Почему у трактора задние колеса больше передних? Дело в безопасности и не только
Как разноразмерные колеса тракторов защищают от опрокидывания
Мы привыкли к тракторам с раннего детства и уже не задумываемся над тем, что же заставило инженеров во всем мире делать эту внедорожную спецтехнику с такими нестандартными колесами — огромными сзади и очень маленькими спереди (да, так делали не только на тракторах в СССР , скажем, и в ныне здравствующем семействе «Беларус»).
Если оглянуться вокруг и присмотреться к другим автомобилям — грузовым, легковым, квадроциклам и даже мотоциклам и велосипедам, — почти нигде не встретить ничего аналогичного. Да, задние колеса могут быть где-то немного больше передних, но разница в 99% случаев не будет столь разительной, и в некотором роде даже критичной.
Мы подобрали ряд интересных ответов на этот очевидный вопрос. Действительно, как это получилось?
Колеса большого диаметра для преодоления бездорожья и сложного рельефа
Первый ответ будет очевидным. Если вы тракторист, то вам будет нужна шина большего размера только потому, что ваш трактор будет работать, скорее всего, на грунте, на раскисших лесных тропках, на весенних полях, в снегах и других вариантах, где нет асфальта. Трактор нуждается в большой шине с достаточно большой площадью контакта, с мощными грунтозацепами. Следовательно, более широкое колесо используется для лучшего контакта с поверхностью земли, что, в свою очередь, позволяет трактору лучше вспахивать поле.
Кстати, передние колеса такие маленькие также абсолютно не просто так. Они сделаны небольшими и легкими для того, чтобы помочь облегчить управление даже в грязи и плотном снегу. Если бы на всех тракторах использовались колеса, соразмерные с диаметром задних колес, управлять такой махиной было бы практически невозможно физически, а диаметр разворота был бы просто феноменально огромным.
фото: Wikipedia (на фотографии трактор «Кировец», модель К-701, с соразмерными передними и задними колесами. Для улучшения маневренности используется две полурамы, соединенных шарнирным устройством. Полурамы могут поворачиваться относительно друг друга вокруг горизонтального шарнира на угол до 16° и вокруг вертикального шарнира — до 35°)
Но все же почему колесо такое большое?
фото: unsplash.com / Vasile Valcan
1. Все дело в том же пятне контакта
Улучшить сцепление шины с грунтом можно, не только увеличив ее ширину. Аналогично работает и увеличение внешнего диаметра шины. Этого можно достичь либо увеличением диаметра колеса, либо увеличением высоты покрышки. Это еще одно объяснение, почему колеса на многих тракторах такие высокие. Не забудем и о протекторе. Он на тракторных покрышках очень «злой».
2. Дорожный просвет выше, и это очень важно для трактора
Он как раз достигается за счет использования колес большего диаметра, позволяющих преодолевать не только целину после дождя, но даже не очень топкие болота, пески, бурелом и другие виды бездорожья. А еще мосты универсальных, пропашных машин должны располагаться над землей так высоко, чтобы не повреждать растения, над которыми проезжает трактор.
3. В большие колеса можно залить балласт
Не менее важна для сцепления на влажных и скользких грунтах возможность нагружать колеса балластом. Обычно для этого через специальную воронку в огромные шины вливают воду, десятки и десятки литров. Этот балласт позволяет снизить возможность буксования на десятки процентов. Главное, чтоб воду не забыть слить зимой!
4. Что касается крутящего момента…
Еще один большой плюс, по мнению пользователей форумов с техническим уклоном, это то, что крутящий момент, приложенный к земле, с такими большими колесами будет более плавным. Если бы задние колеса были маленькими (с малым радиусом), то аналогичные обороты мотора заставили бы вращаться их быстрее, чем если бы такое же количество крутящего момента было приложено к большим, более тяжелым колесам. Благодаря этому усилие на колесах становится более управляемым, повышается проходимость.
Кроме того, максимальный крутящий момент обычно создается двигателем на более высоких оборотах, чем на холостом ходу. Небольшое увеличение крутящего момента для колес с небольшим диаметром значительно увеличит скорость их вращения по сравнению с колесами большего диаметра, что также приведет к пробуксовке шин или рывкам при буксировке.
