Конспект урока «Почва -важнейшая часть экосистемы»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
урок окружающего мира в 3 классе по образовательной системе «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок 21. 11. 2010
Предмет : окружающий мир
Тема : Почва – важнейшая часть экосистемы.
- Предметные: — познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
- Метапредметные: -формирование умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать умение работать с информацией;
-формировать умение работать с учебником.
- Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-развивать мотивы учебной деятельности ,
-формировать экологическое мировоззрение.
- традиционные: беседа, тест, работа с учебником
- нетрадиционные: работа в парах
- индивидуальное: карточки для самостоятельной работы
- общеклассное: АРМ, слайды
знаний и постановка проблемы.
Какие роли выполняют в экосистеме организмы?
Где живут производители, потребители, разрушители?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Какой вопрос можно поставить?
Производители — производят органические вещества.
Потребители получают вещества. Поедая растения или животных, а возвращая углекислый газ.
Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.
Растения производители и разрушители живут в почве, потребители на почве.
Что такое почва?
-формулировка темы урока,
-постановка учебной задачи,
-построение высказываний, понятных собеседнику
Поиск решения проблемы
1.Как вы думаете, ч то же такое почва?
-Какие основные свойства почвы? (слайды 5,6)
Давайте поближе познакомимся с почвой.
Выполните опыты на странице 44.( слайды 7-16).
Что можно сказать о составе почвы?
3. Что растения получают из почвы?
Проведём ещё один опыт. Давайте сожжём почву (опыт проводит учитель).
Как вы думаете, что выгорает и светится искрами? ( Учитель обращает внимание на минеральные вещества )
Давайте вернёмся к нашему определению почвы.
Это не просто слой земли, а какой слой?
4. Образование почвы.
Как вы думаете, из чего и как образовалась почва?
Вспомните, как разрушаются камни?
( Горные породы разрушаются под действием воды, воздуха, температуры, живых организмов.)
А как называется плодородный слой почвы?
Какой он по сравнению с другими?
Докучаев ( слайд 21 ).
Почва — часть экосистемы.
Почва — слой земли.
Если в ней живут организмы, почва обеспечивает их водой веществами.
Она является опорой для организма.
На столах стаканы с водой. Бросают в воду кусочек почвы.
Почва удерживает воду , но не всю. Когда бросили
немного земли в воду, то часть её опустилась на дно, часть осталась на поверхности. На поверхности остались перегнившие остатки. Из утонувшего кусочка почвы выходит воздух.
Дети внимательно наблюдают и рассказывают обо всём, что заметили.
Вывод: в почве есть органические и минеральные вещества.
Почва – это плодородный слой земли.
Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки других организмов в минеральные вещества. Почва от этого становится лучше.
Плодородный слой почвы называется перегноем.
Он меньше остальных слоёв.
Фронтально работают по схеме
Воспринимают рассказ учителя,
работают по схеме на слайде 20.
-работа со схемой,
-работа с учебником,
Ответьте на вопросы теста.
Работают индивидуально по карточкам
Проверка – слайд 22.
-работа с кроссвордом
-Какую проблему мы решали на уроку? ( Слайд 23 )
Как мы можем ответить на этот вопрос?
Почва – верхний плодородный слой земли. В её состав входят органические минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.
-анализ результатов своей деятельности,
-построение высказываний, понятных собеседнику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру «Почва – важнейшая часть экосистемы»
Урок окружающего мира по УМК «Гармония», 3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави.
Конспект урока окружающего мира по теме «Почва-важнейшая часть экосистемы.»
з классрабочая программа «Школа 2100″урок изучения нового материала.
Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» составлен с примененем приёмов технологии развития критического мышления.
конспект урока по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс.
Конспект урока в 3 классе по теме: «Почва — важнейшая часть экосистемы» с использованием технологии РКМЧП.
«Почва — важнейшая часть экосистемы»
Предлагаю ва технологическую карту урока по окружающему миру «Почва-важнейшая часть экосистемы» (для учащихся 3 класса).
Методическая разработка урока окружающий мир Почва – важнейшая часть экосистемы
Урок по окружающему миру 3 класс УМК «Школа 2100».
Источник
Методическая разработка урока окружающий мир Почва – важнейшая часть экосистемы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по окружающему миру 3 класс УМК «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 666.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир »
Автор разработки: учитель начальных классов Ракитина Наталия Леонидовна
Тема: «Почва – важнейшая часть экосистемы»
– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
– Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3 . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3 . Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Предметные: — познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
Организация образовательного пространства
система контроля и мониторинга качества знаний PROClass
№1: салфетки, горшочек с почвой,
№2: почва, стакан с водой, ложка,
Для учителя: держатель, спиртовка, блюдце с землёй, образцы почвы, прозрачный стакан с водой, горшочек с почвой.
- А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир: 3 кл.: Учебник.- М.: БАЛАСС.
- А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь.- М.: БАЛАСС.
I. Организационный момент. Дети поделены на 2 группы.
ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
(Образовательная технология «Проблемный диалог»)
— Сегодня, ребята, я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию. Чем занимаются учёные в лаборатории?
— Но прежде, чем начать любое исследование необходимо определить ОБЪЕКТ исследования. Вот и мы с вами сейчас определим объект нашего исследования, отдагав загадку:
Есть на свете чудесная кладовая.
Положешь в неё мешок зерна,
Горсть семян превращаются в целую кучу огурцов.
— Сказка ли это? (нет)
— Чудесная кладовая есть на самом деле. И называется она? (ПОЧВА)
— Итак, объектом нашего исследования будет ПОЧВА.
В XIX веке в России возникла наука – ПОЧВОВЕДЕНИЕ, основоположником которой стал Василий Васильевич Докучаев. За 200 лет учёные сделали немало открытий. И многое о почве уже известно.
— А тогда, зачем мы будем исследовать почву, если учёные уже многое открыли?
— Какова же цель нашего исследования? (Узнать новое о почве)
— Вот несколько методов исследования:
Прочитать книги о том, что исследуешь.
Спросить у других людей, у специалистов.
Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.
Найти информацию в глобальных компьютерных сетях.
— А как вы думаете, в нашей лаборатории, какой будет основной метод исследования, судя по тому, что у вас на столах? (ОПЫТ)
— Для проведения опыта, нам понадобятся специальные халаты. Оденьте их и занимайте места в лаборатории.
ΙΙI. Совместное открытие знаний.
— Вы видели, ребята, когда размножают растения отростки ставят в воду. А почему, они не растут в воде? (нет питательных веществ, нет воздуха)
— Давайте сейчас узнаем, какие силы почвы дают жизнь маленьким растениям. Для этого мы проведём первый эксперимент :
— На ваших столах на белом поддоне лежит образец почвы. Поставьте его под микроскоп. Что мы наблюдаем с вами на мониторе? (минералы, соли, глину)
— Какой можно сделать вывод? (почва состоит из различных веществ)
— Учёные такое предположение называют ГИПОТЕЗА. А гипотезу нужно обязательно проверить. Давайте проведём ещё несколько экспериментов, чтобы ДОКАЗАТЬ или ОПРОВЕРГНУТЬ нашу гипотезу.
— У вас на салфетках лежит горсть почвы. Возьмите вторую салфетку, положите её сверху и придавите. Что вы наблюдаете? (появилось тёмное пятно)
— Почему салфетка потемнела? (от воды)
— Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)
— Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного, и посмотри на дно. Что вы наблюдаете? (пену, пузырьки) — Значит, в почве есть воздух.
— Присмотритесь внимательно, что вы видите? (травинки, палочки)
— Какой вывод можно сделать? (в почве есть мёртвые организмы)
— А что с ними будет происходить в почве? (высыхать, загнивать)
— И образуется в почве перегной.
Эксперимент (проводит учитель)
Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. Взять несколько капель воды из стакана. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. Подержать блюдце (стекло) над огнем.
— Что вы наблюдаете? (вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты)
— Значит, в почве есть соли или минеральные вещества, которые могут растворяться в воде.
— Проведём ещё один эксперимент. Он длительный по времени, поэтому я заранее его приготовила для вас. Пластиковую бутылку разрезала на 2 части. В одну часть (воронку) я насыпала почву. Вставила её в оставшуюся часть и поставила под настольную лампу.
— Посмотрите, что оказалось на дне. Что вы видите? (личинки, червяка)
— Что доказывает это исследование? (в почве есть живые организмы) — Ребята, наша гипотеза подтвердилась? (Да, почва состоит из различных веществ)
В.В.Докучаев назвал почву – мёртвый живой организм. Хотите узнать почему?
— Для этого давайте воспользуемся ещё одним методом исследования. И посмотрим мультфильм.
— За что аплодировали червячку Кузе? (он совершает круговорот веществ в почве)
–Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.
Работа в учебнике.
– Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)
– На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.)
– Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. ( Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах ).
– Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)
Цель: научит школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
— Наша лаборатория подходит к концу. И я вас сейчас попрошу ответить на несколько вопросов. Для этого возьмите пультики.
(на интерактивной доске) тест PROCLass
- Я сегодня больше узнал используя метод:
A Провести опыт
B Найти информацию в глобальных компьютерных сетях
C Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
D Прочитать книги о том, что исследуешь
- Мне понравилось работать:
A я ничего нового не узнал
B открыл для себя новое
C у меня ещё много вопросов
Ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и старание.
VIII. Домашнее задание: стр.45, №5. Приготовить сообщение о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру «Почва – важнейшая часть экосистемы»
Урок окружающего мира по УМК «Гармония», 3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави.
Конспект урока окружающего мира по теме «Почва-важнейшая часть экосистемы.»
з классрабочая программа «Школа 2100″урок изучения нового материала.
методическая разработка урока окружающего мира «Почва-кормилица» 3 класс, УМК «Гармония»
Разработка урока по теме «Почва — кормилица» с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование — презентация, учебник — тетрадь О.Т.Поглазовой «Окружающий мир».
Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» составлен с примененем приёмов технологии развития критического мышления.
конспект урока по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс.
Конспект урока в 3 классе по теме: «Почва — важнейшая часть экосистемы» с использованием технологии РКМЧП.
Урок по окружающему миру: » Почва — важнейшая часть экосистемы»
Урок окружающего мира 3 класс «Почва — важнейшая часть экосистемы», ОС «Школа 2100»
Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит.
Источник