Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов с почвой.
Состав почвы
Опыт № 1
Цель: определение цвета и состава почвы.
Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.
Ход опыта:.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она
цвета? Что можно увидеть в почве?
Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.
Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.
Опыт № 2
Цель:определение состава почвы
Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
Ход опыта:
Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
Вывод:в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
В почве есть воздух
Опыт № 3
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
Опыт № 4
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.
Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
В почве есть влага
Опыт № 5
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.
Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.
Вывод:В почве есть влага.
Опыт № 6
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.
Ход опыта:
Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится влага.
В почве есть перегной
Опыт № 7
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).
Ход опыта :
Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.
В почве есть минеральные соли
Опыт № 8
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.
Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.
Ход опыта :
Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.
Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.
Вытаптывание почвы
Опыт № 9
Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.
Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Загрязнение почвы
Опыт № 10
Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.
Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)
Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.
Водопроницаемость почвы
Опыт № 11
Цель:Показать, как на почве образуются лужи.
Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.
Ход опыта :
Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?
Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.
А люди сказали : Земля – чтобы жить.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.
Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.
Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.
Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.
Картотека щедровок для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку щедровок,для детей старшего дошкольного возраста. Добрый вечер,.
Картотека стихотворений к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Скоро вся страна будет отмечать праздник «День Защитника Отечества». А это значит, что воспитателю нужно будет продумать беседы с детьми,.
Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста (часть первая) 1. В белой шубке, как в обновке, Носик у него — морковка, К снегу, к холоду привык. Из комков наш. (снеговик). 2. С удивлением смотришь ты.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот — начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.
Источник
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Из чего состоит почва?»
Надежда Шара-Хоо
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Из чего состоит почва?»
Цель:
— через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
Образовательные задачи:
— познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов;
— закрепить знания об отличительных признаках перегноя, песка, глины;
— сформировать представление о значении для роста растений компонентов, составляющих почву.
Развивающие задачи:
— развивать навыки исследовательской деятельности;
— развивать познавательную активность;
— развивать логическое мышление, речь;
— активизировать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
— воспитывать доброе отношение к планете;
— способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру;
— воспитывать познавательный интерес к земле и к труду человека на ней.
— воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.
Материал: переднички, кукла (герой) Незнайка, свечка (или спиртовка, стекло (или ложечка, разные виды почв, банка (стакан, вода, модели, глобус, семена овса, пипетка, различные емкости для посадки семян, леечки, изготовленные из бумаги цветы, бросовый материал.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о почве, рассматривание иллюстраций с изображением различных почв. Проведение нескольких несложных опытов, с целью узнать, какие компоненты входят в состав почвы:
1. Комочек сухой почвы опускаем в воду. На комочке появились пузырьки. Вывод: в почве имеется воздух.
2. Нагреваем комочек почвы на огне и держим над ней холодное стекло. Стекло покрывается каплями воды. Вывод: в почве есть вода.
Остальное, ребята, мы с вами узнаем на занятии.
Ход занятия:
Орг. момент:
Дождик льёт – она всё пьёт, всё остальное – зеленеет и растёт. (Земля, почва)
Самый верхний слой земельный,
В ней растут трава, деревья,
Как ее все называют? (Почва)
— Сегодня мы будем проводить опыты, чтобы узнать из каких еще компонентов состоит почва.
Незнайка. Здравствуйте, что вы делаете?
Дети. Мы будем проводить опыты, чтобы узнать, из чего состоит почва.
Незнайка. Знаю, знаю, почва – это земля, она такая круглая (показывает на глобус).
Воспитатель. Нет, Незнайка, послушай вместе с детьми. Ребята, сначала я вам напомню о различии слов «земля» и «почва». Земля – земной шар, родина, название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит земля, верхний слой земной коры. Мы с вами уже узнали, какие компоненты входят в почву.
Дети. Вода, воздух.
Воспитатель. Правильно. В почве есть воздух, вода (Модели). Благодаря воде и воздуху, в результате перегнивания остатков растений, животных (насекомых) в почве образуется плодородный слои почвы — перегной, которым богаты наши леса. Давайте докажем это с помощью опыта. Прежде чем, будем проводить опыт, давайте вспомним, что обозначают эти знаки? (Модели: «!» – Внимание! Соблюдаем правила безопасности; «огонь» – Будут опыты, с применением огня).
Опыт 1. Нагреваем почву. Что вы наблюдаете? Появился дым и неприятный запах. Что это сгорает? Какой вывод мы можем сделать?
Незнайка. Я не знаю.
Дети. Это сгорает перегной (Состоящий из остатков растений и животных).
Воспитатель. Правильно. В почве, как мы уже выяснили, есть воздух, вода, перегной. (Модель: +перегной).
Незнайка. Вспомнил! В почве есть воздух, вода, перегной.
Воспитатель. Из чего же еще состоит почва? Оказывается, в почве есть песок и глина. Для того чтобы это доказать, надо проделать опыт.
Опыт 2. Прокалим почву. Что вы наблюдаете? (Изменился цвет, стал темным, серым). Такой цвет образуется после сгорания перегноя. Оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем. Что теперь наблюдаете? На дно стакана осел песок, а сверху слой глины. Итак, что еще есть в почве?
Дети. Песок, глина.
Воспитатель. Правильно, ребята, зафиксируем то, что узнали. (Модель: +песок, глина).
