Пересказ про почву 3 класс
Все мы любим кушать вкусные и полезные овощи и сладкие фрукты. Растения, как вы наверняка знаете, растут в земле. Самый верхний слой земли и называется почвой.
Почва для растений очень важна: она обеспечивает их питьем и едой, а также помогает дышать. Если почва будет плохой, то и растения будут хуже расти или вовсе умрут.
Почва чаще всего чёрного или коричневого цвета, в ней можно найти мертвые части растений или очень даже живых насекомых и маленьких зверьков. Основными частями почвы помимо воды, кислорода и питательных веществ являются перегной (уже давно погибшие и переработанные микробами растения), песок и глина.
Почва очень ценна, нам нужно ее беречь, ведь ее образование может длиться тысячелетиями! Само образование происходит так: горы и скалы из-за сильного ветра или палящего солнца понемножку разрушаются, их мельчайшие частицы начинают скапливаться в низинах, там прорастают трава и маленькие растения. Корни этих растений помогают расширять пространство, помогая попасть туда воздуху, а частицы гор и скал обеспечивают растения необходимыми веществами.
Сами растения, умерев, разлагаются и становятся едой для всяких насекомых и бактерий. Они измельчают погибшие растения и делают из них новые полезные вещества.
Роль почвы очень велика. Как уже говорилось, она кормит и поит растения, а они, в свою очередь, становятся питанием, как для мелких насекомых и обычных животных, так и для людей.
Источник
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
- Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
- Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
- Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
- Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
- Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Источник
Конспект урока по окружающему миру на тему: » Почва» ( 3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель: 1) познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
2) узнать о преобладающих почвах родного края;
3) развивать познавательную активность, умение наблюдать, высказывать своё мнение;
Оборудование: карта Башкортостана, плакат «Почвообразование», «Разрез почвы», образец почвы, материал для опытов.
I . Сообщение темы и цели урока.
В названии темы урока «Земля- кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу.
— Нам сегодня предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже;
— Вспомните, как называется верхний слой земли (верхний слой земли называется почвой);
— Рассмотрите почву, что вы видите? (остатки старых сухих листьев, остатки старой травы, маленькие палочки);
— Какого цвета почва? (темного);
— Вся поверхность суши планеты покрыта почвой? (её нет в высоких горах, некоторых пустынях, в Антарктиде);
— Давайте выясним, как формировалась почва:
1. Она возникла в результате разрушения горных пород (мелкозем), под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности человека.
Этот процесс идет и в настоящее время. Для образования слоя почвы толщиной 2,5 см на твердых породах, таких как гранит, базальт, может потребовать 1200 лет, а на мягких всего несколько десятилетий.
2. Основная роль в почвообразовании принадлежит? Отгадай загадку:
Дышит, растёт, а ходить не может (растения).
3. В почвообразовании участвуют и животные: черви, кроты, личинки насекомых.
— Мой хвост не отличить от головы,
Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк).
Под землёй коридоров,
Переходов целых сто!
Там сидит хозяин в чёрном
Меховом своём пальто. (Крот).
— А каким образом они участвуют в почвообразовании?
Они рыхлят породу, смешивают с перегнивающими корнями растений, а после смерти сами превращаются в перегной. Ходы дождевых червей идут на глубину до 1,5 м, по ним проникают в почву что? (вода и воздух), рисунок червяка.
4. Активные почвообразователи — микроорганизмы, бактерии. Они разглаживают перегной до минеральных веществ.
5. Большую роль в почвообразовании играют лишайники (показать гербарий). Итак, что такое почва?
ПОЧВА — это верхний рыхлый слой Земли.
А вот науку о почвах — почвоведение — создал великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев.
Докучаев написал много научных книг. Одна из них «Русский чернозём». (таблица «Почвообразование»).
— А теперь выясним, что входит в состав почвы?
Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы увидите? (из почвы идут пузырьки). Вывод: есть воздух.
Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Что осталось на салфетке? (влажное пятно). Вывод: есть вода.
— Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы? (вода в стакане стала мутной).
— Что вы видите на дне стакана? (на дне стакана песчинки, а сверху глина). Вывод: в состав почвы входит песок и глина.
— Нагреем немного почвы. Что вы видите? (появился дым и чувствуется неприятный запах).
— Почему это происходит? Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.
— Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Вывод: в составе почвы есть перегной-гумус.
— Возьмём несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и поместим их на стекло. Нагреваем стекло над огнём. Что вы видите? (на стекле образовался белый налет).
— Кто догадался, что это? (соль).
СОЛИ — это питательные вещества, необходимые растениям.
В ходе работы открывается схема «Состав почвы»:
— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (от количества перегноя).
Основное свойство почвы — ПЛОДОРОДИЕ.
-В природе существует большое количество типов почв. Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.
— Какая зона в Башкортостане? (лесная).
— Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? (чернозем, в ней много перегноя).
В Башкортостане выделяют 4 основных типа почв:
1. Серые лесные — на севере Башкортостана.
2. Дерново — подзолистые — на севере Башкортостана, хвойные леса.
3. Чернозёмы — в лесостепях и степях.
Мы познакомились с типами почв, свойствами, но не ответили на вопрос: Почему землю называют кормилицей? (Чтение сказки о волшебной кладовой).
— Что называют волшебной кладовой?
— А почему посеешь горсточку, а соберешь сто горстей?
— Что издавна делает земля-матушка? (земля кормит людей).
Вот почему землю называют кормилицей?
— А чтобы земля была плодородной, её нужно удобрять. А чем?
(торфом; образец показать, органические удобрения (навоз), минеральные удобрения (азот, калий, фосфор). Их получают на заводе.
Почва нуждается в защите. Высказывания Докучаева «Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы — НЕТ».
— Что нужно делать для защиты почвы? (высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву (уг. стр), умеренно применять удобрения (нитраты, яд убивает червей, личинки насекомых), умеренно орошать (болото), вспашка поперек склонов (2300 оврагов).
1- А как вы должны защищать почву? (ходить по тропинкам, не выкидывать мусор в почву).
Высказывание Н. Чапека
— Ребята, а какие пословицы о земле вы знаете?
а) Земля кормит людей, как мать детей.
б) Земелька чёрная, а белый хлеб родит.
в) Без хозяина земля полная сирота.
Что называют почвой?
1. Слой земли, на которой растут растения.
2. Одна из составляющих частей почвы.
3. Вещество, повышающее плодородие.
4. Основное свойство почвы.
Домашнее задание : стр. 36 № 3, стр. 34 пересказ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 883 человека из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 296 человек из 63 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-560558
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник