Борис Пастернак. О, знал бы я, что так бывает..
О, знал бы я,
что так бывает,
когда пускался на дебют,
что строчки с кровью — убивают,
нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплёкой
я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
так робок первый интерес.
Но старость — это Рим, который
взамен турусов и колёс
не читки требует с актёра,
а полной гибели всерьёз.
Когда строку диктует чувство,
оно на сцену шлёт раба,
и тут кончается искусство
и дышит почва и судьба.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.08.2019. Анна Ахматова. Оркестр весёлое играет.
- 28.08.2019. Леди Дождик. Рыжий август синей ночью.
- 27.08.2019. Борис Пастернак. Единственные дни
- 26.08.2019. Марина Ивановна Цветаева. Страна
- 25.08.2019. Константин Симонов. Злую, ветренную, колючую.
- 20.08.2019. Счастье не абсолютно, а относительно
- 19.08.2019. Андрей Дементьев. Нет женщин нелюбимых
- 18.08.2019. Николай Зиновьев. Меня учили люди-братья.
- 17.08.2019. Николай Зиновьев. Давай друг друга украдём
- 15.08.2019. Булат Окуджава. Сентиментальный марш
- 14.08.2019. Булат Окуджава. Вот так она любит меня
- 13.08.2019. Ал. Блок. Знаю я твоё льстивое имя
- 09.08.2019. Марина Цветаева. Я бы хотела жить с Вами.
- 08.08.2019. Наталья Христолюбова Щепко. Из себя выходим
- 07.08.2019. Марина Цветаева. Август — астры.
- 06.08.2019. Борис Пастернак. О, знал бы я, что так бывает..
- 05.08.2019. Андрей Вознесенский. Не исчезай
- 04.08.2019. Белла Ахмадуллина. Посвящение А. Н. Корсаковой
- 03.08.2019. Джек Воробей. Но вы обо мне слышали!
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Когда строку диктует чувство. Борис Пастернак
Помню в середине семидесятых годов я довольно часто выступал в школах, заводских общежитиях, ПТУ, в библиотеках. На одной из творческих встреч меня спросили:
– Лев Ионович, кто ваш лю6имый поэт?
Безо всяких колебаний я ответил:
– Борис Пастернак!
Через несколько дней в бюро пропаганды художественной литературы, по путевкам которого я выступал, мне сделали выговор:
– Вoт поступил сигнал из горкома партии: оказывается, вы первым назвали Пастернака, а не Владимира Маяковского, который является «лучшим и талантливейшим поэтом нашей, советской эпохи». Это ваша политическая ошибка.
Вот так прежняя власть диктовала, кого надо любить, а кого и не очень. А для меня с юношеских лет поэзия и нравственная позиция Бориса Леонидовича Пастернака были олицетворением высоты и чистоты, чем всегда славилась великая русская литература. Её не случайно назвал «святой» Томас Манн. Державин, Баратынский, Пушкин, Лeрмонтов, Тютчев, Фет, Жуковский, Блок – имена можно продолжить. В этом ряду, – великий поэт ХХ века Пастернак, подхвативший эстафету. Скажу больше (простите это уже и моё пристрастие): Когда-то Пётр Ильич Чайковский написал: «Высшая точка красоты в музыке – это Моцарт!» А в поэзии – это Пастернак, – добавил бы я. И не только потому, что нахожусь под обаянием его стиля, его мастерства, на мой взгляд, наивысшего в русской поэзии, а и потому, что его нравственное, этическое начало восходит к идеям христианской любви и жертвенности. В этом и сама жизнь, как творчество, и творчество, как сама жизнь.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет рaбa,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
За такую честность и искренность поэту приходилось расплачиваться, и не раз: и когда его регулярно прорабатывали на писательских собраниях и съездах чиновники от литературы, и когда годами просто не печатали по указке вождей тоталитарного, безбожного режима, и когда травили за создание в высшей степени христианского романа «Доктор Живаго», может быть, величайшего русского романа того столетия, заслужено удостоенного Нобелевской премии. Затравленный, он не перенёс всех ударов и скончался в 1960 году, когда ему было 70 лет. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет» – так говорится в молитве Моисея, в 89 Псалме. Большей крепости Пастернаку не дали.
Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.
Увы, у власти – не высшей, а низшей страсти всегда отданы места. В своей поэме «Лейтенант Шмидт» автор, словно заглядывая вперёд, через десятилетия (поэма создана в 1926-1927 годах), пишет монолог героя на суде (а теперь мы видим, и свой собственный):
Как вы – я часть великого
Перемещенья сроков.
И я приму ваш приговор
Без гнева и упрёка.
Неверно, вы не дрогнете,
Сметая человека.
Что ж, мученики догмата,
Вы тоже – жертвы века.
Я тридцать лет вынашивал
Любовь к родному краю
И снисхожденья вашего
Не жду и не теряю.
Как непомерна разница
Меж именем и вещью!
Зачем Россия красится
Так явно и зловеще!
Едва народ по-новому
Сознал конец опеки,
Его от прав дарованных
Поволокли в аптеки.
Всё было вновь отобрано.
Так вечно, пункт за пунктом,
Намереньями добрыми
Доводят нас до бунта.
…Не встать со всею родиной
Мне было б тяжелее,
И о дороге пройденной
Теперь не сожалею…
Собственно, Борис Леонидович Пастернак избрал для своей поэмы такого героя потому, что лейтенант Шмидт, по мнению автора, несёт в душе идею служения, христианскую идею жертвенности идущую от заповедей Иисуса Христа. Герой поэмы идёт на суд, на казнь, почти дословно повторяя слова Господа из Евангелия от Иоанна (глава 15, стих 13): «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Шмидт знает, что восстание обречено на поражение, но он не может оставить восставших:
Всё отшумело. Вставши поодаль.
Чувствую всею силой чутья:
Жребий завиден. Я жил и отдал
Душу свою за други своя.
А в конце поэмы – как обобщение звучат строки:
Напрасно в годы хаоса
Искать конца благого.
Одним карать и каяться.
Другим – кончать Голгофой.
Той же идеей христианского служения, любви и жертвенности проникнуто стихотворение «Рослый стрелок, осторожный охотник». Обратимся к прекрасному стихотворению, написанному в грозном 1943 году, «Смерть сапёра». Красноречивы строки, исполненные той же идеей высокого самопожертвования:
Привстал и дух от боли заняло,
И он упал в густой полыни.
И вслед за этими строками:
Всё в жизни может быть издержано,
Издержаны все положенья, –
Следы любви самоотверженной
Не подлежат уничтоженью.
А стихотворение венчает строфа высокого христианского обобщения:
Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
В следующем году Пастернак пишет другое стихотворение «Ожившая фреска». Но вначале оно было иным и называлось «Воскресенье». Но разве безбожная власть могла пропустить строки:
Впервые средь грозы Господней
Он слушал у ворот обители
О смерти, муках преисподней
И Воскресенье, и Спасителе.
Надгробье каменное треснет
И в ветре налетевшей памяти
Он снова в третий день воскреснет
И пустится по нашим снам идти.
Ориентир защитника Отчизны – пример Господа, отдавшего жизнь за людей и воскресшего на третий день!
В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак развивает свои мысли как гражданин и как христианин одновременно, обобщая накопленный опыт и миросозерцание не просто художника: «Факт бессмыслен, если в него не внести смысла. Христианство, мистерия личности и есть именно то самое, что надо внести в факт, чтобы он приобрел значение для человека».
Это понимание пришло к писателю в конце войны, когда в нём снова пробудилось отчетливое ощущение присутствия Божия в историческом существовании России. А ведь было так, что Пастернак задолго до фашистского нашествия в 1941 году почти в отчаянии писал, обращаясь к Богу:
Стал забываться за красным жёлтый
Твой луговой вдохновенный рассвет.
Где Ты? На чьи небеса перешёл Ты?
Здесь, над русскими, – здесь Тебя нет.
Стихи связаны с событиями 1918 года, началом «красного террора», расстрелом заложников. А о безбожии 30-х годов поэт вспоминал уже после войны в стихотворении «Рассвет» (1947 год). И снова обращение к Христу, к Господу:
Ты значил всё в моей судьбе,
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.
Да, не было вокруг ни слуху, ни духу о Нём, но в душе Пастернака образ Господа никогда не терял своих чудных черт! Не мерк, не туманился. И взявшись за создание «Доктора Живаго», Пастернак пошел от этого образа Бога в Живаго.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил.
Именно Господний Завет подвигнул долго молчавшего Поэта к активному действию, активизировал в нём жажду нести свою веру и творчество людям, как это произошло с Савлом, который стал Павлом, словно пережившим второе рождение: «Горе мне, если не благовествую». А поэт написал:
Мне к людям хочется, в толпу:
В их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
За год до смерти, в 1959 году, произошла встреча Бориса Пастернака с американским композитором Леонардом Бернстайном. Тот недоумевал: как мы можем жить с такой хамской, безбожной властью? Поэт ответил: «Что вы, при чём тут министры? Художник разговаривает с Господом Богом, а Тот ставит ему разные спектакли с разными персонажами, чтобы тому было что писать. Это может быть либо трагедия, либо фарс, но это уже второстепенно».
А предчувствуя свой скорый уход (тогда было создано замечательное стихотворение «В больнице») поэт сказал профессору Амиа Чакраварти: «Я не вынес бы ожидания смерти, если бы мне не открылся Иисус Христос». Не случайно первое название романа «Доктор Живаго» – «Смерти не будет». И здесь же красноречивый эпиграф из Откровения Иоанна Богослова: «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет. Ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).
Евангельских циклом, стихами о Господе завершается роман и венчается всё творчество бессмертного мастера – Бориса Леонидовича Пастернака. «И творчество, и чудотворство»…
Мне снился Пастернак –
Сначала поседелым,
На белых простынях
И в одеянье белом.
И не было людей,
Но в поминутном чуде
Он тихо молодел, –
И появлялись люди!
Вставал, и на ветру
Вдруг прятались морщины,
И юношей к утру
Уже вбегал в лещины.
Казалось мне, к родным
Летел, покинув пекло,
Пророком молодым
И фениксом из пепла.
И чуб на лбу блестел
Крылом черно-слепящим.
То пропадал в листве,
То возникал над чашей…
Источник
О, знал бы я, что так бывает…
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник