Пословицы и поговорки про урожай
Урожай — это количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов.
Урожай – время изобилия, когда тяжелая работа щедро вознаграждается.
Урожай не от божьей милости, а от дружной работы.
День прозевал — урожай потерял.
Что ушло в солому, на ток не вернётся.
Гумно не солома красит, а зерно.
В страду земледельцу забота одна — убрать урожай сполна.
Много на уме, да мало на гумне.
Тот славу Родины умножает, кто урожай повышает.
Ни конца, ни краю колхозному урожаю.
Урожай устроить — победу ускорить.
Лес от ветра защищает, урожаю помогает.
Невспаханный пласт урожая не даст.
В срок не заборонишь — урожай уронишь.
Урожай сам не придёт: за посевами нужен уход.
День прозевал — урожай потерял.
Была соха — и жизнь была плоха, трактор появился — урожай удесятерился.
Упустишь время — потеряешь урожай.
За хороший урожай агронома уважай.
Доброму урожаю и добрая уборка.
Вспашешь в срок, посеешь в срок — будет урожай высок.
Добрая земля навоз девять лет помнит.
Рано парь и удобряй — славный будет урожай.
Дурак сеет слова без разбора, но урожай достается мудрому.
Не удобришь рожь — соберешь хлеба на грош.
Снега надует — хлеба прибудет, вода разольется — сена наберется.
На удобренной земле и оглобля родит.
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Борозда хороша, если урожай хорош.
В срок не вспашешь, не взборонишь — урожай свой проворонишь.
Удобряй щедрей поля, наградит тебя земля.
В поле свезешь, так и с поля увезешь.
На новь — хлеб сеять, на старь — навоз носить.
Кто много навозу в поле кладёт, тот верной прибыли ждёт.
Удобришь землицу — снимешь пшеницу.
Без муки не до каравая, без удобрений не до урожая.
Возвращай земле долг — будет толк.
Агротехнику уважай — будет выше урожай.
Без удобрений не будет растений.
Больше землю удобряй, выше будет урожай.
Бурьян уничтожаешь — урожай повышаешь.
Доброму урожаю и добрая уборка.
Июнь — скопидом, урожай копит на целый год.
Коль в колхозе соревнование и дисциплина, то и урожай будет на диво.
Источник
Доклад с презентацией «Основные виды работы над пословицами»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Доклад по теме:
«Основные виды работы над пословицами для обучающихся начальных классов»
учитель начальных классов
ОШ I – III ступеней №2
отдела образования
администрации г. Кировское
Целиковская Ирина Павловна
Пословица — сжатое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Создается обычно непосредственным народным творчеством, но иногда заимствуется из литературных произведений. По определению В.Даля, «пословица — коротенькая притча, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности». Пословицы являются самостоятельными предложениями по форме, суждениями по содержанию. Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.
Пословицы и поговорки позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, прививать любовь к языку.
На уроках литературного чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений, анализировать их. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства.
Пословицы можно использовать на всех этапах урока
1. Организационный момент, постановка задач к уроку. Пословицы, поговорки.
— Больше знай, меньше болтай.
— Делу время, потехе час.
— Грамоте учится – всегда пригодиться.
— Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
— Каждый день жизни пробивает частицу мудрости.
2.Минутка чистописания
Бб да се
Беседа – дорогу коротает, а песня – работу.
Беседовать хорошо тогда, когда есть, что сказать.
В умной беседе быть – ума прикупить.
3.Словарная работа.
Для словарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель. В учебнике русского языка и книге для чтения имеются пословицы с указанными словами:
Жить — Родине служить;
Сам погибай, а товарища выручай;
В сильный мороз береги нос;
Всякая дорога вдвоем веселей;
Не спеши языком, торопись делом;
Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом;
Март с водой, апрель с травой.
4. Рефлексия.
Выберите фразеологизм или пословицу, которая характеризует вашу работу сегодня.
Шевелить мозгами.
Краем уха.
Хлопать ушами.
5. Итог урока.
Кончил дело, гуляй смело.
6.Основная часть.
Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках.
1. Одним из видов работы является подбор пословиц по темам.
Начиная с I класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, сказками, при изучении какой-либо темы, при обобщении или повторении изученного материала.
Например: по теме «Зима» учащиеся подбирают пословицы и поговорки:
• Береги нос в большой мороз.
• Снегу много — хлеба много.
• В зимний холод всякий молод.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Готовь летом сани, а зимой телегу.
К 8 Марта ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме. Можно сделать красочный стенд с ярко оформленными пословицами и фотографиями мам.
Подбор пословиц по темам можно проводить при изучении тем «Времена года», «Дружба», «Труд».
При изучении произведений по теме «Времена года» можно дать учащимся следующее задание: записать свои наблюдения о явлениях природы в разное время года и подобрать подходящие пословицы. Например:
• Весна да осень — на дню погод восемь.
• Весна красна цветами, а осень плодами.
• Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
• Весной дождь парит, осенью — мочит.
• В сентябре земля наряжается в зелень.
• Холоден сентябрь, да сыт.
• Октябрь землю покроет — где листком, где снежком.
Можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная война».
Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам дается задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учащимися в альбомы, то ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.
Но по теме «Зима» учащиеся привели наряду с другими и пословицы:
• Мороз да метели под февраль налетели.
• Любишь кататься — люби и саночки возить.
• Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.
Эти пословицы записаны на доске. Учитель обращает внимание учащихся вначале на первую пословицу и просит раскрыть ее смысл. Такое задание не вызывает особых затруднений. Учащиеся легко определили, что эта пословица о погоде в феврале — самом лютом, холодном зимнем месяце. Коллективно сделали вывод, что данная пословица имеет прямое отношение к зиме.
Затем обучающиеся переходят к пониманию обобщенного смысла двух других пословиц. Объяснение строится на конкретном примере. Учитель задаёт ученикам вопрос:
« Какую из трех написанных на доске пословиц нужно напомнить тому из детей, кто игрушки за собой убирать не хочет?». Ученики дают правильный ответ: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Далее учащиеся сделали вывод о том, что эта пословица относится не только к катанию зимой на санках, а имеет более глубокий смысл. В таком плане раскрыли обобщенный смысл и третьей пословицы.
Полезно познакомить обучающихся со следующими пословицами на экологическую тему:
• Рощи да леса — всему краю краса.
• Растение — земли украшение.
• Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
• Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.
• Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
• Зеленая ограда — нивам отрада.
• Дерево водой живет, дерево и воду бережет.
• Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки о здоровье:
• Здоровье дороже богатства.
• Здоровье сгубишь, новое не купишь.
• Захворать — один день, а поправляться — семь недель.
• Хворь не сорочка — с плеч не скинешь.
Таким образом, подбор пословиц по темам учит группировать пословицы, близкие по значению или относящиеся к одной теме, глубже понимать смысл пословиц, их обобщающее значение. Не обязательно все пословицы, которые приводят учащиеся, разбирать на уроке. Вполне достаточно выделить одну-две пословицы и раскрыть их смысл.
2. Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения.
Учитель читает обучающимся рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Дело мастера боится» Л.Ф. Воронковой; «Нашла коса на камень» И.З. Сурикова, русскую народную сказку «У страха глаза велики».
Затем учитель обращает внимание на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу. После этого учитель предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая также может быть его заглавием.
Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
3. Особым видом работы с пословицами является нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения.
Используя материал изучаемых художественных произведений в III—IV классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность.
Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова. Недостаточно, на наш взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся III класса вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.
4. Использование пословиц при работе над сочинением.
В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение. Сам вид работы, т. е. сочинение по картинке, не является новым, в начальной школе этому уделяется большое внимание. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы.
Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть ее содержание, предоставляется большая свобода воображению детей.
Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка.
Составь мини-рассказ по пословице.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Не плюй колодец, пригодится воды напиться.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Дракою прав не будешь.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Мир не без добрых людей.
Враньё не введёт в добро.
Наскоро делать – переделывать.
5. Особым видом работы является сочинение пословиц или поговорок.
Учащимся III—IV классов такое занятие вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы, они учатся кратко, сжато выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое значение. Удачно созданные изречения следует использовать в школьной или классной газете.
6.Сообщения о пословицах.
Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица — это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа.
Свое глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами (читает плакат):
• Пословица — всем делам помощница.
• Пословица недаром молвится.
• Красна речь пословицей.
• Глупая речь не пословица.
Подготовка небольших выступлений о пословицах.
7. Связь с другими народами
Много интересных пословиц создано и другими народами. Кто из вас знаком с пословицами и поговорками зарубежных стран?
Китайские пословицы, особенно о значении речи и слова.
• Говори лишь о том, что знаешь.
• Язык что топор — разит насмерть.
• Много ешь — аппетит пропадет, много болтаешь — доверие потеряешь.
• Была бы твердая воля — и гора превратится в поле.
• Лентяю во время еды жарко, во время работы холодно.
Еще есть о знании и невежестве:
• Поздно поднялся — день потерял.
• В молодости не учился — потерял жизнь.
8.Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему.
Учиться, пригодиться, смолоду, навек.
9.Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:
Если хочешь пить
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
10.Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
Без труда не вытащишь… дело огнём горит.
В умелых руках… так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки… и рыбку из пруда.
11.Вспомни и назови три пословицы к теме «Учение».
12.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
Словами горю не поможешь.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Где счастье, там и радость.
Человек не для себя родится.
Всякому мила своя сторона.
13. Придумайте памятник пословице.
Пословицы и поговорки издавна любимы их создателем — народом. Русские люди всегда с уважением относились к метким, мудрым и образным изречениям. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится» , «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». В пословицах и поговорках народ правдиво отразил свой огромный жизненный опыт, неустанный труд, ненависть к угнетателям, борьбу за лучшую жизнь, свою историю и свой патриотизм.
В краткой и чеканной форме народные изречения предельно ясно и доходчиво передают сложную и большую мысль, становясь тем «крылатым словом», которое придает остроту и меткость нашему языку.
Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Вот почему важно не только знакомиться с пословицами, но и изучать их в начальных классах.
Источник