Агротехника
Работа с саженцами
Растения лучше пересаживать вместе с комом земли, чтобы сохранить мелкие корни и корневые волоски.
Заглубление при посадке (помещение стебля в почву) применяют для образования дополнительных придаточных корней.
Прищипывание кончика корня (пикировка) вызывает усиленный рост боковых и придаточных корней.
Прищипывание верхушечной почки вызывает усиленный рост боковых побегов.
Удаление листьев растений при пересадке позволяет уменьшить испарение воды.
Удаление боковых побегов (пасынкование) позволяет направить больше питательных веществ на рост плодов.
Обработка почвы
Удаление часто растущих растений (прореживание) позволяет предоставить достаточно света, воды и минеральных солей оставшимся растениям.
Удаление сорняков (прополка) уменьшает конкуренцию для культурных растений.
Рыхление почвы
- улучшает поступление воздуха к корням
- уменьшает испарение воды из почвы (разрушаются капилляры в верхнем слое почвы, по которым испаряется вода)
- уничтожение сорняков
Окучивание (картофель) = рыхление + увеличение количества столонов и придаточных корней.
Вспашка = рыхление + заделывание внутрь почвы пожнивных остатков
Сохранение плодородия почвы
Азотные удобрения увеличивают количество зеленой массы растения.
Калийные удобрения увеличивают стойкость растений к инфекциям.
Фосфорные удобрения нужны для цветения и плодоношения.
Севооборот – чередование культур на одном поле. Позволяет
- равномерно потреблять из почвы различные микроэлементы
- не накапливать в почве вредителей одного определенного растения
Пар – это год севооборота, когда на поле ничего не выращивается, но проводятся все виды агротехнической обработки. Позволяет накопить в почве влагу и эффективно бороться с вредителями.
Вегетативное размножение
Черенкование – размножение частями растения. Стеблевыми черенками размножают ягодные кустарники.
Размножение отводками – укоренение части материнского растения без его отделения.
Прививка – размножение плодовых деревьев путем сращивания привоя и подвоя.
- подвой – дикое растение, у которого эксплуатируется корневая система и нижняя часть стебля
- привой – почка или черенок культурного растения, которое имеет хорошее качество плодов, но не приживается в данном климате при посадке непосредственно в грунт.
Источник
Пикировка рассады: для чего нужна процедура и как ее делать
Пикировка рассады – это процедура пересадки подрощенной рассады. В процессе пересадки проводится прищипка главного корня на треть длины для стимуляции роста боковых корней. У данной процедуры имеются и сторонники, и противники. Сторонники считают, что именно пикировка рассады делает ее крепче и здоровее, а противники думают, что растение и без дополнительных действий со стороны человека вырастет во взрослый экземпляр. Давайте разберемся, что же такое пикировка рассады.
Плюс и минусы пикировки
Рассмотрим для начала преимущества пикировки:
- Благодаря пикировке, не требуется прореживать всходы. Процедура помогает отсеять слабые и неполноценные ростки на раннем этапе, и допустить к выращиванию крепкие и здоровые образцы.
- Пикированные растения быстро приживаются в открытом грунте, укореняются легко и без проблем, отличаются стойким здоровьем и повышенной урожайностью.
- Корневая система пикированных растений находится в верхнем слое почвы, прогретом на солнце. Корневой системе не страшны заморозки и скачки температуры воздуха.
Хотя последнее преимущество может стать и минусом пикировки. Прищипнутый главный корень не имеет возможности прорасти вглубь земли и брать оттуда воду в период сильной жары. Растение нуждается во внимании и тщательном регулярном поливе. Еще один недостаток пикировки заключается в небольшом проценте гибели растений после процедуры. Дело в том, что пересадка рассады – это стресс для растения, риск того, что оно не приживется на новом месте существует всегда.
Техники пикировки рассады
Перед началом процедуры подготовьте необходимый реквизит. Вам понадобится:
- Лоток с рассадой;
- Индивидуальные емкости (удобно пользоваться пластиковыми стаканчиками);
- Грунт;
- Пикировальная палочка (колышек, вилочка, карандаш или зубочистка);
- Вода.
Непосредственно перед началом работы полейте рассаду и подождите несколько минут, пока вода уйдет. Различают 3 способа пикировки рассады.
- Пикировка рассады под колышек. С помощью колышка сделайте углубления в грунте, в который пересаживаете растения. Лучше, если это будут индивидуальные емкости. Если же емкость одна на всю рассаду, каждому сеянцу оставьте пространство 10х10см. Колышком проделайте углубление рядом с сеянцем, аккуратно наклоните колышек, чтобы поддеть сеянец вместе с землей. Держите рассаду за семядольные листики, за стебель держать опасно, может сломаться. Прищипните главный корень сеянца, перенесите на новое место, углубите до уровня первых листьев. Колышком расправьте корни и аккуратно засыпьте ямку землей, слегка приминая почву у основания стебля.
Вам могут пригодиться
- Пикировка рассады под палец. Порядок действий в этом способе аналогичен первому, разница только в рабочем инструменте. Вместо пикировального колышка используйте указательный палец. Глубина ямок равна длине указательного пальца. Способ отличается скоростью, без дополнительного инструмента работа выполняется в несколько раз быстрее.
- Пикировка рассады под планку. Способ используется, когда большие объемы работ, одновременно пикируется 15-20 саженцев. Минус способа в снижении качества пикировки. В земле сделайте бороздку и полейте ее водой. Уложите в бороздку рассаду с пикированным главным корнем на расстоянии 5-10 см друг от друга. Деревянной планкой сместите землю, засыпав корни рассады одним движением.
Советы огородников и садоводов
Чтобы не наделать ошибок в пикировке рассады, воспользуйтесь советами опытных огородников и садоводов.
