Меню

Опыты с почвой рисунки

Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста

Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста

Картотека опытов и экспериментов с почвой.

Состав почвы

Опыт № 1

Цель: определение цвета и состава почвы.

Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.

Ход опыта:.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она

цвета? Что можно увидеть в почве?

Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.

Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.

Опыт № 2

Цель:определение состава почвы

Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.

Ход опыта:

Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.

Выводпочве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

В почве есть воздух

Опыт № 3

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.

Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.

Опыт № 4

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.

Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.

В почве есть влага

Опыт № 5

Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.

Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.

Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.

Выводпочве есть влага.

Опыт № 6

Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.

Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.

Ход опыта:

Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.

-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?

Вывод: В земле содержится влага.

В почве есть перегной

Опыт № 7

Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя

Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).

Ход опыта :

Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.

-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .

Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.

В почве есть минеральные соли

Опыт № 8

Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.

Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.

Читайте также:  Контейнеры для образцов почвы

Ход опыта :

Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.

Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.

Вытаптывание почвы

Опыт № 9

Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.

Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Загрязнение почвы

Опыт № 10

Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.

Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)

Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.

Водопроницаемость почвы

Опыт № 11

Цель:Показать, как на почве образуются лужи.

Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.

Ход опыта :

Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?

Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.

Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.

Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.

Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.

А люди сказали : Земля – чтобы жить.

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Читайте также:  Сценарий праздника про урожай

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.

Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.

Картотека щедровок для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку щедровок,для детей старшего дошкольного возраста. Добрый вечер,.

Картотека стихотворений к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Скоро вся страна будет отмечать праздник «День Защитника Отечества». А это значит, что воспитателю нужно будет продумать беседы с детьми,.

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.

Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста (часть первая) 1. В белой шубке, как в обновке, Носик у него — морковка, К снегу, к холоду привык. Из комков наш. (снеговик). 2. С удивлением смотришь ты.

Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот — начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.

Источник

Презентация «Картотека опытов с почвой»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Картотека опытов с почвой

Почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем на она плодороднее. Перегной образуется из остатков погибших растений, животных, насекомых. Почва служит домом для многих растений и животных. В подземном царстве живут дождевые черви, кроты, землеройки, мыши, медведки, жуки, личинки насекомых. Они роют в почве ходы, рыхлят ее, перетаскивают и измельчают разные остатки. Так они повышают плодородие почвы.

Опыт № 1 «Цвет и состав почвы» Цель: определение цвета и состава почвы. Материалы и оборудование: тарелки с почвой, пластмассовые ложки, лупы. Ход опыта: Разровняйте ложкой слой почвы на тарелке; С помощью лупы рассмотрите какого цвета почва, из чего она состоит? Вывод: почва имеет темный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки сухих листьев и насекомых. Почва различается по цвету.

Опыт № 2 «Состав почвы» Цель: определение состава почвы. Материалы и оборудование: стакан, почва, вода, палочка. Ход опыта: В прозрачный стакан кладем небольшой комочек почвы; В стакан с почвой наливаем воду, размешиваем; Оставляем смесь на 5 — 10 минут, наблюдаем что происходит? На поверхность воды всплывают остатки листьев, корешки растений (перегной) и др. На дно постепенно оседает слой песка, а над ним – слой глины. Вывод: в состав почвы входят: песок, глина, перегной.

Опыт № 3 «Обнаружение воздуха» Цель: подвести детей к выводу, что в почве есть воздух. Материалы и оборудование: прозрачный стакан, палочки, почва, вода. Ход опыта: В прозрачный стакан наливаем воду; Опускаем в стакан с водой небольшой комочек почвы; Наблюдаем что происходит? К поверхности воды поднимаются маленькие пузырьки. Это выделяется воздух. Вывод: в почве есть воздух, им дышат многие животные подземного мира.

Опыт № 4 «Обнаружение воды» Цель: подвести детей к выводу, что в почве есть вода. Материалы и оборудование: штатив, спиртовка, металлическая тарелочка, держатель, предметное стекло, почва. Ход опыта: Над пламенем нагреть металлическую тарелочку с почвой; Взять сухое предметное стекло и подержать над нагретой металлической тарелочкой с почвой; Наблюдаем что происходит? Стекло запотевает, появляются капельки, испарившиеся в результате нагревания почвы. Вывод: в почве содержится вода. * Проводится воспитателем

Опыт № 5 «Обнаружение перегноя» Цель: подвести детей к выводу, что в почве есть перегной. Материалы и оборудование: спиртовка, штатив, металлическая тарелочка, держатель, почва. Ход опыта: Сильно нагреваем металлическую тарелочку с почвой; Наблюдаем что происходит? Появляется дым и неприятный запах. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Когда сгорит весь перегной, почва станет серого цвета. Вывод: в почве содержится перегной. Чем больше перегноя в почве, тем почва плодороднее. * Проводится воспитателем

Читайте также:  Компост перемешивать или нет

Опыт № 6 «Обнаружение минеральных солей» Цель: подвести детей к выводу, что в почве содержатся минеральные соли. Материалы и оборудование: штатив, спиртовка, держатель, предметное стекло, пипетка, стакан с водой, почва. Ход опыта: Опустите кусочек почвы в стакан с водой и размешайте; Когда смесь отстоится, капните несколько капель воды из стакана с почвой на предметное стекло; 3. С помощью держателя, подержи предметное стекло над пламенем; Наблюдаем что происходит? Вода с предметного стекла испарилась, на стекле остался белый налет. Это и есть минеральные соли. Вывод: в почве содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений. * Проводится воспитателем

Опыт № 7 Где лучше расти? Цель: подвести детей к выводу о необходимости почвы для жизни растений, влиянии качества почвы на рост и развитие растений. Материалы и оборудование: 2 цветочных горшка, ростки двух одинаковых растений, песочно-глинистая почва, чернозем, инвентарь для посадки; Ход опыта: Посадите два одинаковых растения в цветочные горшки с разной почвой (песочно-глинистая почва и чернозем). Наблюдайте за ростом растений при одинаковом уходе 2 недели. Сделайте вывод. Вывод: состав почвы влияет на рост растений. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Чернозем — самая плодородная почва. Лучше всего растения растут в черноземной почве, в песочно-глинистой почве растения растут плохо.

Опыт № 8 «Загрязнение почвы» Цель: подвести детей к выводу, как загрязняющие вещества проникают в почву и влияют на растительный и животный мир. Материалы и оборудование: прозрачные емкости с чистой и грязной водой, 2 цветочных горшка с почвой. Ход опыта: Рассмотрите воду в первой и во второй емкости. Чем отличается вода? В первой емкости — чистая вода, во второй – грязная (мыльный раствор); Полейте первый цветочный горшок – чистой водой, а второй цветочный горшок – грязной водой. Что произошло с почвой? В первом цветочном горшке почва стала влажной и темной, а во втором горшке почва стала влажной и на ней появились мыльные следы (она стала грязной). Вывод: в загрязненной почве не могут расти растения и жить животные.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2965 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 591 человек из 81 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1123609

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector