Меню

Основные агротехнологические приемы при выращивании культурных растений

Приемы выращивания культурных растений, их научное обоснование. Объясните, почему минеральные удобрения необходимо вносить строго по норме и не хранить под открытым небом.

Культурные растения — это растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей

Культурные растения делятся на группы:

Ø зерновые (пшеница, рожь, овес, рис, кукуруза, просо, гречиха, ячмень)

Ø кормовые (клевер, люцерна, вика, чечевица, кормовая свекла, кукуруза, подсолнечник, горох)

Ø овощные (огурцы, капуста, редис, томаты, перец, баклажаны, картофель, морковь, лук, кабачки)

Ø плодово-ягодные (яблоня, груша, смородина, клубника, персик, крыжовник, облепиха, малина)

Ø бахчевые (арбуз, дыня, тыква)

Ø цитрусовые (апельсин, мандарин, лимон)

Ø технические (лен, картофель, сахарная свекла, тростник, хлопок)

Ø декоративные (розы, тюльпаны, хризантемы, астры и др.)

Ø масличные (подсолнечник, соя, рапс, маслины)

Ø пряные (укроп, петрушка, базилик, хрен, тмин и др

Агротехника выращивания культурных растений зависит от их отношения к свету (светолюбивые, теневыносливые, растения длинного дня и короткого дня), теплу (теплолюбивость, холодостойкость), требованиям к почве (плодородию, структуре), к влажности, от особенностей опыления и т.д.

Приемы выращивания, их обоснование:

1. Удобрение почвы(минеральными и органическими удобрениями) – для повышения плодородия почвы. Чем лучше минеральное питание растений, тем выше урожайность.

2. Полив –для растворения минеральных солей почвы. Растения получают питательные вещества только в растворенном виде.

3. Рыхление – для улучшения структуры почвы, ее водного и воздушного режима, для уничтожения сорняков, для улучшения роста корней. Растения лучше растут в рыхлой увлажненной почве, насыщенной кислородом.

4. Прополка— для уничтожения сорняков. Сорняки – конкуренты культурных растений за свет и питание, их уничтожение благоприятствует росту культурных растений.

5. Прореживание сеянцев– для снижения внутривидовой конкуренции, для улучшения развития сеянцев. Для каждого культурного растения есть оптимальное пространство для получения света и минерального питания.

6. Обработка семян и растений гербицидами– для борьбы с паразитами, вредителями и сорняками. Вредители поедают органы растения, паразиты вызывают заболевания, сорняки угнетают рост.

7. Окучивание – для усиления роста придаточных корней, на которых развиваются клубни, улучшения роста растений, повышения урожайности. Чем лучше развита корневая система, тем лучше минеральное питание, тем быстрее растут растения.

8. Прищипка кончика корней или побега– усиливает рост боковых корней или побегов. Разрастание боковых корней увеличивает общую площадь всасывания минеральных веществ (корневое питание), разрастание листьев, стеблей улучшает воздушное питание (фотосинтез), поэтому урожайность повышается.

9. Пасынкование(удаление лишних цветоносных побегов, например, применяют к томатам) – удаление лишних побегов способствует более быстрому созреванию и укрупнению плодов.

10. Побелка стволов плодовых деревьев– для защиты от солнечного ожога и для борьбы с вредителями, грызунами.

11. Подкормка — внесение удобрений во время роста. Дополнительная подкормка усиливает рост корней, побегов и ускоряет созревание плодов.

Минеральные удобрения необходимо вносить строго по норме потому, что при их нехватке ухудшается питание, растения медленно растут. Если удобрения вносят в количествах, превышающих потребности растений, то урожайность не увеличивается, а качество продукции может даже ухудшиться. Так, избыточное азотное питание капусты приводит к недостатку в ней сахаров, капуста плохо хранится. При избытке в почве солей азота в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накаливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, картофеля и других продуктов, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека.

