Конспект беседы «Как выращивали хлеб в старину» в старшей группе
Оксана Санько
Конспект беседы «Как выращивали хлеб в старину» в старшей группе
-познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину
-разъяснить, что хлеб — это итог большой и слаженной работы многих людей
-продолжать воспитывать бережно отношение к хлебу.
Материал:иллюстрации ростков ржи и пшеницы, серп, цеп,иллюстрации поочерёдности выращивания хлеба в старину, настоящий хлеб в виде каравая.
Ход беседы:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый».
-Правильно, это загадка о хлебе. Этот продукт мы очень любим, и он всегда у нас на столе. А из чего же его делают? (из муки).
А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная).
Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый, а из ржаной? (тёмный).
-Ребята, мы с Вами уже знаем, как сегодня люди выращивают пшеницу и рожь.Очень много у них помощников-машин:это трактора, сеялки, комбайны. Но раньше не было столько техники у людей. Её ещё не придумали. И поэтому весь процесс появления хлеба на столе был сложнее и дольше. Я Вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевал чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле, на заранее вспаханную землю. В лукошке лежали семена ржи и пшеницы. Вот идёт сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте мы представим, что мы тоже сеем зерно (дети встают со своих мест и иммитируют сев зерна).
-А что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождик).
Вот и кликали люди дождик:
«Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки».
Ну что ж, выросли пшеница и рожь, пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле (показ иллюстрации с изображением серпа). Им срезал колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было ещё обмолотить, то есть вынуть из колосьев зёрна, а для этого люди брали цеп-ручное орудие для молотьбы- и били им по колосьям. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, получалась мука, а из неё, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное-хлеб.
Физминутка :»Колосок растёт».
Воспитатель:Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, что бы в каждом доме был хлеб. Поэтому как Вы думаете, как мы все должны относиться к хлебу (бережно).
-Что значит бережно?
-Куда можно деть крошки и недоеденный хлеб?
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют«.
Воспитатель:На Руси хлеб называли Каравай. Их пекли каждый день. А на праздники пекли каравай и украшали его всякими узорами в виде листьев и цветочков. Ребята, сегодня Вы узнали как тяжело раньше было растить хлеб. Поэтому его очень берегли. И нам надо тоже бережно к нему относиться. Сегодня я принесла Вам настоящий каравай. Посмотрите, какой он красивый. Давайте угостимся им, он очень вкусный.
В завершение детей угощают хлебным караваем.
Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе «Хлеб- всему голова!»Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.
Фотоотчет «Как мы выращивали пшеницу» в рамках проекта «Откуда хлеб пришел» Исследовательская деятельность детей, экспериментирование в детском саду дает нам, педагогам, необыкновенные возможности для развития познавательной.
Конспект беседы в старшей группе «Дед Мороз и Снегурочка» Цель: развивать интерес к празднику Новый год Материал: Презентация «Дед Мороз и Снегурочка» Содержание 1. Рассказ о наступающем празднике.
Конспект беседы «Моя мамочка родная» в старшей группе Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье. Задачи: Расширять.
Конспект беседы в старшей группе «Животные Красной книги России» Конспект беседы в старшей группе «Животные Красной книги России» Автор: Алеханова Рита. Экологические знания- это сведения о взаимосвязи.
Конспект НОД в разновозрастной средне-старшей группе «Хлеб — всему голова» .
Конспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Конспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Задачи: Образовательные: дать представление о том, что хлеб ценный продукт питания,.
Конспект утренней беседы в старшей группе «Как мы можем помочь зимующим птицам?» Цель: формирование экологического сознания дошкольников Задачи: образовательные: -расширять и обобщать представления дошкольников о зимующих.
Конспект этической беседы в старшей группе «Об уважительном отношении к старшим» Цель. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Задачи. Дать детям понятие об уважительном.
Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: — закрепить представления детей.
Источник
Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
· Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;
· Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба: сравнить их с современными техническими средствами;
· Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки» | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки?»
- Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было
машин; - Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения
муки, выпечкой хлеба : сравнить их с современными техническими средствами; - Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.
Материалы к занятию:
- презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
- снопики злаковых культур, серп, сито.
Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе. Я уверена, все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином. А из чего же пекут хлеб?
Правильно – из муки. А мука из чего получается? Правильно…
И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более 10000 лет назад! И с тех пор они кормят нас; недаром в народе хлеб называют «кормильцем».
И рожь и пшеница – злаковые растения. Злаковые растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается колосом.
Мы расскажем о пшенице
И о ржи ее сестрице,
Они кормят за обедом
Нас душистым сдобным хлебом.
Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!
Стих «Ломоть хлеба»
Хлеба мягкого ломоть,
Хлеба белого ломоть,
Что в нем необычного?
Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь.
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.
Но сначала, детки, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полный зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!
Как же выглядит пшеница?
У неё плотный полый стебель, который удерживает колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато — золотистого цвета, окружены довольно твёрдой оболочкой, защищающей их от высыхания. Ребята, посмотрите, в вазе стоит настоящая пшеница.
Ребята, вы, конечно помните русскую народную сказку «Колобок»? А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок.
Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто был побогаче и познатнее,- князья да бояре.
Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!
К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно». И ещё: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь!»
В старину искусные пекари выпекали хлеб, называемым «боярским». В тесто добавляли сливки, сметану, пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого и был крестьянину не по карману. Поэтому такой хлеб и получил название «боярский». Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным», потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.
Стих «Ржаной хлеб»
Вот тебе ломоть ржаной!
Он душистый, он живой.
Вкусен он с лучком зеленым
И с огурчиком соленым.
Хлебушек ржаной питает,
Нас от голода спасает,
Силу, крепость придаёт,
Любит хлебушек народ.
Как же выглядит колосок ржи?
У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.
Ребята, сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Люди в тех краях называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было не много ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное!
Ребята, о каких злаковых растениях мы сейчас беседовали? Кто скажет? (пшеница и рожь).
А теперь загадки:
- Чтобы караваем мы могли гордиться,
в поле собираем колоски… (пшеницы)
- Он злак, он в поле колосится,
он не ячмень и не пшеница,
из злака хлеб ржаной хорош,
когда созреет в поле…(рожь)
На соломинке стоит? (колос)
На столе лежу куском. (хлеб)
Физминутка : — Я вам предлагаю стать маленькими зёрнами
В землю зёрнышко попало – присесть
Прорастать на солнце стало – руки вверх
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал – медленно встать
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся – поворот вокруг себя
Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб ржаной и пшеничный?
Тогда слушайте, смотрите и запоминайте!
Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».
Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.
Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев.
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать».
Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.
Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосУ – пора жать полосУ».
Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорогА каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.
В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень. Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев.
Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому.
Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор.
Дома во дворе делали ровную утрамбованную площадку из глины. Снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.
Бралась палка, на конец которой крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.
Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно со всем мусором сгребали в кучу. При погоде с хорошим ветром брали большие лопаты и подбрасывали вверх зерно с шелухой. Шелуху относил ветер в сторону. А вниз падало тяжелое зерно. Это называется провеять зерно.
Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол забирал часть зерен себе. (за работу)
Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.
Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.
А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.
Труженица мельница встала у реки,
Намели нам мельница из зерна муки!
Мельница не ленится – вертит жернова,
И шумит и пенится быстрая вода.
А мука струится и бежит ручьём
С мёдом и корицей коврижку испечём!
Зерно хранилось в сараях в огромном деревянном ящике, углы которого обивались жестью от мышей. Углы они прогрызают быстро, а ровную часть доски с трудом. Этот ящик назывался «амбар».
А в русской печке выпекали душистый, горячий, румяный хлеб.
Вот какой длинный проходил путь хлеб, прежде чем попадал на стол!
Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, молотили цепАми.
Теперь на помощь земледельцам пришли машины – трактора, распахивающие бескрайние поля, комбайны, убирающие зерно.
О том, как возделывают пшеничный ржаной хлеб на полях в наши дни, мы поговорим с вами в следующий встрече.
А сейчас, кто внимательно слушал, сможет отгадать загадки :
- Какие злаки вы знаете? (Рожь и пшеница)
Спелым колосом красуется (Поле пшеницы).
Даст нам хлебушек…(Пшеница)
Нам его подарит…(Рожь)
- Какой злак кормит всех сплошь?(Рожь)
С пятки на носок.
Вот и срезал колосок (Серп)
- На горе-горушке стоит старушка,
руками машет, хлеба просит;
дашь ей хлеба — назад отдаёт. (Ветряная мельница)
- Маленький Афанасик травкой подпоясан. (Сноп)
Хлеб ржаной. Батоны, булки
Не забудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют!
Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба! Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Надо бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».
Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Как выращивают хлеб»
Конспект занятия для детей старшей группы.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Как наши предки выращивали хлеб». Автор — педагог Тарасенко Валентина Владимировна
НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину, последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями.
Конспект занятия на тему «Хлеб — наше богатство»
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира.
Конспект занятия «Как выращивают хлеб»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Как выращивают хлеб».
конспект открытого занятия Как жили наши предки
Конспект формирует знания детей о жизни наших предков.
Презентация «Как выращивали хлеб наши предки»
Презентация «Как выращивали хлеб наши предки».
Конспект занятия «Как выращивают Хлеб»
Как выращивают хлеб Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.Задачи:Расширить представления, знания детей о т.
Источник