- Сроки пикировки рассады зависят от сеянцев. Через 2-3 недели после появления всходов на стадии 2 настоящих листочков принято проводить пикировку. Не путайте настоящие листочки будущего растения с семядольными, которые появляются первыми у проклюнувшихся всходов. Не торопитесь, но не затягивайте: чем моложе сеянцы, тем проще они адаптируются на новом месте.
- Точку роста растения оставляйте на уровне земли, или углубите на 0.5 см ниже. Оставленная на поверхности, она приведет к остановке роста растения.
- Перед посадкой рассады в новое место, продезинфицируйте корни в слабом растворе марганцовки.
- После пикировки рассаду полейте и отнесите в прохладное затененное место на 5-7 дней. Затем верните на подоконник и возобновите стандартный уход.
Пикировка рассады – необходимый и важный этап в жизни растения. Плюсы пикировки превышают минусы, когда на кону стоит здоровое и качественное растение, дающее обильный урожай.
Источник
Подготовка к ЕГЭ «Задания части С»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Задания С 1.
1. Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?
1) Жгут накладывают ниже места ранения на мягкую ткань.
2) Жгут накладывают не более чем на 1-1,5 часа, время его наложения указывают в записке, помещенной под жгут.
2. Почему люди, потребляющие много углеводов, прибавляют в весе?
1)Излишки углеводов в организме человека превращаются в жиры.
2)Избыток жиров в организме человека откладывается в запас, что приводит к увеличению веса.
3. Почему детям рекомендуется принимать солнечные ванны?
1)В коже под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется витамин D.
2)Витамин D предупреждает заболевание рахитом.
4. С какой целью человеку измеряют пульс?
1)Чтобы определить число сокращений сердца в минуту.
2)Чтобы определить силу сокращений сердца.
5. Почему пищу следует тщательно пережёвывать?
1)Хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками.
2)Это ускоряет процесс превращения сложных нерастворимых органических веществ в менее сложные, которые могут всасываться в кровь и лимфу.
6. По каким признакам вы отличите видоизмененный побег от видоизмененного корня?
1) Видоизмененный корень не имеет почек
2) У видоизмененных корней нет чешуй – видоизмененных листьев.
7. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?
1) Ядро отвечает за деление клеток.
2) Без ядра клетки не делятся и через некоторое время погибают.
8. Все клетки собаки содержат 78 хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная о половом размножении животных?
1) число хромосом уменьшается при образовании гамет.
2) при оплодотворении хромосомный набор восстанавливается.
3) так поддерживается генетическое постоянство вида.
9. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?
1) необходимостью поглощать и доставлять питательные вещества на различное расстояние в связи с выходом на сушу.
2) в связи с выполнением органами растения различных функций.
10. В чем заключается отличие между искусственным и приобретенным естественным иммунитетом?
1) искусственный иммунитет приобретается после вакцинации или введения лечебной сыворотки.
2) Антитела вырабатываются после введения вакцины или вводятся готовые.
3) Естественный иммунитет наследуется. Антитела вырабатываются в течение всей жизни организма.
11. Какие особенности развития помогли растениям завоевать сушу?
1) Появление органов, выполняющих определённые функции.
2) появление специализированных тканей.
3) Возникновение цветка и семени.
4) Уменьшение зависимости размножения организма от воды.
12. Чем можно объяснить различия между животными одного вида, одной породы?
1) Различием в последовательности нуклеотидов в генах, кодирующих сходные белки. (Гены, кодирующие одинаковые по функциям белки, могут несколько отличаться у особей одного вида)
2) Различием в последовательности аминокислот в молекулах белков.
13. Какие особенности верблюда позволяют ему существовать в пустыне?
1) Широкие плоские копыта, создающие опору в песках.
2) Способность долго обходиться без пищи или питаться скудной растительностью пустынь.
3) Запасы жира в горбах, способного окисляться до воды.
14. Каким образом бактерии влияют на состояние организма хозяина?
1) Бактерии проникают в клетки организма-хозяина, отравляя его своими продуктами жизнедеятельности.
2) Размножаясь в организме хозяина, бактерии блокируют нормальную жизнедеятельность его клеток.
3) Используют для своей жизнедеятельности вещества и энергию организма хозяина.
15. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?
1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
16. Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?
1) корни, как и другие органы растения, осуществляют процесс дыхания и нуждаются в кислороде, на сфагновых болотах из-за плохой аэрации его недостаточно;
2) росту корней мешает также закисление воды и почвы болот;
3) а в воде и почве сфагновых болот скапливаются токсические вещества, мешающие развитию растений.
17. Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?
При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.
18. Известно, что перед пересаживанием в грунт молодых растений проводят их пикировку (отщипывают кончик главного корня). Зачем это делают?
1)при пикировке растений активизируется рост придаточных и боковых корней;
2)из-за увеличения общего количества придаточных и боковых корней улучшается минеральное питание растения, что и стимулирует его рост.
19. При введении картофеля в культуру в России возникли картофельные бунты. Почему крестьяне не хотели выращивать это растение?
1)крестьяне не знали, что в пищу необходимо употреблять клубни, и ели зеленые ягоды;
2)ягоды картофеля ядовиты и вызывают тяжелые отравления.
20. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.
1)Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой.
2)При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления и роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней).
21. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений.
1) Для растений: благодаря насекомым увеличивается вероятность опыления, увеличивается возможность приобретения потомством новых признаков (изменчивость и лучшая приспособленность).
2) Для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца и нектар), убежищем.
22. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?
Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.
23. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
1) способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2) способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3) увеличивает поступление кислорода к корням.
24. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.
1) масса растения увеличилась за счет органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;
2) в процессе фотосинтеза используются вода и углекислый газ, которые поступают из внешней среды.
25. В чём значение для растений средних широт листопада?
