План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Почва»
Светлана Ильющенкова
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Почва»
ТЕМА: «Почва«
Познакомить с процессом образования почвы.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Выделить основное свойство почвы — плодородие.
Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность, коммуникативные качества, умение сотрудничать друг с другом.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве.
5. Формировать учебную самостоятельность учащихся.
Плакат «Срез почвы».
Плакат «Федор студеный».
Карточки с текстом «Минеральные соли»(20 шт.);
Контрольный лист «Почва» (1 общий + 4 групповых);
Контрольный лист «Опыты» (1 общий + 4 групповых);
Образцы почв (раздаточный материал 25 шт.);
Стеклянные стаканы (5 шт.);
Стеклянные палочки (5 шт.);
Таблица «Виды почв».
Ход УРОКА.
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
— На прошлых уроках мы с вами изучали свойства воздуха и смотрели фильм «Значение воды для всего живого на планете». И у вас было задание сделать выводы и подготовить сообщение по темам «Значение воды для человека», «Значение воды для растений», «Значение воды для животных», «Охрана воды». Пожалуйста, представьте свои работы.
Учащиеся разделены на группы.
(Выходят по сотруднику из группы, делают сообщение и представляют
плакаты по своей теме.)
II. Определение новой темы и плана работы
-Какое сегодня число?
— Откройте календарь погоды. Дайте характеристику погоды на 21 ноября.
— Ребята, существует много народных примет, по которым люди определяют какое будет лето, урожай.
— В календарях погоды обведите 24 ноября.
— Этот день по народной примете называется «Федор Студеный». «Со Студита стужа- что ни день, то хуже» (плакат).
— Как Вы понимаете эту народную примету? (выслушиваются ответы детей)
В народе примечали: если в этот день температура воздуха от 0 до — 5, то зима ожидается безсильных морозов, а если температура воздуха ниже -5, то ждать зиму с крепкими морозами. «Если день Федора Студита бывает тепел- то зима будет тепла, если же холоден- то вся зима холодна» (плакат). Поэтому, обратите внимание на температуру воздуха 24 ноября, занесите данные в календарь природы и сделайте вывод «Какая будет зима, если судить по этой народной примете. Есть еще одна народная примета «Федор студит — землю студит»(плакат).
— А что такое земля? (открывается на доске плакат «Срез земли»).
-Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово «Почва«)
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
-Действительно, тема урока — «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва«)
-Научные сотрудники работают по плану и наша с вами первая задача составить план работы на уроке. С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопр- Знаете ли Вы, что такое почва?
— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка «Что такое почва?»)
-Что еще хотели бы узнать о почве?
-Какими свойствами она обладает? (На доску вывешивается следующая табличка «Свойство почвы«)
-Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
-Значит, с чем познакомимся? Кто догадался? Познакомимся с видами почв. (Ниже вывешивается табличка «Виды почв«)
-А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка «Почва человеку«)
«Что такое почва?»
«Свойства почвы
«Виды почв«
«Почва человеку«
— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)
III. Изучение нового материла.
— Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва? Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? Наш плакат «Срез земли». Внимательно рассмотрите верхний слой. Какого он цвета? Сделайте вывод. Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. (На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)
-Ответили на первый пункт плана? (Да) Переходим к выполнению следующего пункта плана.
2. Свойства почвы.
С какими свойствами почвы Вы познакомились ранее? (Способность пропускать воду) Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. Что увидели? (траву, растения, деревья). Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды) Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? Это — плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом «Плодородие»)
— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»? (Работа со словарем). Прочитаем значение этого слова в толковом словаре. Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие) Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.) Проверить ваши предположения нам помогут опыты. Сейчас каждое звено будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будем записывать в таблицу (На доске висит таблица для заполнения).
— Через лупу рассмотрите почву. Запишите свои наблюдения в таблицу. Какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых) Кто знает, как это называется одним словом? (Перегной) Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу «перегной»)
— Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. Что заметили? (Пузырьки). Сделайте вывод. (В почве есть воздух). Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
3 опыт. Нагревание почвы.
При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети внимательно наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет.
— Что же это такое? (Вода и минеральные соли). О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке. (Приложение№2) Что интересного узнали о роли минеральных солей?
3. Виды почвы.
— Над чем будем работать сейчас? (Обращаемся к плану).
