Хранение, транспортировка и внесение минеральных удобрений
Правильная организация хранения, перевозки и внесения удобрений имеет важное значение для снижения потерь и повышения их эффективности.
Минеральные удобрения хранят в специальных складах, построенных по типовым проектам: прирельсовых и пристанских, а также непосредственно в хозяйствах. Хранение минеральных удобрений на открытых, необорудованных площадках приводит к значительным их потерям (до 10—15%) и к ухудшению их качества: отсыреванию, слеживанию, снижению содержания в них питательных веществ. На специально подготовленной асфальтовой или бетонной открытой площадке, oт которой обеспечен отвод дождевых, талых и грунтовых вод, допускается хранение в штабелях лишь затаренных в полиэтиленовые мешки удобрений <кроме аммиачной селитры). При этом штабель следует располагать на деревянных поддонах и укрывать сверху брезентом или полиэтиленовой пленкой.
Необходимость складирования удобрений обусловлена сезонностью их применения и неравномерным поступлением в течение года. Типы и размеры складов бывают разными, они рассчитываются на определенную емкость с учетом годовой оборачиваемости удобрений. Прирельсовые и пристанские склады имеют значительно большую разовую емкость, чем склады колхозов и совхозов. Здания складов строят из железобетонных и облегченных деревянных конструкций, а также из кирпича и других местных строительных материалов. Располагают их на расстоянии не ближе 200 м от жилых, общественных и производственных зданий. Емкость прирельсовых и пристанских складов определяется исходя из количества обслуживаемых складом хозяйств, расстояния их от склада и перспективной годовой потребности в удобрениях (на 10—15 лет), а также с учетом минимальных затрат на строительство склада и доставку удобрений в колхозы и совхозы. Годовая оборачиваемость удобрений в прирельсовых складах в зависимости от зональных условий может быть двух-, трех- и четырехкратная.
Например, при перспективной годовой потребности всех хозяйств в минеральных удобрениях 15 тыс. т и трехкратной средней годовой оборачиваемости потребная, емкость склада равняется 5 тыс. т. Размер склада хозяйства зависит от перспективной потребности его в минеральных удобрениях и коэффициента их оборачиваемости. В хозяйствах с перспективной потребностью удобрений менее 1—2 тыс. т целесообразно строить межхозяйственные склады минеральных удобрений (для 2—3 хозяйств). Склады, построенные по типовым проектам, должны отвечать следующим основным требованиям: обеспечение изоляции удобрений от атмосферных осадков, талых и грунтовых вод, создание микроклимата в хранилище (исключающего сквозняки и приток влажного воздуха), возможность механизации работ по разгрузке и погрузке удобрений (вдоль склада должен быть центральный проезд шириной 3 м для свободного передвижения погрузочных и разгрузочных машин). Для выгрузки незатаренных удобрений склад должен иметь приемное устройство, полы в складе должны быть обязательно бетонные или асфальтовые (при хранении удобрений на земляном полу изменяются их физические свойства, они увлажняются, гранулы разрушаются).
Затаренные и незатаренные удобрения хранят в складах раздельно, размещают их по видам и формам в особых отсеках или незатаренные удобрения разделяют переносными щитами. На лицевой стороне отсека (секции) вывешивают этикетку с указанием названия удобрения, содержания в нем питательных веществ, времени получения. Незатаренные удобрения хранят насыпью высотой 2—3 м. Рассыпанные по полу удобрения немедленно убирают.
Затаренные удобрения (кроме аммиачной селитры) укладывают на плоские или стоечные поддоны в три яруса по пять рядов в каждом поддоне (всего 15 рядов). В районах достаточного и избыточного увлажнения затаренные удобрения лучше укладывать на решетчатые настилы и стеллажи. Для обеспечения сохранности упаковки при укладке необходимо соблюдать осторожность. При разрыве упаковки удобрения необходимо немедленно перезатарить.
Аммиачная селитра огнеопасна, поэтому ее хранят в специально оборудованных изолированных секциях или в отдельном складе. Пакеты с аммиачной селитрой лучше всего хранить на стеллажах или на стоечных антикоррозийных поддонах с высотой укладки 10 рядов (в 2 яруса по 5 рядов в каждом поддоне). Расстояние от штабеля до стены должно быть 1 м, между штабелями делают разрыв до 3 м.