1)Листопад — это приспособление растений к уменьшению испарения воды осенью и зимой.
2)А так же уменьшается вероятность обламывания ветвей под тяжестью снега.
3)Кроме того, так из растения удаляются вредные накопившиеся за лето вещества.
26. Почему лишайники очень выносливы?
Выносливость лишайников объясняется возможностью как автотрофного, так и гетеротрофного питания, а также способностью впадать в состояние анабиоза, при котором организм сильно обезвоживается.
27. Какой вред березе приносит гриб-трутовик?
Трутовик — паразит, высасывает органические вещества из живых тканей березы и разрушает ее древесину.
28. Назовите приспособления растений к жизни в засушливых условиях.
1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
29. Какое значение в жизни растений имеет выставление пчеловодами ульев на поля гречихи?
Пчёлы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрёстное опыление, что повышает урожайность растений.
30. Почему урожайность картофеля возрастает после окучивания?
Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы. В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля.
31. Почему лишайники могут жить в бесплодных местах, где другие организмы не выживают?
Лишайник — это симбиотический организм. Его тело (слоевище) состоит из гриба и водоросли. Лишайники могут расти на камнях, на стенах, на песке. Им не нужна почва. Гифы гриба поглощают влагу дождей, росы и туманов всей своей поверхностью. Одноклеточные водоросли, содержащие хлорофилл, вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
32. Для чего производят прищипку главного корня у некоторых культурных растений?
Чтобы стимулировать рост придаточных и боковых корней, развивающихся в верхнем, более плодородном, слое почвы.
33. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
К загрязнению окружающей среды.
34. Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву?
В рыхлой почве содержится больше кислорода, необходимого для дыхания растений. Кроме того, при рыхлении нарушаются почвенные капилляры, по которым вода легко поднимается к поверхности и затем испаряется. Таким образом происходит удержание влаги в почве (именно поэтому рыхление часто называют сухим поливом).
35. Опытные садоводы удобрения вносят в почву по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему?
Корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня. Корни с развитой зоной всасывания -корневыми волосками — находятся по краям приствольных кругов.
36. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?
Нельзя повреждать грибницу, так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела.
37. Как человек борется с грибом-паразитом головней, приносящим большой ущерб урожаю зерновых?
1) Обработка семян перед посевом ядохимикатами.
3)Посев устойчивых к головнёвым грибам сортов растений.
38. Орнитологи обратили внимание на то, что как правило в гнездах разных птиц все яйца тупым концом обращены к наружной стенке гнезда или вверх. Объясните это явление.
1)на тупом конце яйца находится воздушная камера;
2)положение яйца способствует лучшему газообмену с внешней средой, что необходимо для дыхания зародыша.
39. В Красную книгу России включены 65 видов млекопитающих и 122 вида птиц. Объясните, какие антропогенные факторы привели к резкому сокращению их численности в настоящее время.
1) Загрязнение всех сред жизни, изменение климата.
2) Вспашка почвы, мелиорация.
3) Добыча полезных ископаемых.
4) Интенсивное строительство (освоение новых территорий), повышение уровня шума.
40. В чем проявляется приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе средней полосы России?
1)линька, развитие густого перьевого покрова;
3)запасание и смена кормов;
4)кочевки и перелеты.
41. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют «придонными фильтрами».
1) беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками,
2) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.
42. Какие меры применяют для борьбы с паразитическими червями?
1) очистка питьевой воды;
2) санитарный контроль на бойнях;
3) правильное приготовление пищи;
4) соблюдение правил личной гигиены.
43. Почему с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне черепахи впадают в спячку и в таком состоянии переносят неблагоприятные условия?
1) в это время животные испытывают недостаток влаги и пищи;
2) в состоянии покоя обмен веществ замедляется, следовательно резко сокращается потребность в пище и воде.
44. Весной в средней полосе России насекомоядные птицы прилетают значительно позже растительноядных. Чем это можно объяснить?
Насекомоядные птицы не могут рано весной обеспечить себя и своё потомство кормом из-за отсутствия в это время насекомых.
45. На каких стадиях развития колорадский жук приносит вред растениям?
Имея грызущий ротовой аппарат, и личинка, и взрослое насекомое колорадского жука потребляют в пищу надземные части (в основном листья) одинаковых растений (чаще пасленовых), чем наносят им большой вред.
46. Почему большинство рыб и млекопитающих, обитающих в водной среде, имеют обтекаемую форму тела?
1) Водная среда более плотная, чем воздушная.
2)При движении возникает трение.
3)Обтекаемая форма уменьшает сопротивление потоку воды.
47. Какое биологическое объяснение можно дать тому, что человек, несущий очень горячий чай в дорогой чашке, терпит боль?
Причина заключается в условном торможении болевого рефлекса.
48. Почему наиболее важно общение и физические упражнения для ребенка в возрасте от 1 до 3 лет?
Именно в это время происходит психофизическое развитие ребенка, формируются речь, мышление, кора головного мозга, согласованность и точность движений, мышцы, изгибы позвоночника. Кроме того, именно в этот период ребенок начинает осознавать себя как личность и у него начинает формироваться социальное сознание. Если в этот период ребенка лишить человеческого общества и физической активности, произойдет отставание психофизического развития. Пример: дети-маугли.
49. Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?
Увеличится количество эритроцитов, поставляющих клеткам кислород, ведь на высоте мало кислорода.
50. Почему человек в своем доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?
В привычной обстановке условный рефлекс постоянно поддерживает, а в непривычной угасает.
51. Что такое половое созревание у человека?
Половое созревание — это период, который происходит у мальчике девочек в подростковом возрасте. Он сопровождается сложными nepecтройками в организме и подготовкой к репродуктивной функции.