— Правильно. Познакомимся с видами почв.
— Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
— А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
— Откройте учебник на странице 66 и прочитайте третий абзац.
— О каких видах почвы прочитали?
(На доске появляется таблица с видами почв » Черноземная, песчаная, торфяная, подзолистая»)
-Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте. В группах обсудите, какая почва находится в каждом пакете и разложите в том порядке, в каком записаны названия почв в таблице. (Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу. Затем проверяем результат и сравниваем с образцом, который собрал учитель).
Теперь наша задача описать каждый вид почвы и занести результаты в таблицу. Первая группа описывает чернозем, вторая – песчаную почву, третья – торфяную, четвертая – подзолистую.
— Итак, каковы результаты?
1. Черноземная. (Цвет черный, жирная, если трогать руками).
2. Подзолистая. (Цвет похож на золу).
3. Глинистая. (Цвет желто — красный. Скатывается в комок).
4. Песчаная. (Преобладает песок. Цвет серый.).
-Какой признак стал основным и помог вам определить вид почвы. (Цвет).
IV. Выводы. Домашнее задание.
— Наш урок подошел к концу. На все ли пункты плана ответили? (Нет).
-На какие пункты плана ответили? Что узнали? Сделайте вывод. (Формулировка вывода в группах. Ответы представителей групп. Подведение итога учителем).
-Какой пункт плана не выполнили? (Почва человеку). На этот пункт плана вы ответите дома.
V.Оценивание работы класса, звеньев, учащихся.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.
Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.
Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.
Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Опасные места» План-конспект урока окружающего мира по УМК «Школа России». Учитель: Соболева С. Н. Тип урока: урок-дискуссия. Класс: 3 Тема: Опасные места.
«Как живет луг. Значение лугов для человека». План урока по окружающему миру в 4 классе План конспект урока Предмет: окружающий мир Класс: 4 УМК «Гармония» Тема: «Как живет луг. Значение лугов для человека» Тип урока: усвоение.
Источник
почва . Автор: Вотинова Екатерина Геннадьевна
«Почва – живая земля»
Выполнили: воспитатели, дети подготовительной группы «Сказка», родители
г. Абакан, 2021 года
v Модельно-информационная карта проекта 3
v Цель, задачи, предполагаемый результат 4
v Актуальность темы: Реализация проекта 7
v Результаты работы над проектом 10
v Приложения 11
v Литература 27
Модельно — информационная карта проекта.
«Почва — живая Земля»
Руководитель проекта. Вотинова Екатерина Геннадьевна
Место проведения: МАДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Абакан»
Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Брусничка»,
родители, воспитатели, социальные партнеры.
Возраст детей: 6 лет.
Проблемы. При посадке саженцев кедра и лиственницы на территории детского сада мы обратили внимание, что почва разная по цвету. Почему?
Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, почему почва имеет разные слои
Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.
• развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально — опытнической деятельности и использования информационных технологий (тематическое слайд — шоу);
• обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;
• Воспитывать бережное отношение к природе (почве).
• развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
• развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
Речевые и игровые:
• учить общаться в процессе экологической игры;
• побуждать развитие фантазии;
• формировать умение выражать свои мысли;
• прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;
Публичная защита проекта «Почва – живая Земля»
Лэпбук «Почва», «Капельная поливочная станция»
Материально – техническая база для реализации проекта:
1.Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.) и подборка предметов, выполненных из этих материалов;
2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования
3.Тематическая подборка слайд-шоу;
4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.
5. Колбы и емкости с водой для проведения опытов;
6. Семена: овёс, пшеница для посадки.
7. Коллективная работа «Подземное царство»
8.Конструктор «LEJO WeDo» для поливочной станции
9.Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)
Автор: Вотинова Екатерина Геннадьевна
«Почва – живая земля»
Выполнили: воспитатели, дети подготовительной группы « Сказка », родители
г. Абакан , 20 21 года
v Модельно-информационная карта проекта 3
v Цель, задачи, предполагаемый результат 4
v Актуальность темы: Реализация проекта 7
v Результаты работы над проектом 10
v Приложения 11
v Литература 27
Модельно — информационная карта проекта.
«Почва — живая Земля»
Руководитель проекта. Вотинова Екатерина Геннадьевна
Место проведения: МАДОУ «Детский сад « Золотой ключик » г . Абакан »
Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный .
Участники проекта: дети подготовительной группы «Брусничка»,
родители, воспитатели, социальные партнеры.
Возраст детей: 6 лет.
Проблемы. При посадке саженцев кедра и лиственницы на территории детского сада мы обратили внимание, что почва разная по цвету. Почему?
Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, почему почва имеет разные слои
Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.
• развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально — опытнической деятельности и использования информационных технологий (тематическое слайд — шоу);
• обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;
• Воспитывать бережное отношение к природе (почве).
• развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
• развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
Речевые и игровые:
• учить общаться в процессе экологической игры;
• побуждать развитие фантазии;
• формировать умение выражать свои мысли;
• прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;
Публичная защита проекта «Почва – живая Земля»
Лэпбук «Почва», «Капельная поливочная станция»
Материально – техническая база для реализации проекта:
1.Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.) и подборка предметов, выполненных из этих материалов;
2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования
3.Тематическая подборка слайд-шоу;
4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.
5. Колбы и емкости с водой для проведения опытов;
6. Семена: овёс, пшеница для посадки.
7. Коллективная работа «Подземное царство»
8.Конструктор «LEJO WeDo » для поливочной станции
9.Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)
Почва–это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней и имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. Чем больше в почве перегноя, тем он плодороднее.
Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.
Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие–основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв разрабатываю правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.
Земля–наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.
Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100летвсегоодин сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается.
Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.
Торфяная земля–это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1,5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.
Перегной – это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землёй, которая содержит все микро- и макроэлементы.
Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы небело застоя воды и корни могли дышать воздухом.
Глина — тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но задерживаете, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.
— сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли;
— обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины
— учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;
— учить фиксировать результаты исследований;
— учить формулировать выводы;
— формировать интерес к явлениям окружающего мира.
Этапы реализации проекта
— определение проблемы, постановка цели и задач;
— определение методов работы;
— подбор методической, научно — популярный и художественной литературы;
— оформление информационной копилки по данной тематике;
— составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы.
— Совместная деятельность с детьми:
— Вести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.
— Совместная деятельность с родителями воспитанников:
— введение родителей в проблемную ситуацию;
определение круга актуальных и посильных задач.
II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.
Работа с детьми
Раздел программы Формы, методы и приемы работы
деятельность — НОД «Что такое почва?» — Эксперименты: 1. Виды почв. 2. Из чего образована почва?
3. Свойства почвы. — Опыты: 1.Воздух в почве. 2.Есть ли в почве вода? 3.Есть ли в почве перегной? 4.Есть ли в почве соли? 5.Узнаемсвойствапескаиглины 6.Почва – поземное царство — Беседы: «Образование почвы» «Как сохранить почву?» «Влажная почва. Ее свойства» «Что содержится в почве?» «Песок и глина». — Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы» «Свойства песка и глины». — Наблюдения в природе.
литература Чтение Сказка «Дюймовка». Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова). Чтение отрывков из книги С. Сахарного «По морям вокруг Земли». Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).
деятельность Игра – моделирование «Слои земли» Игра — викторина «Отгадай загадку» Игра «Подземные жители» д /и «Удивительный песок» п /и «Цветы на лугу» « д /и Да—Нет».
Конструирование поливочной станции
ИЗО — Рисование на тему: «Подземные жители» — Рисование на тему: «Растения и почва» — Выставка рисунков «Почва в природе» -Р исование экологических знаков,
Работа с родителями
Форма взаимодействия Тематика
Информационно – наглядная — Выставка книг «Почемучка». — Рекомендации в родительском уголке.
Коллективная -Т ематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты». -Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье». -Анкетирование родителей
Индивидуальная -Б еседы: «Как вести познавательную беседу». «Как читать познавательную литературу». «Как смотреть познавательное видео и программы».
Познавательная Творческая -Т ворческая мастерская» Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», «Капельная поливочная станция»
— формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:
— анкетирование родителей (приложение 2)
— Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
— обобщение опыта и определение результата практической деятельности.
презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы.
Результаты работы над проектом дети узнают, что почва — верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.
Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.
Взаимодействие с родителями.
Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничествах участниками.
Диагностирование результативности реализации проекта.
Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий,
удовлетворённость собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.
Практическая значимость проекта
Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.
Область «Речевое развитие» Центр литературы: Беседы: «Образование почвы» «Как сохранить почву?» «Влажная почва. Ее свойства» «Что содержится в почве?» «Песок и глина» Выставка научно – познавательных книг. Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова). Чтение отрывков из книги С. Сахарного «По морям вокруг Земли». Чтение сказок и стихов, загадок о почве (Рыжова Н.). . Область «Познавательное развитие» Центр экспериментирования: — Эксперименты: 1. Виды почв. 2. Из чего образована почва? 3. Свойства почвы. — Опыты: 1. Сухая и влажная почва. 2. Воздух в почве. 3. Состав почвы. 4.Нужно ли растению почва. — Занятие НОД Приложение.4 «Знакомство со свойствами и составом почвы» «Свойства песка и глины». — Наблюдения в природе «Что такое почва?» НОД «Подземные жители».
Область «Физическое развитие»
Центр Физической культуры:
Подвижные игры» Деревья и
червячки» Приложение 7.
Продукт проекта Публичная защита проекта, лэпбук , капельная поливочная станция
— Рисование на тему: «Подземные
— Рисование на тему: «Растения и
почва» Область «Социально-коммуникативное развитие» Центр игр. Сюжетно-ролевая игра «Экологи» Центр конструирования: Макет «П оливочная станция»из конструктора«LEJO WeDo »
— Выставка рисунков «Почва в природе» -Р исование экологических знаков, Игра – моделирование «Слои земли» Игра — викторина «Отгадай загадку» Игра «Подземные жители» д /и «Удивительный песок» п /и «Цветы на лугу» «Д/и Да—Нет». Приложение 5.
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации экологи – Проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей
1. Считаете ели Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
2. Как вы понимаете слово Экология, что она изучает?
3.Как высчитаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающий среды.
4.В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
-Беседы с ребенком о природе
-Отдых на природе
Наблюдение за природными объектами.
Чтение художественной литературы.
5.Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребёнка?
6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
7.Какую информацию вы бы хотели получить тот дошкольного учреждения по экологическому воспитанию.
Благодарим Вас за участие!
Познавательно — игровая программа
ТЕМА: Почва — живая земля. Кто создаёт почву?
ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;
ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;
2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом
3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;
4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка , работа с моделью «Почва — взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;
5) восприятие фольклора: пословиц о земле
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей )н аголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)
Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.
-Что же такое почва?
-Как вы думаете дети? (ответы детей).
В : Знаете , ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно — давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений . в озникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
Мультимедийная презентация. Состав почвы.
Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты – Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва — это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года ( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дар ы- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют — почву )т олстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»
-А что это означает? (ответы детей)
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.
-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
ОПЫТ 1:В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)
Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ 2. Состав почвы
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.
Вывод: На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода ..
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
— Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земл е( рассказ о переработке
листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!
— Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей)
— Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» -в едь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы, наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?
Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмешь.
Где нет земли, там нет травы.
Нет земли краше, чем страна наша .
Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.
Теперь нам пора возвращаться в группу
Дидактическая игра «Да — нет»
Цель: развивать экологическое сознание детей, формировать ценностные ориентиры, закрепление грамотного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Руководство к проведению игры
Материал: карточки иллюстрации о правилах поведения в природе.
Воспитатель сообщает, в лес пришел Незнайка он ничего не знает о правилах поведения в лису. Я буду вам сообщать о действиях, которые он совершал в
лесу, а вы оцените его поступки. Если Незнайка поступает правильно вы говорите «Да». Если поступает неправильно отвечайте «Нет».
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу
Колышек подставлю (да)
Если разведу костер
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убирать забуду? (нет)
Если мусор уберу
Банку закопаю (да)
Я люблю свою природу
Я ей помогаю (да)
ОПЫТ 1:В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)
Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ 2. Состав почвы
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Несколько капель раствора, где была земля, поместили на стеклянную пластинку. Поставим в тёплое место.
Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: В почве содержится соль.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и
отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
НОД «Подземные жители»
Цель: Дать детям занятие о кроте — диком зверьке (где живет, чем питается, каковы характерные особенности его внешнего вида, познакомить с дождевым червяком (его внешним видом объяснить, почему червей называют дождевыми).