Фосфоритную муку и пылевидные известковые удобрения хранят в специальных прирельсовых складах силосного типа. Склады должны иметь надежное весовое оборудование. Удобрения, известковые материалы и другие средства химизации можно отпускать со складов (баз) только по массе. Кладовщик (или начальник склада) ведет точный учет поступления и расходования удобрений и несет ответственность за правильную организацию работ на складе и соблюдение техники безопасности при разгрузке и погрузке удобрений, укладке их в штабеля, подготовке удобрений к внесению и т. д.
Транспортировка минеральных удобрений от завода до прирельсовых складов осуществляется железнодорожным транспортом и от прирельсовых складов до складов хозяйств—автотранспортом. Для снижения потерь минеральных удобрений при перевозке их железнодорожным транспортом и разгрузке вагонов необходимо соблюдать следующее. Для перевозки использовать только исправные вагоны. Затаренные удобрения перевозить в крытых железнодорожных вагонах общего назначения, преимущественно в пакетах на стоечных поддонах, устойчиво размещенных в вагоне, а для пакетной транспортировки удобрений из вагонов необходимо иметь в них широкие дверные проемы. Незатаренные гранулированные удобрения лучше всего перевозить в специализированных саморазгружающихся вагонах или (при перевозке удобрений, не выгружающихся гравитационно) в крытых вагонах общего назначения с самоуплотняющимися дверями или с дверными проемами, оборудованными заградительными щитами. Фосфоритную муку и известь перевозят в железнодорожных цистернах — цементовозах или в специализированных саморазгружающихся вагонах. Недопустимы выгрузка удобрений из вагонов па открытые площадки (кроме удобрений, затаренных в полиэтиленовые мешки или контейнеры), смешивание удобрений между собой и с другими материалами.
Разгрузка вагонов производится по схеме вагон — склад или вагон — автомобиль. При этом используется приемное устройство склада, а при его отсутствии — подкатной транспортер. При выгрузке удобрений из крытого вагона общего назначения в склад применяется машина типа МВС-4. После выгрузки вагонов нужно тщательно их вычистить, собрать остатки и просыпавшиеся удобрения При перевозке удобрений автотранспортом необходимо использовать специализированные автомашины с закрытым кузовом, а при перевозке обычными автомашинами (особенно незатаренных удобрений) оборудовать кузова верхними непромокаемыми укрытиями. После выгрузки удобрений кузова автомобилей должны быть тщательно вычищены. Подготовка минеральных удобрений к внесению, перевозка их к полю и внесение также должны осуществляться без потерь удобрений. Подготовку удобрений к внесению, их дробление и смешивание производят непосредственно на складе с использованием дробилок и тукосмесительных машин, а при их отсутствии и выполнении этих работ вручную — обязательно на асфальтовой или бетонной площадке.
Доставка удобрений к полю и их внесение могут проводиться по прямоточной и перевалочной технологии. В первом случае их перевозят и вносят в почву одной и той же машиной (разбрасывателями РУМ-3, 1-РМГ-4 и т. д.), во втором — удобрения подвозят к полю автотранспортом и выгружают на специально подготовленные площадки на обочине поля с последующей погрузкой в разбрасыватели.
Для снижения потерь перед вывозкой удобрений из склада в поле необходимо тщательно заделать все щели в кузовах транспортных средств, а выгружать их в поле на подготовленные площадки. При внесении удобрений, особенно авиаметодом, возможны их потери за счет сноса за пределы удобряемой площади. При использовании центробежных разбрасывателей возможны самоистечение удобрений из бункера при отключенном подающем устройстве, просыпание их в щели, а также неравномерное распределение удобрений по полю, значительно превышающее допустимый показатель (25%), что снижает их эффективность. Потери питательных веществ удобрений, особенно при несоблюдении оптимальных норм, сроков и способов их внесения, могут быть и после внесения удобрений в почву в результате вымывания в нижние горизонты и сноса стоковыми водами.
