Конспект занятия «Овощи»
Герасимова Анастасия
Конспект занятия «Овощи»
Тема: «Овощи»
1. Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме.
2.Упражнять в образовании сущ-го: ед. и мн. числа разных падежных конструкций.
3.Упражнять в образовании сущ-го: ед. и мн. числа разных падежных конструкций.
4. Упражнять в образовании прилагательных от сущ-х.
1. Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.
2. Формировать зрительно-моторную координацию.
3. Развивать памяти, внимания, мышления.
1. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
2. Повышать самооценку ребенка.
3. Способствовать улучшению его эмоционального благополучия
Ход занятия:
Дидактическая игра «Какого цвета овощ?»
1. Игровое упражнение «Огород».
— Дети, а откуда берутся овощи на огороде? (их сажают). Давайте и мы посадим огород! –поочередно обращаюсь к детям: Что ты будешь сажать?
— Мы посадили много овощей. За ними надо ухаживать, а как (полоть, поливать, рыхлить землю).
— Мы вырастили хороший урожай, его надо убрать.
2. Дидактическая игра «Уберем урожай».
Как убирают овощи? Каждый овощ убирают по разному. Морковь растет в земле. Как убирают морковь?
Морковь выдергивают из земли. Как вы думаете, что еще так убирают?
Морковь, свеклу, репу, редис дергают. (Дети повторяют).
Какой из овощей срезают? (тыкву, капусту, кабачки).
Какой из овощей срывают? (огурцы, помидоры, горох).
Какой из овощей выкапывают? (картофель).
Давайте положим на стол овощи,которые: — дергают; на доску повесим овощи которые срезают; срывают; — выкапывают.
3. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют
4. Дидактическая игра «Раз, два, три – картинку подними!»
У детей на столах разложены картинки овощей. Прошу детей поднять картинку с изображением того овоща,про который можно сказать: красный, растет над землей.
Я буду начинать предложение, а вы заканчивать словами «Красный помидор».
На грядке вырос большой (красный помидор). А вокруг него растут другие (красные помидоры). Я сделаю салат из этого (красного помидора) и угощу им маму. Мы с вами говорили о (красном помидоре).
Отгадай загадку,разукрась отгадку:
1. Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней…
2. Оранжевый нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи, нам зеленый хвост не нужен, нужен только оранжевый нос.
3.Летом в огороде: свежие, зеленые. А зимою в бочке – крепкие, соленые.
4. Он никогда никого не обижал на свете. Чего же плачут от него и взрослые и дети?
Итог занятия:
Что вы сегодня узнали? Что вам было сложно? Что понравилось?
Конспект занятия «Полезные фрукты и овощи» Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «Полезные фрукты и овощи» Цели: • Познакомить детей с понятием витамины, почему они важны;.
Конспект занятия «Овощи и фрукты на нашем столе» Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе № 5 Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе» Подготовила воспитатель Маслова.
Конспект занятия «Овощи и фрукты — полезные продукты» Подготовила: воспитатель 2 группы Гармаш Е. А. Тема: «Овощи и фрукты-полезные продукты» Цель: Дать детям знания о витаминах, об их пользе.
Конспект занятия по развитию речи «Овощи и фрукты» Речевое развитие: Закреплять с детьми описание предмета. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе;.
Конспект занятия с детьми со сложным дефектом «Овощи» Е. Н. Шаравина ГБДОУ детский сад № 104 Невского района, Санкт-Петербург, Россия. Конспект занятия с детьми сложный дефект «Овощи». ЦЕЛЬ.
Конспект занятия в средней группе «Овощи» Цель: учить различать овощи, учить подбирать прилагательные к названию овощей. Задачи: 1) Закреплять знания детей об овощах. где они растут,.
Конспект занятия «Мы изучаем овощи» Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. Посмотрите, что лежит на тарелках? (огурцы и помидоры разной величины на каждого ребенка на одной.
Конспект занятия по лепке «Овощи большие и маленькие» Интеграция ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Интегрированные задачи: Образовательная:.
План-конспект занятия «Овощи и фрукты» Ирина Смирнова План-конспект занятия «Овощи и фрукты» для младшей группы детского сада Цели: 1. Познакомить детей с овощами и фруктами,.
Конспект занятия «Овощи» Тема: «Овощи». Цель: учить детей образовывать существительные в уменьшительно ласкательной форме; образование существительных множественного.
Источник
Какие овощи срезают ножом задание для детей. Уборка поздних овощей. Уборка капусты на хранение
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- Закрепить знания детей об овощах.
- Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
- Закрепить умение детей согласовывать числительные с существительными.
- Развивать логическое мышление, внимание, память детей.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать общие речевые навыки.
- Расширить словарь по теме.
Воспитатель. Дети, внимательно послушайте стихотворение.
Под окошком огород –
Много овощей растёт:
Тыква, репа и чеснок,
Лук, капуста, кабачок.
Сразу всё не назовёшь –
Может ты ещё найдёшь?
Воспитатель. Перечислите овощи, о которых говорится в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, посмотрите на картинку (Слайд 3) и назовите овощи, про которые забыли сказать в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Я начну, а вы продолжите. В огороде грядки с морковью, с огурцами. (Ответы детей).
Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою,
И на каждой грядке
Выросли загадки.
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сладкий на вкус. (Pena) (Слайды 4-5).
Этот овощ – овальной формы, длинный, зелёного цвета, шершавый, хрустящий, сладкий на вкус. (Огурец) (Слайды 6-7).
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сочный, горький на вкус. (Лук) (Слайды 8-9).
Этот овощ – овальной формы, длинный, оранжевого цвета, сочный, хрустящий, сладкий на вкус. (Морковь) (Слайды 10-11).
Этот овощ – круглой формы, бордового цвета, сладкий на вкус. (Свёкла) (Слайды 12-13).
На грядке в тёплый солнечный денёк
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать –
Но нельзя ему на грядке зимовать.
Воспитатель. Какие ещё овощи мы можем сорвать с грядки? (Ответы детей – помидоры, огурцы, горох, баклажаны) (Слайды 15-16).
Воспитатель. А какой овощ мы можем выкопать? (Картошку) (Слайды 17-18).
Воспитатель. Какие овощи мы выдёргиваем из земли? (Морковь, свёклу, репу, лук, редис) (Слайды 19-20).
Воспитатель. Какой овощ мы можем срезать? (Kanycmy, петрушку, укроп) (Слайды 21-22).
Воспитатель. Давайте назовём, какие действия мы выполняем для того, чтобы собрать овощи? (Ответы детей) (Слайд 23).
Воспитатель. Молодцы! Что нужно делать, чтобы собрать урожай, вы знаете. Пора идти в огород собирать урожай.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель).
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.
Огород у нас большой,
Урожай здесь неплохой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы начинаем овощи в корзину собирать.
Воспитатель. Посмотрите на помидоры (Слайд 24). Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей – размером, маленький помидор, побольше, ещё больше, еще больше, большой помидор).
Воспитатель. Нам нужно сосчитать помидоры, соблюдая правило. А правило такое: чем больше помидор, тем громче должен быть голос при счёте. Посмотрите, как это буду делать я.
(Воспитатель на одном выдохе выполняет счёт до 5-ти с усилением голоса).
Воспитатель. А теперь покажите, как это делаете вы.
(Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса).
Воспитатель. А сейчас я буду складывать овощи в корзину (Слайд 25). Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Теперь складывайте овощи в корзину вы, дети.
1-й ребенок: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
2-й ребенок: одна репа, две репы, три репы, четыре репы, пять реп.
3-й ребенок: одна свёкла, две свёклы, три свёклы, четыре свёклы, пять свёкл.
4-й ребенок: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок.
Воспитатель. Вот какой урожай овощей мы собрали (Слайд 26).
Воспитатель. Дети, посмотрите на этот рисунок и скажите, какие овощи спрятались здесь? (Слайд 27).
Воспитатель. А теперь, дети, найдите этот рисунок в ваших тетрадях. (Дети открывают нужную страницу). Дети, назовите ласково:
Воспитатель. Дети, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночок. »
На каждый ударный слог ребёнок разминает фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Вырос у нас чесночок, указательный палец левой руки
Перец, томат, кабачок, средний палец левой руки
Тыква, капуста, картошка, безымянный палец левой руки
Лук и немножко горошка. мизинец левой руки
Овощи мы собирали, мизинец правой руки
Ими друзей угощали, безымянный правой руки
Квасили, ели, солили, средний палец правой руки
С дачи домой увозили, указательный палец правой руки
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки
Воспитатель. О каком овоще загадка?
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней. (помидора)
Воспитатель. Обведите пальчиком помидор по контуру. (Дети обводят). А теперь раскрасьте помидор, не обращая внимания на пересекающие его контур линии. (Дети раскрашивают помидор).
Обведите контур моркови карандашом оранжевого цвета, а контур огурца обведите карандашом зелёного цвета. (Дети выполняют задания).
В заключительной части занятия воспитатель подводит итог, обращаясь к детям с просьбой кратко повторить то, чем они сегодня занимались.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007.
- Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений: Фрукты, овощи. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2003.
2.1 Комитет по образованию Муниципального образования
Тихвинский муниципальный район Ленинградской области.
непосредственно — образовательной деятельности (занятия)
Образовательная область «Коммуникация»
Возраст: 5 – 6 лет
Диагноз: ОНР 3 уровня, дизартрия, моторная алалия.
Кирсанова Светлана Викторовна
Детский сад комбинированного
вида № 5 «Незабудка».
Цель: расширять знания и представления об овощах.
- учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы
- учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных окончаниях;
- учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- расширять и обогащать словарный запас детей по теме.
- воспитывать заинтересованное отношение к окружающей природе;
- воспитывать умение работать в группе сверстников, слушать и слышать собеседника.
3. Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, память, связную речь;
- развивать логическое мышление;
- развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию речи с движением.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: Н. Носов «Про репку», «Огородники», Ю. Тувим «Овощи», Э. Шим «Кто как одет?»,
С. Михалков «Овощи»; рассматривание и пробование на вкус натуральных овощей.
Оборудование: Картинки с изображением овощей, наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.
I часть. Организационный момент:
Воспитатель: — Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.
Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?
Дети: — морковь, перец и т.п.
Как можно это назвать одним словом?
Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
Дети: — об овощах.
II часть. Основная:
1. Беседа об овощах
Воспитатель: — А где растут овощи?
Дети: — в огороде
Воспитатель: — правильно. Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи.
Воспитатель читает стихотворение:
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
2.Выставляются картинки овощей.
Воспитатель: Овощи на огороде растут по-разному:
У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй; У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле; У помидора, гороха, перца, баклажанов — плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)
Воспитатель: -Кто может назвать овощи, которые мы срываем?
Дети: — огурцы, помидоры, перец и др.
Воспитатель: -А какие выкапываем?
Воспитатель: -А какие овощи выдёргиваем из земли?
Дети: — морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.
Воспитатель: — А какие овощи мы срезаем ножом?
Дети: — тыква, кабачок, капуста, баклажан
Воспитатель: — Кто ухаживает за овощами?
Дети: — За овощами ухаживают огородники на дачах и овощеводы в колхозах.
Воспитатель: — А как они ухаживают за овощами?
Дети: — Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.
Воспитатель: — Для чего нужны овощи?
Дети: — В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.
Воспитатель: — Что можно приготовить из овощей?
Дети: — Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу.
3. Игра «Подбери признаки».
Воспитатель: — Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него, какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок) (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
Воспитатель: — Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.
4. Игра «Чего не стало?».
Воспитатель: — Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один из них, а вы скажете, какого их них не стало.
Воспитатель: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Петрушка иль свекла? Ох. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
5. Игра «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель: — Я буду бросать вам мяч и называть овощ, а вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
6. Игра «Один — много».
Воспитатель: — Я буду называть один овощ, а вы много овощей.
7. Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
8. Игра «Назови сок, салат».
Воспитатель: — Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать, какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Сок из моркови — морковный Суп из гороха — гороховый
Сок из капусты — капустный Суп из картофеля — картофельный
Сок из свёклы — свекольный
Салат из огурцов — огуречный
9. Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,
Из земли за чуб плутовку,
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде-
А зимою в бочке –
Как зовут нас? … Огурцы.
III часть. Окончание:
Воспитатель: — О чём мы говорили на занятии?
Дети: — об овощах.
Воспитатель: — Что вы нового узнали об овощах?
Воспитатель: — Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии
А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.
Урок развития речи в третьем классе.
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им и поприветствуем.
Входит мальчик, переодетый в костюм лука и держит маленький сундучок.
