«Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру в начальной школе «Что такое почва».Урок знакомит детей с новым материалом — «почва»; даёт представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; помогает учащимся выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы помогает ученикам установить состав почвы; знакомит детей с природными процессами образования почв. Урок расширяет знания детей о почве и приводит их в систему, развивает умения делать выводы, обобщения. Урок раскрывает роль почвы в жизни растений; помогает доказать учащимся необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Что такое почва» | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» Ленинского района г. Саратова
Урок по теме «Что такое почва»
учитель начальных классов
Тема урока: Что такое почва.
1.Познакомить детей с новым материалом — «почва»; дать представление учащимся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить свойства почвы и самое главное из них плодородие; в процессе экспериментальной работы установить состав почвы; познакомить детей с природными процессами образования почв.
2.Расширить знания детей о почве и привести их в систему; развивать умения делать выводы, обобщения.
3.Раскрыть роль почвы в жизни растений; доказать необходимость охраны почв, как одной из главных задач человечества.
Учитель читает стихотворение Сергея Викулова «Монолог Природы».
Я — Природа. Я — великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить-
в моей всё это власти!-
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам — моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба.
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире — что ни год — твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка — вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш)-
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших — не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся — ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
2.Постановка цели занятия.
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, чем великий мастер-Природа одарила всё человечество. Природа, мир, тайник Вселенной. Сегодня мы совершим наше путешествие в этот мир, чтобы раскрыть еще один тайник. (На столе учителя стоит сундучок, в котором лежит «святая» земля). Раскрыть этот сундучок мы сможем, если будем правильно отвечать на вопросы и соберём как можно больше даров Великому мастеру-Природе! (Учитель даёт детям за правильные ответы карточки, на которых нарисованы овощи, фрукты, одежда, растения…)
3.Организация восприятия и осмысления новой информации.
-Почему нашу планету мы считаем красивой?
(Дети рассматривают слайды с красивыми пейзажами.)
-Что помогает ей быть такой красивой?
-А что такое почва?
-Почва-это верхний плодородный слой земли. Плодородие-главное свойство почвы. Это главное свойство почвы заложено в определяющее понятие — что же такое почва? Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).
-Из каких слов оно состоит?
-Плодо — родный. Плоды, родить (рождать).
-Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать). Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?
-Рассмотрите почву. Вы хотите узнать, из чего она состоит? Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
-Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?
-Из почвы выходят пузырьки воздуха.
-Какой вывод можно сделать?
-В почве есть воздух.
-Возьмём промокательную бумагу и насыплем на неё немного почвы. Прижмём её плотно к бумаге. Стряхнём почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
-На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
-Что доказывает этот опыт?
-В почве есть вода.
-Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
-Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
-Это сгорает перегной – гумус — перегнившие остатки растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем почва плодороднее. Самая плодородная почва – чернозёмы. Слой чернозёмов может достигать двух метров — рост человека меньше. Во время Великой Отечественной войны фашисты вывозили наш чернозём в Германию, потому что у них почва хуже.
-Возьмём стакан с водой и почвой. Что вы видите? Сделайте вывод.
-На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.
-Что это за осадок? Давайте рассмотрим внимательно?
-В почве есть песок и глина.
-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Перегной как бы склад, откуда в почву постоянно поступают соли.
4.Первичная проверка понимания.
-Давайте составим схему «Состав почвы»
Дети в классе занимаются хоровым пением. Ребята исполняют песню «Песенка защитников природа».
6.Решение проблемной задачи.
Три ученика выходят к доске и рассказывают сказку.
«Давным-давно, когда на земле не было людей, недалеко от моря жила Гора.
Долгое время она жила спокойно, никто не нарушал её покой. Её ласково согревало Солнышко, обнимал Ветер и обмывал Дождик. Но вот пришла Осень. Днем Гору ещё согревало Солнышко, а ночью прилетал злой холодный Ветер и приносил с собой Дожди, леденящие Гору. А дальше — Зима с морозами и метелями. И снова Весна – с весёлыми ручейками, ласковым Солнышком, но холодными ночами. А, как не нравились Горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём было так приятно греться на Солнышке. Всё это не прошло даром, у Горы появились морщины-трещины. Она очень сокрушалась и плакала, а трещины становились всё глубже.