Увеличивается рост человека, его масса, формируются вторичные половые признаки. У мальчиков созревают сперматозоиды. У девочек начинаются менструации. Повышается уровень половых гормонов в крови.
52. Почему при боковом зрении не воспринимается цвет предметов?
1) За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки.
2) При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют, а имеются только папочки.
53. Что такое пищеварение?
Процесс механической и химической обработки пищи и превращение ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переносится кровью и лимфой и усваиваться организмом как пластический и энергетический материал.
54. Сколько зубов и какие зубы имеет взрослый человек?
У взрослого человека 32 зуба: в каждой половине верхней и нижней челюсти 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших коренных зуба.
55. Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с патогенными микроорганизмами?
1) соблюдение правил личной гигиены;
2) вакцинация населения;
3) дезинфекция предметов;
4) стерилизация или пастеризация воды и продуктов питания.
56. Почему некоторые аминокислоты называются незаменимыми?
Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организмах животных и человека, они должны поступать с растительной пищей и не могут быть заменены другими питательными веществами.
57. В чем отличие прививки от введения лечебной сыворотки?
I) при прививке в организм вводят вакцину (убитых или ослабленных возбудителей болезни или их яды);
2) при прививке организм сам вырабатывает защитные антитела; 3) лечебная сыворотка содержит готовые антитела.
58. Почему у спортсменов жизненная емкость легких выше, чем у не тренированных людей?
Жизненная емкость легких — это наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Механизм вдоха и глубокого выдоха осуществляется при участии скелетных мышц и диафрагмы. Чем лучше развиты скелетные мышцы, тем больше они могут увеличить объем грудной клетки, а значит и легких на вдохе, и тем сильнее они могут сжать грудную клетку при глубоком выдохе.
59. Чем опасно для человека отравление угарным газом?
Железо, содержащееся в гемоглобине, способно при прохождении эритроцита через капилляры легких образовать с молекулами кислорода нестойкое соединение — оксигемоглобин. При прохождении через ткани оксигемоглобин освобождает кислород, при этом вновь превращается в гемоглобин, который присоединяет к себе углекислый газ. Соединение гемоглобина с углекислым газом (карбогемоглобин) носит нестойкий характер и в легких освобождается от углекислого газа. При отравлениях угарным газом образуется очень прочное соединение гемоглобина с этим газом — карбоксигемоглобин, оно блокирует гемоглобин и выключает эритроциты из газообмена. Вот почему отравления угарным газом являются смертельно опасными.
60. Почему повреждение продолговатого мозга опасно для жизни?
1) В продолговатом мозге сосредоточены центры, регулирующие жизненно-важные функции организма (дыхание, сердечно-сосудистую деятельность и др.)
2) Прекращение деятельности этих центров ведет к смерти человека
61. Почему нельзя управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения?
1) Алкоголь в первую очередь действует на мозжечок.
2) Поражение мозжечка приводит к потере способности совершать точные и координированные движения.
62. Что приводит к нарушению осанки?
1) Неправильное положение тела при стоянии и сидении
2) Недостаточное развитие мышц спины
63. Какое значение для переваривания пищи имеет большая длина тонкого кишечника?
1) Большая длина тонкого кишечника позволяет завершить превращение органических веществ пищи в растворимые соединения
2) Большая длина тонкого кишечника способствует всасыванию питательных веществ
64. Какие особенности внутренней поверхности тонкой кишки обеспечивают интенсивное всасывание питательных веществ в ней?
1) Интенсивное всасывание питательных веществ обеспечивается большой площадью всасывающей поверхности, которая во много раз превышает поверхность тела человека. 2) Площадь всасывающей поверхности увеличивается благодаря наличию на внутренней стороне тонкой кишки большого числа ворсинок и микроворсинок, покрытых эпителиальной тканью.
65. Почему в рацион человека должна включаться пища животного происхождения?
1) Растительные белки, в отличие от животных, содержат не все аминокислоты, необходимые для образования белков, специфических для организма человека
2) Жиры животных по составу ближе к жирам человека, чем растительные
66. Каким образом у человека осуществляется выделительная функция кожи?
I) В коже имеются потовые железы
2) Потовые железы вырабатывают пот, в котором содержатся мочевина, мочевая кислота, аммиак и другие продукты обмена
67. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?
1) Различение зрительных раздражений происходит в затылочной зоне коры больших полушарий
2) При нарушении функций зрительного нерва нервные импульсы не могут достигнуть зрительных центров затылочной зоны коры больших полушарий
68. Может ли человек питаться только жирами, исключив из рациона белковую пищу?
2) Отсутствие белков приведет к тому, что в клетках не будут выполняться следующие функции: ферментативная, двигательная, защитная, транспортная.
3) Синтез белков из жиров невозможен, т.к. белки имеют более сложное строение (их молекулы включают азот и серу).
69. Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.
1)концентрация веществ в клетке выше, чем в окружающей её воде;
2)вода поступает в клетку, объем которой увеличивается;
3)под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, клетка погибает.
70. В чем проявляется вредное влияние наркотиков на потомство человека?
Наркотические вещества обладают мутагенными свойствами, то есть они способны вызывать изменения в генах и хромосомах. Чаще всего такие мутации вредны для человека.
71. Какие вещества выводятся из тела человека различными органами, выполняющими выделительную функцию?
Выделительную функцию в организме человека выполняют: почки, кожа, легкие.
1)через легкие из организма человека выводится углекислый газ, пары воды;
2)через потовые железы кожи удаляются вода, небольшое количество мочевины, солей;
3)через почки происходит удаление конечных продуктов азотного обмена, солей, воды.
72. Какую роль в жизнедеятельности клетки играет расщепление органических веществ?
1) При расщеплении органических веществ освобождается энергия
2) Энергия используется для жизнедеятельности клетки
73. Какую роль в жизнедеятельности человека играет кислород?
