Меню

Перечне действий при выполнении работы по определению кислотности почв

«Определение кислотности почвы».
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект лабораторной работы с применением цифровой лаборатории.

Скачать:

Вложение Размер
opredelenie_kislotnosti_pochvy_s_primeneniem_cifrovoy_laboratorii.docx 26.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Лабораторная работа «Определение кислотности почвы».

Цель урока : развитие предметных компетенций обучающихся по теме «Кислотность почв».

  1. Повторить и обобщить знания о видах почв, почвенном питании растений;
  2. Продолжить развитие предметных компетенций: умение определять кислотность почвы, находить причинно – следственные связи между кислотностью почвы и типом почвы;
  3. Продолжить развитие универсальных учебных действий при работе с учебником, выполнении лабораторной работы.
  1. Приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи и взаимопроверке;
  2. Умению слушать других;
  3. Воспитание коммуникативной культуры, целеустремленности и инициативности.
  1. Развивать потребность в познании, стремлении к самовыражению и индивидуальности;
  2. Развивать познавательные умения;
  3. Развивать аналитическое мышление, логику.
  4. Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
  5. Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.

Тип урока : изучение новой темы в рамках лабораторной работы

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

(с указанием действий с ЦЛО, например, датчик pH)

Настрой на повторение и обобщение темы

Подготовка к уроку

Сформулировать цели и задачи урока.

Послушайте отрывок из стихотворения шотландского поэта и сделайте вывод о том, какие условия необходимы для роста и развития растений:

Велели выкопать сохой

Чтоб славный Джон, боец лихой,

Не вышел из земли.

Травой покрылся горный склон,

В ручьях воды полно,

А из Земли выходит Джон

— Мы продолжаем разговор о почве и сегодня изучим понятие «кислотности почвы», влияние кислотности на растения, выполним лабораторную работу «Определение кислотности почвы»

Записи в рабочей тетради темы урока: «Определение кислотности почвы».

  1. Фронтальный опрос по пройденной теме.

— Что такое почва?

— Какие вещества входят в состав почвы?

— Каково значение почвы для растений?

— Что вы знаете о плодородии почвы?

2. Изложение нового материала по плану:

1. Кислотность почв – важнейшее условие продукционного процесса сельскохозяйственных растений.

2. Виды кислотности почв.

3. Опасность кислых почв для растений.

4. Сельскохозяйственные растения, которые можно выращивать в Тамбовской области.

3. Развитие универсальных учебных действий.

Выполнение лабораторной работы «Определение кислотности почвы пришкольного учебно – опытного участка» с помощью ЦОЛ «Архимед».

Работа проводится по инструкции ( приложение 1 ) .

— Какие выводы можно сделать по результатам лабораторной работы?

1. Ответы на вопросы.

2. Записи в тетради

3. Выполнение лабораторной работы.

Кислотность почвы пришкольного участка …, тип почвы …

Анализ полученных результатов.

— Используя данные, полученные в результате работы, предложите список сельскохозяйственный растений, которые можно выращивать на пришкольном учебно – опытном участке.

Рефлексия, самооценка, взаимооценивание.

Учащиеся, выполняя данную работу должны продемонстрировать:

Предметно – информационная составляющая

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Ценностно – ориентационная составляющая

— иметь понятие о точном и приближенном значениях физических величин

— понятие погрешности измерения.

— определять pH почвы

— рассчитывать погрешность измерения.

проявлять самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента.

Отчет о лабораторной работе выполняется в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Определение кислотности почвы».

Цель работы: определить характер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв и сделать вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.

Форма работы: фронтальная.

Оборудование и материалы:

Регистратор данных USB Link

Настройка параметров измерения:

1) частота измерений – каждую секунду;

2) число замеров – 500

Приготовление почвенного раствора . В химический стакан поместите почву. Прилейте дистиллированную воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Хорошенько перемешайте стеклянной палочкой.

Приготовьте лабораторный штатив . Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива. Закрепите в муфту кольцо так, чтобы стержень кольца поддерживал не только винт, но и муфта. Поместите в кольцо воронку.

Приготовьте бумажный фильтр. Смочите фильтр водой, чтобы он плотнее прилегал к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитывал фильтруемую жидкость. При фильтровании жидкость наливайте на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Подставьте под воронку химический стакан и профильтруйте подготовленную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

В почвенную вытяжку поместите датчик рН и начинайте регистрацию данных. Эксперимент проделайте не менее 3-х раз.

Результаты измерений: занесите полученные данные в таблицу «Кислотность почв» и сделайте вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.

Источник

Проектная работа. Кислотность почвы, способы её определения и устранения.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Кислотность почвы, способы её определения и устранения»

Работа над проектом.

Методический паспорт учебного проекта.

Представление продукта проекта.

Приложение № 1. Методика взятия почвенных образцов для анализа.

Приложение № 2. Определение pH солевой вытяжки из почвы

и оценка кислотности почвы.

. Приложение №3. Применение тест – комплекта.

Определение «рН». НПО«Крисмас+».

«Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов» (Т.Новикова)

Современный уровень образования требует постоянного поиска новых форм учебно – воспитательного процесса, которые позволили бы:

— получить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;

— развивать учащегося как творческую личность, способную определять цели и задачи своей деятельности;

— формировать навыки исследовательской и проектной деятельности;

— повысить мотивацию к учению, совместной работе , сотрудничеству;

— вовлечь учащихся в активный познавательный процесс;

— научить учеников работать с информацией, уметь применять знания.

Работа над проектом.

Определение источников информации.

Знакомство с приборами: для определения характера почв Н.И. Алямовского, тест — комплект для анализа воды и водных вытяжек «Крисмас+»

Знакомство с технологическими инструкциями

— по отбору проб почв,

— по приготовлению солевых и водных вытяжек из почв.

4. Разделение обязанностей между членами групп.

5. Определения способа представления результатов проекта и выдачи рекомендаций.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Делятся на группы, вырабатывают план действий, формируют задачи.

Сбор информации, решение промежуточных задач, изучение методик по проведению экспериментов. Основные инструменты:

приборы для определения характера почв Н.И. Алямовского, тест — комплект для анализа воды и водных вытяжек НПО«Крисмас+». Эксперименты.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Выполняют исследования, решают промежуточные задачи.

Результаты и выводы

Анализ информации, формулирование выводов

Устный отчет с демонстрацией материала. Письменный отчет в виде проектной работы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника, сотрудничает

Отчитываются, обсуждают результаты

Оценка результатов и процесса в целом.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, потенциал продолжения, качества отчетов

Участвуют в оценке проекта путем коллективного обсуждения и самооценки.

Методический паспорт учебного проекта.

Тема проекта и информационное содержание учебного проекта связаны с изучением темы «Электролитическая диссоциация», электролиты и неэлектролиты, диссоциация кислот, солей и щелочей.

Цели: — вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс по разным видам деятельности,

самостоятельное приобретение новых знаний

организация деятельности учащихся как индивидуальной, так и групповой.

3. Задачи учебно – педагогические:

— развивать интерес к предмету

— умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике

— развить каждого учащегося как личность, способную опеределять цели и

задачи своей деятельности, а также способы реализации

— формировать навыки исследовательской деятельности

— использовать информационный листок «Кислотность почв»,который

— размещён в сети Интернет.

4.Возраст учащихся: 9 класс

5. Время работы над проектом с ноября 2015 по март 2016 учебного года.

6. Режим работы : внеурочный

7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

компьютер с доступом в Интернет прибор для определения характера почвы Н.И.Алямовского , тест- комплект для анализа воды и водных вытяжек «Крисмас + » ,учебная и учебно-методическая литература.

8.Дополнительно привлекаемые специалисты : преподаватели информатики,

географии, экологии и биологии.

9 .Знания и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

— навыки работы с дополнительными источниками,

— умение анализировать имеющийся материал,

— умение делать выводы,

— выделять главное в исследуемом материале

— умение и навыки работы с компьютером( в сети Интернет)

— умение определять цели и задачи работы

— определять её этапы

— демонстрировать публично результаты своей деятельности(организовать и провести представление проекта)

10. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, самореализация

11. Предполагаемые приращения:

— новое содержание и новые взгляды на тему

— новые методические и практические навыки и приемы

— работа по новым технологическим инструкциям с помощью новых веществ.

12. Знания, на получение которых нацелен результат проекта:

по изучению – диссоциации кислот и солей

— способов её определения и устранения.

13. Развитие навыков:

самостоятельная работа с дополнительным источником, информационными технологиями.

— самостоятельного принятия решения

— мыслительной деятельности при проектировании, планировании работ, проведении самостоятельных анализов при изучении характера почв

— коммуникативности при взаимодействии учащихся

Характеристика учебного проекта.

Доминирующий вид деятельности: исследовательский

Метапредметная область: информатика, география, экология, биология.

Характер координации проекта: гибкий

Характер контактов: внутришкольный, общественный.

Процесс питания растений содержащимися в почве элементами. Откуда и как поступают в растения калий и фосфор?

В почве находится вода и растворенный в ней углекислый газ, которые при взаимодействии образуют угольную кислоту:

В почвенной воде растворяются минеральные удобрения, ионы которых извлекаются корневыми волосками растений.