Для снижения потерь необходимо применять удобрения в соответствии с рекомендациями агрохимслужбы и научных учреждений — не допускать внесения их в осенне-зимний и ранневесенний периоды на избыточно увлажненных почвах и полях с невыровненным рельефом, весеннюю подкормку озимых культур и многолетних трав проводить после схода снега и прекращения поверхностного и внутрипочвепного стока талых вод. Необходимо добиваться максимальной равномерности распределения удобрений по площади центробежными разбрасывателями путем правильной их регулировки и перекрытия смежных проходов, строго контролировать своевременность включения и выключения рабочих органов туковых машин на разворотах. При использовании самолетов важно обеспечить четкую сигнализацию и обозначение границ удобряемой площади и не вносить удобрения в ветреную погоду. Применение авиации для внесения удобрений и ядохимикатов хотя и увеличивает затраты, но крайне необходимо в случаях срочной химической обработки полей или при невозможности использования наземных машин на сильно-переувлажненных полях. Повышенные затраты на применение удобрений и ядохимикатов окупаются при этом дополнительной прибавкой урожая, получаемой в результате соблюдения оптимальных сроков проведения работ. Поэтому внесение удобрений наземными машинами и авиаметодом должны рационально дополнять друг друга. Соотношение объемов работ, выполняемых тем и другим способом, устанавливается исходя из конкретных зональных условий.
Источник
Состояние процесса доставки минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям
Особенности классификации минеральных удобрений. Производство и внесение минеральных удобрений. Преимущества и недостатки различных способов транспортирования минеральных удобрений. Использование контейнеров для доставки и хранения минеральных удобрений.
Рубрика | Сельское, лесное хозяйство и землепользование |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.05.2017 |
Размер файла | 308,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»
СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ДОСТАВКИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
Николаев Николай Николаевич к.т.н., доцент
Алексеева Анна Александровна аспирант
Анализируются состояния процесса доставки минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям
Ключевые слова: МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ, СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕСЕНИЯ
Минеральные вещества составляют основу питания любых сельскохозяйственных культур, они обеспечивают растения энергией, которая необходима для их роста и размножения. Постоянное возделывание сельскохозяйственных культур без удобрения может привести к истощению почвы и снижению урожайности.
Восстановление запасов питательных элементов можно достичь путем внесением в почву и минеральных удобрений.
Минеральные удобрения, в зависимости от содержания в них питательных элементов, подразделяются на простые и комплексные (рисунок 1).
Простые удобрения содержат один необходимый для растений элемент питания. К ним относятся азотные, фосфорные, калийные и другие удобрения.
Комплексные или многосторонние удобрения содержат одновременно два и более элементов питания. Они подразделяются на: сложные (содержащие не менее двух элементов питания), смешанные (удобрения, получаемые при смешивании простых и сложных удобрений) и сложно-смешанные (удобрения, получаемые смешением готовых простых удобрений и введением в смесь жидких и газообразных продуктов).
Рисунок 1 Классификация минеральных удобрений
Кроме простых и сложных удобрений, промышленость выпускает микроудобрения, в которых содержатся такие химические элементы, как бор, молибден, марганец, медь и т.п.
По агрегатному состоянию минеральные удобрения бывают твердые, жидкие, суспензированные.
Твердые удобрения изготавливаются в виде порошка, гранул, кристаллов. Жидкие минеральные удобрения — это растворы или суспензии питательных элементов в соответствующем растворителе. Микроудобрения поставляются сельскому хозяйству в порошкообразном виде и применяются в очень маленьких дозах.
Каждое удобрение (простое и сложное) имеет определенное количество действующего вещества. Для установления правильной нормы внесения удобрений в почву необходимо знать, сколько действующего вещества содержится в удобрениях.
За последние годы в России резко снизилось потребление минеральных удобрений из-за их высокой стоимости и низких цен на продукцию растениеводства. Это привело к увеличению дефицита питательных элементов в почве.
Вследствие деградации земель и тяжелого экономического положения большинства хозяйств происходит прекращение активного сельскохозяйственного производства на обширных площадях — на сегодняшний день в России с 1990 года фактически заброшено 41 млн га посевных площадей.
Из оставшихся 77 млн га почти 42 млн га на протяжении 20 лет не получали ни одного грамма удобрений, т.е. фактически также могут в любое время перейти в категорию заброшенных земель. Также огромной проблемой является то, что большая часть (около 80-90 %) производимых минеральных удобрений отправляется в зарубежные страны, а меньшая часть (10 %) используется отечественными сельхозпроизводителями (рисунок 2) [3].
