Разработка урока на тему «Сельское хозяйство. Растениеводство». 9-й класс
Разделы: География
Класс: 9
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
- Расширить представление о первичном секторе экономики.
- Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.
- Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.
- Продолжить формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные отрасли сельского хозяйства;
- показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.
Новые понятия и представления:
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- животноводство;
- зерновое хозяйство;
- технические культуры.
Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта “Сельскохозяйственные районы” атласа “География России. Хозяйство и географические районы” издательства “Дрофа”.
Методы и формы обучения: словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).
Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
- Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.
Учитель: Мы завершили тему “Общая характеристика хозяйства”, в которой выяснили, что экономика России состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.
Итак, тема урока: “Сельское хозяйство. Растениеводство” (записывают в тетрадь тему урока) . Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала . это:
- главные особенности сельского хозяйства;
- отраслевой состав сельского хозяйства;
- география растениеводства.
Дадим объяснение новым понятиям :
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- животноводство;
- зерновое хозяйство;
- технические культуры
- Этап усвоения новых знаний
Учитель: Сельское хозяйство — древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.
Вопрос: Объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?
Ответ: Сельское хозяйство использует “производительные силы природы” :
- почвенное плодородие,
- солнечный свет и тепло,
- осадки,
- естественную растительность (пастбища и сенокосы)
Учитель: Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью – 1708 млн.га Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве .
Вопрос: Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?
Ответ: Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.
Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входя :
- Пашни – 60% (132 млн.га)
- Пастбища – 30 % ( 65 млн.га)
- Сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)
Задание: Проанализируйте колонки 1 – 6 табл. 5 приложения (стр.279 учебника) и сопоставьте площадь сельскохозяйственных угодий России с площадями сельскохозяйственных угодий в других странах. Назовите выявленные различия и причины этих различий .
Учитель: Сельское хозяйство — это отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё.
Вопрос: Приведите примеры отраслей вторичного сектора, в которых используется продукция сельского хозяйства.
Ответ: Пищевая промышленность, химическая, текстильная, кожевенно-обувная и др.
Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия и животноводства .
Отрасли растениеводства (земледелие):
- зерновые культуры
- зернобобовые культуры
- технические культуры
- масличные культуры
- картофелеводство
- овощеводство
- бахчеводство
- садоводство
- виноградарство
Вопрос:Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь земледелия и животноводства.
Учитель: Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий, т.е. каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определяемым продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв. Кроме этого для сельского хозяйства нашей страны характерно сезонное производство.
Задание. Используя учебник § 4 стр.25 -28, рис.12, 13 стр.26-27 и атлас стр.10-11 , заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства .
Отрасль земледелия | Культура | Районы выращивания |
Зерновые культуры | Пшеница | |
— озимая | ||
— яровая | ||
Рожь | ||
Рис | ||
Гречиха | ||
Технические культуры | ||
Овощеводство, садоводство |
Учитель: Проверка правильности выполнения задания в таблице.
Вопрос:
- Чем технические культуры отличаются от зерновых?
- Определите, используя рис 12 стр.26 учебника, какова специализация земледелия в Московской области, в Москве?
- Укажите на схеме факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства, и особенности, отличающие эту отрасль от других отраслей хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.)
- Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличается экстенсивный путь развития сельского хозяйства от интенсивного .
- Какие экологические проблемы связаны с развитием сельского хозяйства, и каким образом их можно избежать? .
- Этап закрепления новых знаний.
Выберите вариант правильного ответа
- Основой растениеводства служит:
- зерновое хозяйство
- технические культуры
- овощеводство и садоводство
- Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
- рис
- пшеница
- овес
- В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
- Центральном
- Центрально-Черноземном
- Северо-Западном
- Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно — батист (“северный шелк”):
- хлопка
- конопли
- льна-долгунца
- К западу от Волги сеют:
- озимую пшеницу
- яровую пшеницу
- В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
- лес и лесостепи
- лесостепи и степи
- степи и полупустыни
Вывод урока
- Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер
- Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
- Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.
Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.
- какой вопрос урока вам показался интересным?
- что вызвало затруднение?
- какие моменты урока вы бы исключили?
- что бы вы хотели узнать более подробно?
- Домашнее задание
.
- читать стр.24 – 29, § 4
- устно отвечать на вопросы № 1- 4 стр.29
- подготовить пословицы, поговорки или цитаты по данной теме.
Источник
«Сельское хозяйство. Растениеводство» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Сельское хозяйство.
Растениеводство
Подготовила:
учитель географии
МБОУ «Отрадненская СОШ № 2»
Пожидаева Ю.В.
Описание слайда:
Сельское хозяйство- самый распространенный вид человеческой деятельности
Растениеводство
Животноводство
Внутри отраслей выделяются свои отросли
Описание слайда:
Сельское хозяйство
Растениеводство
Животноводство
Выращивание технических культур
Зерновое хозяйство
Картофелеводство
Кормопроизводство
Овощеводство и бахчеводство
Чаеводство
Садоводство и виноградарство
Коневодство
Свиноводство
Овцеводство
Птицеводство
Оленеводство
Звероводство
Скотоводство
Пчеловодство
Описание слайда:
Сельское хозяйство
Факторы развития
Особенности
Площади с/х земель
Качество с/х угодий
Агроклиматические
условия
Химизация
Механизация
Автоматизация
сельскохозяйственного
производства
Зависимость от
природных
условий
Сезонное производство
Зональная
специализация
Описание слайда:
Сельскохозяйственные угодья – земли, используемые в сельскохозяйственном производстве.