Минеральные удобрения нельзя хранить под открытым небом, потому что атмосферные осадки смывают их и они могут попасть в водоемы. Это вызывает «цветение» воды (эвтрофикацию), что приведет к замору его обитателей. Если стоки минеральных удобрений через грунтовые воды попадут в источники питьевой воды, это может вызвать отравления у человека.

3. Раскройте роль желез внутренней секреции в организме человека. К чему приводят нарушения в деятельности эндокринной системы (щитовидной железы и надпочечников)?

В организме человека имеются железы – органы, образованные из эпителиальной железистой ткани и вырабатывающие определенные химические вещества. Различают железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Железы внутренней секреции образуют эндокринную систему. Они не имеют выводных протоков, их клетки вырабатывают гормоны – биологически активные вещества, регулирующие процессы. Гормонывырабатываются в очень небольших количествах, но длительное время сохраняются в активном состоянии и с током крови разносятся по всему организму. Гормоны попадают сразу в кровь и их действие специфично (действуют только на определенные клетки).

К железам внутренней секреции относятся: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, эпифиз. Гормоны вырабатывают также железы смешанной секреции: поджелудочная и половые.

Читайте также:

  1. А) Необходимость истинного Богопознания для отсечения лжеучений (2,1-8).
  2. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  3. Амидные удобрения
  4. Аммонийно-нитратные удобрения
  5. Аммонийные и аммиачные удобрения (твердые и жидкие)
  6. Антикризисное управление в организации: сущность и необходимость.
  7. Аппендицит: 1) этиология и патогенез 2) классификация 3) патоморфология различных форм острого аппендицита 4) патоморфология хронического аппендицита 5) осложнения
  8. Аптеке необходимо получить с Апт. Склада л.:стрихнина нитрат (порошок) и раствор омнопона1%-1,0 в ампулах
  9. Ассоцианизм и научное мышление 17-20 в.
  10. Б-деревья. Определение Алгоритмы поиска, включения и исключения. Необходимость их применения.
Название желез Вырабатываемые гормоны Действие гормонов
Гипофиз 1. Соматотропный (гормон роста) 2. Регуляторные гормоны 1.Регулирует рост (синтез белков) 2.Регулируют работу других желез
Эпифиз Мелатонин Тормозит половое созревание
Щитовидная Тироксин(гормоны содержат йод) Регулирует обмен веществ, окислительные процессы
Надпочечники Адреналин (гормон стресса) Норадреналин и др. Повышают кровяное давление, повышают уровень сахара в крови. Стимулируют образование гликогена
Поджелудочная Инсулин и глюкагон Поддерживают уровень глюкозы в крови
Половые Эстрогены (женские), андрогены (мужские) Регулируют половое созревание

При нарушении деятельности желез внутренней секреции возникают заболевания, называемые эндокринными. Нарушения могут быть связаны либо с усиленной (по сравнению с нормой) деятельностью железы — гиперфункцией, при которой образуется и выделяется в кровь увеличенное количество гормона, либо с пониженной деятельностью железы — гипофункцией, сопровождаемой обратным результатом.

Нарушения работы щитовидной железы.При нехватке гормонов возникают:

Ø Микседема(у взрослых)- снижение основного обмена, низкое кровяное давление, замедленный пульс, сонливость, отек кожи и сухость кожи, медлительность, физическая и психическая вялость и др.

Ø Кретинизм (у детей) – карликовый рост, нарушение психики, замедление окостенения и др.

При избытке гормонов возникает базедова болезнь — сильно возрастает потребление кислорода, повышение возбудимости нервной системы и нервозности, учащается ритм сердца. Несмотря на повышенный аппетит, больные худеют. У них неестественно выпучены глаза и нередко увеличивается щитовидная железа. При нехватке йода в организме возникает эндемический зоб — увеличение щитовидной железы.

Нарушения работы надпочечниковвызывают аддисонову болезнь (бронзовая болезнь)- бронзовый оттенок кожи, мышечная слабость, повышенная утомляемость, понижение иммунитета

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав

Источник

Технологии в растениеводстве, теория и практика

Содержание статьи:

Растениеводство – это отрасль сельского хозяйства, основанная на возделывании культурных растений.

В зависимости от выращиваемой культуры, выделяют шесть направлений:

  • картофелеводство;
  • зерновое растениеводство;
  • овощеводство и бахчеводство;
  • выращивание технических растений;
  • кормопроизводство;
  • виноградарство и садоводство.

Для студентов аграрных университетов и всех заинтересованных в этой отрасли сельского хозяйства важно перед тем как приступать к практике, изучить теоретические основы растениеводства. При этом необходимо будет выучить определения всех необходимых понятий, ознакомиться с особенностями организма сельскохозяйственных культур.

Основы опытного дела в растениеводстве: от теории к практике

Перед тем как приступать к выращиванию сельскохозяйственных культур, необходимо выучить основные понятия данной дисциплины и ознакомиться с особенностями жизнедеятельности представителей флоры. Сельхозпортал предоставляет всю эту важную информацию.

Что такое культурные растения?

Таковыми можно считать те, которые возделываются людьми уже на протяжении долгого времени. Все они были взяты из дикой флоры. За многочисленные столетия эти растения прошли долгий путь окультуривания, в ходе которого усилились качества, необходимые человеку.

Рост и развитие представителей флоры

Чтобы эффективно выращивать сельскохозяйственные культуры, необходимо знать принципы функционирования их организма, быть знакомым с их жизненным циклом.

Рост – это увеличение размеров и массы растения. При этом неважно, за счет какого органа это происходит.

Онтогенез – процесс развития отдельного организма от зарождения до отмирания. У многолетников – от прорастания до засыхания, у однолетников – от семени до семени.

Филогенез – историческое развитие определенного вида.

Органогенез – процесс формирования органов в процессе индивидуального развития растения.

Морфогенез – развитие морфологических структур.

В онтогенезе выделяют два периода развития растения:

Первый длится от всходов до появления бутонов. В это время растение наиболее активно растет: увеличивается его масса, высота, развиваются новые ветви и листья.

Генеративный период – это цветение. Продолжительность этой фазы – от появления бутонов до завершения формирования семян. У однолетников конец этого периода развития совпадает с завершением жизни растения.

Другие термины

Урожай – продукция, выращенная на участке земли за определенный промежуток времени.

Урожайность – соотношение между количеством урожая и площадью грунта, на котором он был выращен.

Потенциальная урожайность – максимально возможная для определенного вида/сорта культурного растения.

Жизненные факторы

Для того чтобы эффективно выращивать сельскохозяйственные культуры, необходимо полагаться на научные основы растениеводства.

В ботанике выделяют пять жизненных факторов, которые влияют на рост и развитие представителей флоры:

Неправильные показатели хотя бы по одному из перечисленных параметров уже ведут к снижению фактической урожайности по сравнению с потенциальной.

Первый фактор необходим растению для фотосинтеза. В ходе этого процесса организм получает необходимые для роста и развития питательные вещества.

Недостаток света ведет к тому, что растение вытягивается вверх. При этом стебель утончается и теряет свои механические свойства.

При создании искусственного освещения необходимо особое внимание обращать на спектр ламп. Так, красные и оранжевые лучи дают наибольшее количество энергии для фотосинтеза, благодаря чему растение быстро набирает массу и развивается. Освещение такого спектра идеально подходит для вегетативного периода. Однако красные и оранжевые лучи задерживают переход к цветению. Синий и фиолетовый свет стимулирует синтез белков, что способствует развитию бутонов и семян. Наименее биологически активны желтые и зеленые лучи. Источников освещения с таким спектром следует избегать в растениеводстве.

Второй фактор – воздух – необходим для обеспечения газообмена в тканях сельскохозяйственной культуры. В нем должно присутствовать достаточное количество углекислого газа для осуществления фотосинтеза. Это вещество растение получает из атмосферы. Важен и состав воздуха, присутствующего в почве. Для нормального дыхания корневой системы в нем должно присутствовать 7-12% кислорода. Снижение его даже на 1-2% приводит к ухудшению развития растения. Чтобы обеспечить достаточный уровень О2 в субстрате можно с помощью внесения органических удобрений, которые стимулируют деятельность микроорганизмов.

