Сельское хозяйство. Растениеводство — Рабочая тетрадь 9 класс «Хозяйство и географические районы» Ким Марченко Низовцев (Ответы и ГДЗ)
1. Используя текст учебника, дополните схему.
2. Установите соответтвие между основными видами пшеницы и их характеристиками.
3. Укажите сельскохозяйственные культуры, имеющие наибольшую площадь распространения в России.
4. Подчеркните названия экономических районов России, специализирующихся на зерновом составе:
5. Заполните таблицу «Основные технические культуры России», пользуясь таблицами приложений, текстом учебника и атласом.
6. Подчеркните в каждой паре культуру, имеющую более южный ареал выращивания:
7. Укажите области и край России, специализирующиеся на молочном скотоводстве:
8. Проанализируйте таблицы приложений к учебнику, ответьте на вопросы.
а) Какова доля пашни в земельных угодьях России?
б) Какова обеспеченность пашней на душу населения в России по стравнению с другими странами мира?
9. От каких условий зависит развитие сельского хозяйства?
Развитие сельского хозяйства зависит от климатических, водных и почвенных ресурсов.
10. Сравните природные условия России и США. Сделайте вывод об их влиянии на сельское хозяйтво этих стран.
11. Укажите соответствие между крупами и сельскохозяйственными культурами, из которых их производят.
12. Используя рисунок «Зональная специализация сельского хозяйства» в учебнике, объясните объясните специализацию одной из природно-хозяйственных зон.
13. Является ли сельскохозяйственная специализация района вашего проживания типичной для природной зоны, в пределах которой он находится? Ответ аргументируйте.
14. Используйя агроклиматическую карту, ответьте на вопросы.
а) Какую информацию можно получить из этой карты?
б) Чем различаются агроклиматические ресурсы европейской и азиатской частей России?
в) В каких агроклиматических поясах находятся основные сельскохозяйственные районы?
г) Как изменяется состав выращиваемых сельскохозяйственных культур с севера на юг России?
Источник
Практическая работа для учащихся 9 класса №6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Для самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota.6docx.docx | 13.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 7
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Выявление основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства на территории России. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в таблице.
1. Используя карты атласа, определите специализацию сельского хозяйства зоны тундр; тайги и смешанных лесов; широколиственных лесов и лесостепей; степей; полупустынь и пустынь. Результаты оформите в виде таблицы.
Тайга и смешанные
леса и лесостепи.
Пшеница, ячмень, овес, просо.
Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.
Пшеница, кукуруза, гречиха.
Подсолнечник, сахарная свекла, горчица.
свиноводство, птицеводство, коневодство.
Полупустыни и пустыни.
Вывод: специализация с/х (как растениеводства, так и животноводства) зависит от климата. Так в условиях умеренного пояса, при достаточном увлажнении на нечерноземных малоплодородных почвах растениеводство специализируется на выращивании холодостойких, неприхотливых культур: зерновых (рожь, ячмень), из технических – лен, картофель. В зоне лесостепи и степи выращиваются культуры более требовательные к плодородию почвы – кукуруза, просо, пшеница и гречиха. Такая же зависимость прослеживается и в специализации животноводства, которое сильно зависит от кормовой базы. В условиях скудной кормовой базы выделяются такие направления: оленеводство (тундра), овцеводство (пустыни и полупустыни), скотоводство мясного направления, свиноводство (неприхотливость, потребление отходов переработки технических культур – подсолнечника, сахарной свеклы). В условиях хорошей кормовой – скотоводство молочного направления (на сочных травах).
Дополнительный материал для учителя:
Зерно является главным продуктом сельского хозяйства. Из зерна производят полезные пищевые продукты: муку, хлебные изделия. Зерно необходимо для хорошего развития птицеводства, что объединено с увеличением производства мяса а также остальных продуктов питания.
Зерновые культуры служат ресурсом для производства патоки а также спирта.
Глобальное увеличение производства зерна — ключевая задача сельского хозяйства. Наряду с увеличением производства зерна значительное внимание уделяется на улучшение качества зерновых культур, а также в первую очередь на расширение производства сильных пшениц, а также важнейших крупяных зерновых культур.
Для удачного решения этих задач необходимо улучшать применение агротехники, больше внедрять высокоурожайные гибриды, улучшать структуру посевных площадей. Огромное место придается кроме того качественному использованию удобрений. Выращиваемые зерновые культуры относят к таким ботаническим семействам как гречишные а также бобовые.
