Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов с почвой.
Состав почвы
Опыт № 1
Цель: определение цвета и состава почвы.
Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.
Ход опыта:.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она
цвета? Что можно увидеть в почве?
Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.
Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.
Опыт № 2
Цель:определение состава почвы
Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
Ход опыта:
Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
Вывод:в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
В почве есть воздух
Опыт № 3
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
Опыт № 4
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.
Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
В почве есть влага
Опыт № 5
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.
Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.
Вывод:В почве есть влага.
Опыт № 6
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.
Ход опыта:
Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится влага.
В почве есть перегной
Опыт № 7
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).
Ход опыта :
Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.
В почве есть минеральные соли
Опыт № 8
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.
Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.
Ход опыта :
Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.
Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.
Вытаптывание почвы
Опыт № 9
Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.
Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Загрязнение почвы
Опыт № 10
Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.
Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)
Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.
Водопроницаемость почвы
Опыт № 11
Цель:Показать, как на почве образуются лужи.
Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.
Ход опыта :
Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?
Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.
А люди сказали : Земля – чтобы жить.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.
Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.
Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.
Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.
Картотека щедровок для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку щедровок,для детей старшего дошкольного возраста. Добрый вечер,.
Картотека стихотворений к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Скоро вся страна будет отмечать праздник «День Защитника Отечества». А это значит, что воспитателю нужно будет продумать беседы с детьми,.
Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста (часть первая) 1. В белой шубке, как в обновке, Носик у него — морковка, К снегу, к холоду привык. Из комков наш. (снеговик). 2. С удивлением смотришь ты.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот — начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.
Источник
Исследовательская работа по химии «Анализ почвы с пришкольного участка Жарынской средней школы»
Исследовательская работа по химии «Анализ почвы с пришкольного участка Жарынской школы» выполнена учащимися 8 класса, проявляющих интерес к изучению химии. Работа над исследованием способствует развитию творческой самостоятельной активности обучающихся. Результаты своего исследования автор представил на ежегодном районном фестивале «Химия и жизнь», где был отмечен как лауреат в номинации «Исследовательские работы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issl.rab_pochva.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Жарынская средняя школа»
Рославльского района Смоленской области
по теме: «Физико-химические показатели
анализа почвы в условиях школьного кабинета химии»
Работу выполнил ученик 9 класса
учитель химии Симаков Виктор Федорович
д. Красная Горка
Паспорт исследовательской работы …………………………… 3-5
2.Сведения об урожае с пришкольного участка в 2017 году …………. 6-7
3.Актуальность и практическое значение нашего исследования ………. 7
4.Отбор пробы почвы с земельного участка и приготовление
5.Физический анализ исследуемой почвы ………………………………….. 8-9
6.Химический анализ исследуемой почвы………………………………. 9-10
7.Характеристика почвы по результатам исследования ………………….. 10-11
9.Использованные источники ……………………………………………… 12
Паспорт исследовательской работы
Тема исследовательской работы
анализа почвы в условиях школьного кабинета химии
МБОУ «Жарынская средняя школа»
Рославльского района Смоленской области
Состав исследовательской группы
Степанов Павел, 9 класс
Руководитель исследовательской группы
Симаков Виктор Федорович,
Цели исследовательской работы
Провести исследование физико-химических свойств отобранного образца почвы, установить причины ее невысокой урожайности и предложить реальные пути повышения ее плодородия.
Задачи исследовательской работы
1.Провести отбор проб почвы с личного земельного участка
2. Исходя из реальных возможностей школьного кабинета химии, разработать методику исследования отобранных образцов почвы.
3.Провести исследования физических свойств и химического состава почвы
4. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на земельном участке.
5. Предложить способы повышения плодородия почвы на земельном участке, не требующих особых материальных затрат и физических усилий.
Актуальность выбранной темы
Происходит снижение с каждым годом урожайности овощей на земельном участке. Это зависит не только от погодных условий, но и во многом от плодородия почвы на участке.
Изучение и анализ литературы и информации из Интернета, наблюдение, лабораторное исследование физических и химических показателей отобранной пробы почвы согласно определенной методики, анализ, обобщение полученных результатов.
Этапы проведения исследовательской работы
— темы, ее актуальности,
-целей и задач исследовательской работы.
2.Знакомство с имеющейся литературой, отбор информации в интернете по теме исследовательской работы.
3.Составление плана практической части работы, определение методики проведения химических экспериментов.
4.Проведение исследования физических свойств и химического состава почвы с земельного участка согласно определенной методики.
5.Анализ, обобщение полученных результатов, определение практических рекомендаций для решения задач, поставленных исследовательской работой.
6.Знакомство с исследовательской работой и ее результатами владельца земельного участка, заведующего школьным участком, родителей и учащихся 5-11 классов.
Практическая польза для владельца земельного участка и для школы в организации работы на земельном участке и пришкольном участке, а также помощь в повышении урожайности овощей с участка, в том числе школьного. Все это, в конечном счете, положительно отразится на организации и качестве питания учащихся нашей школы.
На уроках биологии и географии мы давали определение почве как верхнего плодородного слоя земли, на котором растут растения. Почва – это очень важный природный возобновимый ресурс. Человек использует почву с древних времен, занимаясь земледелием. Почва обеспечивает человека продуктами питания, многим другим необходимым для жизни. Таким образом, почва – это одно из важнейших богатств природы, без которого невозможно существование человека.
Изучая географию, мы знаем, что в природе идет постоянный сложный процесс почвообразования. Но этот естественный процесс идет очень медленно, и почва не в состоянии восстанавливать свои природные свойства в сравнении с интенсивными процессами ее хозяйственного использования человеком, которые приводят к ухудшению свойств почвенного покрова.
Особо важное свойство почвы – её плодородие. От него зависит урожайность всех сельскохозяйственных культур, выращиваемых человеком. Oт того, сколько зерна, овощей, фруктов и кормов получит человек, обрабатывая почву, зависит его продовольственное обеспечение. Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод: человек должен заботиться о повышении плодородия почвы и проводить необходимые мероприятия, направленные на сохранение и улучшение свойств почвы.
Жизнь человека всегда была связана с работой на земле. В наше время даже многие городские жители имеют в собственности земельные участки, на которых занимаются огородничеством, садоводством, выращивая для личного потребления овощи, фрукты. Для нас, сельских жителей, личное подсобное хозяйство, связанное с работой на земле, играет особо важную роль в нашем образе жизни.
- Сведения об урожае с пришкольного участка в 2017 году
Наша Жарынская средняя школа – сельская школа, и у нас всегда был пришкольный участок. На нем работают все учащиеся школы на уроках технологии, а учащиеся 5-8 и 10 классов проходят летнюю практику.
Площадь пришкольного участка составляет 1,74 га, площадь овощного отдела – 0,16 га.
В 2017 году на пришкольном участке получен урожай овощей:
картофеля – 1 500 кг, свеклы – 350 кг, лука – 50 кг, фасоли – 16 кг,
моркови – 250 кг, капусты – 550 кг.
Приблизительная стоимость собранного урожая составила 29,2 тыс. рублей в рыночных ценах.
Все собранные овощи были переданы в школьную столовую в помощь для организации питания учащихся.
- Актуальность и практическое значение нашего исследования
Но урожайность овощей с каждым годом, к сожалению, снижается. Это зависит не только от погодных условий, но и во многом от плодородия почвы на пришкольном участке. Такое предположение определило главную цель моего исследования:
— провести исследование физико-химических свойств отобранного образца почвы, установить причины ее невысокой урожайности и предложить реальные пути повышения ее плодородия.
Для решения выдвинутой цели я поставил следующие задачи:
1.Провести отбор проб почвы с личного земельного участка
2. Исходя из реальных возможностей школьного кабинета химии, разработать методику исследования отобранных образцов почвы.
3.Провести исследования физических свойств и химического состава почвы
4. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на земельном участке.
5. Предложить способы повышения плодородия почвы на земельном участке, не требующих особых материальных затрат и физических усилий.
Объектом моего исследования является почвенная проба с пришкольного участка, предметом исследования – качество и свойства почвы.
Методы исследования: изучение и анализ литературы и информации из Интернета, наблюдение, лабораторное исследование физических и химических показателей отобранной пробы почвы согласно определенной методики, анализ, обобщение полученных результатов.
Я надеюсь, что моя работа принесет практическую пользу владельцам земельных участков, в том числе нашей школе в организации работы на земельном и пришкольном участке, а также поможет сохранить и повысить урожайность овощей земельного участка. Все это, в конечном счете, положительно отразится на организации и качестве питания учащихся нашей школы.
- Отбор пробы почвы с пришкольного участка и приготовление почвенной вытяжки
Образец почвы для исследования я решил взять с пришкольного участка. Для получения усредненного образца почвы я провел следующую работу. Из четырех различных мест участка я взял приблизительно одинаковую массу почвы. Тщательно и равномерно перемешал взятые образцы и получил усредненный образец для проведения лабораторных исследований. Полученную почву очистил от посторонних нехарактерных включений: кусочков стекла и кирпича, бумаги и полимерных материалов.
Треть отобранного образца использовал для получения почвенной вытяжки. Для этого поместил почву в стеклянную колбу, залил колбу на 2/3 водой и интенсивно в течение 3 минут встряхивал полученную массу. Затем провел фильтрование полученной массы во вторую чистую колбу. Полученная почвенная вытяжка будет использована для последующей работы.
5.Физический анализ исследуемой почвы
Для характеристики физических свойств почвы я решил характеризовать: структуру почвы, механический состав, наличие в почве влаги и воздуха.
Опыт №1 Определение структуры почвы
Взял немного почвы, насыпал ее на бумагу и рассмотрел через лупу. Почва представляет из себя комочки различной величины. Если высыпать ее в пробирку, то она размещается не плотным слоем. Между комочками почвы есть маленькие промежутки. Даже при сильном увлажнении образец почвы не образует сплошной вязкой массы. Такая почва имеет свою структуру. Данное свойство является положительной характеристикой отобранного почвенного образца.
Опыт №2 Определение механического состава почвы
Взял немного почвы и поместил ее в пробирку. Залил достаточным количеством воды. Пробирку плотно закрыл пробкой и интенсивно встряхнул. Получил взвесь. Затем поставил пробирку в штатив и дал отстояться в течение 30 минут. За это время произошло отстаивание взвеси. Я заметил, что в процессе отстаивания произошло явное разделение почвы на слои. На поверхности воды плавали не перегнившие легкие остатки растений, насекомых, затем шел темный, почти черный слой. Это перегной или гумус – самая ценная и питательная для растений составная часть почвы, которая определяет ее плодородие и урожайность. Еще ниже шел более светлый слой глины, а самый тяжелый слой из крупных песчинок располагался в самом низу. Таким образом, я установил механический состав почвы: еще неперегнившие органические остатки, перегной, глина, песок. Из чего я сделал вывод, что почва лёгкая суглинистая, материнскими породами в ней являются глина и песок.
Опыт №3 Определение наличия влаги в почве
Образец почвы поместил в пробирку и нагрел на пламени сухого горючего. Вскоре стенки пробирки запотели. По мере дальнейшего нагревания стенки пробирки покрылись каплями воды. Это свидетельствует о достаточной увлажненности почвы, что является хорошим показателем ее свойств.
Опыт №4 Определение водопроницаемости почвы
В пробирку с отверстием в дне поместил образец почвы. Данную пробирку поставил в химический стакан. В стакан налил воды. Через 8 минут заметил, что воды в стакане нет, она впиталась почвой. Сделал вывод, что образец почвы имеет высокую водопроницаемость. Данное свойство почвы является хорошим показателем.
Опыт №5 Определение содержания воздуха в почвенном образце
В пробирку на 2/3 поместил почвенный образец и полностью залили водой. Наблюдал, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой.
— воздух из почвы выделялся в течение 1минуты 20 секунд, величина выделяющихся пузырьков воздуха разная (мелкие, средние, крупные), они образовали на поверхности воды пену, интенсивность выделения воздуха из почвы довольно высокая. Сделал вывод, что аэрация почвенного образца достаточно высокая.
6. Химический анализ исследуемой почвы
В качестве параметров для химического анализа почвы я определял следующие показатели: кислотность почвы (рН), массовую долю гумуса в почве, наличие минеральных солей.
Опыт №1 Определение рН почвы
Приготовленную ранее почвенную вытяжку стеклянной палочкой нанес на полоску универсальной индикаторной бумаги. Сравнил полученную окраску индикатора со шкалой определения кислотности. Определил рН почвы, она равна 7 (рН = 7). В моем случае среда почвы нейтральная.
