Меню

Отец говорил мне что не видывал таких хлебов нынешний год урожай отличный

Отец говорил мне что не видывал таких хлебов нынешний год урожай отличный

1. Между однородными придаточными частями сложноподчиненного предложения, не связанными союзами, ставится запятая : Я помню, как мы бежали по полю, как жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы пробирались сквозь кусты боярышника (Гарш.); По хутору поползли слухи, что хлеб собирается для отправки за границу, что посева в этом году не будет, что с часу на час ожидается война (Ш.); Кто не чувствует уверенности в своих силах, у кого нет решимости, пусть уж лучше останется на своём теперешнем месте (Аж.).

2. Если после однородных придаточных частей сложноподчиненного предложения стоит обобщающее слово, которому предшествует вводное слово (сочетание), то перед вводным словом ( словом, одним словом, короче говоря и т. п.) ставятся запятая и тире (в отличие от постановки только тире после перечисления однородных членов в простом предложении), а после него — запятая : На одном из перегонов разговорились про частные дела, кто откуда, чем занимался, в какой среде вырос, — словом , на темы бескрайние (Фурм.).

[О постановке точки с запятой в сложноподчиненном предложении см. § 37.]

3. Между однородными придаточными частями сложноподчиненного предложения, связанными неповторяющимися союзами (соединительными или разделительными) запятая не ставится: Отец мой говорил, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Акс.); Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и выдираемые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли (Фед.) — повторяющихся союзов здесь нет (первый союз и соединяет две придаточные части, второй — однородные подлежащие корни и земля, третий — однородные сказуемые стонут и вопят ) ; Что это за соединение и кто такой Ковпак, мы тогда ещё не знали (Медв.).

Примечание. Следует различать случаи, когда одиночный союз и соединяет однородные придаточные части сложноподчинённого предложения (запятая перед и не ставится), и случаи, когда союз и соединяет два независимых предложения или однородные члены в главной части, между которыми находится придаточная часть (запятая перед и ставится). Ср.: В газетной заметке указывается, что ожидаются заморозки и следует принять меры к защите ранних овощей от холода — не только предупреждается о наступлении заморозков, но и даются рекомендации насчет защиты овощей; В газетной заметке указывается, что ожидаются заморозки, и следует принять меры к защите ранних овощей от холода — делается только предупреждается о возможных заморозках, а вывод о необходимости принять соответствующие меры делает уже читатель.

Однозначное толкование текста подсказывает такая пунктуация: Хаджи-Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин, и вода лилась из него (Л. Т.) — при отсутствии запятой перед союзом и независимое предложение вода лилась из него стало бы соподчиненной придаточной частью ( …не заметил, как нагнул кувшин и как вода лилась из него ) . Аналогичный пример: Мысль о скорой разлуке со мной так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку , и слёзы потекли по её лицу (П.) — при отсутствии запятой перед и текст имел бы такой вид: …так поразила матушку, что… слёзы потекли по её лицу.

4. При повторяющихся сочинительных союзах между соподчиненными придаточными частями сложноподчиненного предложения ставится запятая : Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду всё же удалось пробиться к своим (Газ).

5. Союзы ли…или рассматриваются как повторяющиеся, а потому придаточные части сложноподчиненного предложения, связанные этими союзами, разделяются запятой : И долго все присутствовавшие оставались в недоумении, не зная, действительно ли они видели эти необыкновенные глаза, или это была просто мечта… (Г.); …Налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна (Ч.); После этого решится, будет ли он воевать, летать, жить, или ему будут вечно уступать место в трамвае и провожать его сочувственными взглядами (Пол).

Примечание. Для конструкций с союзами ли…или устанавливаются следующие пунктуационные правила:

1) если ли…или соединяют однородные члены предложения, запятая перед или не ставится: Поддержит ли он меня или не поддержит? [См. § 13, п. 12.] Ср. однородные члены с этим же союзом в придаточной части: Нехлюдов понял это слово и этот взгляд так, что она хочет знать, держится ли он своего решения или принял её отказ и изменил его (Л. Т.);

2) если ли…или соединяют независимые вопросительные предложения, перед или ставится запятая: Плохо ли вам было у Плюшкина, или, просто, по своей охоте гуляете по лесам да дерёте прохожих? (Г.) [См. § 30, п. 1, прим. 1.]

