-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?
(живут червяки, жуки, грызуны).
-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?
-Правильно, а какую?
-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву. А для чего нужно ее рыхлить мы сейчас узнаем из нашего следующего опыта.
-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?
-А как вы думаете, что это за пузырьки?
-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород . значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.
-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).
-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.
-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?
-Что с ней произошло?
-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.
-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).
А кто помнит, что такое минеральные соли?
(полезные вещества для растений).
-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.
-А сейчас я буду нагревать саму землю. А над почвой буду держать холодное стеклышко. Посмотрите, что происходит ?
(появляются капельки на стекле).
-Какой вывод можно сделать из этого опыта?
( в земле есть вода).
-Правильно, в земле есть вода. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.
-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.
-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте еще раз посмотрим из чего состоит наша почва.
-Так кто же мне скажет, каков состав почвы?
( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)
-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?
( чтобы росли растения)
-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.
-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.
1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2.одна из составных частей почвы.( песок)
3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)
Источник
Урок+презентация на тему «Почва. Её состав и свойства» (3-класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект Почва.Её состав и свойства..docx
Средняя общеобразовательная школа
имени Махмуд Кашгари
г. Кентау Южно-Казахстанской области — Казахстан
Урок окружающего мира
«Почва. Её состав и свойства»
учитель начальных классов
школы имени М.Кашгари
Тема: Почва. Её состав и свойства.
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.
Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.
Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
в группе, находить общее решение.
Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Работа в группах и в парах;
Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.
2.Психологический настрой на урок.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не с могу один,
Сможем ты и я!
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». ( Слайд 4, 5, 6 )
-Что такое полезное ископаемое?
-Какие виды полезных ископаемых бывают?
Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.
Соедините стрелками правильные ответы. ( Слайд 7 )
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( Слайд 8 )
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.
Физминутка (музыкальная пауза)
4.Сообщение темы и цели урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?
5. Изучение нового материала.
Значение слова «земля» несколько. ( Слайд 10 )
Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Основные понятия: ( Слайд 11 )
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике. ( Слайд 12 )
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. ( Слайд 14 )
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. ( Слайд 15, 16, 17 )
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( Слайд 18 )
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. ( Слайд 19 )
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. ( Слайд 20 )
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. ( Слайд 21, 22 )
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.
В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. ( Слайд 23, 24 )
6. Обобщение и закрепление знаний .
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. ( Слайд 26 )
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: Раскрасить. ( Слайд 27 )
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Составить схему-кластер – из чего состоит почва. ( Слайд 29 )
Работа с тестом: ( Слайд 30, 31, 32 )
1.Плодородие почвы зависит от количества:
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
Это интересно! Образование почвы. ( Слайд 33 )
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
Давайте прикрепим свои смайлики на доске. ( Слайд 35, 36 )
Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.
У меня не всё получилось, но я постараюсь.
Ничего не понятно на уроке.
Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
9. Выставление оценок.
Оценка учеников по подсчёту смайликов.
10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.
1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.
2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.
3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.
6. https :// www . google . kz . Состав и строение почвы.
7. https :// www . youtube . com . Путешествие дождевого червячка.
Источник