ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Щенникова Елена Петровна
Книга «Грамотный человек: учебное пособие»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
- «
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- .
- 27
- 28
- »
- Перейти
Лариса Дмитриевна Беднарская, Людмила Анатольевна Константинова, Елена Петровна Щенникова
Данное пособие предназначено всем, кто стремится быть грамотным специалистом и грамотным человеком. В современном языке выражение «грамотный человек» имеет значение «умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно» (по словарю С.И. Ожегова).
Важность и ценность грамматически правильной речи в наши дни непрерывно возрастает. Высокий уровень орфографической и пунктуационной грамотности, без сомнения, помогает любому специалисту, независимо от рода его деятельности, максимально точно, полно и быстро получать и передавать информацию.
К сожалению, в представлении многих людей русская орфография сложна и бессистемна (многие полагают, что в ней слишком много правил и исключений), хотя объективно это не совсем так: трудности заключены не в самой орфографической системе, они вызваны недостатками обучения, разобщённостью и несистемностью знаний, полученных в средней школе.
Пособие «Грамотный человек» содержит материалы для повторения самых частотных орфограмм и пунктограмм. Оно позволяет систематизировать ранее полученные знания, повторить наиболее трудные правила, которые представлены в пособии в виде формул – опорных сигналов или логически построенных таблиц. Все основные правила отрабатываются в упражнениях.
Чётко структурированные задания пособия непосредственно готовят к выполнению экзаменационных тестов по русскому языку. Пока это единственное пособие такого уровня.
Пособие «Грамотный человек» можно использовать как для занятий под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы. В затруднительных случаях поможет орфографический словарь, данный в конце пособия.
Профессор Государственного университета
им. А.С. Пушкина, д-р филолог, наук, член-корр. РАО
Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова
Ознакомьтесь с правилом.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.
Прочитайте слова с корнями, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся. Подберите к ним проверочные слова.
отворить дверь – отварить макароны
полоскать бельё – поласкать собачонку
зелёная долина – далёкая страна
наколоть дров – накалить обстановку
полоть грядки – опалить гуся
посветить фонариком – посвятить в студенты
умолять о помощи – умалять заслуги
проредить морковь – зарядить ружьё
примерять костюм – примирять врагов
развивающееся – развевающееся знамя
страшное привидение – приведение к присяге
увядать без воды – увидать отца
посидеть на лавочке – поседеть от старости
запевать песню – запивать лекарство
Запишите пары слов по памяти. Сверьтесь с предыдущим заданием.
Подберите родственные слова с проверяемой ударной гласной. Вставьте пропущенные буквы.
Образец: дремучий лес – дрёма
Источник
Правописание гласных в корне. Чередующиеся гласные в корнях.
Написание чередующихся гласных в корнях е/и; о/а; а/я/им; а/я/ин зависит от ударения; характера согласной, перед которой находится гласная в корне; от суффикса, следующего за корнем; от лексического значения корней.
1. Ударением, т.е. по фонетическому принципу, определяется написание гласных в следующих корнях:
-гар-/-гор- — под ударением пишется а: загар, угар, нагар; без ударения — о: загорелый, угореть, подгореть, погорелец, выгорание.
Исключения: выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.);
-зар-/-зор- — под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: зарево, зори, зорька; без ударения — а: заря, зарница, озарять, озарение, заревой, зарянка.
Исключение: зоревать;
-клан-/-клон- — под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: кланяться, поклон; без ударения — о: поклониться, поклонение, склониться и др.;
-твар-/-твор- — под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: творчество, тварь; без ударения — о: творить, претворять, затворить и др.
Исключение: утварь (непроизводное);
-плав-/-плов- — в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных случаях пишется а: плавучий, поплавок, плавник, плавунец (жук-плавунец). В слове плывун (спец.) пишется ы в соответствии с произношением.
2. Качеством согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней:
-кас-/-кос(н)- — перед согласной н пишется о: коснуться, прикосновение; в остальных случаях — а: касаться, касательная;
-лаг-/-лож- — перед согласной г пишется а: излагать, полагать, предполагать; перед согласной ж пишется о: изложить, предложить, положить.