Я овощ с грядки.
Кто меня раздевает,
Тот слезы проливает.
Ребята, кто это? Вы узнали?
Лучок, лучок, а что у тебя за сундучок?
Это сундучок не простой, там для вас загадки и другие интересные задания.
Ребята, будем отгадывать загадки?
Ты, лучок, проходи и садись. Посмотришь, как ребята работают на уроке.
(Учитель достает из сундучка загадки и загадывает их, вывешивая картинку-отгадку на доску).
Летом в огороде
Свежий и зеленый,
А зимою в бочке
Крепкий и соленый. (Огурец)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? (Лук)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (Картофель)
С дерева достану я.
На тарелку положу.
Кушай, мамочка, скажу. (Яблоко)
Про меня вы знаете загадки –
Сто одежек надеваю я.
В огороде в них сижу на грядке.
Щи и борщ не сваришь без меня. (Капуста)
Растет краса – зеленая коса,
В земле вся рыжая сидит,
Когда жуешь ее, хрустит. (Морковь)
Овощ это или фрукт
Может, кто-то из ребят
Мне ответ подскажет?
Ярко-желтый или рыжий?
Рассмотри его поближе,
Но не пробуй приподнять –
Весит килограммов пять.
Этот овощ мама ваша
В пшенную добавит кашу. (Тыква)
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я … (Свекла)
Он бывает, дети, разный –
Желтый, зеленый и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это … (Перец)
А теперь посмотрите внимательно и найдите на доске лишний предмет.
Почему яблоко лишнее?
Потому, что это фрукт.
Где растут фрукты?
Скажите, как одним словом назвать оставшуюся группу предметов?
О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
Сообщение темы урока.
Тема нашего урока — «Овощи».
(На доску прикрепляется табличка с надписью «овощи»).
Ребята, а где растут овощи?
В огороде на грядке.
Давайте составим предложение о том, где растут овощи.
(На доске деформированное предложение. Ученик выходит и расставляет карточки в нужном порядке).
растут Овощи в на огороде грядке.
Овощи растут в огороде на грядке.
А когда поспевают овощи?
Когда собирают урожай овощей?
Давайте составим еще одно предложение.
летом Урожай и овощей осенью. Собирают
Урожай овощей собирают летом и осенью.
Вот и свеклу мы собрали,
И лучок с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
Ребята, а вы знаете, что разные овощи нужно убирать по-разному?
Одни овощи срывают, другие срезают, третьи выдергивают, а четвертые выкапывают.
(На доске появляются слова-действия).
Прикрепите картинки с изображением овощей, разделив их на 4 столбика.
(Каждый ученик выходит и выполняет задание).
СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ
тыква помидор свекла картофель
капуста огурец морковь
Молодцы! Справились с заданием. Знаете, как собирают овощи!
Но вы должны знать, что прежде чем порезать овощи в суп, салат или сделать из них сок, их нужно тщательно помыть щеткой в проточной воде!
Иначе, с вами случится то же, что случилось с героями стихотворения.
Съели всю капусту зайчики на грядке.
А потом морковку. Было все в порядке.
Кабачок погрызли, очень-очень вкусный
Было зайцам весело, а теперь им грустно.
А теперь у зайцев животы болят.
Овощи немытые съели – говорят.
Расскажи, что может быть,
Если овощи не мыть?
Посмотрите, ребята, какую корзину с овощами вам принесли в подарок!
(Выставляется корзина с настоящими овощами).
Одни овощи растут в земле, у них мы едим «корешки», другие овощи растут на земле, у них едят «вершки». Как в сказке «Вершки и корешки», в которой глупый медведь не знал, что у какого овоща едят и остался голодным.
А сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, не останетесь ли вы голодными.
(На парте стоят 2 пустые корзины с надписями «вершки» и «корешки». В них дети складывают овощи из большой корзины).
Молодцы, голодными не останетесь!
Наклоните вниз головку,
Вправо поверните ловко,
Влево медленно верните
И на парту опустите.
Нам минутки тишины
Очень иногда нужны.