1
Пашня (земли, регулярно распахиваемые под посевы культур)
2
Сенокосы (участки с естественным травостоем, скашиваемым на корм скоту)
3
Пастбища (участки с естественным травостоем, где скот содержится на подножном корму )
4
Многолетние насаждения (сады, виноградники)
Залежь (сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но не используемые больше года, начиная с осени, под посев сельскохозяйственных
культур и под пар)
5
Описание слайда:
Сельское хозяйство- важнейшая отрасль экономики.
Оно обеспечивает людей продуктами питания, а лёгкую пищевую промышленность сырьем
Главные сельскохозяйственные районы России – степная и лесостепная зона.
Доля сельхозугодий
составляет 50-60%,
а пашни – до 35%
(Брянская и
Рязанская области)
Курская, Липецкая,
Саратовская области
Ростовская область имеет долю
сельхозугодий
более 80%, а пашни более 60%
В настоящее время Россия обеспечивает себя полностью главными продуктами
питания – мясом, зерном, картофелем, растительным маслом, сахаром,
а излишки экспортирует
Описание слайда:
Ведущей отраслью растениеводства является
зерновое хозяйство.
Из 80 млн га посевной площади зерновые культуры занимают почти 60%
Зерновые культуры
Овес
Рожь
Пшеница
Просо
Рис
Гречиха
Ячмень
Зерновые наиболее важные продовольственные
и фуражные культуры
Описание слайда:
Свыше половины посевов занимает пшеница, далее идут ячмень, овес, кукуруза на зерно.
Из собираемого ежегодно в России урожая 1/3 получают на Северном Кавказе, далее идут Центральное Черноземье, Поволжье
и Западная Сибирь
Описание слайда:
Основная зерновая культура в лесостепной
и степной зонах, так как требовательна
к теплу и плодородным почвам.
К западу от Волги, где зимы теплее и снежный
покров мощнее, преобладают
посевы более урожайной озимой пшеницы.
В Заволжье, на Урале и в Сибири сеют яровую пшеницу
Посевы кукурузы на зерно сосредоточены
на Северном Кавказе (1/2) и
Центральном Черноземье (1/4),
т.е. в районах, которые по природным условиям
сравнимы с «кукурузным поясом»
на Среднем Западе США
Кукуруза
Описание слайда:
Рис
Рисовые плантации в России находятся в основном в Красноярском крае, в приустьевых областях Кубани (2/3), а также в Дагестане, Приморском крае
(на Приханкайской низменности)
Посевы сои (около ½) – на юге Дальнего Востока
(на Зейско-Буреинской равнине и
Приханкайской низменности)
Соя
Описание слайда:
Технические культуры занимают 16 % посевных площадей, но они более дорогие и их удельный вес в ВВП сельского хозяйства гораздо выше.
Подсолнечник
Наиболее распространен подсолнечник, используется для изготовления
растительного масла.
Его посевы тяготеют к степной
и сухостепной зонам.
(регионы Северного Кавказа, Поволжье и Центральное Черноземье)
Сахарная свекла
Сахарная свекла выращивается в лесной и степной зонах. Около половины валового сбора приходится на Центрально-Чернозёмный район,
Около ¼ — Северный Кавказ (Краснодарский край).
В меньшем количестве возделывают
в Татарстане,
Пензенской и Орловской областях
Описание слайда:
Лен
Картофель
Лен-долгунец «северный шёлк»- традиционная культура для лесной зоны России .
Его посевы занимают 50 тыс. га.
Посевы льна расположены от Псковской области на запад до Кировской на востоке, а
также на юге Западной Сибири.
Картофель-важнейшая кормовая и техническая культура, их которой получают крахмал и спирт.
Картофель выращивают повсеместно, но
Более всего в центральных районах европейской части страны.
Подсолнечник, сахарная свекла- выращиваются в степной и лесостепной зонах;
Лен-долгунец- выращивают на юге лесной зоны.
Описание слайда:
§ 13 стр. 50-53
Домашнее задание:
01
02
Задание № 7, 8, 9
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья «ВОДЫ СУШИ. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ В ОКЕАНЕ. ИЗУЧЕНИЕ ОКЕАНА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «ТЕЧЕНИЯ В ОКЕАНЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «СВОЙСТВА ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА. ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В ОКЕАНЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «МИРОВОЙ ОКЕАН. МИРОВОЙ ОКЕАН И ЕГО ЧАСТИ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Урок по географии «Моя география»
Статья «ГИДРОСФЕРА. ЧТО ТАКОЕ ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «РАВНИНЫ ДНА ОКЕАНА. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЛИТОСФЕРА». Информационные материалы и методические указания к уроку».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376556 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник