Отчего почва разрушается
Скачать
презентацию
На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
Скачать
презентацию
Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер;
Слайд 30 из презентации ««Почва» 3 класс». Размер архива с презентацией 2763 КБ.
«Разные грибы» — Лишайники. Мухомор. Кто же выполняет работу разрушителей («мусорщиков») в экосистеме. Белый гриб. Растения, животные, грибы. Поганки. Как собирать грибы. Подосиновик. Эти разные грибы. Съедобные грибы. Сыроежка. Дрожжи. Опята. Лисички. Ложные опята. Разгадайте кроссворд. Растения и животные. Прирожденные разрушители.
«Органы выделения человека» — Органы очистки. Строение кожи. Работа. Рано утром я встаю. Свойства кожи. Почки. Загадка. Органы выделения. Свалка. Функции кожи. Органы очистки организма. Состояние здоровья. Защита. Левая почка.
«Государственный флаг России» — Этапы работы над проектом. Флаг России. Цели и задачи. Белый — благородство, долг, цвет чистоты. Роль государственного флага Петр I отвел бело-сине-красному флагу. Проблема. Мощь и величие нашей страны. Петр I по праву считается отцом российского триколора. Угадай-ка. День Государственного флага Российской Федерации. Государственный флаг в России появился на рубеже 17-18 веков. Впервые такой флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел».
««Экосистема леса» 3 класс» — Обращение к личному опыту учащихся. Запрещающие экологические знаки. Охранять природу – значит охранять Родину. Контакт с новой информацией. Предположение учащихся. Самостоятельное чтение текста. Лес. Эколог. Природа в опасности. Развитие критического мышления. Дерево предсказаний. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Творческая работа учащихся. Высказывания, которые отвечали бы на поставленный вопрос.
«Воздух и его свойства» — Что происходит с воздухом при нагревании. Какого газа станет больше в кабинете к концу урока. Что устанавливают в местностях, где часто дуют сильные ветры. Где больше всего кислорода. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Воздух и его свойства. Что происходит при охлаждении воздуха. Для чего изобрели акваланг. Какое свойство воздуха используют люди когда запускают воздушный шар. Свойства воздуха.
«Список зимующих птиц» — Народные приметы. Кочующие птицы. Серая ворона. Птицы распространены на всех континентах. Холодный период года. Перелётные птицы. Сорока. Свиристель. Птицы мира. Голубь. Зимующие птицы нашего края. Большая синица. Ушастая сова. Листовка. Поползень. Почему люди помогают птицам. Дятел. Наблюдения. Как помочь птицам. Птицы. Снегирь. Полуоседлые птицы. Галка. Галерея кормушек. Приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
Всего в теме «Окружающий мир 3 класс» 266 презентаций
Источник
Цели: познакомить учащихся с процессом образования почвы; обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.
I. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Что такое почва?
– Какой состав имеет почва?
– Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина и соли?
– Какие живые существа есть в почве?
II. Сообщение темы урока.
Н а д о с к е записана пословица: «Земелька черная, а хлебец белый родит».
– Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
– Как «земелька» называется по-научному?
– Что растение получает из почвы?
– Подумайте: может ли растение развиться на гладком камне, чистом песке или глине? Почему?
III. Изучение нового материала.
1. К а к о б р а з у е т с я п о ч в а?
– Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см .
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины.
По своему внешнему виду они напоминают почву, но в них нет питательных веществ, необходимых растениям. И все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Под действием бактерий из их остатков образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, грызуны и другие. Они повышают плодородие почвы.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 68).
– Прочитайте текст. Как образуется почва?
– Задайте вопросы по тексту своему соседу по парте.
– Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могли бы прожить, а без почвы нет. Докучаев – замечательный русский ученый, который создал науку о почвах – почвоведение.
Какие бывают почвы: серые лесные
– Почвенные слои можно увидеть на обрывистом берегу реки или на крутом склоне оврага. Они отличаются по цвету, количеству корней растений, по форме и величине комочков.
3. Р а з р у ш е н и е п о ч в ы.
Н а д о с к е п о с л о в и ц а: «Кто землю лелеет, того и земля лелеет».
– Поясните смысл второй пословицы.
– Как человек лелеет землю?
– А как человек может погубить землю своей неправильной деятельностью?
– Прочитайте об этом статью «Отчего почвы разрушаются?» (с. 68).
– Задайте вопросы соседу по парте.
– Один сантиметр почвы образуется за 250–300 лет, двадцать сантиметров – за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
Почва многого «боится».
Много вреда почве причиняет вода, размывая ее во время сильных дождей и половодья. Почва «боится» ветра, который переносит верхний плодородный слой. Почва «боится» ядохимикатов. Если их больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерий.
Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода может смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет.
– Что такое почва?
– Почему почву надо охранять?
Домашнее задание: в рабочей тетради задание 3, с. 28.
Источник
Тип урока: применения предметных знаний.
Основные задачи:
Если Вам по душе
Красота земная,
Берегите ее,
Устали не зная!
Кластер
Кластер «Береги почву»
— В чем будем искать красоту?
— Какое слово вы бы поставили в центр? (береги)
— Каким словом еще дополнили? (почва)
— Выберите новую задачу из предложенных, которой мы еще на уроках не касались:
Работа с текстом учебника
— Прочитайте текст учебника и дополните схему.
Причины разрушения почвы и действия человека по охране почвы.
Игра «Копилка знаний «Охрана почвы»
— Кто лучше запомнил текст.
Называют по очереди по одной информации из текста, победил тот, кто последний.
Выдвижение гипотезы. Сообщение ученика
Учитель подводит итог игры и добавляет:
— В мире все-таки остро ощущается нехватка плодородных почв. Ученые нашли способ получать хорошие урожаи, используя метод гидропоники.