Исключение: полог (непроизводное);
-раст-/- ращ-/-рос- — в безударном положении пишется только перед следующими ст и щ: вырасти, выращенный, позарасти, проращенный, возраст, растение; в остальных случаях — о: выросла, водоросли, поросль.
Исключение: отрасль (хотя нет сочетания ст); росток, ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть сочетание ст) и производные от них;
-скак-/-скоч- — без ударения а пишется только перед к: прискакать, обскакать, на скаку; перед ч пишется о: заскочить, выскочка.
Примечание. Необходимо различать в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов заскакать (начать скакать) и заскочить (зайти ненадолго); соответственно: заскачу и заскачи — заскочу и заскочи.
3. От следующего за корнем суффикса зависит написание корней: -бар-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -тир-/-тер-, -блист-/-блест-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет- — гласная и пишется, если после корня следует суффикс -а-; в остальных случаях пишется е: прибирать — приберу; задирать — задеру; замирать — замереть — умирать — умереть; запирать — запереть; стирать — стереть — вытереть; блистать — блестеть, блесна, блеснуть; выжигать — выжег; застилать — застелить; вычитать — вычет, вычесть (но: вычитать — вычитка — от читать).
Исключения: сочетать, сочетание, чета (от корня -чет-);
В чередующихся корнях им/а(П.), ин/а(П.) пишутся сочетания им, ин, если за корнем следует суффикс -а-: сжимать — сжать, взимать — взять, обнимать — обнять, занимать — занять, внимать — внять, приминать — примять.
4. По значению различается написание корней:
-мок-(-моч-)/-мак- — в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» пишется корень -мок-(-моч-): промокательная бумага, непромокаемый плащ, вымоченная рыба; в словах со значением «погружать в жидкость» пишется корень -мак-: макать хлеб в сметану, обмакнуть кисть в краску;
-равн-/-ровн- — в словах со значением «равный, наравне, одинаковый» пишется корень -равн-: поравняться с грузовиком, равнение по росту; в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» пишется корень -ровн-: выровнять клумбы, выровненная площадка, подровнять челку.
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.
Примечание. Если после глагола следует дополнение с предлогом с, то всегда пишется корень -равн-: Не сравнивай себя с ним; однако в устаревшем обороте сровнять с землей (разрушить до основания) пишется о.
Так же нужно помнить, что правописание гласных в корне включает пять типов правил:
1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э;
4) правописание гласных после шипящих и ц;
5) употребление ы/и после приставок.
Чередование а и о.
1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; зага́р, уга́р – загоре́лый, угоре́ть.
Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).
2. В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: за́рево, зо́рька – зарни́ца, озаря́ть.
Исключение: зорева́ть.
3. В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.
4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кла́няться, покло́н – поклони́ться, поклоне́ние.
5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлага́ть, прилага́тельное – предложи́ть, обложе́ние.
Исключение: по́лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).
6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́вать, плаву́честь, поплаво́к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.
8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).
9. В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).
10. В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед ч – о: подскака́ть – подскочи́ть.
Исключения: скачо́к, скачу́.
11. В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тво́рчество – твори́ть, творе́ц.
Исключение: у́тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ть – угова́ривать, затро́нуть – затра́гивать, зарабо́тать – зараба́тывать (см. §1, примеч. 2).
Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте корни.
Пл. вучий мост, зам. реть ; от страха, оз. рять верхушки деревьев, соб. раться в дорогу, зап. реть дверь, бл. стящий ответ, зеленый р. сток, платье на выр. ст, заст. лить постель, покл. ниться таланту, вечерняя з. рница, заск. чить на часок, проск. чи по комнате, отек. чи в сторону, ко всему прид. раться, скачкообразная походка, неприемлемое преп. рательство, сложное упражнение, равнозначные величины, прим. рить противников, изл. жить факты, импортная заж. галка, постоянное налом. нание, обильное исп. рение, поч. татели таланта, жуткое отвр. щение, вым. кнуть под дождем, немыслимое оп. здание, разж. гать неприязнь, распол. жение армии, ур. внять в правах, сидеть зап. ршись.