1) Кислород вызывает окисление органических веществ в клетках и тканях
2) При окислении происходит освобождение энергии
74. Почему численность промысловых рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
1)уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними;
2)большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.
75. К каким изменениям в экосистеме луга может привести сокращение численности насекомых-опылителей?
1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений;
2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных; 3) сокращению численности насекомоядных животных.
76. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид:
зерно злаков — мышь полевка — хорь — филин.
1)согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается
приблизительно в 10 раз;
2)следовательно, для питания филина надо 35 кг биомассы хорька (если масса одного хорька около 0,5 кг, то это —70 хорьков , для питания хорьков необходимо 350 кг биомассы мышей полевок (если мышь полевка весит около 100 г, то это 35 000 полевок), которым для питания нужно 3 500 кг зерна.
77. Чем опасны кислотные дожди?
Прежде всего, оксиды тяжелых металлов, которые попадают в почву вместе с дождями, токсичны. Подземные воды проникают в водоемы и отравляют их. В свою очередь, это грозит гибелью населению водоемов. Отравляющие вещества также влияют на состав почвы, на корневые системы растений, а это приводит к угнетению их жизнедеятельности и гибели.
78. В стеблях некоторых растений живут муравьи. Какая польза растению от муравьев, а муравьям от растения?
Муравьи защищают растения от других насекомых или растений-паразитов, а растения обеспечивают муравьев пищей. Кроме того, муравьи могут уничтожать всходы других растений, находящихся близко от их убежища. Такое сожительство называется симбиоз (мутализм).
79. Рыбаки знают, что в реках и ручьях, освоенных бобрами, водится больше рыбы, чем в водоемах, где бобров нет. Объясните этот факт?
1)бобры строят плотины, которые препятствуют сносу по течению мелких водных животных, служащих кормом для рыб;
2)стоячая и неглубокая вода в прудах, запруженных бобрами, хорошо прогревается, что способствует созданию условий для нереста речной рыбы и благоприятному развитию мальков.
80. В еловом лесу травянистых растений значительно меньше, чем в берёзовой роще. Объясните это явление.
1)в роще сквозь кроны деревьев проходит значительно больше света, чем в еловом лесу, свет является лимитирующим фактором для многих растений;
2)в еловом лесу могут существовать только теневыносливые травянистые растения.
81. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему произойдут эти изменения.
1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;
2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;
3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
82. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
Элементы ответа: 1) вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2) затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3) возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, вследствие чего их численность уменьшилась.
83. В чем состоит экологическое значение клубеньковых бактерий для растений?
Клубеньковые бактерии образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям.
84. Объясните, как будет происходить самовосстановление части елового леса, выгоревшего в результате лесного пожара.
1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес;
3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытеснят другие деревья.
85. Объясните преимущество биологических методов борьбы с вредителями над с химическими.
Биологические методы защиты – это использование естественных врагов. Например, птиц насекомоядные уничтожают насекомых – вредителей.
Предотвращается загрязнение среды, при этом сохраняется фауна и флора. Ведь пр использовании ядохимикатов погибают не только вредители, но и все насекомые.
86. Почему в настоящее время в нижних слоях атмосферы сокращается концентрация кислорода?
1) сокращение зеленого покрова Земли в результате вырубки лесов и гибели фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения;
2) потребление кислорода транспортными средствами и промышленностью
87. В чем причина парникового эффекта?
Парниковый эффект — процесс постепенного потепления на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных примесей (диоксида углерода, метана, оксида азота, озона, фреонов), которые, пропуская солнечные лучи, препятствуют длинноволновому тепловому излучению с земной поверхности. Часть этого поглощенного теплового излучения отражается атмосферой, возвращается обратно к земной поверхности и нагревает приземный слой воздуха, создавая парниковый эффект. Основным источником углекислого газа антропогенного происхождения является сжигание угля, нефти, газа и другого топлива.
88. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?
Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного отбора. Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности.
89. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Биотические факторы — факторы живой природы.
1) уменьшение численности шмелей;
2)увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений-конкурентов (злаков и др.).
90. Человек спокойно ест яйца, мясо и другие продукты, содержащие белки. Почему же белки не вводят сразу в кровь?
Если белки ввести прямо в кровь, то начнется реакция отторжения чужеродного белка.
91. Почему сушение фруктов спасает их от гниения.
1)для жизнедеятельности гнилостных бактерий и плесневых грибов, как и других организмов, нужна вода;
2)на засушенных фруктах эти организмы развиваться не могут.
92. Как человек использует бактерии?
1) в очистных сооружениях;
2) в быту и пищевой промышленности;
3) в микробиологическом синтезе;
4) для получения ряда лекарств.
93. Как предохранить продукты питания от гниения?
Гниение продуктов вызывают гнилостные бактерии. Их активность и размножение угнетают: низкая температура, отсутствие влаги или присутствие некоторых веществ — консервантов, например уксусной кислоты, большого количества поваренной соли и др.
Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий гниения.
94. Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?
Многие белки выполняют в клетках роль катализаторов -ферментов. Действуют ферменты только при определенной температуре (оптимально 38 °С) и рН среды. Длительное повышение температуры выше 38 °С вызывает изменение в структуре молекулы фермента (денатурацию), ее активность снижается, а затем прекращается. Это приводит к нарушению всего обмена веществ.
При температуре выше 40 °С происходит денатурация белков, в том числе ферментов.
95. Почему не наследуются приобретенные в течение жизни признаки?
Потому что приобретенные изменения не затрагивают генотипа
96. С какой целью используется генеалогический метод исследования генетики человека?
1) для изучения родословных семей
2) для выявления характера исследования признаков: доминантного или рецессивного
3) для прогнозирования вероятности наследственных заболеваний у потомков
97. Почему важно употреблять пищу в одни и те же часы?
