Проект «Почва — легкие земли» в подготовительной группе
Ольга Терентьева
Проект «Почва — легкие земли» в подготовительной группе
Проект: «Почва – легкие земли».
Актуальность. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому в своей работе я большое внимание уделяю опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Моя задача — связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Цели:
1. Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как почва, песок и глина и их свойствами.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
3. Расширять знания о почве.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами почвы, глины, песка.
Формировать у детей представление о неживой природе, о значении почвы, глины, песка в природе и в жизни человека.
Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый.
Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Прививать любовь к природе.
Паспорт проекта работы.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6 – й год жизни.
Направленность развития детей, в рамках которого проводиться работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно – речевая, изобразительная, ручной труд, игровая).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: исследовательский, познавательно — творческий.
Форма проведения: занятия, экскурсии, походы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.
Продолжительность: июнь – август.
Цель – результат: Создание необходимых условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире, развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Развитие эмоционально — ценностного отношения воспитанников к природе. Заинтересовать родителей в экспериментально — поисковой деятельности своих детей.
Этапы работы с детьми над проектом
«Почва – легкие земли»
Этапы Форма работы с детьми и родителями Задачи Время проведения
I. 1. Создание развивающей среды. Подготовка оборудования и материалов (накопители для коллекции песка, глины, земли, лупы, трубочки, лопатки и т. д).
2. Развитие познавательной активности детей. Поддержание интереса к экспериментальной деятельности.
3. Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «что такое почва?».
4. Составление плана работы. Планирование предстоящей работы.
5. Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта.
6. Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта.
II. 1. Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток «Почва, песок, глина». Воспитывать любознательность к предложенной методической литературе. июль
2. Познавательная беседа «Кладовая Земли». Пробудить интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания о почве.
3. Беседа: «Песок и глина в природе». Формировать у детей познавательный интерес к природе.
4. Исследовательская деятельность. Изучить почву
«Свойства почвы». Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
5. Дидактическая игра «Что у нас под ногами?». Побуждать развитие фантазии.
деятельность: опыты по изучению почвы «Свойства почвы». Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений. Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.
7. Практическая деятельность.
8. Изобразительная деятельность «Придумай и нарисуй животное, которое обитает в почве». Побуждать развитие фантазии в процессе.
9. Огород на окне. Посадка семян на рассаду.
10. Стихи о песке Дать детям элементарные знания и представление о почве.
11. Беседа «Кто живет в песке?». Формировать наблюдательность в процессе.
12. Игры – эксперименты «Песчаные бури»,
«Сыпучий песок». Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.
13. Наблюдение «Песок после дождя и в сухую погоду». формировать интерес к явлениям окружающего мира.
14. Игра «Следы на песке». Развивать способность принимать решения.
15. Беседа «Песок и глина в природе». Формировать у детей познавательный интерес
к природе, развивать
наблюдательность, мыслительную активность.
16. Практическая деятельность «Свойства мокрого песка». Учить фиксировать результаты исследований.
17. Дидактическая игра «Ящик ощущений». Закрепление знаний о почве.
18. Беседа «Где используют
песок и глину». Формировать у детей любовь к природе и проявлять интерес.
19. Практическая деятельность «Как песок или глина дружат с водой». 1. Развивать умение сравнивать, делать выводы.
III. 1. Подведение итогов работы над проектом закрепление знаний о свойствах почвы, песка и глины.
2. Презентация проекта «Почва – легкие земли». Подготовка к презентации проекта.
Консультации для родителей на тему:
«Песочная терапия – один из методов арт – терапии».
«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».
«В саду ли, в огороде».
Мастер — класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».
Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина».
Памятка для родителей
Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем узнаете. Открывайте мир вместе с ребенком.
2. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже — действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь»?
4. Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и сразу поймет: развивающее обобщение «на вырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в свой дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребенком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка, поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои влечения предметом общения с ребенком.
Источник
Почва, её состав
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pochva_3_klass.docx | 27.92 КБ |
pochva_3_klass.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
Способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;
Содействовать развитию познавательного интереса, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
- Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
- Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
- Формировать умение вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.
- Способствовать овладению логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
- Способствовать осуществлению самостоятельного поиска информации.
3. Расширить сведения о почве.
- Способствовать готовности слушанию собеседника;
- Содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
- Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
- Способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- Способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
- Принимать и осваивать социальную роль учащегося;
- Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
- Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
I. Самоопределение к деятельности урока.
-Начинаем наш урок .
Психологическая установка на работу.
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
II. Постановка проблемной учебной задачи.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
III. Открытие нового знания.
— Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы . Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке . Изучите его.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва ?
3. Свойства почвы ?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва ?(слайд 2)
Дети внимательно рассматривают изображение почвы .
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Правильно. Почва – верхний , темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна : от 2см до 2м и больше.
Слайд » Почва – это верхний , темный, рыхлый слой земли».)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва ? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва .
V. Продолжение работы по теме урока.
Перейдём ко 2 пункту плана.
— Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы . Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1) .
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы .
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы . Мы заметили, что из почвы выходят . Значит в почве есть воздух . (слайд 3)
Опыт № 2 (группа 2) .
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы .
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан .
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ : Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)
Опыт № 3 (группа 3) .
1. Возьмите горшок с почвой .
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду .(слайд 5)
Опыт № 4 (группа 4) .
1. Возьмите посуду с почвой .
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
Ключевые слова : пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ : Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
— Итак, подведём итоги : заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)
1. В почве есть воздух .
2. В почве есть вода .
3. Почва не удерживает воду .
4 . В почве есть песок , глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной . Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
— Чем больше в почве перегноя , тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит ? Плодородие – способность почвы “рождать плоды” , производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
— Это главное свойство почвы .
— А какие же животные обитают в почве ? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве , делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви . Передвигаясь в почве , они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем . В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
VI. Первичное закрепление.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. ( слайд 8)
1. Вещество, повышающее плодородие почвы . (Перегной.)
2. Основное свойство почвы . (Плодородие.)
3. Животные, которые рыхлят почву ? /Черви/
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
п е р е г н о й
п л о д о р о д и е
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА .
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву ?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве ? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве .
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока .
Источник