Воспитывать интерес к подземным жителям (кроту, дождевому червяку). Бережно относиться к ним.
Ребята сегодня на занятии мы с вами отправляемся в путешествие в подземное царство. Мы знаем, что животные живут не только в лесу, ходят по земле, но живут и в земле.
Мы спускаемся все ниже, ниже становиться темнее и темнее солнышко совсем не попадает сюда.
А вот и первый подземный житель.
Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдите вы (червяк)
А сейчас послушайте отрывок из сказки Павловой «Большое чудо»
Дождевой червяк родился не земле, под гнилушкой и целой год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю, он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда. Но однажды, после сильного летнего ливня дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу. Земля была мокрой и мягкой. Солнце светило сквозь облачко и не жгло, а ласкало нежную кожу дождевого червяка. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось будто это он сам нарочно вылез посмотреть на белый свет. Он так и сказал: «Я пришел посмотреть как вы все тут живете». «Ну что ж, посмотри» — приветливо ответили ему травы, и деревья Они не знали его, и любили ведь он жил в большой дружбе с корнями. Поползай по земле, и ты увидишь много разных чудес.
Ребята, а как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Правильно под землей нет света, поэтому червяку, как и другим подземным жителям, хорошее зрение ни к чему.
Ребята, почему червей называют дождевыми? (из-за того, что черви после дождя выползают на поверхность) Но оказывается, в названии таится настоящая трагедия этих полезных существ. Они тысячами не возвращается под землю. Может быть их заливает водой в норках, и они гибнут от недостатка кислорода. Но в опытах они выживают в банках с водой целый год. Какая таинственная сила гонит червей из нор во время дождя и губит их? На это пока нет ответа. Долго находится без почвы червяк не может , он житель подземного царства.
Сейчас мы встретимся с одним подземным жителям (загадка).
Сделал дыру, вырвал нору,
Солнце сияет, а он и не знает (крот)
Ребята, сейчас мы посмотрим фильм о кроте.
Ребята, а какую вы знаете сказку, в которой жил крот. ( Дюймовочка )
А как в сказке старая мышь говорила о кроте: У него самый большой дом под землей и он носит чудесную бархатную шубу. Одна беда он совсем слепой и не увидит тебя. Дом у крота был в 20 раз больше чем у полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. Крот не любил о том, что скоро лету конец будет солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой.
1. Почему крот был слепым и не любил солнце? (крот подземное животное, под землей нет света, там всегда темно и кроту не нужно зрение, потому что все равно ничего не увидишь)
2. Почему крот был толстым? (под землей холодно и толстый слой жира согревает крота, помогает ему спастись от холода и теплая бархатная шубка).
3. Почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова станет мягкой и рыхлой? (тогда кроту будет удобно копать землю, рыть в ней ходы).
Ребята, крот действительно трудяга . Длинной всего 10-15 см и весом 100 гр. он выносит на поверхность за год до 10 тонн земли. Настоящая миниатюрная землеройная машина. Кошку можно гладить только от головы до хвоста, если гладить в любом направлении шерстка будет ложиться гладко, крот ползает в любом направлении, и она не мешает ему, потому что если бы она топорщилась, как у кошки крот застрял бы при движении назад. Волоски у крота плотно прижаты к телу. Крот прекрасно слышит, различает запахи. Помогает ему ориентироваться хоботок. Крот любит пить, он прорывает ходы к лужам и ручьям. Ест крот много, без пищи быстро погибает. Питается он личинками жуков, дождевыми червями. А на них самих охотятся лисы, вороны, куницы, ежи. Но самый большой их враг — человек. Из их бархатных шубок люди шьют для себя шубы. Но кротам шубы гораздо нужнее, чем людям.
О чем бы крот попросил людей, если бы умел разговаривать?
А сейчас ребята, нам пора возвращается из подземного царства. Как хорошо на земле. Ярко светит солнце. Давайте поиграем с вами в игру «Зверолов».
1. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.
2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.
3. Кованько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
4. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.
5. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
6. Дубина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.
8. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.
9. Рыжова Н.А. Не просто сказки. М., 2002 г.
10. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.
11. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.,2005 г.
12. Нищева . Н.В. Познавательно — исследовательская деятельность опыты, эксперименты.2013г.
Источник