Сейчас я раздам каждому из вас конверт с изображением овоща, картинка в нем разрезана. Вам надо быстро ее собрать, найти такой же овощ в нашей корзине и рассказать ребятам о нем так, чтобы все догадались, о каком овоще вы говорите. (На доске выставляются опорные схемы, по которым ученик будет рассказывать о своем овоще. Все дети закрывают глаза, а один ученик выходит, берет из корзины свой овощ, прячет его за спину. Все открывают глаза и слушают рассказ товарища о его овоще, стараясь отгадать).
Примерный рассказ по опорным схемам.
Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Его срывают. Он круглый красный гладкий твердый. Из него можно приготовить салат, его кладут в суп, делают сок. Что это за овощ?
Несколько учеников рассказывают о своем овоще.
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали на уроке. Рассказали нам, что вы знаете об овощах. А знаете вы о них очень много.
А тебе, лучок, понравилось, как дети работали?
Да, мне очень понравилось! Чтобы быть здоровым, умным и красивым
Нужно кушать много разных витаминов!
Я приготовил для всех ребят угощение. Это очень полезный и вкусный овощ – морковка. Я хочу всех вас угостить. (Всем ребятам раздает морковку).
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Дома вы раскрасите картинку с изображением овоща и подготовите рассказ-загадку о нем.
До наступления заморозков в первых числах октября в солнечную погоду завершают уборку корнеплодов. Редьку, пастернак и сельдерей выкапывают садовыми вилами или лопатой, потому что они находятся глубоко в почве, листья обрезают на уровне шейки. Мелкие корнеплоды петрушки и сельдерея оставляют под зиму. При наличии обогреваемых теплиц высаживают сельдерей и другие корнеплоды массой 50-100 г для осенней и зимней выгонки зелени.
Собирают посеянные в августе зеленые культуры: шпинат, салат, укроп, лук репчатый на зелень. Шпинат вырывают с корнем до заморозков. Растения при этом не моют, что улучшает лежкость. Хранят его в целлофановый пакетах при температуре -1 . — 2 ° С в течение двух месяцев. До заморозков заготавливают для выгонки зимой салат цикорный. Собирают корнеплоды диаметром 3-5 см. Собранные растения укладывают в кучи корнеплодами внутрь, а листьями наружу, чтобы обеспечить отток питательных веществ из листьев в корнеплоды. Через 7-10 суток листья срезают, оставляя черешки длиной 2-3 см, и прикапывают в парнике или подвале. Собирают свежую зелень салата эндивия и эскариолы до заморозков (-6 . — 8 ° С).
Перед выпадением снега эти овощи собирают с корнем и прикапывают в подвале или хранилище. При температуре +3 . +5 ° С в темном помещении листья этих салатов отбеливаются, теряют горечь и могут использоваться на протяжении всей зимы. Лук порей убирают во второй половине солнечного дня. Выкапывают ее лопатой или садовыми вилами и, выкладывая на землю, немного подрезают корни. Затем растения сортируют по диаметру ненастоящей луковицы, связывают в пучки и прикапывают в подвальном помещении во влажный песок, где они сохраняются свежими до трех месяцев.
Некоторые огородники лук порей не выкапывают, а оставляют под зиму на грядках. Весной получают зелень. Корни хрена собирают садовыми вилами, когда на растении начинают отмирать листки. Обычно эту работу проводят перед сильными заморозками. Выкапывают его осторожно, чтобы не повредить не только товарный корень, но и молодые корни толщиной 1-2 см, растущих в глубине. При копании и обрезке стараются не оставлять на участке концов корней и корешков, иначе участок быстро замусорется хреном. Выкопанные корни отрясают от земли, обрезают остатки листьев и нижних краев, избегая при этом порезов и других повреждений. Лучшего качества получают хрен при выращивании в одно- или двухгодичной культуре. Большие и длинные корни (диаметром 1,6-1,8 см) используют для переработки и хранения, а мелкие отрезки — при посадке на следующий год. Хорошим посадочный материал считают боковые корни длиной 20-25 см и более, толщиной 0,8-1,5 см, подрезанные снизу острым ножом наискось, а сверху перпендикулярно продольной оси. Их связывают пучками по 10-15 шт. и хранят в подвале или прикапывают в траншеях, переслаивая сухим песком или торфом.