Перед или ставится запятая и в том случае, если сложносочиненное предложение с ли…или имеет после себя предложение, содержащеее заключение либо вывод: Слова ли Чичикова были на этот раз так убедительны, или же расположение духа в этот день у него было особенно настроено к откровенности — он вздохнул, сказал, пустивши кверху трубочный дым… (Г.); Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Пётр Михайлыч всегда с удовольствием рассказывал об этом (Пис);

3) между частями с союзами ли…или, раскрывающими содержаниие общей подчиняющей части, ставится запятая: Оставался ещё не решённым вопрос: начнет ли батальон Сабурова марш к Сталинграду, или же, после ночёвки, утром сразу двинется весь полк (Сим.);

Читайте также:  Подкормить домашние цветы йодом

4) если союзами ли…или связаны соподчиненные придаточные части, перед или ставится запятая: Трудно было понять, наступают ли это сумерки, или это тучи так непроницаемо окутали землю (Баб.).

Следовательно, запятая перед или не ставится, если ли…или соединяют однородные члены предложения, и ставится, если они соединяют части предложения.

6. Между придаточными частями сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением запятая ставится на общих основаниях: Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте (Горб.); …Боброву вспоминались читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит своей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь (Купр.); Я уже говорил вам, что в тот удивительный вечер, когда мы чествовали вас, наша милая фея назвала вас ребёнком (Пог.).

Источник

2.5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Разбор и знаки препинания

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).

[ ] 1 , (пока – союз) 2 , (пока – союз) 3 , (пока – союз 4 .

Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос – до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока . Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

[ ] 1

(пока – союз) 2 , (пока – союз) 3 , (пока – союз) 4

Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

[ гл.] 1 , (что – союз) 2 и (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил, выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос – что? Каждое придаточное связано с главным союзом что . Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и . Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

Ср.: Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). – Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .

2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом ( и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) – союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен ( Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию).

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.

4) Союзы ли. или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 (Чехов).

(когда – союз) 1 , [ ] 2 , (чтобы – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 ). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Надо точно учитывать среду , / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3 (Маяковский).

[ сущ.] 1 , (в которой – союз. сл.) 2 , (чтобы – союз) 3 .

Читайте также:  Что делать с пустыми грядками

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову – среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3 ). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение – придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[сущ. ] 1
↓ ↓
(в которой – союз. сл.) 2 (чтобы – союз) 3

Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал , / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).

[ гл., (почему – союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3 ). Это одинаковые типы придаточных – придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал , выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[гл. гл.] 1
↓ ↓
(почему – союз. сл.) 2 (что – союз) 3

Между придаточными предложениями с параллельным подчинением запятые ставятся на общем основании.

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

Я слышал , / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то , / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).

[ гл.] 1 , (как – союз гл. + ук. сл.) 2 , (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно – к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно – к сказуемому ругал , выраженному глаголом.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятые ставятся на общем основании.

Горничная была сирота , / 1 которая , / 2 чтобы кормиться , / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).

[ сущ. ] 1 , (которая – союз. сл., 2 (чтобы – союз . ), 3 . ) 2 .

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени – которая должна была поступить в услужение; придаточное II степени – чтобы кормиться. Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться. Между союзным словом которая и союзом чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

Держу пари , / 1 что / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 то он останется здесь ещё на три дня / 2 (Лесков).

[ сущ. ] 1 , (что – союз 2 (если – союз . ), 3 то. ) 2 .

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

  1. Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  2. Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
  3. Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное – придаточное.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  5. Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

Читайте также:  Мониторинг контроль за состоянием почвы

1) пари заключается в том ;
2) что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
4) что я вам скажу ;
5) если он не останется ;
6) то я исполню любое приказание ;
7) какое вы мне дадите .

Первое предложение (пари заключается в том) – главное, остальные – придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение ( то я исполню любое приказание ).

Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

1→2: пари заключается в том , что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то , если ваш повелитель останется здесь на три дня;
2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то , что я вам скажу ;
6→5: я исполню любое приказание , если он не останется ;
6→7: я исполню любое приказание , какое вы мне дадите .

По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а . Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то , а я исполню любое приказание . Но предложение 2 – придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том , что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

[гл. + ук. сл.] 1

(что – союз гл. + ук. сл.) 2 , а (– сущ. + ук. сл.) 6
↓ ↓ ↓ ↓
(если. то – союз) 3 (что – союз. сл.) 4 (если. то – союз) 5 (какое – союз. сл.) 7

Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

[гл. + ук. сл.] 1 , (что – союз (если – союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что – союз сл.) 4 , а (если – союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое – союз. сл.) 7 .

В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 ( что если ). Кроме того, сочинительный союз а , который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если ( а если ). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если. то . Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а. то я исполню любое приказание. Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
  3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
  4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
  5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун , / 1 который , / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который – союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы – союз) 3

[сущ.] 1 , (который – союз. сл., (чтобы – союз) 3 , ) 2 .
опред. цели

Упражнение к теме «2.5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Разбор и знаки препинания»

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»

Источник

Adblock
detector