При употеблении пищи в одни и те же часы в организме происходит образование условных сокооотделительных рефлексов на время и пища лучше переваривается.
98. Почему опасно употреблять в пищу грибы, собранные возле шоссе?
В низ накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и других тяжёлых металлов), которые могут вызвать отравление и даже смертельный исход.
99. Объясните причину скопления гноя при воспалительных процессах в тканях.
Гной образуется в результате деятельности лейкоцитов, которые пожирают бактерии, инородные тела и погибают.
100. Какова причина отторжения пересаженных органов и тканей?
Причиной отторжения пересаженных органов и тканей является иммунная реакция организма на чужеродные клетки и белки. Для организма пересаженные органы – это чужеродное тело. Вступает в силу защитный механизм иммунитета.
101. Чем объясняются изменения в органах пищеварения, составе крови, деятельности нервной системы, вызванные у человека бычьим цепнем?
Бычий цепень выделяет ядовитые вещества в кишечник человека, они всасываются в кровь и отравляют его организм.
102. Что надо делать, чтобы не заразиться бычьим цепнем, широким лентецом?
Чтобы не заразиться бычьим цепнем надо хорошо проваривать мясо, а лучше использовать мясо, прошедшее ветеринарный осмотр. Ведь заражённое мясо (финнами — пузырьками с головкой бычьего цепня) не допускают для реализации, продаже на рынках.
Чтобы не заразиться широким лентецом, надо хорошо проваривать, прожаривать рыбу не менее 20 минут. Нельзя употреблять засоленную, засушенную в домашних условиях рыбу, а также сырую рыбу.
103. В чём отличие прививки от лечебной сыворотки?
1)при прививке в организм вводят вакцину (убитых или ослабленных возбудителей болезни или их яды);
2)при прививке организм сам вырабатывает защитные антитела;
3)лечебная сыворотка содержит готовые антитела.
104. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
1) при взлете или посадке самолета быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
2) глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.
105. Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
1) у человека в горячих цехах нарушается водно-солевой баланс в связи с потерей вместе с потом воды и минеральных солей;
2) подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.
106. К каким последствиям может привести нарушение деятельности почек у человека?
1)изменится химический состава внутренней среды (повысится концентрация солей ит.д.);,
2)отравлению организма продуктами белкового обмена.
107. Почему нельзя брать в рот травинки на сырых лугах?
На стеблях и листьях растений могут быть личинки печеночного сосальщика.
108. Почему нельзя употреблять в пищу сырую, плохо проваренную или плохо прожаренную говядину?
В мясе могут содержаться финны бычьего цепня.
109. Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг.
1)по венам большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек;
2)из правого желудочка по сосудам малого круга в левое предсердие;
3)из левого предсердия в левый желудочек, далее по аорте и сонной артерии большого круга к головному мозгу.
110. По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните, какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика.
1) Происходит резкое сужение кровеносных сосудов, повышается давление крови в них.
2) Снижается эластичность кровеносных сосудов, на их стенках могут откладываться вредные и ядовитые вещества.
3) Происходит взаимодействие угарного газа с эритроцитами, в результате чего резко снижается способность эритроцитов присоединять кислород.
111. В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины. Чем это объясняется?
1) Витамины необходимы для нормального обмена веществ.
2) В организме человека витамины практически не образуются (некоторые витамины образуются в незначительном количестве). Поэтому необходимо их поступление извне (основным источником витаминов являются растения, микроорганизмы).
112. Чем опасна наркомания?
Вредным воздействием на кору головного мозга и, следовательно, серьезными расстройствами нервной системы. Нарушения в коре мозга ведёт к асоциальному поведению людей, они становятся опасны для общества, а не только вредят своему здоровью.
113. Чем опасно курение?
Табак содержит никотин и смолы, которые являются вредными факторами, влияющими на нервную систему, а также на организм в целом. В смолах содержатся канцерогены, приводящие к онкологическим заболеваниям. Курение беременной женщины может повлиять на состояние будущего ребенка, а курение в подростковом возрасте снижает умственную активность и повышает утомляемость.
Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной регуляции внутренних органов, объясните следующее гигиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок, а затем понемногу их увеличивать.
114. Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, вызывающих выпадение этих солей в осадок. Зачем это делают?
1)донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются;
2)ионы кальция принимают участие в процессе свертывания крови, поэтому их убирают для предотвращения свертывания.
115. Мальчик заметил, что у него понизилась острота зрения при слабом освещении. Что могло стать причиной ухудшения зрения?
1)острота зрения при слабом освещении зависит от функционирования палочек;
2)палочки содержат пигмент, который образуется в организме человека из витамина А;
3)причиной ослабления зрения может быть недостаточность витамина А в питании, это заболевание носит название «куриная слепота».
116. Чем полезно свертывание крови?
Это защитный механизм, предохраняющий организм от кровопотерь.
117. Как узнать по кровотечению, какой кровеносный сосуд поврежден ?
Если кровотечение характеризуется выделением крови по всей поверхности ткани, — это капиллярное кровотечение, поврежденные сосуды — капилляры.
Если кровотечение характеризуется равномерным непрерывным выделением крови не пульсирующей струей и цвет крови темно-красный, — это венозное кровотечение, повреждена вена.
Если кровотечение характеризуется вытеканием крови фонтанообразной пульсирующей струей и кровь алого цвета, — это артериальное кровотечение, повреждена артерия.
118. Почему появляются болезненные ощущения в мышцах после их работы?
Болезненные ощущения в мышцах появляются после работы, потому что происходит накопление нерасщепленной молочной кислоты.
119. При длительном пребывании на солнце кожа человека приобретает коричневый оттенок. С чем это связано и какое это имеет биологическое значение?
1) потемнение кожи под действием солнечных лучей вызвано усилением накопления в клетках нижних слоев эпителия пигмента меланина;
2)меланин поглощает ультрафиолетовые лучи и защищает организм человека от их вредного воздействия.
120. Почему воспалительный процесс может распространиться из носоглотки в среднее ухо?
1) Болезнетворные микроорганизмы могут попасть из носоглотки в среднее ухо через слуховую трубу
2) Размножение болезнетворных микроорганизмов в среднем ухе может привести к воспалительному процессу
121. Почему нельзя читать лёжа или в движущемся транспорте?
1) при чтении лёжа и в движущемся транспорте невозможно удерживать постоянное расстояние между глазами и книгой.
2) при этом происходит нарушение преломляющей способности глаза, нарушается эластичность хрусталика.
122. Почему при сильных, резких звуках нельзя держать рот закрытым? (почему при взрывах надо открывать рот?)
1) в среднем ухе находится слуховая труба (евстахиева), которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой
2) когда рот открыт, выравнивается давление на барабанную перепонку с наружной и внутренней стороны
123. Почему, когда мы грызём твёрдый сухарь, то слышим оглушительный шум?
1) кости черепа, как и все твёрдые и упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается
2) поэтому треск сухаря, дошедший до уха через воздух, воспринимается как лёгкий шум, но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твёрдые кости черепа
124. какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему при растяжении или разрыве связок?
1) покой или тугое бинтование сустава
2) холод на повреждённое место и доставить в лечебное учреждение
125. Каким образом, используя магнит, можно очистить семена культурных растений (например, льна, клевера, люцерны) от семян сорняков?
1) сорняки имеют ворсистые семена, цепляющиеся за шерсть животных
2) засоренные семена обсыпают железным порошком (крупинки железа облепляют семена сорняков), а затем с помощью магнита их разделяют на чистые семена и сорную примесь
С1. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
Ответ: Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушению водного и воздушного режима корней) и угнетению растений
С2. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей — к консументам первого порядка?
Ответ. 1) совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам
второго порядка;
2) мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка
С3. В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные)?
Ответ. Сходство подов семейств Бобовые и Крестоцветные: образуются из верхней многоплодной завязи, единственного пестика. Это сухие многосемянные плоды. Боб – вскрывающийся плод, стручок также может быть вскрывающимся, если он нечленистого строения. Отличия:
1) у бобовых геницей монокарпный, поэтому плод – боб — монокарпик из одного плодолистика. При вскрывании плода семена остаются на одной из створок плодолистика.
2) у капустных геницей ценокарпный, поэтому плод – стручок — ценокарпик из 2-х сросшихся плодолистиков. При вскрывании плода семена остаются на пленчатой рамке — плаценте, разделяющей два гнезда плода.
С4. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?
Ответ. 1) впадают в спячку; 2) мигрируют на другие территории; 3) запасают корма и накапливают жир; 4) линяют и обрастают густым мехом.
С5. Скрестили дигетерозиготные самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фе¬нотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены! данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половые клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Ответ. 1) генотипы родителей: самка — ааbb, самец — АаВb; 2) генотипы потомства: 1 АаВb — серое тело, нормальные крылья: 1 ааbb — черное тело, укороченные крылья; 3) так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет АВ, аb, а самка — один тип гамет: аb, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1: 1 (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)
C6. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.
Ответ. 1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которые попали с помощью ветра, образуется мелколиственным или сосновым лес;
3) под пологом светолюбивые пород развиваются теневыносливые ели, которые
впоследствии полностью вытеснят другие деревья
1. Домовая мышь — млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал — Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Ответ: 1) географический критерий — ареал; 2) экологический критерий — особенности питания, изменение активности в течение суток; 3) физиологический критерий — число детенышей в помете.
2. Назовите не мене 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами – способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
3. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
Ответ:1) появление у особей разнообразных наследственных изменений; 2) сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 3) размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.
4. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчёлами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.
Ответ: 1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела); 2) особи с признаками, усиливающие их сходство с защищенными насекомыми, имели больше возможностей выжить в борьбе за существование; 3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и через ряд поколений распространялись в популяции.
5. Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют низкий рост, по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1) низкорослость на пастбищах – результат естественного отбора; 2) животные в первую очередь поедают высокорослые растения, которые не успевают образовывать семена; 3) низкорослые растения имеют больше шансов выжить и оставить потомство, поэтому преобладают
6. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира
Ответ: 1) стадия зиготы соответствует 1-клеточному организму; 2) стадия бластулы. Где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного.
7. В промышленных районах Англии на протяжении XIX-XX веков увеличилось число бабочек березовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиций эволюционного учения и определите форму отбора.
Ответ: 1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы; 2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской; 3) изменение окраски в популяциях бабочек — проявление движущей формы естественного отбора.
8. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. Ответ:
1) Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);
2) природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;
3) на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.
9. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Ответ:
Элементы ответа: 1) создают органические вещества из неорганических; 2) аккумулируют солнечную энергию;
3) обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
10. Почему агроэкосистемы характеризуются как неустойчивые сообщества? Приведите не менее 3-х обоснований, Ответ:
Элементы ответа: 1) в них обитает небольшое число видов, преобладает монокультура; 2) неразветвленные сети и короткие цепи питания; 3) круговорот веществ незамкнутый, так как органические вещества частично изымаются человеком с урожаем.
11. Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками? Ответ:
1) защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;
2) активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);
3) формы защитной окраски.
12. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
Ответ:1) увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 2) прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 3) освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.
13. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение.
Ответ: 1) круговорот веществ в них незамкнутый, т.к. первичная продукция в большей мере изымается человеком; 2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие; 3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека.
14. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
Ответ: 1) продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов); 2) консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду; 3) редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.
15. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.
Ответ: 1) пищевые объекты насекомоядных птиц становятся недоступными для добывания; 2) ледовый покров на водоемах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц; 3) изменение продолжительности светового дня.
16. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.
Ответ: Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: 1) отсутствуют продуценты; 2) отсутствуют редуценты; 3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.
18. Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой. Ответ:
в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие фенотипическое сходство с божьей коровкой;
сходство с ядовитой божьей коровкой спасало организм от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование;
3) в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению её генофонда.
19. Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу? Ответ: 1) повышается возможность свободного скрещивания; 2) усилен обмен генетическим материалом и обогащается наследственность; 3) способствует распространению особей и расширению ареала.
20. Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу? Ответ: 1) обедняется экологическое разнообразие среды в связи с сокращением ареала; 2) возникает нежелательное близкородственное скрещивание; 3) усиливается конкуренция с другими видами и внутри вида.
21. В чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб? Ответ: 1) в многообразии видов; 2) в широком распространении видов; 3) в наличии разнообразных приспособлений к среде обитания; 4) в высокой численности видов.
22. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции? Ответ: 1) ископаемые остатки и отпечатки; 2) переходные формы; 3) филогенетические ряды.
23. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу? Ответ: 1) появление легочного дыхания;
2) формирование расчлененных конечностей; 3) появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.
24. Ученые считают, что первые наземные позвоночные -стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?
Ответ: 1) у кистеперых рыб появились мышцы на парных плавниках; 2) сходное расположение костей в скелете плавников
кистепёрой рыбы и в скелете конечности стегоцефала; 3) стегоцефалы, как и кистеперые рыбы дышат легкими.
25. Почему у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ:
Элементы ответа: 1) считают, что человек имеет животное происхождение; 2) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека; 3) в редких случаях у человека происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки животных предков.
26. Объясните, как в процессе эволюции сформировалась маскировочная форма тела рыбы — морского конька-тряпичника? Ответ: 1) у предковых форм возникли мутации, приведшие к появлению новой формы; 2) в процессе борьбы за существования особи с измененной формой тела получили преимущество среди морских растений; 3) в процессе естественного отбора неприспособленные к данным условиям особи были вытеснены, а новые признаки закрепились и передались по наследству.
27. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
Ответ: 1) тип приспособления — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному;
2) сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным; 3) муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.
28. Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях. Ответ: 1) Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от: 1) частоты появления мутаций; 2) сроков наступления половой зрелости; 3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве.
29. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? Ответ: 1) сходством строения систем органов; 2) наличием волосяного покрова; 3) развитием зародыша в матке; 4) выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.
30). Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Ответ: 1)люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом; 2) от межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству;
люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.
31. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
Ответ: 1) увеличение численности растений; 2) сокращение численности хищников — жаб, ежей; 3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.
32. Чем определяется устойчивость естественных экосистем? Ответ: 1) видовым разнообразием; 2) числом звеньев в цепи питания; 3) саморегуляцией и самовозобновлением.
33. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? Ответ: 1) содержанием кислорода; 2) различиями в колебаниях температуры (широкая ам¬плитуда колебаний в наземно-воздушной среде); 3) степенью освещенности; 4) плотностью.
34. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи? Ответ: 1) числом видов; 2) числом ярусов; 3) видовым составом, разнообразием видов.
35. Почему отношения между собакой и таежным клещом считают примером паразитизма? Ответ: 1) клещ питается кровью собаки; 2) клещ использует организм хозяина многократно, не уничтожая его; 3) клещ причиняет вред собаке.
36. В чём проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России? Ответ:
1) линька, развитие густого перьевого покрова; 2) запасание жира; 3) запасание и смена кормов; 4) кочевки и перелеты.
37. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? Ответ: 1) неурожай семян ели; 2) увеличение численности хищников — лисиц, куниц; 3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов.
38. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера? Ответ: 1) уменьшение численности шмелей; 2) увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др.).
39. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы? Ответ: 1) большим биоразнообразием и разнообразием пи-щевых связей и цепей питания; 2) сбалансированным круговоротом веществ; 3) участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования.
40. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут. Ответ: 1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы 2 порядка) из-за нарушения цепей питания; 3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
41. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.» Ответ: 1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес; 3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытеснят другие деревья.
42. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? Ответ: 1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 2) в смешанном лесу пени питания более длинные и разветвленные, чем в еловом; 3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.
43. Почему агроэкосистема менее устойчива, чем экосистема? Укажите не менее 3-х причин. Ответ:
1) круговорот веществ в ней незамкнутый; 2) разнообразие видов небольшое, короткие цени питания; 3) отсутствует саморегуляция.
44. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Обясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
Ответ: 1) вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2) затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3) возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.
45. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.
Ответ:
1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.
46. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров
Элементы ответа: 1) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 3) служат нищей для хищников; 4) удобряют почву.
47. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх признаков.
Элементы ответа: 1) особенности строения органов и их функции, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конеч¬ностей в крылья, быстрое переваривание пищи и др.; 2) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания, потребление большого количества пищи и др.;
развитие центральной нервной системы, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве и др.).
48. В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
Элементы ответа: 1) морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела; 2) физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение иди расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 3) поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.
49. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
Элементы ответа: 1) к увеличению численности растительноядных организмов; 2) к уменьшению численности растений; 3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний.
50. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.
Элементы ответа: 1) мутации — материал для естественного отбора; 2) особи с мутациями размножаются, в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции; 3) естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.
51. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.
Элементы ответа: 1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес; 3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья.
52. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.
Элементы ответа: 1) непосредственно повреждают органы и ткани растений; 2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3) понижают продуктивность растений.
Источник