Меню

Питание растений удобрения 6 класс кратко

§ 15. Минеральное питание растений — Пасечник. 6 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения.

2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами.

3. Какие минеральные вещества вам известны?

Фосфор, калий, сера, магний, азот.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?

Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор:

  • калий способствует быстрому оттоку органических веществ из листьев к корням;
  • азот необходим для роста растений;
  • фосфор способствует быстрому созреванию плодов.

Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах.

2. Как растения поглощают питательные вещества?

Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела.

У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень.

Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду.

Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит.

Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения.

4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?

При поливе холодной водой происходит снижение поглощающей способности корня. Холодная ода хуже впитывается корневыми волосками и растение не получает всех необходимых ему веществ .

5. Какие виды удобрений вы знаете?

Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения:

  • органические удобрения — это отходы от жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной);
  • минеральные удобрения — это удобрения, содержащие необходимые для жизни растений минеральные вещества, различают азотные минеральные удобрения, калийные и фосфорные;
  • микроудобрения — это удобрения, которые содержат различные химические вещества, помогающие росту растений, например бор, медь, цинк, кобальт и прочие.

6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Читайте также:  Кальциевые удобрения для винограда

Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов.

7. Что такое подкормка?

Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.

Подумайте

Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?

В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною

С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?

По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.

Задания

1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт.

Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.

Вывод: если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.

2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.

Растение

Срок набухания Срок прорастания Появление корешка

Появление стебелька

Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень)

6-8 часов 6-10 часов 2 день 3 день
Читайте также:  Когда сажают рассаду помидор для парника

Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями

8-12 часов 10-16 часов 3 день Бобовые (горох фасоль) с одной семядолей 8-12 часов 10-16 часов 3 день

Различие между проростками бобовых с одной и двумя семядолями начинает проявляться примерно на 8-10 день эксперимента. Так, проросток с двумя семядолями будет развиваться активнее, будет более крупным и сильным. Это объясняется тем, что проростку с одной семядолей не хватает питательных веществ для роста. Растение может вырасти и с одной семядолей, но здоровым и крепким оно не будет.

Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.

Задания для любознательных

С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю.

Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.

Словарик

Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей.

Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.

Источник

Какие вещества необходимы для минерального питания растений?

Минеральные элементы – это встречающееся в природе неорганические питательные вещества, содержащиеся в почве и продуктах питания, которые необходимы для правильного функционирования живых организмов. Минералы – жизненно важные элементы, необходимые как растениям, так и животным.

Минеральное питание растений

Минеральное питание растений – это ряд биохимических, биофизических и физиологических процессов, посредством которых ионы минералов абсорбируются из почвы, транспортируются и включаются в обмен веществ растения. Всего для нормального роста и развития растений необходимо около 20 химических веществ. Из них четыре основных элемента: углерод и кислород из атмосферы, водород из воды и азот из минеральных соединений. Они называются органогенными элементами, поскольку представляют собой основные компоненты органических веществ.

В зависимости от потребности растения в минеральных веществах выделяют:

  • Макроэлементы (O, C, H, S, P, N, Ca, K, Mg) – составляют более 0,01% от сухой массы растения
  • Микроэлементы (Fe, Co, Cu, Cl, B, Zn, Mn, Mo, Ni, Na, Si) – составляют менее 0,01% от сухой массы растения

Таблица. Основные минеральные элементы, необходимые для роста растений

Макроэлементы Микроэлементы
Углерод (C) Железо (Fe)
Водород (H) Марганец (Mn)
Кислород (O) Бор (B)
Азот (N) Молибден (Mo)
Фосфор (P) Медь (Cu)
Калий (K) Цинк (Zn)
Кальций (Ca) Хлор (Cl)
Магний (Mg) Никель (Ni)
Сера (S) Кобальт (Co)
Натрий (Na)
Кремний (Si)

Химические элементы могут иметь специфические функции, характерные только для них (например, функционировать как составные части ферментативных каталитических центров или простетических групп, как активаторы ферментов путем изменения конформационной структуры белков, как регуляторы коллоидного статуса цитоплазмы), или иметь неспецифические функции, в этом случае они могут быть заменены другими элементами (например, осмотическое давление может быть достигнуто путем увеличения концентрации различных молекулярных частиц).

Поглощение минеральных элементов растениями происходит на уровне корневых волосков посредством эндосмоса, и часто этому способствуют микориза (симбиотические отношения между корнем и микроскопическими грибами) и бактериориза (симбиоз между корнями и бактериями). Азот абсорбируется из почвы в виде нитритов и нитратов, которые позже превращаются в аммиак и используются для синтеза глутамина и аспарагина в результате реакций аминирования. Это повсеместный компонент большинства органических веществ.

Сера абсорбируется в виде ионов SO4 2 − ионов и входит в состав высоко каталитических протеиногенных аминокислот цистеина и метионина, является частью кофермента А и витаминов, а также имеет решающее значение для контроля окислительно-восстановительного состояния клетки за счет уровней глутатиона.

Фосфор входит в состав АТФ, нуклеиновых кислот, фосфолипидов в биологических мембранах, он лежит в основе передачи сигналов и других процессов управления белковой активностью. Он усваивается в виде солей ортофосфорной кислоты. Кроме того, ионы металлов (Ca, K, Fe, Mg, Cu, Mb, Zn) являются ключевыми компонентами в процессе минерального питания и необходимы для роста и развития растений.

Значение минеральных веществ для растений

Минералы играют важную роль во многих жизненно важных для растений процессах:

  • Уравновешивающая функция: определенные соли или минералы действуют против вредного воздействия других питательных веществ, таким образом уравновешивая друг друга.
  • Поддержание осмотического давления: некоторые минералы клеточного сока в органической или неорганической форме участвуют в регулировании осмотического давления в клетке.
  • Влияние на pH клеточного сока: различные анионы и катионы влияют на pH клеточного сока.
  • Построение тела растения: углерод, водород и кислород – это элементы, которые помогают построить тело растений, поступая в протоплазму и строя клеточные стенки.
  • Катализбиохимических реакций: минералы, такие как цинк, магний, кальций и медь, действуют как металлические катализаторы в биохимических реакциях.
  • Токсичное влияние: некоторые элементы, такие как мышьяк и медь, оказывают токсическое воздействие на протоплазму при определенных условиях.

Микроэлементы

Значение некоторых микроэлементов для растений изложены ниже:

  • Это компонент оксидазы, цитохромоксидазы, фенолазы и оксидазы аскорбиновой кислоты, который отвечает за активацию ферментов.
  • Медь играет жизненно важную роль в фотофосфорилировании.
  • Она также помогает сбалансировать углеводно-азотную регуляцию.

Марганец

  • Необходим для фотосинтеза при фотолизе воды.
  • Участвует в синтезе хлорофилла.
  • Действует как активатор азотистого обмена.
  • Необходим для синтеза триптофана, метаболизма углеводов и фосфора.
  • Входит в состав таких ферментов, как карбоангидраза, молочнокислая дегидрогеназа, гексокиназа и карбоксипептидаза.

Макроэлементы

Функции основных макроэлементов для растений:

Источник

Adblock
detector