Меню

Органические удобрения шестой класс

§ 25. Удобрения

1. В чём состоят особенности почвы? 2. Какую роль играет почва в жизни растений?

Растения хорошо растут и развиваются, если почва содержит в достаточном количестве все необходимые минеральные вещества.

В процессе почвенного питания растения поглощают из почвы воду с растворёнпыми минеральными веществами. Люди, занимающиеся растениеводством (полевод, овощевод, садовод и др.) должны вовремя заметить, в каких веществах нуждается растение, и обеспечить его ими. Для этого в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Производят различные минеральные удобрения (см. схему). Азотные и калийные удобрения хорошо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву весной перед посевом семян. Фосфорные удобрения плохо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву осенью, чтобы они постепенно растворились и к весне стали доступны растениям.

За лето растения используют много минеральных веществ. Например, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. А крупным растениям, например картофелю, требуется ещё больше минеральных веществ.

Органические удобрения — это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных (перегной, торф, навоз, птичий помёт). В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями. Особенно ценным органическим удобрением является навоз, он содержит все необходимые растениям вещества. Обычно его вносят в почву осенью, и он постепенно разлагается до минеральных веществ, пригодных для усвоения растениями. Навоз перегнивает медленно, поэтому растения обеспечиваются питанием на несколько лет.

Для выявления потребности культурных растений в удобрениях применяют разнообразные методы. С их помощью определяют, какие вещества и в каких количествах необходимы растению. Так, но окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Например, при недостатке азота растение становится бледно-зелёным, при нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листа, а признаком недостатка калия служит появление на листьях бурых пятен.

Необходимое растению количество питательных веществ ещё определяют путём сравнения урожая на удобренных и неудобренных делянках.

Следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, своевременно и строго по нормам вносить удобрения. При этом надо учитывать, что излишек удобрений вредит растениям, угнетает их рост и развитие, снижает урожай. Например, при избытке в почве солей азота растение сильно вытягивается в длину, в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накапливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека. Кроме того, внесение больших доз удобрений ведёт к их вымыванию дождями или поливами в пруды, реки, озёра, отчего в водоёмах гибнут рыбы и другие организмы.

Внесение удобрений с учётом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу.

Удобрения: минеральные, органические

Ответьте на вопросы

1. Какие виды удобрений вы знаете?

2. Зачем нужно вносить в почву удобрения?

3. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?

4. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить I загрязнения ими близлежащих водоёмов?

Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

Источник

Органические удобрения шестой класс

Митина Ольга Николаевна

Государственное бюджетное (коррекционное)общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №8 VIII вида с.Кослан

Учитель сельскохозяйственного труда.

УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД»

В 6 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОИ) ШКОЛЫ

Тема: « Органические удобрения».

Цель урока : Формировать у учащихся представление о видах органических удобрений.

1. Образовательная: закрепить знания об органических удобрениях, уметь применять полученные знания в практической деятельности, уметь планировать свою работу.

2.Коррекционная: развитие мышления, памяти, внимания через выполнение различных дидактических заданий.

3.Воспитательная: воспитание интереса к урокам сельскохозяйственного труда, уважительного отношения к труду.

Методическое оснащение урока:

Материалы для контроля знаний учащихся:

Карточки- словарные слова;

Карточки – задания «Виды органических удобрений»;

Таблички с названием органических удобрений;

Читайте также:  Прямой показатель экономического плодородия земли это

Презентация «Органические удобрения»;

Иллюстрации: животноводческой фермы, сельскохозяйственных животных, птицы, торфа, торфяного болота, компоста;

Формы организации познавательной деятельности учащихся : урок.

Тип урока : комбинированный.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке .

Здравствуйте ребята. Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.

Мне сегодня хочется всем вам подарить Солнышко. Пусть оно вас согреет, создаст хорошее настроение и настроит на плодотворную работу.

Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»

(Солнышко передается друг другу с хорошими пожеланиями, когда оно дойдет до учителя, его вывешивают на доску).

2. Психологический настрой на работу.

Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу не мешать.

Актуализация познавательной активности учащихся .

Давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.

-Расшифруйте слово (удобрения)

— Что называется удобрением?

Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие.

Удобрения – это различные вещества, применяемые для улучшения питания растений.

Удобрения- это все те вещества, которыми «подкармливают» растения.

— На какие 2 группы делятся удобрения?

Это органические и минеральные удобрения.(слайд2)

— Где получают минеральные удобрения?

На химических заводах.( слайд3)

— Где получают органические удобрения?

Это остатки растительного и животного происхождения. Получают и х на ферме, болоте, их можно сделать самим на огороде.(слайд4)

— Посмотрите и скажите, к какой группе относятся данные удобрения. (учитель демонстрирует два образца с аммиачной селитрой и торфом)?

На прошлом уроке мы изучили с вами, зачем нужны удобрения и на какие две группы они делятся. Итак, удобрения нужны для питания растений, чтобы они лучше росли, и мы выяснили, что все удобрения делятся на минеральные и органические. Минеральные получают на химических заводах, а органические – это отходы живых и неживых организмов.

Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами будет изучать органические удобрения. Тема нашего

урока «Органические удобрения». (На доску записывается тема и число).

Рассказ учителя с элементами беседы.

Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Органические удобрения экологически безвредны для почвы и растений. В них содержатся практически все необходимые для питания растений вещества: азот, фосфор, калий и т. д. Они, безо всякого сомнения, являются наиболее ценным материалом для подкормки растений.

Основные органические удобрения получают на животноводческих фермах.

— Что называется фермой? (Помещение для животных).

— Скажите, пожалуйста, на какую ферму мы с вами ходим с 5-го класса на практические занятия?

(На молочно-товарную ферму).

— А каких ещё животных содержат на фермах?

Кроме молочно-товарной фермы, ещё существуют фермы для содержания лошадей, свиней, овец, кроликов. Вот как выглядят эти помещения для животных (иллюстрации животноводческих ферм). Это большая ферма, это маленькое помещение, а это – наша знакомая молочно-товарная ферма.

На середину доски вывешиваю иллюстрации животноводческих ферм.

И на всех этих фермах люди получают органические удобрения, которые называются –навоз.

Он получается в процессе переработки разных кормов (сено, силос) и фуража. У навоза имеется довольно специфический, резкий запах.

Навоз издавна использовался человеком для разных целей. Из высушенного навоза строили дома, им топили, на нем выращивали грибы, из него делали бумагу, но чаще всего его использовали для удобрения почвы, предназначенной для выращивания различных сельскохозяйственных культур.

В зависимости от того, каких животных содержат на ферме, навоз носит разное название: — Конский навоз

На край доски вывешиваю таблички с название видов навоза.

Кроме животных в хозяйствах выращивают и домашнюю птицу.

— Скажите, пожалуйста, какую домашнюю птицу вы знаете? Куры, гуси, утки, индюки.

Помещение для птиц называется птичником или птицефермой, и там получают органическое удобрение, которое называется – ПТИЧИЙ ПОМЁТ.

На середину доски вывешиваю иллюстрации птичника, а на край – табличку «птичий помёт».

Читайте также:  Чем подкормить люцерну весной для роста

А теперь посмотрите на эту иллюстрацию.

— Как вы думаете, что изображено на этой фотографии? (Болото).

Правильно. На болоте растёт много травы и деревьев, из их гниющих остатков, получается органическое удобрение – ТОРФ.

На середину доски вывешиваю фотографию болота, а на край – табличку «торф».

А ещё помните, что находится в углу нашего школьного огорода. Это компостная куча — это то же является органическим удобрением.

На середину доски вывешиваю фотографию компостной кучи, а на край – табличку «компост».

Итак, основные виды органических удобрений – это навоз, птичий помёт, торф и компост.

Давай вместе повторим вслух: навоз, птичий помёт, торф, компост и запишем в тетрадь.

Попрошу всех ровно встать, Поднимаются из-за парт и выпрямляются

Что скажу – всем выполнять,

Руки кверху поднимите, Поднимают вверх руки.

Все вдохните – выдохните, Делают вдох и выдох.

Наклонитесь – разогнитесь. Наклоняются вперёд и откидываются назад.

Выпрямитесь – улыбнитесь, Выпрямляются и улыбаются.

На «раз-два» — присядьте быстро, Делают приседание.

«Три-четыре» — встаньте быстро. Встают.

Влево — вправо наклонитесь Делают наклоны вправо-влево, руки на поясе.

И ещё раз потянитесь. Поднимают руки вверх и потягиваются .

V . Закрепление полученных знаний.

Мы с вами знаем, что органические удобрения собирают не на полях и лугах, а на животноводческих фермах.

А сейчас мы поиграем в игру.

На стенах класса развешаны иллюстрации с изображением домашних животных. Учащиеся по очереди встают со своих мест, снимают фотографию с изображением домашнего животного и крепят её к доске под изображением животноводческой фермы. Затем снимают табличку с названием органического удобрения, которое соответствует данному животному, и крепят её, на доску под изображением данного животного. Например: лошадь — табличка «конский навоз». При этом учащиеся полным ответом отвечают по схеме : от……. получают………навоз на……………ферме. Если есть неверный выбор – ошибки сразу исправляются при помощи учащихся и учителя. После завершения игры учащиеся занимают свои места.

А сейчас проверим, правильно ли вы усвоили полученные знания. Я раздам вам карточки- задания и вы заполните блок-схему по изученной сегодня теме.

Для слабых учащихся даётся упрощённая схема.

Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка: учащиеся сверяют свои ответы с правильными, которые показаны на слайде).

Давайте попробуем вспомнить все, о чем мы говорили. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

— Для чего вносят органические удобрения в почву?

— Из чего образуются органические удобрения?

— Где заготавливают навоз и птичий помёт?

— Где заготавливают торф и компост?

— Какие виды навоза вы знаете?

-Какие органические удобрения используем на наших школьных полях?

В конце нашего урока, ребята, давайте еще раз назовем виды органических удобрений, с которыми вы сегодня познакомились. (Учащиеся по очереди читают названия органических удобрений на слайде).

VI . Подведение итогов урока.

Кконцу подходит наш урок, давайте подведем итог.

Домашнее задание: Прочитать текст в учебнике на стр.51, ответить на вопросы.

Источник

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
  2. Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
  3. Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
  4. Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
  5. Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).

Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Читайте также:  Гвоздика микс многолетняя для выращивания

Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно — зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.

Источник

Adblock
detector