На жизнедеятельность растений влияет и температура (как воздуха, так и почвы). Оптимальное значение данного показателя индивидуально для каждой отдельной культуры. Пониженная температура замедляет развитие организма и иногда даже приводит к гибели. Повышенная же провоцирует более быстрое наступление цветения. В таком случае из-за сокращения периода вегетации урожайность снижается на 20-30%.

Не менее важны для растения и свойства грунта, поэтому почвоведение с основами растениеводства связаны очень тесно.

Первый важный параметр субстрата – влажность. Вода является растворителем для минеральных веществ, необходимых растению. Также и сама H2O входит в состав тканей. Влажность субстрата обеспечивается за счет грунтовых вод и осадков.

Последний фактор – питательные вещества. От их недостатка или избытка нарушается обмен веществ и другие жизненно важные процессы.

Есть четыре макроэлемента, наиболее необходимых растению:

  • Азот. Нужен для синтеза белков. Особенно важен в период вегетации. Распознать недостаток этого химического элемента можно по истонченной пожелтевшей листовой пластинке, замедленному росту. Повысить содержание в почве азота можно с помощью внесения гумуса, а также минеральных удобрений с содержанием нитратов и солей аммония.
  • Калий. Необходим для синтеза и накопления углеводов. Усиливает осмотическое давление, за счет чего достигается более высокая холодоустойчивость растения. Недостаток калия проявляется в пожелтении, а затем и побурении листьев по краям. Первыми поражаются те, которые находятся на нижних ветвях. Если же этого элемента слишком много, между жилками листьев появляются сначала светлые, а затем бурые пятна.
  • Фосфор. Входит в состав нуклеиновых кислот, белков ферментов. Участвует в энергетическом обмене. Стимулирует развитие бутонов и соцветий, поэтому особенно важен во время генеративного периода. Способствует повышению урожайности, улучшению качества волокон, способствует отложению крахмала в корнеплодах. Нехватка этого элемента приводит к появлению фиолетово-бурых пятен на молодых листьях, в то время как старые желтеют и опадают. Восполнить недостаток фосфора можно за счет внесения минеральных удобрений наподобие суперфосфата.
  • Кальций. Нужен для нормального развития корневой системы. Особенно важен на ранних стадиях вегетации. При его дефиците замедляется рост растений.

К тем, которые требуются в меньшем количестве относятся:

  • Магний. Присутствует в составе хлорофилла.
  • Железо. Участвует в окислительных процессах.
  • Сера. Входит в состав аминокислот.

Также важны для нормального обмена веществ и микроэлементы, такие как марганец, медь, цинк и др.

Технологическая основа растениеводства

Таковой является система земледелия. Это комплекс взаимосвязанных действий (организационно-экономических и агротехнческих), за счет которых достигается рациональное использование земель и повышение урожайности культур.

Основы земледелия и растениеводства научно обоснованы и позволяют решить такие задачи: как можно более выгодно использовать биоклиматический потенциал, энергетические, земельные, трудовые и технические ресурсы.

В число агротехнических мероприятий входят следующие звенья:

  • Система севооборотов. Заключается в правильном подборе предшественников для определенной сельскохозяйственной культуры.
  • Семеноводство. Подбор видов/сортов, которые наиболее пригодны для выращивания в определенных условиях (при этом учитывается климат, тип грунта, способ сбора урожая и другие факторы).
  • Удобрение. Направлено на повышение плодородности почвы. Используются органические удобрения в комплексе с минеральными.
  • Борьба с вредителями. Обеспечивается за счет обработки растений химическими веществами.
  • Мелиорация и агломерация. Необходимы для регуляции водного режима субстрата.

К организационно-экономическим моментам относятся: обустройство управления и контроля, организация труда, планирование системы севооборота, распределение земли.

Источник

Читайте также:  Как сохранить урожай винограда до весны
Adblock
detector