Ветер часто проносил кучи песка над Горой. Многие песчинки прятались от Ветра в морщинках Горы. Однажды там спряталось и Зёрнышко травы. Вскоре Дождик полил его, и выросла травка. Осенью она пожелтела, а потом и совсем упала. Под снегом высеялись новые Зёрна, а стебель перегнил. Так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов, лишайников образовалась Земля. Она всё больше укреплялась, выращивала больше травы, цветов, ведь была молодая и сильная. А Гора, старая и добрая, уступала ей место. Вскоре на Земле выросли и молодые сосенки. От Горы не осталось ничего, кроме маленьких камешков на щедрой почве, среди густых трав и молодых сосен».
-Что интересного вы узнали из этой сказки? Сколько лет потребовалось для образования почвы? Какая проблема стоит перед всем человечеством?
-Почва образуется очень медленно. Тысячи лет. Её защита — одна из главных задач человечества.
-О чём говорят подсчёты учёных? (Дети выступают с сообщениями)
а) По подсчётам учёных, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5см.
б) Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на этом участке долгие годы не растут растения.
в) Несколько граммов вредных веществ, попав в почву, вызывают уничтожение растений в радиусе 5 м.
г) Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
д) Там, где не ведут борьбу с оврагами, длина оврага после дождя может увеличиться на 15 – 20 см.
е) Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3 тыс. 225 лет, а там, где нет растений – за 15 лет.
-Какой вывод можно сделать из этих сообщений? Как мы можем помочь в решении этой проблемы?
7.Обобщение изучаемого на уроке.
-Теперь мы можем открыть наш тайник. (Учитель открывает сундучок и достаёт оттуда «святую» землю и карточку, на которой написано «Почва – мать и дочь жизни».)
-Почему почва – мать жизни?
-Она даёт растениям всё необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди, значит почва – наша кормилица.
-А почему почва – дочь жизни?
-Почва своим рождением обязана живым существам. Остатки отмерших растений и животных создают перегной – а значит и почву.
-Почва рождается жизнью и порождает жизнь. С давних времён люди поклонялись земле и считали её «святой». Они приписывали ей невидимую силу и способность исцелять от разных болезней. Эта земля привезена из монастыря «Серафима Саровского». Если приложить эту землю к больному месту – человек выздоравливает.
-А теперь давайте выставим на наборное полотно все карточки, которые вы заработали на уроке. (Дети выставляют карточки с изображением растений, овощей, одежды и т. д.)
-Кто даёт нам это?
8.Контроль за результатами учебной деятельности.
-А теперь каждый из вас сам оценит свою деятельность на уроке. Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.
(Дети выполняют тест)
-Какое слово получилось? (отлично)
-На следующем уроке мы продолжим наш разговор о почве.
1. Придумать и нарисовать знак «Охраняй почву».
2. В рабочей тетради нарисовать плакат «Защитим землю – матушку».
10.Подведение итогов урока.
- Выбери правильное определение почвы
я) верхний слой земли, где есть песок и глина
е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода
о) верхний плодородный слой земли
2.Какая главная часть почвы?
3. Что образуется из перегноя под действием микробов?
4. Что используют растения для питания?
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
6. Выбери правильный ответ. Почву можно отнести:
м) к живой природе
н) к живой и неживой природе одновременно
л) к неживой природе
7.Какое утверждение верно?
а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или её часть
о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет своё плодородие
я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности
Источник
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов с почвой.
Состав почвы
Опыт № 1
Цель: определение цвета и состава почвы.
Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.
Ход опыта:.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она
цвета? Что можно увидеть в почве?
Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.
Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.
Опыт № 2
Цель:определение состава почвы
Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
Ход опыта:
Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
Вывод:в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
В почве есть воздух
Опыт № 3
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
Опыт № 4
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.
Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
В почве есть влага
Опыт № 5
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.
Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.
Вывод:В почве есть влага.
Опыт № 6
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.
Ход опыта:
Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится влага.
В почве есть перегной
Опыт № 7
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).
Ход опыта :
Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.
В почве есть минеральные соли
Опыт № 8
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.
Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.
Ход опыта :
Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.
Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.
Вытаптывание почвы
Опыт № 9
Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.
Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Загрязнение почвы
Опыт № 10
Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.
Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)
Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.
Водопроницаемость почвы
Опыт № 11
Цель:Показать, как на почве образуются лужи.
Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.
Ход опыта :
Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?
Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.
А люди сказали : Земля – чтобы жить.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.
Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.
Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.
Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.
Картотека щедровок для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку щедровок,для детей старшего дошкольного возраста. Добрый вечер,.
Картотека стихотворений к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Скоро вся страна будет отмечать праздник «День Защитника Отечества». А это значит, что воспитателю нужно будет продумать беседы с детьми,.
Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста (часть первая) 1. В белой шубке, как в обновке, Носик у него — морковка, К снегу, к холоду привык. Из комков наш. (снеговик). 2. С удивлением смотришь ты.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот — начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.
Источник