Меню

План урок почвы 7 класс

Почвы. Технологическая карта.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Технологическая карта урока по теме «Почвы» в 7 классе.

Скачать:

Вложение Размер
pochvy_7_klass_tehnologicheskaya_karta.docx 20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Матыцина Светлана Александровна

Урок географии в 7 А классе. Тема: «Почвы».

• выявить причины почвенного разнообразия;

• познакомить с факторами почвообразования;

• сформировать знания об основных зональных типах почв мира;

• оценить вклад В. В. Докучаева в развитие науки о почвах;

• раскрыть значение охраны почв.

Ценностный компонент урока: значение разнообразия почв; охрана почв.

Оборудование: схемы «Факторы почвообразования» и «Почвы природных зон Земли», «Почвенная карта мира».

Тип урока: комбинированный.

флора, фауна, охрана флоры и фауны планеты.

Задаёт вопросы по домашнему заданию

Находят в справочниках, Интернете информацию,

подтверждающую, что животный мир обладает большим

разнообразием, а растительный мир — большей биомассой.

2. Объясняют, почему флора и фауна на разных материках различаются. 3. Рассказывают, как растения приспособились к влажным, холодным, сухим и жарким климатическим условиям.

4. Рассказывают, как животные приспособились к обитанию в различных природных условиях.

5. Выступают с докладом «Я хочу рассказать об этом растении (животном) потому, что…»

Личностные: формирование готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию

3изучение нового материала

В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности, типы почв и закономерности их распространения,

Представляет ребятам видеоролик «Путешествие дождевого червя». Ставит перед ними задачи: вспомнить, что такое почва, обратить внимание из каких компонентов она состоит, какими свойствами обладает, какими живыми организмами населена, от чего зависит плодородие почвы.

Формулируют определение, что такое почва.

Отвечают на поставленные вопросы. Записывают кто такой В. В. Докучаев, называют известные им типы почв.

Анализируют схему в учебнике, определяют какие факторы и как влияют на формирование почв.

Обращаются к рисунку 52 на

с. 72—73 учебника, чтобы убедиться в существовании закона мировой почвенной зональности, открытого В. В. Докучаевым. Прослеживают по рисунку 52, какие типы почв характерны для природных зон мира.

Затем, обучающимся предстоит выяснить, какие типы почв распространены на Земле. С этой целью они анализируют рисунок 52, почвенную карту мира и текст на с. 71—72 учебника, раскрывая особенности почв каждой природной зоны. Результаты своей работы они оформляют в виде таблицы.

В завершение урока высказывают собственное мнение о значении почв для человека и важности их охраны.

Предметные: формирование представлений и знаний о

причинах разнообразия почв, об основных зональных ти-

пах почв Земли, о хозяйственной деятельности человека,

ведущей к возникновению и развитию или решению эко-

логических проблем, связанных с почвами; формирование

умений и навыков использования знаний о почвах в по-

Метапредметные: формирование умений: 1) работать

с разными источниками географической информации —

текстом параграфа, почвенной картой мира, схемой и профилем; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

4) создавать таблицы.

Личностные: формирование готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе выполнения самостоятельных заданий; формирование

основ экологической культуры и убеждений в необходимости бережного и рационального использования почвенных ресурсов, охраны почв.

Источник

План урока на тему «Почвы мира» 7 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

География 7 класс

Цель урока: выявить причины почвенного разнообразия;

познакомить с факторами почвообразования;

сформировать знания об основных зональных типах почв мира;

оценить вклад В.В. Докучаева в развитие науки о почвах;

раскрыть значение охраны почв.

Планируемые результаты обучения:

Предметные : формирование представлений и знаний о причинах разнообразия почв, об основных зональных типах почв Земли, о хозяйственной деятельности человека, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем, связанных с почвами; формирование умений и навыков использования знаний о почвах в повседневной жизни.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации – текстов параграфа, почвенной картой мира, схемой и прфилем; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4) создавать таблицы.

Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе выполнения самостоятельных заданий; формирование основ экологической культуры и убеждений в необходимости бережного и рационального использования почвенных ресурсов, охраны почв.

Оборудование: схемы «Факторы почвообразования» и «Почвы природных зон Земли», «Почвенная карта мира».

Тип урока: комбинированный

Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Ответы на вопросы:

— Найдите в справочниках, Интернете информацию, подтверждающую, что животный мир обладает большим разнообразием, а растительный мир – большей биомассой.

— Объясните, почему флора и фауна на разных материках различаются.

— Расскажите, как растения приспособились к влажным, холодным, сухим и жарким климатическим условиям.

-Расскажите, как животные приспособились к обитанию в различных природных условиях.

Заслушивание сообщений (презентаций) на тему « Я хочу рассказать об этом животном (растении) потому, что..»

Изучение нового материала

— Что такое почва? плодородие?

-Кто такой В.В.Докучаев?

-Назовите известные вам типы почв.

1.Работа со схемой « Факторы почвообразования», стр.70

-Какие факторы и как влияют на формирование почв?

В размещении почв на Земле существуют определенные закономерности. Эти закономерности выявил на основе изучения факторов почвообразования наш соотечественник, ученый-естествоиспытатель В.В.Докучаев. Он установил, что почвы тесно связаны с природными условиями территории: климатом, растительностью, животным миром и рядом других факторов. Это позволило В.В.Докучаеву выделить генетические типы почв, а также установить, что зональность почвенного покрова совпадает с географическими зонами.

Работа с учебником /рис.52, стр. 72-73/

Итак, мы еще раз убедимся в существовании закона мировой почвенной зональности, открытого В.В.Докучаевым.

Задание: проследить по рисунку 52, какие типы почв характерны для природных зон мира.

Вывод: широтное положение почвенных зон нарушается природными особенностями континентов и их отдельных частей: разнообразием рельефа, особенностями почвообразующих горных пород, близостью океанов.

(Работа с почвенной картой, рисунком (52) и текстом учебника/стр.71-72/)

Задание: Выясните, какие типы почв распространены на Земле.

/анализ особенностей почв каждой природной зоны/.

Результаты своей работы оформить в виде таблицы.

Источник

Конспект урока по географии 7 класс «Почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ «СОШ № 34»г.Симферополя

Учитель географии Морозов Е.В.

План-конспект по географии 7 класс.

• Выявить причины, определяющие разнообразие почв на Земле.

• Сформировать знания о зональных типах почв.

• Формировать умение анализировать схему «Почвы природных зон Земли».

• Продолжить формирование умения анализировать тематические карты.

• Сформировать убеждение в необходимости охраны и восстановления почв.

Оборудование: учебник, схема «Почвы природных зон Земли», атлас.

Основное содержание: почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

Проверка домашнего задания:

1. Как связаны животные и растения с природными условиями?

2. Каковы основные причины различия флоры и фауны на материках?

3. Почему важно сохранять биоразнообразие Земли?

4. Какие виды человеческой деятельности приводят к сокращению биоразнообразия? Изучение нового материала:

В начале урока необходимо обеспечить положительную мотивацию темы, показав значение почвы в природе и жизни человека.

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин

— Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)
— Предположите тему сегодняшнего урока? Какие у вас есть ожидания по предстоящей работе?

Вопросы к кроссворду:

Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).

Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).

Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).

Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).

Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные).

Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).

Жидкое вещество почвы (вода).

Работа с учебником на стр.70. Самостоятельно прочитать и заполнить кластер №1 «Почвообразующие факторы».

При выявлении закономерностей распространения главных типов почв Земли, а также связей между природными условиями, свойствами почв и характером их использования человеком полученные знания можно систематизировать в таблице.