Незнайка. Как интересно!
Воспитатель. В почве есть еще и соли.
Незнайка. Знаю-знаю, которую добавляют, когда готовят еду.
Воспитатель. Не совсем так, Незнайка. Конечно, пищевые соли тоже добывают из природы, но эти соли называются минеральными и тоже входят в состав почвы. Чтобы это доказать, проведем еще один эксперимент.
Опыт 3. Насыпаем в емкость с водой почву и дадим ей постоять. Возьмем несколько капелек воды из этой емкости и поместим на стекло. Стекло с капельками воды нагреем. При нагревании, мы знаем, что вода испаряется. А на стекле остался белый налет. Это соли, которые были в почве. А как они оказались в воде?
Дети. Они в ней растворились.
Воспитатель. Правильно, ребята, мы знаем, что соли растворимы. Какой вывод мы можем сделать? Что еще входит в состав почвы?
Дети. В почве есть еще минеральные соли, растворяющиеся в воде. (Модель: +минеральные соли.)
Воспитатель. Ребята, какой общий вывод мы можем сделать, из чего состоит почва?
Дети. Воздуха, воды, перегноя, песка, глины, минеральных солей.
Физминутка:
Ребята, а теперь давайте отдохнем. Я вас приглашаю прогуляться на полянку.
— Ой, ребята, что вы видите? Что это? Похоже здесь кто-то побывал до нас. Надо убрать полянку от этого мусора. (Собирают мусор). Вот теперь порядок. Молодцы!
Худ. слово: Как чудесно все вокруг,
Когда солнце светит,
Когда цветет душистый луг
И дует свежий ветер.
— Ребята, какое правило нужно соблюдать, если отдыхаешь на природе. (Ответы детей). Остатки растений, насекомых перегнивают, а будут ли перегнивать пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, стекла и многое другое? (Нет, они только мусорят, вредят). Стекло безобразит нашу планету всю вечность, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты не гниют, а наоборот убивают полезных микроорганизмов находящихся в почве. Участки земли, где был мусор, погибают и там ничего не растет. Поэтому, что нужно делать?
Незнайка. Я знаю, всегда убирать за собой мусор!
Воспитатель. Правильно, Незнайка. А куда мы выбросим мусор? (В специальные контейнеры). А на природе нет контейнеров, что же делать?
Дети. Забирать с собой.
Воспитатель. Да, вы правы, ребята. Давайте выбросим мусор в контейнер и вернемся в нашу лабораторию.
Незнайка. А почему почва должна состоять из этих компонентов (показывает на модели, для чего они нужны?
Воспитатель. А вы, дети, можете ответить на этот вопрос? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним песок, глину, перегной и вспомним их свойства. Какие свойства имеет песок? Глина? Перегной?
Глина — твердая, плотная, плохо пропускает воду, но удерживает ее в почве; песок – сыпучий, хорошо пропускает воду, перегной – рыхлый, в ней много воздуха, но плохо удерживает воду и быстро высыхает, а еще в ней много питательных веществ и минеральных солей для растений. Главное свойство почвы – ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, тем она плодородней. Именно перегной придает почве черный цвет.
Итак, в какой почве лучше расти растениям? (В рыхлой, мягкой, влажной, плодородной). В плотной почве не хватает воздуха, воды, чтобы в ней росли растения. Значит, что нужно делать, если почва стала плотной? (Рыхлить). Когда греет солнце, температура поднимается и вода испаряется из почвы, поэтому … (нужно ее поливать) и, наконец, чтобы растениям хватало питательных веществ и солей, … (нужно ее удобрять).
Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных. Помните! Кто любит природу, тот оказывает ей помощь, относится очень бережно, охраняет от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила обращения с ней. Стремитесь быть такими! Незнайка, тебе все понятно?
Воспитатель. Сейчас мы с вами посадим овес в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую. И будем наблюдать, как станут расти растения.
Незнайка. Ребята, мне очень понравились ваши опыты и было очень интересно. Я тоже хочу провести такой же эксперимент у себя дома — посею семена в разные почвы и буду наблюдать за их ростом (получает семена, уходит). Спасибо, до свидания!
(Дети сеют семена).
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. [/b] Цель: Уточнение.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Свойства воздуха» Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы». Возрастная группа: средняя Тема (в соответствии с комплексно-тематическим.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности на тему «Фрукты и овощи» Конспект НОД по экспериментальной деятельности на тему «Фрукты и овощи» Цели: 1. Образовательная: познакомить детей со свойствами овощей.
Конспект ООД в подготовительной группе по экспериментальной деятельности «Нефтяная речка» Екатерина Воронина Игровая обучающая ситуация «Нефтяная речка» с литературным персонажем. В подготовительной группе Дидактические задачи:.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема. «Волшебное электричество» Интеграция ОО: познавательное,.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва» Програмные задачи:Уточнить представлерия детей о почве; выяснить,что в почве есть для жизни живых организмов; показать, как загрязняющие.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух». Занятие для детей старшей группы по теме «Воздух» разработано и представлено в соответствии с ФГОС. В образовательной области «Познавательное.
Самоанализ занятия в средней группе по Экспериментальной деятельности на тему «Что услышал Тигруля». Цель моего занятия была,познакомить детей с понятием «звук»,дать элементарные представления о строении человеческого уха и животных. Сформировать.
Источник