— Предположите, что это за способ, опираясь на иллюстрацию.
— Правы ли мы, послушаем.
Гидропоника — это способ выращивания растений без почвы. При таком выращивании растение питается корнями не в почве, а во влажной среде, например, в питательном растворе или в кокосовом волокне. Дело в том, что в кокосовом волокне вода и воздух распределяются равномерно по всему своему объему. Это способствует дыханию корней, но также требует частого или постоянно-капельного полива раствором минеральных солей.
Гидропоника
В северных широтах в теплицах овощи, выращенные гидропонным методом, отличаются высокой урожайностью. При этом на небольшой площади можно выращивать зелень, овощи, цветочные и ягодные культуры. б) Высказывают предположение, опираясь на иллюстрацию:
Работа в группах
— Давайте и мы с вами поучаствуем в мероприятиях по охране почвы.
— Что нам по силам?
— Составьте картинку, склейте и вы увидите, как преобразится свалка мусора.
Работа в группах по составлению картинки:
Составленная картинка
Защита проекта
— Что у Вас появилось на этом месте?
Повторяют девиз урока. Комментируют полученную картинку в результате работы.
Домашнее задание
— Как Вы думаете, почему мы вспоминаем В.В. Докучаева?
— Сообщение о Василии Васильевиче Докучаеве.
1. Что такое почва?
1) верхний плодородный слой земли;
2) слой земли на поверхности;
3) слой земли, в который внесли удобрения;
4) слой земли, в котором обитают животные.
2. Что не входит в состав почвы?
1) песок;
2) вода;
3) дождевой червь;
4) воздух.
3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки. Наличие чего в почве это доказывает?
1) воздуха;
2) солей;
3) песка;
4) перегноя.
4. Что растения не могут получить из почвы?
1) воду;
2) кислород;
3) соли;
4) солнечный свет.
5. Чем богата плодородная почва?
1) перегноем;
2) песком;
3) глиной;
4) воздухом.
6. Почему почву трудно восстанавливать?
1) ее разрушают животные;
2) она медленно образуется;
3) камни долго разрушаются;
4) растения впитывают много минеральных солей.
7. Какие действия человека наносят вред почве?
1) хищническая вырубка лесов;
2) распахивание почвы на больших участках;
3) возделывание одних и тех же растений на одном участке;
4) снегозадержание Прохождение теста в мобильном классе.
— Что больше всего запомнилось, что нового узнали?
Подводят итоги урока. Анализируют результаты своей работы по диаграмме правильности и неправильности ответов.
Источник
Класс: 3
Цели:
Оборудование:
1. Опорные схемы:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса учащихся
— Как называется слой земли, на котором растут растения?
— Назовите основное свойство почвы.
— Заполните схему – состав почвы. Данная схема находится на доске, карточки-ответы учащиеся прикрепляют на схему.
— Почему почву называют “чудесной кладовой”? (растут растения)
— Что растения получают из почвы?
III. Изучение нового материала
— Теперь мы узнали что растения получают из почвы.
— Сегодня на уроке мы должны выяснить как образуется почва и отчего она разрушается. Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа должна найти ответ на вопрос
I группа потребители | II группа эксперты | III группа Юные хранители природы |
Какое значение имеет почва для живых организмов? Образование почв | Отчего разрушается почва? | Что нужно делать для охраны почв? |
Учащиеся общаются в группе и затем представитель от группы отвечает на поставленный вопрос у доски по опорным схемам.
I группа
Вывод: Почва не может появиться без живых существ. И растениям, и животным необходима почва. Получается всё в природе взаимосвязано.
Рассмотрите схему и докажите с помощью её эту взаимосвязь.
Учитель делает вывод:
Получается круговорот веществ. Вот почему учёный В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
Учитель: Почва образуется в природе очень медленно: за 250 – 300 лет – 1 см; за 5 – 6 тыс. лет – 20 см.
Нельзя допускать разрушения, уничтожения почв.
— Отчего же разрушается почва?
II группа
Рассмотрите схему и сделайте выводы: отчего разрушается почва?.
Представители II группы высказываются у доски.
Почва нуждается в бережном отношении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром.
III. группа
Что же нужно делать для защиты почвы от разрушения?
Представители III группы высказывают свои мнения у доски, используя схему.
Вывод делает учитель:
Правильно обрабатывая почву, высаживая лесозащитные полосы, засыпая промоины, проводя другие работы, человек может спасти почву, сохранить её плодородие. В охране почвы большую помощь можете оказать и вы. Дома подумайте над заданием: Как вы можете охранять почву?
IV. Закрепление проводится с помощью теста
Учащиеся должны выписать те буквы пунктов, после которых написан правильный ответ.
Тест:
1. Какая главная часть почвы?
2. Что используют растения для питания?
3. Как называется наука, которая изучает живую природу?
4. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
5. К какой природе можно отнести почву?
ж) к живой природе
н) к неживой природе
с) неживая и живая в почве соединяются
6. Слой земли, на котором растут растения
7. Вещество, повышающее плодородие почвы
8. Одна из составных частей почвы?
Какое слово у вас получилось?
— Назовите основное свойство почвы. Ответ: ПЛОДОРОДИЕ.
Для повышения плодородия почвы её необходимо умеренно удобрять, правильно обрабатывать.
V. Итог урока
500 млн. лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни человека.
1. Как вы думаете, была тогда почва?
2. Объясните смысл пословицы:
“Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить?”
VI. Домашнее задание
1. Задание на “засыпку”
Зимой почва на полях промерзает достаточно глубоко, а в лесу слой промёрзшей земли значительно меньше (объясните почему).
Источник