Экспериментирование с почвой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспек | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ
по опытно-экспериментальной деятельности
«Экспериментирование с почвой».
I категории Бочкарникова Е.Ф
Тема: «Экспериментирование с почвой».
Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы. Материалы: почва. Оборудование: на каждого ребенка: клеенка;
поднос; лейка с водой; ситечко; по 1 стаканчику; лупа; лист белой бумаги;
ложечка; журнал экспериментирования; фломастеры;
Ход занятия: Вначале занятия педагог предлагает детям вспомнить, с какими природными материалами они уже познакомились.
-Ребята, а сегодня мы познакомимся с еще одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.
Педагог предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).
Что такое почва?
-С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?
Дети высказывают свои версии.
-А давайте мы это проверим.
Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.
Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).
Чем почва похожа на песок? Глину? Чем отличаются?
-Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей. А какие свойства этих природных материалов так важны для людей, благодаря которым человек их использует?
Дети выдвигают свои версии.
-Давайте это выясним. Какими же свойствами обладает почва?
Дети перечисляют свойства, которые они знают.
Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.
-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?
-Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)
Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем, как вода впитывается: быстро или медленно?
-Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для использования почвы человеком? Почему? Важно ли это свойство для растений? Почему?
Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.
-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?
Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Делают прыжок.)
Очень медленно сперва, (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)
Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая? Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).
-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.
Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой. Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?
-Ребята, знакомясь сегодня с почвой, мы сравниваем ее с песком и глиной. А как вы думаете, можем ли мы сказать, что песок-это один из видов почвы? Почему?
Дети выдвигают свои версии и пытаются их аргументировать.
-И песок и глина- это виды почвы. Сегодня мы с вами знакомились с торфяной почвой. Каждый из видов имеет свои свойства, о которых нам уже многое известно. В каких районах нашего земного шара много песчаной почвы? (в пустыне)
Какое же основное отличие у торфяной почвы от песчаной или глинистой? (эта почва является плодородной) что значит «плодородная»? Как человек использует плодородность почвы? Почему торфяная почва является плодородной?
-Человек с давних пор использует в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).
В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.
-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.
-Какие из свойств почвы используются человеком?
Дети при помощи условных обозначений «записывают» результаты опытов в свои журналы экспериментов.
Источник
Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Цель:
- Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
- Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
- Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
- Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
- Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
97647_52245.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная опытно – экспериментальная деятельность
для детей старшей группы.
- Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
- Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
- Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
- Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
- Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.
Ход совместной деятельности
Воспитатель рассматривает лэпбук «Почва»
Воспитатель: Ребята, в нашей папке появилась новая загадка, послушайте.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Это земля, или почва.
Мы с вами уже проводили опыты с почвой. Помните? А я вот ещё много чего знаю о ней, и хочу предложить вам сейчас провести несколько опытов с почвой. Вы согласны? А кто проводит опыты? ( Учёные) . Давайте представим, что мы с вами настоящие учёные.
А хотите, мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы Но для этого, нам нужно оборудовать то место, где будут проходить наши опыты. А как оно называется? (Лаборатория)
Мы проведём 3 опыта с землёй. Для этого нам понадобятся 3 стола. Как вы предлагаете расставить их в нашей лаборатории?
Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться с посудой.
4.Советоваться друг с другом
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
(Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)
Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля
Цель: определение цвета и состава почвы.
1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.
2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.
3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.
Воспитатель : Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?
Дети : Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.
Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки и вода.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
1. Возьми комочек почвы.
2. Брось её в стакан с водой
3. Наблюдай, что происходит.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель : Какой вывод можно сделать?
Дети : В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух
Нам понадобиться: лист белой бумаги, ложка.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.
1. Возьми лист бумаги.
2. Насыпь на неё немного почвы.
3. Придави её плотно к бумаге.
4. Стряхни почву.
5. Наблюдай, что произошло.
Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?
Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Воспитатель: Делаем вывод.
Дети: В почве есть вода.
Воспитатель : Откуда же она берется в почве? (ответы детей )
Дети: вода попадает в почву, когда идет дождь
Воспитатель : Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит….. там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?
Дети : червяки, муравьи, крот, полевая мышь, землеройка, слепыш. И живётся им там очень комфортно. Потому что там их дом, а они подземные жители.