Условия образования, свойства и использование главных типов почв Земли

Хозяйственное использование почв и меры по улучшению их плодородия

Перед заполнением таблицы необходимо ознакомить учащихся с почвенной картой мира в атласе. Затем работу можно организовать по группам. Каждая группа учащихся получает задание составить таблицу характеристики одного из типов почв.

В ходе этой работы учащимся предстоит выполнить следующие учебные действия:

1. Проследить по картам смену типов почв с севера на юг.

2. Определить, какой природной зоне соответствует определенный тип почвы.

3. Установить, в каких условиях происходит почвообразование данного типа почвы.

4. Выявить связи между условиями образования типов почв и их свойствами.

5. Выделить свойства почв, имеющие значение для их использования в хозяйственной деятельности.

6. Выявить взаимосвязи в системе «почва — человек»: что дает почва человеку, как человек использует природные условия и свойства данного типа почвы? Установить обратную связь в этой системе, ответив на вопрос: «Какие мероприятия проводятся по улучшению природных свойств и поддержанию плодородия рассматриваемых почв?»

В процессе работы над таблицей учащиеся используют в качестве источников знаний различные карты (почвенную, климатическую, природных зон), текст § 19 и рисунок 51 учебника.

Далее рассматривается вопрос об изменении почв в процессе хозяйственной деятельности. Воздействие человека на почву вызывает ухудшение ее качества и плодородия. К особо опасным последствиям воздействия человека на почву следует отнести эрозию почвы, загрязнение химическими веществами, неправильные методы земледелия (распашка легко эродируемых почв, неправильная распашка склонов, внедрение монокультур), засоление, заболачивание, а также прямое уничтожение и занятие почв под постройки и т. д.

Возможности для дальнейшего увеличения площади пахотных земель в мире почти полностью исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.

При рассмотрении проблемы мелиорации земель можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

1. Уменьшится ли зависимость человека от плодородия почв с развитием НТП?

2. Почему орошение может привести к вторичному засолению?

3. Считаете ли вы необходимым проводить регулярное орошение черноземов для повышения урожайности?

4. Какое значение в орошении почв имеет рельеф?

Понятия «эрозия почв», «мелиорация» можно рассмотреть после анализа содержания опорных схем. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на самом важном в изучаемом материале, наглядно вскрыть сложные взаимосвязи в цепочке «почва — человек — почва».

Источник

Урок географии в 7 классе «Почва»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель: Сформировать представления о почвах Земли, их разнообразии.

1. Развивать умение сравнивать, анализировать.

2. Сформировать понятие почва.

3. Воспитывать бережное отношение к почвам.

Оборудование: учебник, схема «Почвы природных зон Земли», атлас, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.

Повторение изученного материала

Изучение нового материала.

Подведение итогов урока

— Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды суши).

— Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений?

(тепло, влага, почва)

— Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность

— Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).

— Расскажите о любом животном, занесённом в Красную книгу?

— Расскажите о любом растении, занесённом в Красную книгу ?

Итак, цель нашего урока: почва.

— узнать, что такое почва; образование почв.

— выяснить, как появились почвы на Земле;

— выяснить, из чего состоят почвы, главное свойство почв.

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить.
А. Тетивкин

— Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)
Почва — поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов. Это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см.

Описанию свойств почв и их классификации человек уделял внимание со времени возникновения земледелия. Тем не менее, появление почвоведения как науки произошло лишь в конце XIX века и связано с именем В. В. Докучаева .

В. И. Вернадский также внёс вклад в почвоведение. Он называл почву биокосным образованием, то есть состоящим из живого и неживого вещества.

Выдающийся русский ученый — основоположник науки о почве (почвоведения) В.В. Докучаев писал, что почва — «зеркало» природы. Горные породы, рельеф, климат, воды, микроорганизмы, растения и животные участвуют в формировании почв. Среди этих факторов особое место занимает деятельность человека. Строение почв.