Пищевая ценность зерна определяется усвояемостью компонентов, образующих их, а также колеблется в зависимости от многих факторов. Зерновые культуры, которые относятся к разнообразным видам, отличаются не сугубо отношением питательных компонентов, но и их свойствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по географии в 9 классе «Сравнительная характеристика районов Восточного макрорегиона.»
Данная работа проверяет умение давать сравнительную экономико-географическую характеристику районов; умение пользоваться статистическими материалами учебника, тематическими картами атласа, делать выво.
Практическая работа 8 класс » Определение по климатическим картам суммарной радиации и коэффициента увлажнения в различных районах страны.»
Цель: формирование умений работать с различными типами климатических карт.
Практическая работа для учащихся 9 класса №5″Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»
Для самостоятельной работы.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
Практическая работа для учащихся 9 класса №4 «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения»
Использую для самостоятельной работы.
Технологическая карта практической работы для учащихся 8 классов раздела «Рукоделие»
Методическая разработка технологической карты по выполнению практической работы раздела «Рукоделие» для учащихся 8 классов на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Представлена к.
Источник
Урок по географии в 9 классе по теме «Земледелие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
— сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия);
— определить специфику зональной специализации сельского хозяйства;
— совершенствовать умение анализировать тематические карты;
— научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
— рассмотреть основу АПК конкретно сельское хозяйство, которое состоит из земледелия (растениеводства ) и животноводства, сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия); определить специфику зональной специализации сельского хозяйства; совершенствовать умение анализировать тематические карты; научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
Рассмотреть проблемы развития земледелия и высказать свои варианты решения этих проблем.
Личностные – формирование интереса, развитие позитивных способностей, склонностей к изучаемой теме, развитие личностно-смыслового отношения к проекту, осознавать ответственность за свое будущее, рефлексивное осмысление поисковой деятельности для появления личностной позиции.
Метапредметные — Обучение планированию (ученик должен уметь четко определить задачу и цель, работать в соответствии с предложенным планом, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами);
Оборудование: Экономическая карта России, карта растениеводства России , карточки с заданиями 3-го уровня.
Форма работы : групповая (класс разбит на 6 групп: 2 группы слабого уровня, 2 группы среднего уровня и 2 группы сильного уровня).
— Что мы узнаем на уроке? (Отрасли сельскохозяйственного производства, их особенности.)
— Что научимся делать на уроке? (Определять основные районы выращивания зерновых и технических культур.)
Проверка домашнего задания .
Слайды №3-№5 (частично)
Письменная проверочная работа.
— Что такое агропромышленный комплекс?
— Каков состав АПК?
— Что называется сельскохрзяйственными угодьями?
— Какова структура сельскохозяйственных угодий?
3. Индивидуальная работа слабые учащиеся работают с карточками, средние выполняют тест и более сильные работа по атласу.
Структура сельского хозяйства.
Работа с учебником на стр.160.
Показатели сельскохозяйственного развития в странах мира. Сравнение России с некоторыми зарубежными странами.
Величина и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур.
— Почему снижается количество посевных площадей? Какие проблемы для них характерны? Как можно решить эти проблемы?
— Как отражается сокращение посевных площадей на производстве сельскохозяйственных культур?
— как отразится сокращение производства зерновых и кормовых культур на животноводстве?
Работники сельского хозяйства часто жалуются, что техническая оснащенность этой отрасли в России гораздо ниже, чем в других развитых странах. Например, в 1990г. на 1000 га пашни в России имелось 11 тракторов, а в США – 35. На 1000 га посевов зерновых культур в России имелось 7 зерноуборочных комбайнов, а в США – 17. При этом в конце 1980-х гг. Россия ежегодно производила около 250 тыс. тракторов, а США – 90- 10. зерноуборочных комбайнов, а США — 0 тыс. Заводы России (прежде всего «Ростсельмаш») выпускали ежегодно более 110 тыс зерноуборочных комбайнов, а США – от 7 до 15 тыс. При этом площади пашни и посевов зерновых культур в России и США примерно равны. Как же можно было, выпуская тракторов в 2-3 раза больше , получить в итоге обеспеченность ими в 3 раза меньше? И, производя в 10 раз больше зерноуборочных комбайнов, иметь обеспеченность ими в 2,5 раза меньше?во
— Как вы думаете, чем можно это объяснить?
— какой из путей повышения технической оснащенности сельского хозяйства России вы выберете: увеличение производства тракторов и комбайнов строительство мастерских по их ремонту; изменение отношения к технике путем преобразования колхозов и совхозов в небольшие производственные подразделения, где техника является собственностью работников; другое (объяснить. Что именно)?
Факторы развития земледелия
Земледелие – древнейший вид деятельности. От чего же оно зависит? Факторы, влияющие на земледелие:
наличие земель, пригодных для пашни, и их плодородие;
биологические особенности сельскохозяйственных культур.
Большое значение имеют природные условия:
продолжительность вегетационного периода;
сумма осадков и коэффициент увлажнения;
обеспеченность территории водными ресурсами.
Эти агроклиматические ресурсы влияют на сезонность производства.
Большую часть продукции дает полеводство. Как видно на схеме «Структура растениеводства», ведущая роль в структуре полеводства принадлежит зерновым, они занимают около 50% пахотных земель страны. Общий объем производства составляет около 100 млн. тонн в год. По производству пшеницы – 5 место после Китая, Индии, США и Франции. В целом по производству зерновых наша страна находится на 4 месте в мире.
Технические культуры занимают 6 % посевных площадей, из которых ¾ приходится на подсолнечник. В России ежегодно собирается более 4 млн. тонн семян. По производству подсолнечника страна занимает одно из первых мест в мире.
— Заслушиваются сообщения о льне-долгунце и сахарной свекле.
Картофель является наиболее распространенной культурой после зерновых. 90% его сосредоточено в Центральной России. Овощные культуры без картофеля занимают всего около 1% посевных площадей. Но их роль в питании человека трудно переоценить. Большая часть выращивается в личных подсобных хозяйствах.
Площади садов и виноградников невелеки, менее 1 % посевных площадей. Однако 1 га садов, и тем более виноградника, способен принести больший доход, по сравнению с 1 га пашни. На севере выращивают груши, яблони, сливы; южнее – персики, абрикосы, черешню. На самом юге – виноград и цитрусовые. В России ежегодно соби.
рается около 2 млн. тонн плодов. Но этого недостаточно, поэтому часть фруктов приходится закупать за границей.
Бахчевые культуры – арбузы, дыни и др. В России арбузы начали возделывать еще XVI в., и до XIX в. они были редким лакомством. В настоящее время эту культуру выращивают везде, где позволяют почвенно-климатические условия, кроме того, арбузы выращивают и в тепличных условиях. Родина дыни – Средняя и Малая Азия. В Европу эта культура переселилась в античные времена, в Россию попала в XVII в. из теплиц Англии более теплолюбивы, чем арбузы.
— Какова доля некоторых отраслей растениеводства?
* Проанализируйте диаграммы в атласе: «доля зерновых и зернобобовых культур в посевных площадях, «Структура технических культур» (см.стр. 18)
Заполнить таблицу: «Географические различия в специализации сельского хозяйства» (10 мин)
Цель и задачи работы:
Расширить представления о влиянии природных условий на географию выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур.
А. Слабый уровень
Порядок выполнения: используя текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу.
1 гр.: Кукуруза. Картофель, пшеница, рис, лен-долгунец.
2. гр.: ячмень, сахарная свекла, рожь, горчица, подсолнечник.
Б. Средний уровень
Используя дополнительный текст, карту атласа. Заполнить таблицу.
3 гр.: яровая пшеница, культура чайного куста, гречиха, соя.
4 гр.: озимая пшеница, виноградарство, рис. Горчица.
В. Сильный уровень
Порядок выполнения: используя дополнительный текст, текст учебника, дополнительную таблицу, карту атласа, которую необходимо сопостовлять с административной картой России, заполнить таблицу.
Условия, наиболее благоприятные ддля выращивания
Субъекты РФ, где производят культуру.
5 гр.: кукуруза, яровая пшеница, сахарная свекла, подсолнечник.
6 гр.: озимая пшеница, лен-долгунец, рожь, рис.
Вопрсы и задания.
Вопросы и задания
Это одно из древнейших культурных растений, его используют в качестве сырья две совершенно разные отрасли промышленности. Южная граница его выращивания захватывает тропический пояс (остров Ява), северная проходит по 66° с.ш. Обособленный ареал его возделывания есть даже на территории Аргентины. На востоке эта культура распространена примерно до 90° в.д. Встречаются такие ее разновидности, как долгунец, межеумок и кудряш. О какой культуре идет речь? Где и в каких условиях ее выращивают в России. ( Лен. Выращивается на северо-западе России, где нежаркий и влажный климат).
Центром происхождения этого культурного растения считают Средиземноморье, где еще задолго до нашей эры человек употреблял его в пищу. Встречается множество его видов, но только один, выведенный позже всех, используется в качестве технической культуры. В Европе это растение появилось в середине XVIII в., а в России — в начале XIX в. В нашей стране эта техническая культура широко распространена от западных границ до примерно 56°в.д.; существует и обособленный ареал ее выращивания между 80° в.д. и 85° в.д. О какой культуре идет речь? Где в каких условиях ее выращивают в России? ( Сахарная свекла. Требует сухое теплое лето, растет в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах.)
В администрацию одного из районов Владимирской области поступило заявление от В.И. Иванова с просьбой выделить участок земли для ведения фермерского хозяйства. В обоснование просьбы Иванов написал, что он собирается выращивать яровую пшеницу, кукурузу на зерно, коноплю, картофель, сахарную свеклу, а также садовую землянику для московских рынков. Выделили бы вы Иванову землю по этому заявлению? Обоснуйте свое решение. ( Во Владимирской области нельзя выращивать кукурузу на зерно, сахарную свеклу на сахар и коноплю из-за агроклиматических условий, также нерентабельно выращивать картофель. Садовую землянику выгодно растить лишь в том случае, если живешь рядом с крупным городом, где ее сможешь продать. И, наконец, о животноводстве он не сказал ни слова, хотя в условиях этой области оно более рентабельно, чем земледелие).
В сентябре в одной из новгородских газет под рубрикой «Будни села» была напчатана такая статья обозревателя и.В. Васильева: «Только что закончилась уборка озимых хлебов. Они в этом году удались как никогда, особенно пшеница, ведь еще с весны поля были подготовлены под орошение. В передовом молочно-животноводческом хозяйстве «Звезда» надои молока достигли рекордной отметки. А вот урожай основной технической культуры – сахарной свеклы, как и картофеля, в этом году, к сожалению, небольшой» Объясните почему. (Земли весной гораздо больше нуждаются в осушении, чем в орошении. Пшеницу в новгородской области почти не выращивают, зато выращивают рожь и яровой ячмень. Свекла не может быть технической культурой – не дойдет до спелости, а на корм лучше выращивать травы).
Читать § 51, составить таблицу « Зональная специализация сельского хозяйства».
Предметные результаты — обучающиеся на основе исследовательской работы, текстовой информации смогут сделать вывод, продемонстрировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия), о факторах развития земледелия, дать оценку зональной специализации сельского хозяйства (земледелия).
Метапредметные результаты — обучающиеся смогут вести исследовательскую работу, самостоятельный поиск, анализ, описывать и объяснять, проявлять умение взаимодействовать в группах и коллективе, оформлять результаты своей деятельности, иметь представления о влиянии природных условий на географию выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур.
Личностные результаты — обучающиеся осознают, что знания полученные на уроке можно применить в перспективе в своей практической деятельности при занятии земледелием не только своей местности, но и других районах на шей страны.
Объявляет основную цель урока, задачи урока.
Сообщение темы урока.
Объясняет особенности формы работы обучающихся.
Подгатовка к рабочей обстановке.
Обучающиеся сами формулируют цели и задачи урока.
(постановка учебной задачи, планирование)
III . Изучение нового материала.
Консультирует обучающихся, испытывающих затруднение в выполнении заданий.
Работают в парах и группах
Имеют возможность советоваться друг с другом, приходить к общему мнению, или выбирать и аргументировать свою точку зрения.
Результаты работы каждый ученик оформляет в тетради.
(поиск и выделение необходимой информации)
Логические (анализ с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения)
IV . Этап проверки усвоения обучающимися нового материала.
Опрашивает учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании обучающимися нового материала.
Озвучивают результаты практической работы с различными информационными источниками.
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами)
V . Этап закрепления и обобщения знаний обучающимися
Предлагает обучающимся задания, комментирует правильность выполнения задания.
Решают задачи на установление причинно-следственных связей
( установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)
Оценивает степень реализации целей и задач урока.
уровня выполнения поставленных в начале урока целей и задач.
(самоанализ выполнения поставленных задач)
объяснять роль и значение земледелия для страны, для человека, общества.
обучающийся проявит умение взаимодействовать в группе, коллективе, оформлять результаты собственной деятельности;
обучающиеся смогут точно и грамотно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами урока.
Правильно выполненная работа в тетрадях, соблюдение регламента выполнения работы
Презентация результатов исследовательской деятельности на этапе проверки усвоения обучающимися нового материала.
Заинтересованность в выполнении исследовательской работы, осознание того, земледелие ведущее звено сельского хозяйства и АПК, а именно растениеводство.
Источник