Воспитатель : Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были настоящими учёными, и хорошо сотрудничали все вместе в нашей научной лаборатории.
Но я хочу рассказать вам ещё о некоторых волшебных свойствах почвы. Мы знаем, что почва плодородная, и ещё в ней можно жить. Оказывается, почва способна растворять и уничтожать.
Для данного эксперимента нам понадобятся : 4 прозрачные ёмкости с крышками, почва, вода, 4 вида отходов: бумага, металл (кнопки, скрепки, пластик (мы взяли стаканчик из-под йогурта), пищевые отходы (кусочки яблока)
Наполняем ёмкости почвой наполовину, в каждую ёмкость кладем свой вид отходов. Засыпаем ёмкости до конца и увлажняем почву. Закрываем плотно крышками, и рисуем маркировку
Эксперимент длительный, рассчитан на год, В течение этого времени, мы периодически будем заглядывать в наши баночки, и наблюдать, что происходит с отходами. Поэтому опыты в нашей лаборатории не заканчиваются. Они будут продолжаться. А сейчас я предлагаю всем желающим зарисовать схематически наши опыты и так же поместить их в нашу папку — лэлбук.
Источник
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»
Елена Люстик
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»
Програмные задачи:Уточнить представлерия детей о почве; выяснить,что в почве есть для жизни живых организмов; показать, как загрязняющие вещества проникают в почву и как долго она остается эксперемента показать способ очистки почвы; воспитывать бережное отношение к природе; обогащать словарный запас детей (глинистая, песчаная).
Ход занятия:
-Сугодня утром, придя в детский сад, я обнаружила красивый мешочек. Но что в нем, я так и не посмотрела. Как вы думаете, что там может быть (предположения детей)
Предлагаю детям определить на ощупь.
-Давайте проверим, кто из вас оказался прав. (дети смотрят, что инутри мешочка)
-Что же это? (Земля.)
-А что такое земля,из чего она состоит (ответы детей)
-Хотите побольше узнать о земле? Тогда, я предлагаю вам побыть учеными. А вы знаете, кто такие ученые, чем они занимаются (Люди, которые что-то изучают, делают различные опыты, что-то изобретают.)
-Я вам тоже предлагаю побыть учеными. Давайте оденем халаты и пройдем в нашу лабораторию.
Дети подходят к столу. Перед каждым ребенком лежит чистый лист бумаги, комочек земли, лупа.
-Осторожно потрогайте комочек земли.
-Какая земля в комочке (ответы детей)
-Посмотрите на комочек земли через увеличительное стекло.
-Скажите, что вы там увидели?
-Осторожно раскрошите комочек земли на листе бумаги. Посмотрите на него через лупу. Что спряталось внутри комочка? (Палочки, песок камушки.)
Дети делают вывод о том, из чего же состоит земля.
Верхний слой земли называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такая почва называется песчаная. А в другой больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.)
-Давайте посмотрим почву в разрезе. Показ плаката.
-Она похожа на слоеный пирог. Посмотрите на верхний слой земли. Какого он цвета (Коричневого.) Почему? Как вы думаете, что это (Земля.)
-Какого цвета следующий слой (Желтого.) Что это? (Песок.)
-Назовите следующий слой и его цвет. (Вода. Обозначается голубым цветом.) Как называется вода, которая течет под землей (Подземные воды.)
-Далее идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Рыжим, оранжевым.)
— Мы рассмотрели все слои почвы, но подробнее остановимся на верхнем слое. Напомните мне, как называется верхний слой почвы?
-Ребята, а как вы думаете, могут ли в земле существовать живые организмы?
— А что необходимо для жизни живых организмов (Вода и воздух.)
-Как же живут под землей живые существа? Разве в земле есть воздух и вода (Высказывания детей)
-Давайте проверим ваши ответы эксперементально.
Опыт 1. «Есть ли в земле воздух?»
-Как вы думаете, что произойдет, если мы комочек земли опустим в воду?
-Возьмите комочек земли так, чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в емкость с водой. Что наблюдаете (Из комочка появляются пузырьки.)
-А что это за пузырьки? (Это воздух.)
— Откуда он появился?
-Какой вывод можно сделать? (Внутри комочков земли был воздух.)
-Как мы об этом узнали? (Когда мы опустили комочек земли в воду, она вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
-Мы только что убедились, что земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?
-Давайте проверим на опыте.
Опыт 2. «Есть ли в земле вода?»
-В чистую сухую кастрюльку я положила что? (Комочек земли.)
-Ставлю кастрюльку с землей на огонь. Что происходит с почвой (Она нагревается.)
-Давайте подержим над кастрюлькой чистое сухое стеклышко.
-Что произошло со стеклышком? (Оно запотело.)
-Подержим еще немного. Что появилось на стеклышке? (Капельки воды.)
-Откуда появилась вода? (Испарилась из почвы.)
-Кто же оказался прав, те кто говорили, что вода есть или те, кто говорили,что воды в почве нет?
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода и воздух, которые необходимы для жизни живых организмов.)
-А какие живые организмы живут в почве (Кроты, жуки, червяки)Показываю иллюстрации.
-Сейчас в детский сад позвонил крот и сообщил, что когда рыл норку очень сильно поранил лапку. Как вы думаете, почему это случилось (Потому что в земле был мусор.)
-А как в земле оказался мусор?
-Что надо делать, чтобы сохранить почву чистой?
-А что делать, если почва уже загрязнена?
Опыт 3. «Очистка почвы»
-Беру прозрачный контейнер. Что в нем (Песок.)
-На него сверху кладу губки. Губки- это верхний слой. Песо- это внутренний.
-Ваня, набери в пипетку несколько капель краски и капни ее на губки. Представьте, что в почву попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком. Посмотрите, капли краски хорошо видны? (Нет.)
-Кажется, что их совсем нет, и лежат они никому не мешая. Но пошел дождь. (Дети из леек поливают на губки.)
-Что происходит (Пятна исчезли.)
-Очистилась ли почва? Почему?
-Исчезло ли пятно?
-Давайте с помощью шприца откачаем воду из песка.
-Какого цвета вода? Почему?
-Что произошло с ядовитым веществом? (Оно просочилось внутрь почвы.)
-Посмотрим, что же будет происходить дальше. (Дети поливают из леечек)
-Давайте снова откачаем воду из песка. Что мы наблюдаем (Вода стала чище.)
-Опять пошел дождь. (Дети поливают песок до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой.)
-Вот сколько необходимо дождей, чтобы почва очистилась.
-Ребята, о земле говорят, что она наша кормилица.
-Как понимаете эту пословицу (На ней растут разные растения, которые нас кормят. Поэтому землю необходимо беречь
-Что нового вы узнали о почве в нашей лаборатории? Понравилось быть учеными?
-А теперь, чтобы немного отдохнуть, я предлагаю посмотреть сказку «Как медведь пень потерял.» (Показ сказки на фланелеграфе, беседа по содержанию.)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект коллективного труда на участке в подготовительной группе о посеве семян гороха и фасоли. Цель: уточнить и расширить представление.
Конспект опытно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Как мы играем с песком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 66» Конспект опытно-исследовательской.
Конспект опытно-исследовательской деятельности «Воздух — это интересно» «Воздух — это интересно» Цели: Образовательные: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха.
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» Конспект занятия по НОД «Познание» «Волшебница вода» Подготовительная группа Программное содержание: Закрепить знания о разных состояниях.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория Невидимка» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория Невидимка» Цель: создать условия для формирования.
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Цель: использовать полученные знания и умения при организации своей деятельности по изготовлению фильтров для воды. Способствовать развитию.
Конспект занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Необыкновенный мир магнитов» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Познакомить с понятием «магнит».
НОД по развитию познавательно — исследовательской деятельности тема: «Овощи. Посадка лука» в старшей группе. (Спиридонова В. Н.) Тема: «Овощи. Посадка лука» Программное содержание: Познавательное развитие — Расширять представление о том, что овощи.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по изучению ПДД в старшей группе Оборудование: карта-схема (маршрут города), фишки –«мышки»,макет светофора, перекрестка, машины, пешеходный переход, 2 шнура, 3 сигнальные.
Источник