Меню

Перепревший навоз класс опасности

Навоз и помет птичий

С введением обязательной лицензии на утилизацию отходов жизнедеятельности животных, то есть навоза и птичьего помета, а также с включением навоза в «третью группу опасных отходов» многие фермеры считают этот закон «глупостью», а у них только прибавилось и без того многочисленных хлопот.

Теперь сельхозпроизводителям грозят серьезные штрафы и даже уголовная ответственность. Штрафы за отсутствие лицензии на обращение с навозом составляют от 10 до 30 тыс. рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тыс. рублей — на юрлицо. Стоимость лицензии начинается от 100 тыс. рублей и доходит до 1,5 млн рублей.

Чем вызваны такие жесткие меры?

По вашему мнению, обоснованы ли возмущения и недовольство фермеров?

Генеральный директор ООО «Биосфера» Луппов Константин Андреевич:

Если в результате хоз. деятельности юр. лиц образуются отходы производства и потребления, образователь отходов обязан определить класс опасности этого отхода и оформить паспорт отхода (ст. 14 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.; п.4 ПП РФ №712 от 16.08.2013 г.) Существует 5 классов опасности отходов (V класс наименее опасен). Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности лицензируется (ПП №1062 от 03.10.2015 г.). На обращение с отходами V класса опасности лицензия не требуется. Класс опасности определяется в зависимости от состава отходов. Обращение с отходами это сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение. Все эти термины определены статьей 1 ФЗ №89 от 24.06.1998 г. Эта же статья дает нам определение накопления отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, фермерам, лицензия на обращение с отходами не требуется, если они накапливают навоз не более 11 месяцев. Если же отходы складируются более 11 месяцев это считается хранением (размещение отходов – хранение и захоронение), в этом случае и требуется лицензия на обращение с отходами. Получается, с момента образования, отходы I-IV класса опасности могут складироваться в течении 11 месяцев на специально оборудованных площадках (должно быть исключено воздействие на почву) и перемещаться в пределах производственной площадки без лицензии. Это касается всех отходов I-IV класса опасности. Если же осуществляется перевозка отходов, вне границ участка, это считается транспортировкой, либо использование отходов I-IV класса опасности в своем производстве в качестве сырья или удобрения, в этих случаях нужна лицензия. Я специально подчеркиваю отходы I-IV класса опасности, потому что V класс опасности не требует лицензии на транспортировку, использование в собственном производстве, утилизацию. Теперь остановимся подробнее на таких отходах, как навоз КРС, свиной, помет птичий. Навоз свежий и перепревший имеет разные классы опасности, например, навоз крупного рогатого скота свежий 11211001334 (Код по ФККО) имеет IV класс опасности (последняя цифра кода отхода по федеральному каталогу), а навоз крупного рогатого скота перепревший 11211002295 имеет уже V класс опасности. Получается, свежий навоз КРС нельзя перевозить вне границ территории и использовать в своем производстве без лицензии на обращение с отходами, а навоз КРС перепревший можно.

Читайте также:  Для чего вносятся азотные удобрения

Сводная таблица по видам навоза и помета и их классы опасности:

Источник

Разъяснения Минприроды России

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,

Читайте также:  Как подкормить комнатные растения касторовым маслом

при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Источник

Отходы животноводства: навоз свиней, помет птичий

Среди вопросов, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители, остается до сих пор нерешенным вопрос обращения с отходами. В соответствии с законодательством, навоз свиней и помет птичий с одной стороны считаются отходами производства, а с другой – может быть использовано фермерами как сырье и удобрения.

Поэтому они подпадают под разные формы регулирования. Как же фермерские хозяйства работают с отходами животноводства в современных реалиях? Как переработать куриный помет в условиях птицефабрик?

Навоз и помет как отходы производства

Отходы жизнедеятельности животных в каталоге ФККО отнесены в 1-й блок «Сельское, лесное хозяйство и рыбалка» подтип «Отходы животноводства». Код ФККО – 11200000000.

Более подробно о кодах ФККО для различных видов деятельности можно прочитать здесь.

В зависимости от вида навоза и помета каждой группе отходов присваивается класс опасности отхода.

Так, навоз и помет подразделяется на свежий (только что образовавшийся) и перепревший. Для перепревшего навоза класс опасности снижается, т.к. он разлагается и теряет влагу.

Класс опасности навоза и помета птичьего:

Навоз и помет свежий

навоз крупного рогатого скота свежий

навоз конский свежий

навоз мелкого рогатого скота свежий

навоз пушных зверей свежий

навоз свиней свежий

помет куриный свежий

Читайте также:  Когда можно использовать пепел как удобрение

помет утиный, гусиный свежий

Навоз и помет перепревший

навоз крупного рогатого скота перепревший

навоз конский перепревший

навоз мелкого рогатого скота перепревший

навоз пушных зверей перепревший

навоз свиней перепревший

помет куриный перепревший

помет утиный, гусиный перепревший

Трудности для отрасли

Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ, если в результате хозяйственной деятельности образуются отходы производства, то ответственное юрлицо обязано определить класс опасности и оформить паспорта отходов. Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности также подлежит обязательному лицензированию.

Стоит отметить, что V класс опасности отходов не требует получение лицензии как наименее вредный для окружающей среды.

Ст. 1 Федерально Закона №89 от 24.06.1998 года дает определение деятельности по обращению с отходами. Сюда относится транспортировка, утилизация, перевозка и обработка отходов. В свою очередь, накопление отходов – это размещение отходов на срок не более чем 11 месяцев.

Таким образом, фермеры обязаны приобрести лицензию, если срок хранения навоза и помета составляет более 11 месяцев. Навоз и помет могут накапливаться и хранится в специально обустроенных местах без лицензии сроком до одиннадцати месяцев. Хотя зачастую этот срок недостаточен для сельхозпроизводителей.

В чем же сложность исполнения данного требования на практике?

Например, если сельхоз предприятие имеет оснащенные навозохранилища, но они находятся за пределами основной производственной площадки – данному предприятию придется оформить лицензии на оба объекта. Транспортировка между хранилищами и подготовка отходов – деятельность, также подлежащая лицензированию.

В связи с этим, затраты крупных предприятий и мелких фермерских хозяйств существенно увеличиваются, что влечет за собой рост цен на конечную продукцию и вытеснение малого и среднего бизнеса из сельского хозяйства.

Отходы животноводства как удобрение

Навоз животных и помет птичий может использоваться в хозяйственной деятельности в качестве удобрения. Разработан также специальный ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические», в котором даны методические рекомендации по подготовке навоза и помета к использованию как удобрения.

Если фермер решит использовать навоз и помет I-IV класса опасности в качестве удобрения, либо вывезти за пределы оборудованного участка хранения, нужна будет лицензия.

Отходы животноводства должны соответствовать ветеринарным и экологическим нормам, если в планируется их применение как органических удобрений.

Таким образом, на практике животноводческим хозяйствам необходимо:

  • Оформить паспорта отходов животноводства
  • Разработать проект ПНООЛР
  • Лицензировать деятельность для отходов I–IV классов опасности
  • Ежегодно сдавать отчет МСП в Росприроднадзор
  • Разработать проект ПДВ
  • Внести места хранения навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов

В случае выявления проверяющими органами отсутствие лицензий на обращение с навозом и птичьим пометом, на фермерские хозяйства налагаются штрафы. Размер штрафов составляет от 10 до 30 тысяч рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тысяч рублей — на юридическое лицо. Стоимость лицензии начинается от 100 тысяч рублей и может составлять до 2 млн рублей.

Проблема стоит довольно остро, ведь для небольших и средних фермерских хозяйств, получение лицензии, прохождение государственной экологической экспертизы является непосильным финансовым бременем. Поэтому подавляющее большинство животноводческих хозяйств скрывает хранение навоза и помета птиц и не занимаются про

Источник

Adblock
detector