В тканях растений происходят процессы обмена ионов водорода, образующегося за счет первой ступени диссоциации угольной кислоты ( H 2 CO 3 = H + + HCO 3 — ), на катионы аммония, калия и другие, гидрокарбонат — ионов на нитрат, фосфат и другие анионы.

Можно этот процесс показать схематически:

Почвенный комплекс H + + 2 NH 4 + + 2К + → Почвенный комплекс H + +4Н +
(почва) H + (почва) К +

При участии микроогранизмов в почве протекает следующие процессы:

22 =2Н 2 О (водородоокисляющие бактерии)

СН 4 + 2О 2 =СО 2 + 2Н 2 О (метанооокисляющие бактерии)

Гидролиз солей – минеральных удобрений.

Соли аммония сильных кислот при внесении во влажных пахотный слой сразу же подскисляют почву а карбонат и фосфат калия слабо подщелачивают почву. Чтобы объяснить эту закономерность, можно выразить процессы уравнениями гидролиза этих солей и определить характер почвы.

К 2 СО 3 + НОН = КНСО 3 + КОН рН > 7 щелочная среда

К 3 РО 4 + НОН = К 2 НРО 4 + КОН рН > 7 щелочная среда

Схема диссоциации почвенной частицы черноземов примерного состава:

[ ППК] 4- = Ca 2+ + Mg 2+ + [ ППК] 4-

Схема диссоциации кислой почвенной частицы следующего условного состава:

H + [ ППК] 4- = Ca 2+ + 2 H + + [ ППК] 4-

Схема диссоциации почвенной частицы следующего условного состава:

Na + [ ППК] 4- = 2 Na + + Mg 2+ + [ ППК] 4- ,

где почвенную частицу можно изобразить в виде соли K + [ ППК] — , здесь K + — катион соли, [ ППК] — — сложный по составу анион соли

Схема известкования кислых подзолистых почв . Для известкования применяют известковую муку, известь, торфяную золу, мергель, содержащие в своем составе карбонат кальция – CaCO 3

H + [ ППК ] 4- + CaCO 3 = Ca 2+ + Mg 2+ + [ ППК ] 4- +H 2 O + CO 2

Схема гипсования солончаковых почв и солонцов , непригодных для возделывания многих сельскохозяйственных культур:

Na + [ ППК ] 4- + CaSO 4 = 2Na + + Mg 2+ + [ ППК ] 4- + Ca 2+ + SO 4 2-

Группировка почв по степени кислотности :

На какой почве и почему используют фосфоритную муку? Костяную? Преципитат? Суперфосфат?

Для сильных кислых почв используют только фосфоритную и костяную муку, для среднекислых – преципитат. Они малоэффективны на других почвах. Суперфосфат пригоден для почв с умеренной и низкой кислотностью. Почвенная кислотность почв способствует растворению (а, следовательно, усвоению растениями) нерастворимых фосфатов. Высокая кислотность почвы способствует потере растворимых в воде удобрений за счет усиленного почвенного гидролитического обмена.

Представление продукта проекта .

Учащиеся представляют результат своей проектной деятельности на предметной неделе по химии и биологии во время работы школьной научной конференции в марте 2016.

Учащиеся, занимавшиеся осуществлением проекта, предоставляют отчет о проделанной работе в виде информационного листка «Кислотность почв», и проектной работы

«Кислотность почвы, способы её определения и устранения» , в которых сформулировано обращение к местному населению с предложением анализа почв на определение степени кислотности , выдача рекомендаций в виде методик по определению кислотности почв и её устранению.

Информационный листок «Кислотность почв» опубликован в сети Интернета

Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания не только по химии, но и по биологии, экологии и географии ,информатике, а также закрепить знания по темам «Диссоциация электролитов» и «Гидролиз солей».

Проектная деятельность учащихся способствует обучению, так как она:

— характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

— позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

— позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

— приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Участие в проекте позволяет использовать на практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников.

При осуществлении проекта ценны не только результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать творческими личностями, учителю и учащимся лучше понять друг друга .

1. Муравьев А.В. Оценка экологического состояния природно- антропогенного комплекса.- НПО «Крисмас +», С-Пб. 2000.-128с.

2. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лавров В.Н. Экологический практикум НПО «Крисмас+», С-Пб, 2003.

3. Прибор для определения характера почв Н.И. Алямовского с методиками.

4. Тест — комплект для анализа воды и водных вытяжек. НПО«Крисмас+».

Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Разметелевская средняя общеобразовательная школа»

Источник

Читайте также:  Ба цзы почва ян дракон
Adblock
detector