Итого большие задние колеса:
- Больше контакта с поверхностью
- Меньшее давление, которое связано с площадью поверхности уравнением p = f / a. Чем больше площадь поверхности пятна контакта, тем меньше давление на грунт;
- Увеличенная тяга;
- Высокая проходимость;
- Низкая скорость износа;
- Легко установить различное навесное оборудование в задней части без потери устойчивости;
- Равномерное распределение веса.
Хоть очень редко, но и среди автомобилей есть подражатели тракторов, у которых задние колеса больше передних. Это драгстеры (гоночные автомобили для драг-рейсинга), автомобили Smart ForTwo, Tata nano — самый дешевый автомобиль в мире и некоторые другие.
Большие задние колеса и безопасность
С одной стороны, большие по диаметру задние колеса сами являются причиной того, что ездить на тракторах неумелому оператору небезопасно. Может произойти следующее ЧП:
Несмотря на всю кажущуюся комичность, происшествие смертельно опасно. Немалое количество трактористов покалечилось или даже погибло после таких кульбитов. Вот лишь один из примеров происшествия давно минувших времен:
«У меня был разговор с фермером, и он поведал, как 50 лет назад один молодой человек, выйдя холодным утром, завел трактор, чтобы переместить прицеп с навозом. Ночью сильно подморозило. Грязь, на которой был припаркован трактор, замерзла. Когда водитель отпустил сцепление, чтобы двинуться вперед, задние колеса не сдвинулись с места, оставаясь приклеенными к земле, передняя часть поднялась, машина перевернулась. Парень погиб.
Произошедшее наблюдали два свидетеля. Оба они заявили, что машина перевернулась в одно мгновение.
Из-за этого, подчеркнул фермер, крайне важно, что если есть подозрения на ночные заморозки, всегда нужно сначала сдать задним ходом, чтобы освободить шины, прежде чем двигаться вперед.
С тракторами связано множество опасностей. Никогда не следует недооценивать проблемы, которые он может доставить».
фото: unsplash.com / Randy Fath
Но поскольку у инженеров, разрабатывавших трактора, выбора и особых компромиссов не было, пришлось идти на подобные жертвы. Со временем у тракторов появилась травмобезопасная кабина с мощными дугами безопасности и многие другие системы антиопрокидывания наряду с разработанной методикой инструктирования водителя по правильному управлению машиной.
Но вот что удивительно: большие колеса не только являются главным плюсом в проходимости и главным минусом в безопасности, они также защищают от опрокидывания (но только в том случае, когда тракторист четко следует правилам инструкции по управлению тракторами).
Поскольку под ведущим (задним) мостом располагается внушительный клиренс, инженерам удалось рассчитать места крепления прицепов оптимально, озаботившись не только возможностью расположения навесного и дополнительного оборудования, но и безопасностью передвижения с дополнительным грузом. Не будь у тракторов таких высоких колес, сделать это было бы просто невозможно.
Так, один из важнейших факторов безопасности заключается в том, что когда вы прикрепляете тяжелый прицеп или тракторные сани-волокуши — в общем, некий груз, который вам придется тянуть с большим усилием, — при буксировке крепление должно выполняться НИЖЕ задней оси (как показано на рисунке выше).
Таким образом, нагрузка, передаваемая на трактор, будет опускать нос трактора вниз, а не задирать его вверх. Если нагрузка находится на задней оси или выше ее, она может подтянуть переднюю часть трактора вверх, и весь трактор может очень быстро перевернуться назад (скорость переворачивания — секунда или полсекунды). И лишь благодаря большим задним колесам рабочая зона, которая находится под задней осью, позволяет производить крепеж в различных точках и главное — позволяет сделать это безопасно, при этом не жертвуя проходимостью трактора.
Источник
Как провести ремонт трактора, если его колеса «колебают» и «рыскают»
Любая техника в процессе работы постепенно изнашивается. Естественно, периодически она нуждается в ремонте. В свою очередь любая неисправность может быть вызвана рядом причин. Если вы заметили посторонние шумы, другие несвойственные действия, стоит в обязательном порядке обратить на это внимание и произвести своевременный ремонт.
