Меню

От ветра защищает урожаю помогает пословица

Пословицы и поговорки про урожай

Урожай — это количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов.

Урожай – время изобилия, когда тяжелая работа щедро вознаграждается.

Урожай не от божьей милости, а от дружной работы.

День прозевал — урожай потерял.

Что ушло в солому, на ток не вернётся.

Гумно не солома красит, а зерно.

В страду земледельцу забота одна — убрать урожай сполна.

Много на уме, да мало на гумне.

Тот славу Родины умножает, кто урожай повышает.

Ни конца, ни краю колхозному урожаю.

Урожай устроить — победу ускорить.

Лес от ветра защищает, урожаю помогает.

Невспаханный пласт урожая не даст.

В срок не заборонишь — урожай уронишь.

Урожай сам не придёт: за посевами нужен уход.

День прозевал — урожай потерял.

Была соха — и жизнь была плоха, трактор появился — урожай удесятерился.

Упустишь время — потеряешь урожай.

За хороший урожай агронома уважай.

Доброму урожаю и добрая уборка.

Вспашешь в срок, посеешь в срок — будет урожай высок.

Добрая земля навоз девять лет помнит.

Рано парь и удобряй — славный будет урожай.

Дурак сеет слова без разбора, но урожай достается мудрому.

Не удобришь рожь — соберешь хлеба на грош.

Снега надует — хлеба прибудет, вода разольется — сена наберется.

На удобренной земле и оглобля родит.

Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Борозда хороша, если урожай хорош.

В срок не вспашешь, не взборонишь — урожай свой проворонишь.

Удобряй щедрей поля, наградит тебя земля.

В поле свезешь, так и с поля увезешь.

На новь — хлеб сеять, на старь — навоз носить.

Кто много навозу в поле кладёт, тот верной прибыли ждёт.

Удобришь землицу — снимешь пшеницу.

Без муки не до каравая, без удобрений не до урожая.

Возвращай земле долг — будет толк.

Агротехнику уважай — будет выше урожай.

Без удобрений не будет растений.

Больше землю удобряй, выше будет урожай.

Бурьян уничтожаешь — урожай повышаешь.

Доброму урожаю и добрая уборка.

Июнь — скопидом, урожай копит на целый год.

Коль в колхозе соревнование и дисциплина, то и урожай будет на диво.

Источник

Доклад с презентацией «Основные виды работы над пословицами»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Доклад по теме:
«Основные виды работы над пословицами для обучающихся начальных классов»

учитель начальных классов
ОШ
I III ступеней №2
отдела образования
администрации г. Кировское

Целиковская Ирина Павловна

Пословица — сжатое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Создается обычно непосредственным народным творчеством, но иногда заимствуется из литературных произведений. По определению В.Даля, «пословица — коротенькая притча, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности». Пословицы являются самостоятельными предложениями по форме, суждениями по содержанию. Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.

Пословицы и поговорки позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, прививать любовь к языку.
На уроках литературного чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений, анализировать их. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства.
Пословицы можно использовать на всех этапах урока
1. Организационный момент, постановка задач к уроку. Пословицы, поговорки.
— Больше знай, меньше болтай.
— Делу время, потехе час.
— Грамоте учится – всегда пригодиться.
— Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
— Каждый день жизни пробивает частицу мудрости.
2.Минутка чистописания

Читайте также:  Минеральное удобрение для домашних условиях

Бб да се
Беседа – дорогу коротает, а песня – работу.
Беседовать хорошо тогда, когда есть, что сказать.
В умной беседе быть – ума прикупить.
3.Словарная работа.
Для словарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель. В учебнике русского языка и книге для чтения имеются пословицы с указанными словами:

Жить — Родине служить;
Сам погибай, а товарища выручай;
В сильный мороз береги нос;
Всякая дорога вдвоем веселей;
Не спеши языком, торопись делом;
Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом;
Март с водой, апрель с травой.
4. Рефлексия.
Выберите фразеологизм или пословицу, которая характеризует вашу работу сегодня.

Шевелить мозгами.
Краем уха.
Хлопать ушами.

5. Итог урока.
Кончил дело, гуляй смело.
6.Основная часть.

Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках.
1. Одним из видов работы является подбор пословиц по темам.
Начиная с I класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, сказками, при изучении какой-либо темы, при обобщении или повторении изученного материала.
Например: по теме «Зима» учащиеся подбирают пословицы и поговорки:

Береги нос в большой мороз.

Снегу много — хлеба много.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

К 8 Марта ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме. Можно сделать красочный стенд с ярко оформленными пословицами и фотографиями мам.

Подбор пословиц по темам можно проводить при изучении тем «Времена года», «Дружба», «Труд».
При изучении произведений по теме «Времена года» можно дать учащимся следующее задание: записать свои наблюдения о явлениях природы в разное время года и подобрать подходящие пословицы. Например:

Весна да осень — на дню погод восемь.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Весной дождь парит, осенью — мочит.

В сентябре земля наряжается в зелень.

Холоден сентябрь, да сыт.

Октябрь землю покроет — где листком, где снежком.

Можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная война».

Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам дается задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учащимися в альбомы, то ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.