В формировании почв принимают участие процессы выветривания, образования гумуса и передвижение органического вещества, и образование гумуса и передвижения органических и минеральных соединений в пределах почвенного профиля. Верхний горизонт — гумусовый. Он густо пронизан корнями. Здесь происходит накопление органического вещества и образование гумуса. Гумусовый горизонт самый темный. Цвет его зависит от накопившегося перегноя. Количество перегноя уменьшается сверху вниз, поэтому горизонт светлее в нижней части. При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений. В почвах, формирующихся в условиях большого количества осадков, под гумусовым горизонтом образуется горизонт вымывания. Это очень осветленный горизонт, из которого вынесена значительная часть органических и минеральных соединений. Иногда вынесено всё, что может раствориться, и остается один кремнезём. Это подзолистый горизонт. Ниже лежит горизонт вмывания. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы. Под ним находится слабо измененная материнская порода, на которой изначально и начался процесс почвообразования. Между горизонтами происходит непрерывный обмен веществом, путем циркуляции почвенного раствора. По строению почвенного профиля, т.е. по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу, определяют принадлежность почвы к определенному типу. По механическому составу — соотношение различных по величине минеральных частиц (песка, глины) почвы подразделяются на глинистые, суглинистые и песчаные. Поддерживанию благоприятного для растений водного и воздушного режима способствует структура почвы — способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина комочков неодинаковая в разных типах почв. Лучшей является зернистая, или мелкокомковая, структура с комочками диаметром 1 — 10 мм. Если в почве содержится мало гумуса и глинистых частиц, то такие почвы обычно бывают бесструктурными (песчаные и часто супесчаные).

Разнообразие и размещение почв

Тип, механический состав, структура почвы, её плодородие и т. д. зависят от сочетания факторов почвообразования в конкретных географических условиях. Размещение почв на Земле зависит, прежде всего, от климата. На равнинах наблюдается смена почв от экватора к полюсам, а в горах — от подножия к вершинам. В условиях одинакового климата разнообразие почв обусловлено рельефом и горными породами. Для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами.

Для определения механического состава почвы надо из горсти увлажненной земли попробовать скатать шарик, и если:

шарик рассыпается — почва песчаная;

шарик скатывается, но из него не получается цилиндрик — почва супесчаная;

цилиндрик получается — почва глинистая;

цилиндрик при сгибании растрескивается — почва суглинистая;

из цилиндрика легко получаются кольца и жгуты почва тяжелоглинистая.

Как правило, это заболоченные, переувлажненные почвы. На них растут специфические растения, которые могут служить биологическими индикаторами — хвощ, конский щавель, подорожник. Иван-да-Марья, ромашка, пырей, вьюнок, бодяк желтый и др. указывают на слабокислую и нейтральную реакции. Точнее значение кислотности в таких случаях надо определять в специальных лабораториях.

Улучшение кислых почв: внесение древесной золы или извести (гашеной или негашеной) — 2-6 кг/10 м.кв. Доза зависит от уровня кислотности и типа почвы: на легких она ниже, а на тяжелых глинистых — больше. Вместо извести можно использовать шлаки, мел, мергель и другие известковые материалы. Почву лучше обрабатывать весной, а если это делают осенью, то одновременно нужно вносить большие дозы навоза.

Солонцы и солонцеватые почвы

Характерные при знаки: весной почва плохо «созревает » — сверху быстро высыхает, образуя твердую плотную корку, а под ней почва остается переувлажненной, неоструктуренной — легко мажется и не поддается обработке ( «неспелая » почва). Для нейтрализации натриевых солей, которые в данном типе почвы обычно находятся в избытке, осенью, после перекопки, по поверхности разбрасывается и заделывается под грабли мелкомолотый гипс (3-6 кг на Юм2). На второй год вносятся большие дозы навоза. Применение извести, глиногипса, хлористого кальция менее эффективно, чем применение гипса. В других случаях проводят землевание нанесение хорошо оструктуренной почвы слоем не менее 20-25 см. Для сокращения затрат выкапывают канавы на расстоянии 80-140 см друг от друга шириной 25-30 см и глубиной 0-35 см, которые заполняют плодородной почвой, и на ней высевают (высаживают) с/х культуры (желательно с большой площадью питания)

По всем показателям, отличные почвы для выращивания с/х культур за исключением того, что они плохо удерживают влагу и питательные вещества.

Способы улучшения: снимают поочередно верхний слой песка лентами шириной 40-50 см и глубиной 20-25 см и на дно укладывают слой глины или глинистой почвы (толщиной не менее 10-15 см), а затем сверху снова насыпают песчаную почву, перемешав ее с навозом, компостом, минеральными удобрениями. Вместо глины можно использовать полимерную пленку или толь (рубероид). Способ очень трудоемкий, но дает отличные результаты, особенно по влаголюбивым культурам, нуждающимся в усиленном режиме орошения и внесении повышенных доз органических удобрений.

Серые лесные почвы

По многим показателям близки к дерново-карбонатным почвам (только несколько выше кислотность (рН—5,5-6,5). Они склонны к замыванию и переуплотнению. Нуждаются в периодическом известковании, углублении пахотного горизонта, а также в удобрении фосфором и азотом.

Характеризуются высоким естественным плодородием и большим содержанием азота (2-4%), низким содержанием фосфора, высокой кислотностью (рН=3,5-5) и низкими физико-механическими свойствами. Нуждаются в регулировании водного режима (осушение-орошение), внесении фосфорно-калийных удобрений, регулярном известковании и внесении микроэлементов.

Лучшие из почв по всем показателям (уровню плодородия, глубине гумусового горизонта (если не эродированы), содержанию макро- и микроэлементов и физико-механическим параметрам почвы). Оподзоленные черноземы склонны к заиливанию и переуплотнению, а карбонатные черноземы бедны железом в доступной для растений форме (провоцируется хлороз винограда и плодовых).

рек и речушек или у основания протяженных или крутых склонов часто бывают увлажненными или заболоченными. Их можно окультурить, внося соломистый навоз, компосты, песок, дерновую землю, а так же устроив дренаж: для удаления избыточной влаги.

Тяжелоглинистые и глинистые почвы

Обладают низкой водопроницаемостью (низкой способностью впитывать влагу), вследствие чего испытывают сильную эрозию, особенно при летних интенсивных осадках (ливнях) при обильном орошении, особенно на склонах.

Второй недостаток: из-за высокой водоудерживающей способности, особенно на пониженных местах, часто отмечается переувлажнение почвы. Вследствие этого появляется склонность к сильному уплотнению (переуплотнению) и медленному прогреванию (нагреву) почвы весной ( «холодные «почвы), а также отмечается хлороз винограда, плодовых и других культур (из-за анаэробных условий). Наиболее оптимальное соотношение основных параметров отмечается на легких суглинистых почвах, с высоким содержанием органического вещества (гумуса). Если почва тяжелоглинистая или заплывающая в результате ирригационного засоления, осенью при перекопке (вспашке) крупные комья не разбивают; лучше будет, если они к весне рассыплются под воздействием зимнего промораживания (зябь).

V. Закрепление изученного материала.

Работа в парах. Составить описание почвы природной зоны.

Хозяйственное использование почв и меры по улучшению их плодородия

Воздействие человека на почву вызывает ухудшение ее качества и плодородия. К особо опасным последствиям воздействия человека на почву следует отнести эрозию почвы, загрязнение химическими веществами, неправильные методы земледелия (распашка легко эродируемых почв, неправильная распашка склонов, внедрение монокультур), засоление, заболачивание, а также прямое уничтожение и занятие почв под постройки и т. д.
Возможности для дальнейшего увеличения площади пахотных земель в мире почти полностью исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.
VII. Домашнее задание.

Источник

Читайте также:  Выращивание всех видов капусты
Adblock
detector