Образование почвы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.pptx | 979.26 КБ |
7_mar.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы — перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Выполнила студент(ка): 43 гр.
Тема: «Образование почвы».
Цель: познакомить с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания»
-личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;
-предметные: учащиеся познакомятся с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания», научатся аргументировать, делать выводы.
Оборудование: презентация, учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс
Методы и приемы
Содержание урока. Деятельность учителя
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на работа.
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Устная фронтальная работа.
Что вы изучали на прошлом уроке?
Что такое почва?( поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы)
Что такое плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?( вода, воздух, тяжелые и легкие частички)
Отвечать на вопросы учителя,
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: аргументируют свою позицию.
3. Постановка учебной задачи и ее решение
Практический: выполнение упражнения
Устная фронтальная работа.
Сегодня у нас новая тема, а что бы вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.
-О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? « Образование почвы»
А какие цели мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2)
Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.
Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы — перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.
Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений.
Людям уже давно стало известно о громадном «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество.
Связь растительности с почвой очень тесна. Корни одних растений выделяют особые вещества, способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом.
Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти — своими телами.
Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены на поверхности кучками свежей рыхлой земли.
Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят почву. ()Но гораздо большую роль в жизни почвы играют мелкие животные размером от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие личинки насекомых. (
Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только более подвижная , более активная – одним словом, живая.
Источник
Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pochva_3_klass.docx | 27.92 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
- Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.
3. Расширить сведения о почве.
- Способствовать готовности слушанию собеседника;
- Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
II. Постановка проблемной учебной задачи.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
III. Открытие нового знания.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
V. Продолжение работы по теме урока.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. ( слайд 8)
1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)
2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .
Источник