Но по теме «Зима» учащиеся привели наряду с другими и пословицы:

Мороз да метели под февраль налетели.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.

Эти пословицы записаны на доске. Учитель обращает внимание учащихся вначале на первую пословицу и просит раскрыть ее смысл. Такое задание не вызывает особых затруднений. Учащиеся легко определили, что эта пословица о погоде в феврале — самом лютом, холодном зимнем месяце. Коллективно сделали вывод, что данная пословица имеет прямое отношение к зиме.

Затем обучающиеся переходят к пониманию обобщенного смысла двух других пословиц. Объяснение строится на конкретном примере. Учитель задаёт ученикам вопрос:
« Какую из трех написанных на доске пословиц нужно напомнить тому из детей, кто игрушки за собой убирать не хочет?». Ученики дают правильный ответ: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Далее учащиеся сделали вывод о том, что эта пословица относится не только к катанию зимой на санках, а имеет более глубокий смысл. В таком плане раскрыли обобщенный смысл и третьей пословицы.
Полезно познакомить обучающихся со следующими пословицами на экологическую тему:

Читайте также:  Пепел от дров как удобрение

Рощи да леса — всему краю краса.

Растение — земли украшение.

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.

Сажай лес в поле — будет хлеба боле.

Зеленая ограда — нивам отрада.

Дерево водой живет, дерево и воду бережет.

Леса от ветра защищают, урожаю помогают.

Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки о здоровье:

Здоровье дороже богатства.

Здоровье сгубишь, новое не купишь.

Захворать — один день, а поправляться — семь недель.

Хворь не сорочка — с плеч не скинешь.

Таким образом, подбор пословиц по темам учит группировать пословицы, близкие по значению или относящиеся к одной теме, глубже понимать смысл пословиц, их обобщающее значение. Не обязательно все пословицы, которые приводят учащиеся, разбирать на уроке. Вполне достаточно выделить одну-две пословицы и раскрыть их смысл.

2. Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения.

Учитель читает обучающимся рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Дело мастера боится» Л.Ф. Воронковой; «Нашла коса на камень» И.З. Сурикова, русскую народную сказку «У страха глаза велики».

Затем учитель обращает внимание на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу. После этого учитель предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая также может быть его заглавием.

Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
3. Особым видом работы с пословицами является нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения.

Используя материал изучаемых художественных произведений в III—IV классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность.

Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова. Недостаточно, на наш взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся III класса вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.
4. Использование пословиц при работе над сочинением.

В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение. Сам вид работы, т. е. сочинение по картинке, не является новым, в начальной школе этому уделяется большое внимание. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы.

Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть ее содержание, предоставляется большая свобода воображению детей.

Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.

Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка.

Читайте также:  Участнику уборки 10 целинного урожая 1964

Составь мини-рассказ по пословице.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Не плюй колодец, пригодится воды напиться.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Дракою прав не будешь.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Мир не без добрых людей.

Враньё не введёт в добро.

Наскоро делать – переделывать.


5. Особым видом работы является сочинение пословиц или поговорок.

Учащимся III—IV классов такое занятие вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы, они учатся кратко, сжато выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое значение. Удачно созданные изречения следует использовать в школьной или классной газете.

6.Сообщения о пословицах.
Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица — это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа.

Свое глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами (читает плакат):

Пословица — всем делам помощница.

Пословица недаром молвится.

Красна речь пословицей.

Глупая речь не пословица.

Подготовка небольших выступлений о пословицах.
7. Связь с другими народами

Много интересных пословиц создано и другими народами. Кто из вас знаком с пословицами и поговорками зарубежных стран?

Китайские пословицы, особенно о значении речи и слова.

Говори лишь о том, что знаешь.

Язык что топор — разит насмерть.

Много ешь — аппетит пропадет, много болтаешь — доверие потеряешь.

Была бы твердая воля — и гора превратится в поле.

Лентяю во время еды жарко, во время работы холодно.

Еще есть о знании и невежестве:

Поздно поднялся — день потерял.

В молодости не учился — потерял жизнь.

8.Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему.

Учиться, пригодиться, смолоду, навек.
9.Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:

Если хочешь пить

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

10.Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.

Без труда не вытащишь… дело огнём горит.

В умелых руках… так и не будет скуки.

Не сиди сложа руки… и рыбку из пруда.

11.Вспомни и назови три пословицы к теме «Учение».

12.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.

Словами горю не поможешь.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Где счастье, там и радость.

Человек не для себя родится.

Всякому мила своя сторона.

13. Придумайте памятник пословице.

Пословицы и поговорки издавна любимы их создателем — народом. Русские люди всегда с уважением относились к метким, мудрым и образным изречениям. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится» , «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». В пословицах и поговорках народ правдиво отразил свой огромный жизненный опыт, неустанный труд, ненависть к угнетателям, борьбу за лучшую жизнь, свою историю и свой патриотизм.
В краткой и чеканной форме народные изречения предельно ясно и доходчиво передают сложную и большую мысль, становясь тем «крылатым словом», которое придает остроту и меткость нашему языку.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Вот почему важно не только знакомиться с пословицами, но и изучать их в начальных классах.

Источник

Adblock
detector