Настала пора (10-15 октября) сбора и квашения капусты белокочанной среднепоздних и позднеспелые сортов. Только при своевременной высадке (2-5 июня) хорошо развитой рассады и оптимальных условий выращивания основная масса товарных головок заканчивает свое формирование в первой декаде октября. В это время наблюдается устойчивое похолодание и, естественно, прекращается рост растений. Низкие температуры и краткосрочные заморозки до -4 . — 5 ° С не сказываются негативно на качестве капусты, если головки еще не срубают. Собраны и оставлены на участке головки при угрозе заморозков укрывают. На товарные цели головки срезают под корень с двумя-тремя внешними, покровным листами в сухую, солнечную погоду днем и дают им обсохнуть.
Поврежденные головки сразу используют для квашения. Для семенных целей и закладки на хранение растения капусты вырывают с корнем. Собирают их как можно позже. Здоровые плотные головки лежких сортов (Амагер 611, Харьковская зимняя, Снежинка, Украинская осень и др.) с покровным листами оставляют на длительное хранение в свежем виде. На участке, где в текущем году на капусте была обнаружена кила, сначала срезают головки, а кочаны не выдергивают. Обкапывают землю вокруг них как можно глубже, кочаны вместе с прилегающими к ним землей складывают на носилки, выносят с участка и закапывают поглубже в яму. При осеннем перекапывании почвы вносят на этот участок известь-пушонку (до 10 литровых банок на 10 м.кв.) или древесную золу, увеличив ее дозу вдвое. На зараженные участке не выращивают четыре-пять лет не только капусту, но и другие растения семейства капустных (редиску, репу, редьку, брюкву). При раннем выявлении ковра обильный полив и глубокое окучивание немного сдерживают ее развитие, но урожай снижается.
К концу вегетации растений внутри корневых наростов вызревают споры гриба. Под воздействием почвенных микроорганизмов наросты загнивают, разлагаются, а споры из них попадают в почву и заражают его. Жизнеспособность спор сохраняется несколько лет, и почва является единственным источником болезни. На низких участках с застоем грунтовой и дождевой воды на кислых почвах и при бессменный культуре капусты (и других растений семейства капустных) кила быстрее распространяется и наносит большой вред.
Вслед за капустой белокочанной собирают капусту брюссельскую позднего сорта Геркулес. Чтобы продлить срок ее потребления на полтора месяца, растения выкапывают с корнями и прикапывают в подвале во влажный песок или землю. Удобно использовать для этого большой глубокий ящик. Иногда подвешивают растения корнями вверх на перекладину хранилища. Головки, отделенные от стебля, быстро вянут, оставаясь на нем, долго сохраняются свежими. Температуру в подвале поддерживают +1 . +2 ° С. Отдельно головки размером с грецкий орех (3-4 см) сохраняют при нулевой температуре в течение 10-12 суток. Верхушку растения также можно использовать как зелень. Листья, оставшиеся на растении, закладывают в компостную кучу, а стебель вырывают, подсушивают и сжигают. На грядках до заморозков оставляют переросшие, побуревшие плоды (семенники) огурца. Как только семенники приобрели свойственного им окраску и стали мягше, пришло время их собирать. Отбирают семенники правильной формы, оставляют 15-25 суток созревать, пока не размякнут. Затем их разрезают, выбирают ложкой семена и вместе с перегородками помещают в банку для сбраживания. Процесс сбраживания длится недолго — 2-3 суток. Все это время банку держат закрытой, лучше полиэтиленовой пленкой. Затем семена отмывают и сушат при температуре +35 . +40 ° С, можно на печи. При сушке их перемешивают, чтобы оно не закисало. Выход семян 5 г с одного семенника
Хранить семенной материал в мешочках вместе с этикеткой, где указывается сорт огурца и год его выращивания.
Поздно осенью (конец октября — начало ноября) собирают клубни топинамбура (груши земляной). Он принадлежит к растениям, которые до сих пор не оценены должным образом. Клубни этого растения используют как картофель или употребляют в сыром виде. В клубнях отсутствует крахмал, однако содержится инсулин, очень полезный для диабетиков. Топинамбур выращивают и для кормовых целей. Если его выращивать на удобренном участке образуется большая надземная масса, которую используют на корм скоту. Топинамбур — неприхотливое растение, которое не требует полива, морозостойкое, его можно выращивать повсеместно. Он плохо растет на участках, открытых ветрам, так как, достигнув высоты 2-3 м, может от ветра быть вывернуть из земли. Клубни высаживают рано весной широкорядных способом по схеме 100х50 см на глубину до 15 см.