С тракторами также часто возникают различные сложности, которые требуют внимания механизатора. К примеру, передние направляющие колеса со временем начинают «вилять» и колебаться. Особенно это происходит при движении на большой скорости. Чаще всего это говорит об ослаблении затяжки упорных подшипников золотникового гидроусилителя или об их значительном износе.
В данном случае нужно снять крышку распределителя и отрегулировать упорные подшипники золотника сферической гайкой. Ее следует затянуть моментом не больше 20 Н*м (2 кгс*м), а далее отпускают до совпадения ближайшей гайки прорезина с отверстием в резьбовой части червяка и шплинтуют.
Если колебания уменьшились, но не полностью исчезли, то следует отрегулировать шарниры рулевых тяг. Каждые 1000 ч работы трактора нужно проводить регулировку шарнирных соединений рулевых тяг. Данная проверка осуществляется покачиванием от руки или поворотом рулевого колеса.
Для того, чтобы отрегулировать шарнирное соединение рулевой тяги, нужно выполнить следующие действия:
- От наконечника отсоединить контровочную проволоку 33.
- Завернуть гаечным ключом пробку 32 таким образом, чтобы убрать зазор в шарнирном соединении.
- Обратно законтрить пробку контровочной проволокой.
Виляние передних направляющих колес также может быть вызвано из-за повышенного люфта в конических подшипниках передних колес.
Каждые 1000 ч работы трактора нужно регулировать подшипники ступиц передних колес. В то же время если в процессе работы будет осевое смещение колеса, то его следует незамедлительно устранить, ведь это вызывает ускоренный износ шин и поломку подшипников.
Нормальный осевой зазор в подшипниках составляет 0,08-0,20 мм.
Чтобы определить осевой зазор, нужно поднять колесо и покачать его в вертикальной плоскости, которая перпендикулярна плоскости вращения. После того, как вы увидите повышенный зазор, или почувствуете усложненное вращение колеса, отрегулируйте подшипники следующим образом:
- Открутите болты и снимите колпак 1.
- На 1/8 оборота ослабьте гайку 2.
- Подтолкните колесо рукой и посмотрите как оно свободно вращается. Если вращение тугое – найдите и уберите неисправности – может заедать манжета, быть поломанным подшипник и прочее.
- При проворачивании колеса от руки, нужно затянуть его до появления повышенного сопротивления вращения колеса. Далее отвинтите гайку на немного, лишь чтобы добиться совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием в полуоси под шплинт.
- Снова проверьте легкость оборачиваемости колеса.
- Теперь можно обратно зашплинтить гайку, на место поставить колпачок, ранее смазав его.
Виляние передних колес еще может быть из-за нарушения сходимости передних колес.
При заводской регулировке на тракторах МТЗ-80 пределы сходимости передних колес составляют 2-6 мм, для тракторов с ПВМ – 4-8 мм.
Через каждые 500 ч работы нужно проверять и регулировать сходимость колес, также в случае изменения их колеи. Перед самой проверкой следует в обязательном порядке регулировать зазоры в подшипниках колес и шарнирах рулевых тяг.
При регулировке сходимости колес нужно в следующем порядке:
- Трактор нужно расположить на горизонтальной площадке, имеющей твердое покрытие.
- В среднее положение следует установить сошку. Для этого щуп на датчике автоматической блокировки дифференциала нужно поджать до упора. При поворачивании рулевого колеса установите его в таком положении, чтобы щуп был максимально утоплен.
- Нужно отрегулировать правую и левую рулевые тяги, укоротив или удлинив их на одинаковую величину. Для этого отпустите контргайки 3,5,6,8, прокручивая правые и левые трубы и выберите необходимую длину.
- Определите сходимость колес. Для этого нужно померить расстояние Г между внутренними закраинами обода колес впереди (на высоте осей колес) и отметьте мелом в местах замера. Затем проедьте на тракторе вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте, и замерьте расстояние между отмеченными точками (замер В). Второй замер должен быть больше первого, разница между вторым В и первым Г замерами равна величине сходимости колес и должна быть в пределах 2 – 6 мм (4 – 8 мм для ПВМ).