Опыт №2 Определение массовой доли гумуса в почве
Большую пробирку на 2/3 заполнили образцом почвы. Прилил большое количество воды. Пробирку закрыл пробкой и интенсивно встряхивал в течение 2 минут. Затем дал отстояться полученной взвеси в течение 30-40 минут. При отстаивании образец почвы разделился на три слоя. Верхний, почти черный по цвету слой, является гумусом (питательные органические вещества).
Тщательно, с помощью линейки измерил высоту всего почвенного слоя (h 1 ) в пробирке. Он составил 8,4 см. Затем измерил высоту гумусового слоя (h 2 ). Она составила 3,7 см. По формуле рассчитал массовую долю гумуса (W) в почве:
W = h 1 / h 2 x 100% W = 8.4 : 3,7 х 100% = 22,7%
Из чего сделал вывод, что почва содержит небольшое количество органических веществ и бедна питательными веществами.
Опыт №3 Обнаружения в почве минеральных солей
Крупную каплю почвенной вытяжки поместил на сухое чистое предметное стекло. Выпарил на пламени воду. На стекле заметил четкое белое пятно на месте испарившейся воды. Это минеральные соли, содержащиеся в почве.
Интенсивность минерального налета свидетельствует об отсутствии засоленности почвы
- Характеристика почвы по результатам исследования
По результатам моего исследования я составил характеристику почвы.
Исследуемый образец имеет выраженную структурность. Почва лёгкая суглинистая, с достаточной увлажненностью, материнскими породами в ней являются глина и песок. Почва имеет высокую водопроницаемость и хорошую аэрацию. Кислотность (рН почвы) равна 7, что говорит и ее нейтральной среде. Содержание гумуса (питательных веществ) в почве составляет 22,7 %. Это низкий показатель, который отрицательно сказывается на ее плодородии (урожайности). Почва содержит минеральные соли в средних значениях, засоленность почвы отсутствует.
Итоги отразил в сводной таблице:
Положительные свойства почвы (способствуют получению хорошего урожая)
Отрицательные свойства почвы (снижают урожайность)
Наличие минеральных солей, отсутствие засоленности
Имеет суглинистый тип
рН = 7 (среда нейтральная)
Низкое содержание гумуса (питательных веществ)
Для устранения отрицательных свойств почвы и повышения ее плодородия на пришкольном участке Жарынской средней школы я предлагаю:
1.Повышение содержания органических веществ в почве. Для того чтобы в почве интенсивно образовывался гумус (питательные вещества), в нее необходимо вносить всевозможные органические удобрения: торф, навоз, компост, перегной.
2.Поддерживать нейтральную и слабощелочную среду. Это позволит сделать внесение в почву древесной золы, мела, яичной скорлупы, костной муки, специальной доломитовой смеси.
3.Применять севооборот при размещении выращиваемых культур на пришкольном участке в соответствии с рекомендациями агрономии.
4.Проводить подзимнюю культивацию почвы.
5.Внесение готовых минеральных удобрений на основе расчетных доз и в соответствии требованиями выращиваемых овощных культур.
6.Оборудовать на пришкольном участке компостную яму.
В ходе исследовательской работы я провел комплексный анализ почвы с пришкольного участка Жарынской средней школы. Я дал общую характеристику состояния почвы, предложил способы повышения ее плодородия, не требующих особых материальных затрат и физических усилий.
В процессе исследовательской деятельности я использовал свои знания по таким школьным предметам как химия, физика, биология, география.
Конечно, я понимаю, что мои исследования в условиях школьного кабинета химии не могут носить глубокого научного характера. Но, тем не менее, исследовательская работа, проведенная мной, дала мне новые знания по химии, биологии. Я стал более уверенно проводить химический эксперимент, научился разрабатывать его методику, проводить опыты, наблюдения, анализировать и делать выводы. Работать мне было интересно. Надеюсь, что результаты моего исследования будут учтены и применены на практике, в том числе в нашей школе при организации работы на пришкольном участке.
- — Сударкина А.Л., Евсеева И.И., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. (Основы агрохимии). М., Просвещение, 1986 г.
- — Дроздов Л.Н., Ващенко С.В., Щербаков М.И. Практикум по овощеводству. Учебное пособие для учащихся 9-10 классов. М., Просвещение, 1972 г.
- — Габриелян О.С. Химия 8 класс. М., Дрофа, 2016 г.
Источник