Внимательно посмотрите на правильное написание слов:
отворить дверь – отварить макароны
полоскать бельё – поласкать собачонку
зелёная долина – далёкая страна
наколоть дров – накалить обстановку
полоть грядки – опалить гуся
посветить фонариком – посвятить в студенты
умолять о помощи – умалять заслуги
проредить морковь – зарядить ружьё
примерять костюм – примирять врагов
развивающееся – развевающееся знамя
страшное привидение – приведение к присяге
увядать без воды – увидать отца
посидеть на лавочке – поседеть от старости
запевать песню – запивать лекарство
Упражнение. Вставьте недостающие орфограммы. Объясните свой выбор.
1. От роду китенку всего несколько часов, он еще плавать не может, торчит в воде стоймя, как попл. вок, но длиной этот новорожденный семь метров, а весом пять тонн. И начнет чудо-малыш р. сти не по дням, а по часам (Над.). 2. Кошевой и старшины сняли шапки и раскл. нялись во все стороны (Г.). 3. Быстро и ловко она расст. лила сено, разр. вняла его, перевернула раненого (Закр.). 4. Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выг. рело в Полесье и до сих пор не зар. сло (Т.). 5. 3. ря запылала пожаром и охватила полнеба (Т.). 6. В руке бл. стит высокого цилиндра глянец (Бл.). 7. Всех офицеров ск. кало семнадцать человек (Л. Т.). 8. Через две минуты мы пор. внялись с человеком (П.). 9. Врач поставил точку, пром. кнул голубой пром. кашкой написанное и поднял глаза (Аст.). 10. Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выр. внялась. (Т.). 11. Березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не к. снулся холодно играющий луч зимнего солнца (Т.).
Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
1. Тихо ум. рали над рекой туманы (Аст.). 2. От з. ри до з. ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 3. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб. рались в лога, ущелья. (Аст). 4. В качающихся его отсветах то и дело выр. стала согбенная фигура работника (Алекс.). 5. Местами мы приг. бались, чтобы пролезть под накл. нившуюся сосенку, по кустам перепл. тались камнеломки. (Аст.). 6. Он стоял, слушал и глядел вниз. на расст. лавшееся перед ним под горою море ог. ленных макушек леса. (Л. Т.). 7. Птицы все громче и хлопотливее щ. бегали в чаще (Л. Т.). 8. Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ, и бабушка выт. рала мою стриженную голову ладонью. уверяя, что от р. сы да от дождя люди р. стут большие-пребольшие (Аст.). 9. Туман все плотнее пр. жимался к земле. (Аст.). 10. В два ряда по обе стороны выстр. ились анисовки. (Алекс.). 11.Давным-давно сотв. ренный, мир жил своей неповторимой сложной и вечной жизнью (Алекс.). 12. Перед окнами сразу же нач. нались Малые луга, прост. равшиеся до синеющей вдали Салтыковской горы (Алекс.). 13. Из прибрежных зар. слей поднимались дикие утки (Алекс.). 14. Лес ответствовал ему покорным шелестом желтеющих листьев, нар. стающим шумом падающих деревьев (Алекс.). 15. Михаил вытянул губы и попробовал подр. жать соловью (Алекс.). 16. . А под конец, зам. рев на миг, рассыпался крупным градом. (Алекс.). 17. Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закам. нела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, раств. рились в сердце (Аст). 18. В промежутках совершенной тишины слышан был ш. рох прошлогодних листьев (Л. Т.). 9. Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, скл. нив голову набок, стала прислушиваться (Л. Т.). 20. Не успела Улька додумать до конца, как парень пор. внялся с ней и преградил дорогу (Алекс.). 21. Щеки его покраснели, глаза заг. релись и гневно, почти злобно, уставились на нее (Боб.). 22. Лица моего к. снулись цепкие, всегда студеные листья хмеля (Аст.). 23. Я зам. раю в восторге (Леск.). 24. Там гаснет огонь машины и заж. гается другой, огонь очага или камина (Гонч.). 25. Все победы начинаются с побед над самим собой (Леон.).
Источник