- Снова проверьте установку сошки 10 (рис. 3) в среднее положение (по щупу на датчике АБД) и разность замеров Г и В (рис. 3).
- Законтрите трубы рулевых тяг после окончательной регулировки сходимости колес.
Редко происходит колебания (виляние) передних направляющих колес вследствие увеличенного осевого перемещения поворотного вала гидроусилителя. Эта неисправность устраняется с помощью регулировочного болта на крышке гидроусилителя. После регулировки не забудьте зафиксировать болт контгайкой.
Виляние передних направляющих колес может быть и следствием ослабленой затяжки гаек крепления сошки или поворотных рычагов. Указанные гайки необходимо затянуть.
Источник
МТЗ 82.1 разбалтывает передние колёса на твердом покрытии, приходится останавливаться, успокоятся и дальше продолжать движение
Добрый вечер,форумчане. У меня такая проблема с передними колесами на МТЗ 82.1,разбалтывает на твердом покрытие в разные стороны, приходится останавливаться, успокоятся и дальше продолжать движение. Если на навеске висит груз(плуг,культиватор) таких проблем нет.помогите найти причину,заранее спасибо.
Добрый вечер,форумчане. У меня такая проблема с передними колесами на МТЗ 82.1,разбалтывает на твердом покрытие в разные стороны, приходится останавливаться, успокоятся и дальше продолжать движение. Если на навеске висит груз(плуг,культиватор) таких проблем нет.помогите найти причину,заранее спасибо.
эта болезнь не лечиться, установите дозатор.
Добрый вечер,форумчане. У меня такая проблема с передними колесами на МТЗ 82.1,разбалтывает на твердом покрытие в разные стороны, приходится останавливаться, успокоятся и дальше продолжать движение. Если на навеске висит груз(плуг,культиватор) таких проблем нет.помогите найти причину,заранее спасибо.
Здравствуйте коллега.Починить не трудно.Однако долго, иной раз, приходится искать причину. На не новом тракторе причин бывает несколько. Сначала надо проверить давление в шинах и схождение.Затем надо найти и устранить люфты в тягах, сошке, секторе.Проверить регулировку распреда ГУР. Проверить износ в цапфах бортовых.Далее надо проверить уплотнения в ГУР. Износ рейки, втулок, подшипников.
А еще проверить уровень масла.
У меня МТЗ 1992 года, все люфты устранил, а на асфальте все равно мотает. В конце дошел до винта с контргайкой на рулевой колонке сверху, под ключ 22, у пробки радиатора. Счас как замотает, подтянул, месяц можно ездить.
ребят подскажите на кпп мтз-50 возможно ли поставить реверс от мтз-80
Я все люфты устранил,наконечники новые,сектор рейка зазора нет,цапфа затянута,бортовые в норме,сегодня заметил ехав по асфальту начинает болтать одно колесо пускаешь на обочину все успокаивается,а кто какие размеры делает схождения?
По поводу дозатора и целиндра,проблема устраняется?
Я все люфты устранил,наконечники новые,сектор рейка зазора нет,цапфа затянута,бортовые в норме,сегодня заметил ехав по асфальту начинает болтать одно колесо пускаешь на обочину все успокаивается,а кто какие размеры делает схождения?
Проверить колеса на биение-восьмерка или яйцо.балансировка тоже не помешает-это без смеха. Бртовая в норме-параметр расплывчатый.люфт подшипников,люфт в паре гильза-труба шкворня.сам фланец колеса может кривым быть.еще сошка на гуре-больное место-гайка затянута до упора а сошка прошла шлицы и имеет люфт -гайка упирается в шлицы и не зажимает сошку.лечится подкладкой шайбы (подходит круглая гайка оси телеги) или подрезкой шлицов чтобы они не торчали из сошки на валу гура.
По поводу дозатора и целиндра,проблема устраняется?
да устраняется была такая проблема что только не делали с гидроусилителем затянешь все вроде день два нормально потом опять начинается проблема решилась установкой дозатора
По поводу дозатора и целиндра,проблема устраняется?
да устраняется была такая проблема что только не делали с гидроусилителем затянешь все вроде день два нормально потом опять начинается проблема решилась установкой дозатора
Источник