Собирать клубни можно не только поздно осенью, но и весной. Если часть клубней оставить в земле, то из них вырастают новые растения. Культивируют топинамбур на одном участке не более пяти лет. Зимой его хранят в холодном подвале, в буртах или в парнике. Клубни переслаивают землей, чтобы они не высохли. Закончив уборку урожая, очищают участок от растительных остатков и еще раз пропалывают сорняки. Растительные остатки здоровых растений закладывают в компостные кучи, а больные сжигают или закапывают глубоко в землю.
Конспект комплексного занятия с ребенком 4 — 5 лет с диагнозом ОНР
Овощи
Ходак Анна Николаевна,
логопед СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника №11»
Цель : расширение представлений ребенка об овощах.
· Знакомить с названиями овощей;
· Расширять словарь по теме «Овощи»;
· Формировать обобщающее понятие овощи ;
· Расширять словарь за счет имен существительных (огород, грядка); за счет глаголов (срезать, выкапывать, выдергивать, срывать)
· Совершенствовать грамматический строй речи, слоговую структуру слова;
· Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
· Учить составлять рассказ по картинному плану.
· учить узнавать и называть овощи
· развивать слуховую память;
· учить соотносить речь с движением при воспроизведении потешки;
· развивать зрительно-моторную координацию — учим складывать разрезные картинки из 2-5 частей;
· формировать плавный вдох и выдох;
· развивать артикуляционную моторику;
· развивать мелкую моторику пальцев рук.
· воспитывать бережное отношение к животным;
· учить эмоционально откликаться на слова загадки и потешки.
Оборудование: муляжи, магниты и настоящие овощи; медведи: большой и маленький, пазлы «Овощи», мяч, опорная схема для составления описательного рассказа.
1. Пальчиковая игра
У Лариски — Две редиски. Соединяем пальцы по очереди с большим
У Алешки — Две картошки.
У Сережки — сорванца —
Два зеленых огурца.
А у Вовки — Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
2. Рассматривание овощей, называние их.
Где растут овощи?
Чем полезны овощи?
Какие овощи выкапывают, срезают, выдергивают, срывают?
1. Дыхательное упражнение «Узнай по запаху»
Узнать овощ по запаху сначала с откры-тыми глазами, потом с закрытыми.
4. Артикуляционная Гимнастика
В огород пойдём,
Урожай соберём. (Язычок поднимаем к носу, опускаем к подбородку)
За забор зайдём, (упр -ие «Заборчик»)
И лопаточки возьмём. (упр -ие «Лопаточка»)
Мы морковки натаскаем (упр -ие «Иголочка»)
И картошки накопаем. (упр — ие «Киска лакает молоко» (лакательные
движения языком))
Срежем мы качан капусты, (надуть щёки)
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко (упр-ие «Лопатка»)
И вернёмся по дорожке. (упр -ие «Лошадка»)
5. Игра «Угостим медведей»
Большой и маленький медведи пришли к нам в гости, будем их угощать овощами. Большого медведя будем угощать большими овощами, а маленького медвежонка маленькими. Медведю — морковь, а медвежонку — морковочку.
6. Упражнение «Чего не стало на грядке?»
Выставляем на стол 5-7 предметов овощей. Ребенок закрывает глаза, убираем один овощ (можно два), меняем местами. Просим сказать, что изменилось, что пропало.
8. Рассказ медведей
Логопед говорит за большого медведя, а ребенок за медвежонка.
Большой медведь: « На тарелке лежало много помидоров. Я съел помидор, а потом еще один маленький помидорчик».
Маленький медвежонок: «На тарелке лежало много огурцов. Я съел огурец, а потом еще маленький огурчик.
(Продолжаем со всеми овощами)
9. Упражнение «Назови 5 действий» (игра с мячом)
Перечисляем 5 действий, которые можно совершать с овощами:
Картошку можно сажать, можно мыть, можно выкапывать, можно резать и т.д.
(Предлагаем еще 1-2 овоща)
10. Составление рассказа по опорным схемам
Расскажи об овоще, используя таблицу.
Какой огурец? (Огурец маленький, овальный, зеленый.)
Какой картофель? (Картофель большой, овальный, коричневый.)
Источник