Рисунок 2 Производство и внесение минеральных удобрений
Разнообразие свойств минеральных удобрений определяют широкий диапазон возможных способов их перемещения.
Минеральные удобрения навалом перевозятся либо в специализированных транспортных средствах (вагонах, автомобилях, судах), либо в средствах транспортирования (спец. контейнеры, биг-бэги, контейнеры с вложенной полимерной оболочкой), в первичной таре (пакеты или мешки массой 50 кг) — в транспортных пакетах, сформированных на деревянных, металлических или полимерных поддонах, или в контейнерах, специализированных или универсальных (которые также могут быть загружены как пакетами или мешками, так и транспортными пакетами, сформированными на поддонах). Удобрения наливом перевозятся в специализированных транспортных средствах (вагонах, автомобилях, судах) или в специальных контейнерах (для наливных грузов: контейнеры-цистерны) (рисунок 3) [1].
Рисунок 3 Способы транспортирования минеральных удобрений
Основным видом транспорта для перевозки минеральных удобрений является железнодорожный. Перевозки железнодорожным транспортом отличаются низкой себестоимостью, по сравнению с другими видами транспорта и большой грузоподъёмностью, однако недостатком является то, что во многих хозяйствах отсутствуют подъездные пути.
Для перевозки минеральных удобрений используют крытые вагоны (мешки) или полувагоны (биг-бэги), удобрений насыпью — специальные вагоны-хопперы.
Речной транспорт до 1991 г. широко использовался для перевозки всех видов минеральных удобрений, перевозимых навалом и в таре. Однако в настоящее время роль речного транспорта в перевозках минеральных удобрений минимальна. Основной недостаток речного транспорта — сезонность работы [1].
Автомобильный транспорт — самый быстрый и удобный из применяемых, однако стоимость доставки автотранспортом превышает издержки на транспортировку железной дорогой в четыре раза. Автомобильный транспорт является одним из наиболее гибких видов транспорта, участвует в перевозках минеральных удобрений всех видов и в системе перевозок «от двери до двери».
Учитывая многообразие видов минеральных удобрений и их свойств, они перевозятся в серийных бортовых автомобилях общего назначения, в грузовых автомобилях с закрытым кузовом (типа фургон), автомобилях-самосвалах, а также специализированных автомобилях-цистернах (автоцементовозах) и контейнеровозах.
Типичные схемы транспортировки удобрений являются следующие (ГО — грузоотправитель, ГП — грузополучатель, ЖДС — железнодорожная станция, ПО — порт отправления, ПН — порт назначения) (рисунок 4) [1]:
Рисунок 4 Схемы транспортировки удобрений
Для контейнерной технологии доставки и хранения минеральных удобрений рекомендуют три основных типа контейнеров: мягкие резинокордные многократной оборачиваемости (биг-бэги), разовые полиэтиленовые контейнеры и комбинированные контейнеры с полиэтиленовым вкладышем.
Использование контейнеров при перевозке и хранении удобрений позволяет длительно хранить удобрения не только в помещениях, но и на открытых площадках, сводя к минимуму потери при транспортировке и перегрузке, что является большим плюсом, т.к. практически прекращено проектирование и строительство новых складов для приема и хранения удобрений. Около половины построенных за последние 30 лет складов пришли в негодность, требуют капитального ремонта и технического перевооружения. В ряде регионов страны разрушена сложившаяся система агрохимического обслуживания сельского хозяйства и её материально-техническая база. минеральный удобрение транспортирование контейнер
Обеспечение сельскохозяйственных потребителей минеральными удобрениями и в настоящее время осуществляется по схеме снабжения сельскохозяйственных потребителей минеральными удобрениями (рисунок 5) [2, 3].
Рисунок 5 Схема снабжения сельскохозяйственных потребителей минеральными удобрениями
Выбор рациональной схемы снабжения зависит от удаленности поставщиков, наличия и состояния складской и транспортной сети и определяется уровнем затрат по доставке и хранению удобрений. Преобладающей является поставка удобрений по схеме «завод — прирельсовый склад — потребитель», в том числе (25-30 %) по схеме «завод — прирельсовый склад — поле».
Эффективное использование автотранспорта и технических средств для внесения удобрений обеспечивается при рациональном среднем радиусе доставки удобрений от прирельсовых складов до потребителей 25-27 км и среднем радиусе зоны непосредственного обслуживания — 15-17 км. [3].
Применяются в основном три технологии внесения минеральных удобрений: прямоточная, перегрузочная и перевалочная (рисунок 6) [4].
Рисунок 6 Технологические схемы внесения удобрений
Прямоточная технология внесения характеризуется тем, что удобрения на месте их хранения загружают в разбрасыватели, транспортируют в поле и вносят в почву.
Для перегрузочной технологии характерна перегрузка удобрений из транспортных машин в рабочие. Удобрения на месте их хранения нагружают в перегружатели или загрузчики транспортируют в поле и перегружают в разбрасыватели, туковые сеялки, культиваторы-растениепитатели, которые вносят удобрения в почву.
Перевалочная технология включает следующие операции: погрузку незатаренных удобрений на складе в самостоятельное транспортное средство; перевозку, укладку удобрений в кучи на перегрузочной площадке; погрузку удобрений из куч в разбрасыватели тракторным погрузчиком; рассев удобрений по полю.
В случае использования затаренных минеральных удобрений, доставленные в поле мешки или пакеты укладывают в штабели, из которых затем загружают разбрасыватели.
Использование перевалочной технологии позволяет заранее перевезти необходимое количество удобрений к месту внесения, но требует дополнительного количества погрузочных и транспортных средств [4].
Эффективность использования минеральных удобрений в сельскохозяйственных организациях достигается комплексной системой мер, охватывающей сельское хозяйство, промышленность, транспорт и организации, которые хранят и реализуют минеральные удобрения. Главный резерв повышения эффективности их использования находится в сфере сельского хозяйства. Многие сельскохозяйственные предприятия в настоящее время не получают должной отдачи от применения удобрений. Происходит это из-за недооценки необходимости научнообоснованной работы с ними, а также вследствие недостатка источников финансирования для их приобретения. Для обеспечения эффективного использования минеральных удобрений, необходим поиск более рациональных способов их доставки и применения, а также развитие складской сети для приема и хранения удобрений.
1. Ничипорук, А.О. Развитие методических основ определения оптимальных способов и схем перевозки минеральных удобрений речным транспортом: диссертация кандидата технических наук: 05.22.19 / Ничипорук Андрей Олегович. Нижний Новгород, 2006. 250 с.
2. Курносов, В.Б. Совершенствование формирования цепей поставок минеральных удобрений: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Владислав Борисович. Воронеж, 2007. 181 с.
3. Горгодзе, Т.Е. Организация логистической системы обеспечения сельскохозяйственных производителей минеральными удобрениями: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Горгодзе Татьяна Евгеньевна. Самара, 2006. 175 с.
4. Николаев, Н.Н. Применение моделирования при оптимизации транспортно-технологических процессов: монография / Н.Н. Николаев. Зерноград: ФГБОУ ВПО АЧГАА, 2013. 176 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Почвы, условия почвообразования. Характеристика минеральных удобрений. Геология, геоморфология, климат окрестностей реки Сож. Характеристика почвенных и климатических условий. Влияние минеральных удобрений на продуктивность и видовой состав травостоя.
дипломная работа [1,1 M], добавлен 03.11.2012
Применение органических и минеральных удобрений в Дуванском районе Республики Башкортостан, методы расчета дозы внесения минеральных удобрений, планирование урожая культур. Многолетний план применения удобрений в севообороте с учетом плодородия почвы.
курсовая работа [96,7 K], добавлен 15.07.2009
Яровая пшеница, ее распространение, биологические особенности. Условия минерального питания и влияние удобрений на урожай и качество зерна яровой пшеницы. Использование азотных удобрений, повышение их эффективности. Техника внесения минеральных удобрений.
дипломная работа [850,7 K], добавлен 10.06.2013
Агроклиматическая характеристика почв. Расчет накопления органических удобрений. Биологические особенности питания культур в севооборотах. Технология применения органических и минеральных добавок. Экономическая эффективность применения удобрений.
курсовая работа [72,4 K], добавлен 07.12.2008
Общие сведения о хозяйстве. Накопление местных удобрений и поступление минеральных удобрений в хозяйство. Определение норм удобрений, вносимых под сельскохозяйственные культуры. Распределение удобрений в севообороте, их экономическая эффективность.
курсовая работа [73,1 K], добавлен 15.06.2010
Источник