Меню

Осенью улетают птицы собирают урожай

Консультация для родителей по развитию речи по теме «Осень»

Татьяна Николаевна Кружильская
Консультация для родителей по развитию речи по теме «Осень»

Консультация для родителей по развитию речи на тему «Осень«

Уважаемые родители, позвольте предложить вам некоторые игры, задания, вопросы, стихи для развития речи вашего ребенка. Их вы можете использовать на прогулке с ребенком, дома, если у вас появилось свободное время, а может быть в машине при поездке на дачу. Вы не только пообщаетесь со своим ребенком, но и с пользой проведете время.

На примере темы «Осень» аналогичные задания, игры вы можете использовать и по теме «Зима», «Весна».

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило, обратите внимание на изменения в природе. Во время прогулки задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов — на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает, завяли цветы. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду. Уточните у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?

Постарайтесь, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков осени. Если возникают затруднения, помогите наводящими вопросами.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осениможно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами ранней осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы, сравнивая эти два периода. Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое. — А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. — Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые. — А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. — Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

3. Вспомнить названия перелетных птиц. Почему они так называются.

4. Во время прогулки обратите внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

• «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое) — хмурое, серое, унылое. Аналогично со словами – солнце, ветер, дождь, листья, трава…

Осенью листья (что делают) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Аналогично со словами – солнце, ветер, дождь, листья, трава…

• «Назови ласково»на образование существительных с помощью уменьшительно — ласкательных суффиксов: туча – тучка, солнце – солнышко, дождь – дождик, аналогично ветер, лист, лужа, трава, зонт…

• «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Ветер дует — ветры дуют.

Птица улетает — птицы улетают.

Лист желтеет – листья желтеют.

Дождь моросит – дожди моросят.

Цветок увядает – цветы увядают.

Холод наступает – холода наступают.

Читайте также:  Грядка между двумя теплицами

Лист падает – листья падают.

Урожай созревает – урожаи созревают.

Туча застилает – тучи застилают.

• «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью.

Летом небо светлое, а осенью.

Летом день длинный, а осенью.

Летом тучи ходят высоко, а осенью.

Летом люди растят урожай, а осенью.

Летом деревья стоят одетые, а осенью.

Летом цветы расцветают, а осенью…

Летом ветер теплый, а осенью…

Весной птицы прилетают из теплых краев, а осенью…

• «Посчитай»на согласование числительных с существительным:

1 птица, 2, 3., 4., 5.

1 желудь, 2, 3., 4., 5.

1 цветок, 2, 3., 4., 5.

1 ветка, 2, 3., 4., 5.

1 камешек, 2, 3., 4., 5.

• «Найди ошибки» на развитие слухового внимания (определи, чего не бывает осенью).

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Набухают почки, распускаются листья.

Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дикие животные не делают запасы корма.

На улице расцветают одуванчики.

Над цветами порхают бабочки, пчелы собирают нектар.

Небо застилают серые тучи, и часто идут затяжные дожди.

«Вставь словечко» на согласование предлогов со словами в предложении.

Лист упал … землю.

Шишка упала … дерева.

Грибок попал … корзину.

Солнце спряталось … тучу.

Заяц выглядывает … кустов.

Боровик прячется … листом.

Белка сушит грибы … ветке.

Люди убирают яблоки … садах.

Мышка прячет зернышки … норке.

«Закончи предложение» (формировать умение составлять сложные предложения с союзом потому что).

Я люблю осень, потому что …

Мне не нравится осень, потому что …

На улице много луж, потому что …

Огородники собирают урожай, потому что …

Дуют сильные ветры, потому что …

• «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно — следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

На улице пасмурно, потому что идет дожди. Идет дождь, потому что на улице пасмурно.

В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей, потому что наступила осень. Наступила осень, потому что в садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей.

Люди одеваются теплее, потому что наступила осень. Наступила осень, потому что люди одеваются теплее.

• «Ответь на вопросы» (образование прилагательных от существительных).

День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -.

Дождик, который идет осенью, какой? -.

Погода, когда часто идут дожди, какая? -.

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.

Погода, которая бывает осенью, какая? -.

День, когда на улице пасмурно, какой? — …

Утро, когда на улице туман, какое? — …

Цветы, которые расцветают ранней осенью, какие? — …

Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

Потом поиграйте с ребенком в игру:

«Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; он возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

• Выучите со своим ребенком стихотворение об осенних месяцах.

Полетели в небе птицы.

Что им дома не сидится?

Просит их сентябрь: «На юге

Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

Нам октябрь принёс подарки:

Расписал сады и парки,

Читайте также:  Амафосное удобрение для чего применяют

Стали листья словно в сказке.

Где же взял он столько краски?

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

• Известно, что на развитие речи большое влияние оказывает то, как у ребенка развита мелкая моторика рук.

Предложите ребенку во время прогулки порисовать палочкой на мокром песке, выложить узор из камешков.

Соберите желуди, шишки, листья и др. природный материал и сделайте вместе с ребенком осеннюю поделку.

Пусть дома ребенок нарисует «Осень», все то, что он увидел в парке во время прогулки (деревья с разноцветными листьями; землю, усыпанную листвой; может быть идет дождь и кругом лужи). Попросите потом рассказать ребенка, что он изобразил в своей картине.

Используйте пальчиковые игры на осеннюю тематику, они способствуют развитию не только моторики кисти, пальцев рук, но и развитию речи (дети выполняют движения руками, пальцами, сопровождая их речью). Найти пальчиковые упражнения вы можете в книгах, которые так и называются, или в интернете.

Вот несколько примеров:

«Осенние листья«

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)

У Лариски – две редиски»

Два зеленых огурца.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Уважаемые родители, больше общайтесь со своим ребенком, разговаривайте, задавайте вопросы, учите наблюдать, анализировать.

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Игры по развитию речи по дороге в детский сад. Консультация для родителей Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была грамотной, а словарный запас увеличивался с каждым днём, — чаще играйте с ними! Предлагаю Вам очень.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:» Насекомые» Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.

Источник

Осенью улетают птицы собирают урожай

Поговорим об осени: осенних традициях, обряде сажания мальчиков на коня, проводах перелетных птиц и осенних закличках, научимся отличать клин, вереницу и стаю.

Холодна осень, дождлива, да сытна. Осенью собирают урожай, поэтому и говорят:

зима – белыми снегами,

лето – солнцем и грибами,

а осень – житом и снопами,

Когда убирали последнюю копну, праздновали осенины. Детям отдавали последний сноп, они делали из него маленькие снопики и обходили дома. Дети дарили свои снопики хозяевами и желали им сытного года, пели осенинные песни, призывали осень с ее дарами. А Вы пробовали с детьми осень закликать? Попробуйте! Это очень поднимает настроение!

По злату мастерица:

С пряльцем, с донцем,

С гребнем, с веретёнцем,

С высоким колосочком,

С широким снопочком.

Журавли-то – за моря!

Осенница – на поля!

Погости недель восемь:

Читайте также:  Ваниль центр происхождения основные районы выращивания

Со громами сильными,

Со дождями, с ливнями,

С обмолоченным снопом

И румяным пирогом!

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем!

Журавли осенью улетают на юг. Летят они клином, курлыкая. Им детишки кричат: «Колесом дорога!». Догадались, почему «колесом»? «Колесо» — это круг, чтобы вернулись журавли весною!

Журавли улетают на зимовку в теплые страны – в Африку, Индию, Китай, Египет. А могут перелететь и в южные области России, например, на Каспий. Покажите малышу на глобусе, где эти южные страны и куда улетают птицы. Скажите, что таких птиц называют «перелетные птицы»

Высоко в голубой далИ
Над землей летят журавли.
Летят они, курлычут,
Нас за собою кличут,
Как будто говоря:
«Летите вместе с нами!
За темными лесами,
За синими морями
Есть теплые края;
Там, в зелени долины,
Мы скоротаем зиму,
А раннею весной
Вернемся в край родной!

Птицы летят всегда группами — стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак. Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному:

Вереница – гуси, лебеди.

Клин – журавли,

Стая – ласточки, грачи, скворцы

Гусям кричали так:

Вы куда? Вы куда?

Уга-Уга-Уга-Уга (ударение на первом слоге)

С севера на юг! С севера на юг!

А уткам говорили по-другому:

КуштУ, кыште со воды,

Тили-ти-ти, до весны!

На Семенов день (14 сентября) заканчивали уборку хлеба и посев озимых, старались рассчитаться с долгами. Женщины начинали прясть и ткать. В избах зажигали новый огонь. Почему новый? Потому что в православном календаре 14 сентября до сих пор остается как начало года. А начинать новый год нужно с новым огнем. С этого дня начинались новоселья и свадьбы.

На Семенов день проводился один очень важный обряд, связанный с воспитанием сыновей – обряд сажания на коня. Мальчиков в возрасте трех лет постригали и сажали на настоящего коня, обставлялось это очень торжественно. Отец сажал сына на коня, поводья держал крестный и вместе они делали круг по двору. Если Вы никогда не катались верхом на коне, то вряд ли сможете представить ощущения от поездки верхом. А какие чувства испытывал мальчик трех лет. Фактически такой обряд посвящал мальчика именно в мужской образ жизни, в воина. Позже живого коня заменили игрушечным. И до сих пор лучшим подарком для маленького мальчика многие считают именно деревянного коня — качалку или коня на палочке.

А для настроения я нашла для Вас интересный ролик из телеархива. В нем дети из Большого Детского Хора показывают спектакль о народных традициях встречи осени «Осень — златопряха». Дошкольникам еще трудно будет просмотреть весь ролик, но можно показать его часть. Например, в конце спектакля (если поставить отметку времени на 20 минут) очень ярко показано, как дети наряжали сноп, как выглядит убранное поле со снопами, как водили вокруг снопа хороводы, как провожали перелетных птиц, можно услышать курлыканье журавлей. В спектакле участвуют дети разного возраста от дошкольников до подростков из фольклорной и танцевальной групп хора.

Еще об осени занимательный материал для игр и занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник

Adblock
detector